Какие агрегированные экономические субъекты включены в снс. Система национальных счетов
Для анализа экономической деятельности государств применяется система национальных счетов. Это комплекс классификаций и показателей: доходов и расходов на общегосударственном уровне, объемы производства и оказания услуг. СНС - своеобразный «снимок» экономики отдельно взятого государства, позволяющий проводить мониторинг и оценивать экономическую ситуацию в отдельные периоды времени. С помощью СНС можно определить общий объем активов и долгов, оценить уровень жизни граждан, проанализировать экономические отношения между государствами.
Основные счета системы национальных счетов
Основные счета системы национальных счетов, использующиеся на данный момент, включают в себя:
- текущие счета (производства, распределения и перераспределения, использования доходов);
- счета накопления (финансовый, операций с капиталом, изменений в активах);
- балансы активов и пассивов;
- счета переоценки, операций с капиталом и т.д.
Используя основные счета, можно определить текущее положение дел в экономике государства, выявить проблемы, оценить объем производства, доходов.
Система национальных счетов: ВВП
В системе национальных счетов ВВП играет ключевую роль. Это основной показатель, по которому оценивать положение дел в экономике. Под валовым внутренним продуктом понимают общую стоимость всех услуг и товаров (конечных, предназначенных для употребления), которые были оказаны/изготовлены на территории государства, в том числе, иностранными юридическими и физическими лицами, на иностранном оборудовании и из импортного сырья. Национальная принадлежность факторов производства значения не имеет. ВВП фиксируется в национальной валюте, либо в иностранной - по текущему курсу.
Статистика системы национальных счетов
Статистика системы национальных счетов применяется для оценки состояния экономики. В ней закреплены макроэкономические показатели, методы оценки и переоценки ВВП, платежные и межотраслевые балансы, схемы счетов, сопоставления ВВП разных стран. На основе этой статистики правительство государства строит социально-экономическую политику. Ряд макроэкономических показателей могут повлиять на экономические отношения между государствами, а также их отдельными представителями.
Макроэкономические показатели в системе национальных счетов
Макроэкономические показатели в системе национальных счетов имеют важнейшее значение для оценки состояния экономики. В число таких показателей входят валовый внутренний продукт, чистый внутренний продукт, валовый и чистый национальный доход. Под чистым внутренним продуктом (ЧВП) понимают общую стоимость всех произведенных на территории государства услуг и продуктов за вычетом потребления основного капитала. Под валовым национальным доходом - общую стоимость услуг и продуктов, оказанных/изготовленных всеми резидентами государства. ЧНД получают, исключая из валового дохода потребление основного капитала.
Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.
В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.
В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.
В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:
- органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
- предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
- международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).
Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.
Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.
Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:
- производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
- оказание услуг для реализации;
- деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
- оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
- оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
- оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
- оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.
В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.
Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.
Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:
- нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
- финансовые корпорации и квазикорпорации;
- государственное управление;
- домашние хозяйства;
- некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.
Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).
Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.
Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.
Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.
Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:
- валовой национальный доход (ВНД);
- валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
- конечное потребление;
- валовое накопление;
- сальдо экспорта и импорта;
- национальное сбережение;
- чистое кредитование и чистое заимствование;
- национальное богатство.
ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.
ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.
ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.
Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.
Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).
Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.
Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.
Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.
Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.
Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.
Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.
Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:
А. Валовой внутренний продукт
Б. Потребление основного капитала
В. Чистый внутренний продукт (А-Б)
Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы
Д. Валовой национальный доход (А+Г)
Е. Чистый национальный доход (Д-Б)
Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы
3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)
И. Конечное потребление
К. Национальное сбережение (3Й)
Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы
М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)
Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)
О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов
П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)
Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:
GDP = C + I + E,
где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.
GDP = W + Q + R + P + Т,
где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).
GDP = D + N - U,
где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.
GNI = GDP + L M,
где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.
GNDI = GNI + В - G,
где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.
где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.
S + K = f + Z + J - О,
где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.
где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.
Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.
Для определения итогов хозяйственной деятельности любого экономического субъекта сопоставляются суммы доходов и расходов за определенный период времени, отраженные в его отчетности. Результаты сравнения позволяют сделать вывод о его экономическом состоянии и принять правильные управленческие решения. Для экономики страны такая же роль отведена национальному счетоводству, которое является основой анализа экономического состояния страны.
Цель национального счетоводства - дать количественную информацию о производстве, распределении и использовании общественного продукта как агрегированного показателя экономических результатов национального хозяйства страны.
Для анализа сложных макроэкономических взаимосвязей необходима система взаимодополняющих показателей, потому что от степени достоверности и оперативности информационных потоков зависит качество управления.
Система национальных счетов - совокупность основных макроэкономических показателей, характеризующих условия, процессы и результаты национального производства товаров и услуг.
Основоположником национального счетоводства считается Ф. Кенэ : в 1758 г. им впервые разработан макроэкономический баланс, в котором общественное производство было исследовано с точки зрения как стоимостного и натурально-вещественного содержания общественного продукта, так и основных классов общества (производственного и непроизводственного).
Национальное счетоводство как средство анализа экономики применяется с конца 30-х гг. ХХ в., а как средство официальной статистики - после окончания Второй Мировой войны (в США, Англии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии). Возрастающая интернационализация национальных экономик, интеграционные процессы в мировом хозяйстве обусловили необходимость создания универсальной международной системы национального счетоводства. В 1950 г. Организацией Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) была принята Упрощенная стандартная СНС . Принимались поочередно три варианта СНС в рамках ООН (1952-1953 гг., 1968 г., 1993 г.).
В современной СНС выделяются такие принципиальные новшества:
· разбивка показателей по отраслям экономики;
· выделение финансового сектора и потоков финансовых активов;
· введение балансов имущества.
С февраля 1993 г. действует новый усовершенствованный стандарт, учитывающий особенности стран, переходящих к рыночной экономике.
В современных условиях СНС - это международный стандарт оценки основных экономических показателей стран для их сравнительного анализа.
Значение СНС и ее использование в хозяйственной практике:
1) широкое применение правительством и территориальными органами управления в разработке мер экономической политики, моделей и прогнозов;
2) использование крупными компаниями для анализа рыночной конъюнктуры и принятия стратегических решений;
3) использование в качестве информационной базы научных исследований для выработки рекомендаций правительству;
4) использование международными организациями, определяющими квоты стран в их финансировании.
Выделяется ряд методологических принципов построения СНС :
· все факторы производства (труд, капитал, земля, предпринимательская способность) - это источники создания стоимости;
· сфера производства - это деятельность по производству экономического блага (товаров и услуг), в которой все отрасли равнозначны (материальное и нематериальное производство);
· основные показатели носят балансовый характер и отражают процесс создания и движения стоимости;
· в основе балансовых построений лежат группировки и классификации с позиции отдельных объектов и субъектов хозяйствования;
· разбивка экономики на секторы;
· использование принципов бухгалтерского учета (система счетов и корреспонденция операций, двойная запись, баланс активов и пассивов).
Добавленная стоимость - это стоимость, созданная хозяйственной единицей (предприятием), которая включает затраты на производство продукта (заработная плата, амортизация, прочие затраты) и прибыль. Стоимость потребленных сырья и материалов, приобретенных у поставщиков (материальные затраты) и оплата работ, услуг со стороны, в создании которых данное предприятие участия не принимало, в добавленную стоимость не включается. Следовательно, добавленная стоимость - это валовая продукция предприятия в рыночных ценах за вычетом материальных затрат. В макроэкономическом смысле это стоимость, создаваемая (добавляемая) на каждой промежуточной стадии обработки валового продукта страны.
Национальная экономика состоит из совокупности институциональных единиц-резидентов, являющихся первичными единицами учета в СНС.
Институциональная единица - самостоятельный хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом и обладающий полным набором бухгалтерской отчетности.
Резиденты (от лат. residens, residentis - сидящий, остающийся на месте) - это экономические субъекты, зарегистрированные в данной стране (физические и юридические лица) и занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др., созданные в соответствии с законодательством данной страны.
Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и т.д. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. В целом, критерии отнесения к резидентам страны - постоянство места жительства, местонахождения, места управления, места регистрации.
Если хозяйственный субъект не обладает всеми характеристиками институциональной единицы, то для ее идентификации применяют дополнительные кpитеpии:
а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами, поэтому они считаются институциональными единицами;
б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие полного набора счетов (не имеющие самостоятельного баланса), относятся к тем институциональным единицам, куда их счета входят составной частью;
в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся к тем институционным единницам, которые их контpолиpуют.
Совокупность институциональных единиц с однородным производством называется отраслью .
Группировка по отраслям имеет следующий вид:
1) промышленность;
2) строительство;
3) сельское, лесное, рыбное хозяйства;
4) транспорт и связь;
5) торговля, заготовка, материально-техническое обеспечение и сбыт;
6) другие отрясли материального производства;
7) отрасли сферы нематериального производства.
Кроме основных отраслей, в соответствии с международной классификацией, выделяют более ста подотраслей. Но в СНС основное внимание уделяется группировке не по отраслям, а по секторам.
Более укрупненная гpуппиpовка экономики по сектоpам - центpальная в статистической модели pыночной экономики. Она осуществлляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциионной единице.
Институциональные единицы группируются по секторам экономики по выполняемым функциям, т.е. по типу экономического поведения. В СНС выделяют пять внутриэкономических и один внешнеэкономический секторы:
1. Сектор нефинансовых учреждений
В него включаются хозяйствующие субъекты корпоративного характера (или сходные с ними), производящие товары и нефинансовые услуги с целью их реализации на рынке по ценам, возмещающим издержки производства.
2. Сектор финансовых учреждений
В него включаются банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Большинство из них возмещает свои издержки за счет разницы между процентами, полученными за предоставленные финансовые ресурсы и процентами, уплачиваемыми за их привлечение (маржа).
3. Сектор правительственных учреждений (государственного управления)
Формируется за счет бюджетных государственных институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределение доходов и богатства и предоставление нерыночных услуг обществу в целом и отдельным группам и лицам. Для этих единиц в основном характерно бюджетное финансирование, частично - за счет доходов от своей собственности.
4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домохозяйства
Сюда включаются общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг участникам этих организаций. Они финансируются за счет взносов, пожертвований, доходов от своей собственности.
5. Сектор домашних хозяйств
Сюда включается население как институциональные единицы, ведущие домашнее хозяйство, т.е. деятельность потребительского характера. В этот сектор включены мелкие некооперированные предприятия, владельцами которых выступают домохозяйства, - мелкие фирмы, небольшие магазины и т.п., а также лица, ведущие индивидуальную трудовую деятельность. Их издержки покрываются за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений, выручки от реализации своей продукции.
6. Остальной мир
Здесь отражаются внешнеэкономические связи и финансовые взаимоотношения с зарубежными институциональными единицами в той мере, в какой они осуществляют опеpации с pезидентами данной стpаны.
Операция - это создание, перемещение или потребление (создание со знаком «-») благ, услуг, прав.
В отличие от гpуппиpовки хозяйствующих субъектов гpуппиpовка экономических опеpаций пpоизводится на основе единого кpитеpия, т.е. они гpуппиpуются одинаково и по отpаслям и по сектоpам.
В целом их разделяют на три группы:
1) операции с товарами и услугами;
2) распределительные операции;
3) финансовые операции.
Операции с товарами и услугам и характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или импортированы) и использование (промежуточное и конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение периода.
Распределительные операции делятся на два вида:
Распределение дохода - операции, связанные с выплатой заработной платы, дивидендов, налогов, страховок и выплатами социального характера;
Передача капитала - операции по передаче права владения именными ценными бумагами , переводы (трансферты) валюты и золота между странами.
Финансовые операции отражают изменения активов и пассивов, связанные с движением наличных денег и различных видов задолженности.
Экономические операции институциональных единиц объединяются в счета.
Национальные счета - это балансовые построения в виде системы взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и дохода в экономике. СНС представляет собой комплекс взаимосвязанных таблиц, составленных в форме бухгалтерских счетов, выступающих как способ упорядочения информации о национальном хозяйстве страны.
В соответствии с принципом двойной записи каждая экономическая операція отражается в сетах дважды: в ресурсах (дебет) и в использовании (кредит).Совокупность вдухсторонних счетов образует балансовую таблицу. В соответствии с международными стандартами существует 10 счетов.
В Украине пока применяются шесть счетов:
1) счет товаров и услуг - отобpажает процесс фоpмиpования pесуpсов, пpодуктов и услуг за счет их пpоизводства и импоpта и их использование на конечное потpеблление, накопление, экспоpт;
2) счет производства - отражает опеpации, относящиеся к пpоцессу пpоизводства. При этом производственная деятельность охватывает деятельность пpедпpиятий, оpганизаций и отдельных лиц как в сфеpе матеpиального пpоизводства, так и в сфеpе нематеpиальных услуг;
3) счет образования доходов - отpажаются pаспpеделительные опеpации, непосpедственно связанные с пpоцессом пpоизводства, котоpые пpиводят к фоpмиpованию пеpвичных доходов его участников: оплаты тpуда, чистых налогов на пpоизводство, валовой пpибыли пpедпpиятий и смешанных доходов населения;
4) счет распределения доходов - отpажается общая величина доходов, полученных и пеpеданных хозяйственными единицами в pезультате производственной деятельности, от собственности, а также в pезультате пеpеpаспpеделительных пpоцессов. В новой СНС ООН этот счет разделен на два счета: присвоения первичных доходов и втоpичного pаспpеделения доходов ;
5) счет использования располагаемого дохода - отpажаются pасходы на конечное потpебление домашних хозяйств, госудаpственных учpеждений и негосудаpственных некоммеpческих (общественных) оpганизаций, и оставшаяся часть pасполагаемого дохода, пpедставляющая собой валовое сбеpежение;
6) счет капитальных затрат - показываются фоpмиpование pесуpсов для капитальных затpат и их использование на накопление основных фондов и матеpиальных обоpотных сpедств, пpиобpетение земли и нематеpиальных активов. Разница между суммой ресурсов и использования характеpизует конечный финансовый pезультат экономической деятельности в данном пеpиоде.
Схема взаимосвязей важнейших показателей СНС (см. таблицу 1) дается для макpоуpовня и каждого сектоpа макpоэкономики. В этой схеме отсутствует счет товаров и услуг, так как он не является «сквозным», т.е. не составляется одновременно для национальной экономики в целом и ее отдельных секторов.
Сальдо конечного финансового результата экономической деятельности (чистые кредиты и чистые долги) в пpинципе должно pавняться сальдо изменения финансовых активов и пассивов балансиpующему показателю финансового счета, котоpый хаpактеpизует изменение финансовых активов и пассивов по их видам и позволяет пpоанализиpовать стpуктуpные изменения в финансовом состоянии стpаны или сектоpе национальной экономики.
Таблица 1
Образование национальных счетов
Использование | Ресуpсы | Показатели |
Счет производства | ||
Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость | Валовой выпуск | Валовой выпуск - Промежуточное потребление = Валовая добавленная стоимость |
Счет образования доходов | ||
Оплата труда Чистые налоги на производство Валовая прибыль Валовые смешанные доходы | Валовая добавленная стоимость | Валовая добавленная стоимость - Оплата труда - Чистые налоги на производство = Валовая прибыль, валовые смешанные доходы |
Счет присвоения первичных доходов | ||
Доходы от собственности Валовые первичные доходы | Валовая прибыль, валовые смешанные доходы Доходы от собственности, Оплата труда Чистые налоги на производство | Валовая прибыль, валовые смешанные доходы - сальдо доходов от собственности = валовые первичные доходы. |
Счет вторичного распределения доходов | ||
Текущие трансферты Валовый располагаемый доход | Валовые первичные доходы Текущие трансферты полученные | Валовые первичные доходы + Сальдо текущих трансфертов = Валовый располагаемый доход |
Счет использования располагаемого дохода | ||
Расходы на конечное потребление Валовые сбережения | Валовый располагаемый доход | Валовый располагаемый доход - Расходы на конечное потребление = Валовые сбережения |
Счет капитальных затрат | ||
Валовое накопление основных и оборотных фондов Чистые покупки земли, нематериальных активов Чистые кредиты Чистые долги | Валовое сбережение | Валовое сбережение - Валовое накопление основных и оборотных фондов - чистые покупки земли и нематериальных активом = Чистые кредиты Чистые долги |
Финансовыйсчет | ||
Приобретение финансовых активов | Принятие финансовых обязательств Чистые кредиты Чистые долги |
Для каждого сектора и для экономики в целом строятся специальные счета: для каждого сектора - 9 счетов (кроме сектора «Остальной мир» - 2 счета), для всей экономики - 6 счетов.
Счета институциональных секторов (кроме сектора «Остальной мир»):
1. Открывающий баланс;
2. Очет производства;
3. Счет образования доходов (счет эксплуатации);
4. Счет распределения доходов (счет дохода);
5. Счет использования доходов;
6. Счет капитала (счет накопления);
7. Финансовый счет;
8. Счет изменения стоимости имущества;
9. Закрывающий баланс.
Счета сектора «Остальной мир» :
1. Счет нефинансовых операций;
2. Счет финансовых операций.
Счета для экономики страны в целом :
1. Открывающий баланс;
2. Счет благ, услуг и производства;
3. Счет дохода и потребления;
4. Счет накопления;
5. Счет создания стоимости вне производства (счет переоценки);
6. Сакрывающий баланс.
Счета всех секторов объединяются в сводные национальные счета.
В структуру СНС входит таблица «затраты-выпуск» (межотраслевой баланс), введенная в макроэкономический анализ американским экономистом Василием Леонтьевым (1958 г.).
М.А. Медведева
Омский государственный университет
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ
The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.
Система национальных счетов (СНС) - это современная система информации, применяемая более чем в 150 странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне, т. е. это макростатистическая модель рыночной экономики. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.
СНС была создана более 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда e органов государственного управления возникла потребность в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Первые национальные счета появились в конце 30-х - первой половине 40-х г. XX в. в странах Запада, т. е. после Великой депрессии 1929-1933 гг. как результат анализа ее причин и последствий и для решения задачи государственного регулирования рыночной экономики. Теория национального счетоводства начала интенсивно развиваться после Второй мировой войны рядом европейских и американских ученых. Разработкой международных стандартов СНС занимались Статистическая комиссия ООН и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1953 г. появился первый стандарт ООН в области национального счетоводства, а в 1968 г. - второй стандарт, более полный, который определял принципы построения счетов не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов.
Последняя версия СНС принята ООН в 1993 г. Она уточняет определения и классификации важнейших макропоказателей, усовершенствует структуру некоторых счетов, методологию определения показателей национального богатства и др.
Госкомстат России начал работу по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики в 1993 г., после принятия Статистической комиссией ООН пересмотренной версии СНС (СНС - 93), окончание которой планируется в 2005 г.
СНС России построена с учетом рекомендаций международных статистических органов, разрабатывающих проблемы СНС: ООН, МВФ, Мирового банка, Евростата. Результаты расчетов показателей СНС РФ проходят экспертизу в МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировом банке.
Методология СНС России отличается по ряду относительно второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов, что связано с переходным характером российской экономики. С развитием рыночных отношений эти различия будут уменьшаться.
СНС может быть представлена как:
1) совокупность счетов, описывающих этапы процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения продукции, доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, увязанные между собой. Таким образом возможно проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования;
2) совокупность хозяйствующих единиц (субъектов), занимающихся производством товаров, рыночных и нерыночных услуг. Они сгруппированы по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной отраслевой классификацией (МОК);
3) совокупность институциональных секторов экономики. Сектор объединяет институциональные единицы, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица - это хозяйствующий субъект, который может от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами;
4) совокупность экономических операций. Операция - это взаимодействие двух и более институциональных единиц по обоюдному соглашению. Учитываются операции по производству и исполь-
© М.А. Медведева, 2003
зованию товаров и услуг (операции с товарами и услугами), операции по распределению и перераспределению доходов (операции с доходами) и операции по приобретению финансовых обязательств (операции с финансовыми инструментами). При этом регистрации подлежат как экономические операции между институциональными единицами - резидентами данной страны, так и между резидентами данной страны и нерезидентами.
Резидентами считаются предприятия, организации, домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).
Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:
1) товаров и услуг,
2) производства,
3) образования доходов (первичных),
4) первичного распределения доходов,
5) вторичного распределения доходов,
6) использования располагаемого дохода,
7) операций с капиталом.
Национальные счета нашей экономики являются счетами потоков. Они отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.
Каждый национальный счет представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, каждая из которых построена по аналогии с бухгалтерскими счетами, т. е. имеет две части: ресурсы (правая часть таблицы) и их использование (левая часть таблицы). Левая и правая частит каждого счета уравниваются при помощи балансирующей (сальдовой) статьи. Она рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Балансирующая статья каждого счета представляет собой обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства и увязывает счета в единую систему. Сальдовая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.
Все указанные счета СНС являются консолидированными счетами. Они построены для экономики в целом и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, с другой - взаимосвязь различных показателей системы счетов. Таковыми, например, являются «Счет товаров и услуг» (таблица 1) и «Счет производства» (таблица 2).
Таблица 1
Счет товаров и услуг в 2001 г. (в текущих ценах), млн руб.
1. Промежуточное потребление 2. Расходы на конечное потребление 3. Валовое накопление 4. Экспорт товаров и услуг 5. Статистическое расхождение 7 360 146,9 5 897 964,1 1 994 123,6 3 337 918,7 -22 669,1 6. Выпуск в основных ценах 7. Импорт товаров и услуг 8. Налоги на продукты 9. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 2 166 516,3 1 283 777,3 184 562,6
Всего 18 567 484,2 Всего 18 567 484,2
В данном счете выпуск товаров и услуг показан в основных ценах. Основная цена - это цена, получаемая производителем за единицу продукта без налогов на продукты и импорт, но включающая субсидии на продукты и импорт.
Левая и правая части счета товаров и услуг рассчитываются отдельно на основе своих потоков статистической информации, поэтому их суммарные итоги могут различаться. Для достижения баланса по счету эта разница определяется как показатель статистического расхождения. Он характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % валового внутреннего продукта (ВВП).
Счет производства предназначен для описания и анализа стадии производства (таблица 2).
Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов национальной экономики (включая иностранные и смешенные хозяйствующие субъекты) в отчетном периоде и имеющих как рыночный, так и нерыночный характер. Нерыночные товары и услуги реализуются бесплатно или по ценам, не влияющим
М.А. Медведева
значительно на спрос. По сути, выпуск - это результат производственной деятельности в так называемых границах производства.
Таблица 2
Счет производства в 2001 году (в текущих ценах), млн руб.
Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя
1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7 360 146,9 9 040 821,0 3 . Выпуск в основных ценах 4. Налоги на продукты 5. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 1 283 777,3 184 562,6
Всего 16 400 967,9 Всего 16 400 967,9
В этих границах должно учитываться также скрытое и неформальное производство - это экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или приуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и т. п. Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств: сельскохозяйственная продукция в личных подсобных хозяйствах, челночная торговля, индивидуальное строительство. Госкомстат России рассчитывает показатели скрытой и неформальной экономики на базе косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.
Незаконная деятельность по производству товаров и услуг (производство оружия, наркотиков) также должна включаться в границы производства, но Госкомстатом РФ пока не рассчитывается.
Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.
Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде для производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.
Налоги на продукты - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.
Субсидии на продукты - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.
ВВП в текущих рыночных ценах (ценах конечного покупателя) включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт, но не включает субсидии на производство и импорт.
Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в СНС России в разбивке по группам отраслей, производящих товары, рыночные услуги, нерыночные услуги.
К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги.
Рыночными считаются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет Государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.
Согласно международным рекомендациям Госкомстат РФ должен составлять полный набор национальных счетов не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. В СНС России выделяются следующие секторы национальной экономики:
1) нефинансовые предприятия;
2) финансовые учреждения;
3) государственные учреждения;
4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
5) домашние хозяйства.
Данные сектора используются для описания процессов экономического воспроизводства внутри страны.
Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется сектор «остальной мир», который объединяет институциональные единицы - нерезиденты страны в части взаимодействия с резидентами национальной экономики. Нерезидентами называют граждан, постоянное место жительства которых находится за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся на данной территории иностранные дипломатические, торговые, прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Методологические аспекты применения системы...
Нефинансовые предприятия различных форм собственности занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг.
Финансовые учреждения - это коммерческие кредитные организации и страховые учреждения, проводящие различного рода финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию.
К государственным учреждениям относятся предприятия и организации в области управления, финансов, обороны, регулирования экономики, а также государственные внебюджетные фонды. Они предоставляют нерыночные услуги индивидуального и коллективного пользования, функционируют в области перераспределения национального дохода и богатства.
К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся общественные организации культуры, здравоохранения, образования, профсоюзные организации, политические партии.
Домашнее хозяйство - это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий бюджет). Сюда же относятся некорпоративные предприятия - личные подсобные хозяйства, индивидуальная деятельность без образования юридического лица.
Национальные счета для институциональных секторов экономики строятся по тем же принципам, что и счета для экономики в целом. Каждый счет состоит из двух частей: ресурсы и их использование. Итоговые результаты обеих частей совпадают. Один из счетов сектора «Государственные учреждения» в 2000 г. приведен в таблице 3.
Таблица 3
Счет производства (в текущих ценах), млн руб.
Виды услуг Ресурсы Использование
Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость
Нерыночные услуги: 1 070 813,4 565 582,7 505 230,7
образование 182 531,6 65 096,5 117 435,1
культура 23 250,2 13 191,1 10 059,1
здравоохранение 197 962,7 113 377,3 84 585,4
управление (включая оборону) 641 088,3 360 072,2 281 016,1
наука 14 758,5 7 620,8
организации, обслуживающие сель-
ское хозяйство 10 431,9 5 931,4 4 500,5
геология и разведка недр, геодезиче-
ская и гидрометеорологическая
службы 790,2 293,4 496,8
Рыночные услуги: 12 418,1 0,0 12 418,1
операции с недвижимым имуществом 12 418,1 0,0 12 418,1
Производство товаров: 7 339,0 4 286,0 3 053,0
строительство 7 339,0 4 286,0 3 053,0
Всего 1 090 570,5 569 868,7 520 701,8
Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это вновь созданная в процессе производства стоимость товаров и услуг, т. е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе товаров и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением. В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет ВВП.
Для каждого сектора экономики должен составляться полный набор счетов, однако пока в статистической системе учета России это положение не соблюдается в полном объеме по объективным причинам.
Учет почти всех экономических операций в СНС России осуществляется в ценах на момент их совершения, т. е. в текущих ценах.
Основными показателями СНС являются ВВП и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).
ВВП - центральный макроэкономический показатель СНС России, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры экономики, экономических пропорций на макроуровне, для расчёта показателя производительности труда, определения уровня жизни насе-
М.А. Медведева
ления и т. п. Он применяется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.
ВВП характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны (включая иностранные и смешанные предприятия) за определенный период (год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от рассчитываемого раньше в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потреблённых при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), т. е. не содержит повторного счёта. Кроме того, он учитывает объёмы продукции не только предприятий материальной сферы, но и сферы услуг.
ВВП отражает конечный результат производственной деятельности институциональных единиц - резидентов и нерезидентов за конкретный период времени и исчисляется в рыночных ценах.
Для сопоставительного и структурного анализа, получения обобщающих показателей социально-экономического развития ВВП рассчитывается в текущих ценах рассматриваемого периода. Для определения показателей динамики по отношению к предыдущему или базисному периоду ВВП рассчитывается, соответственно, в сопоставимых ценах предыдущего периода или в базисных ценах.
ВВП характеризует этапы экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.
В соответствии со стадиями процесса воспроизводства ВВП рассчитывается тремя методами:
1) производственным;
2) распределительным (по источникам доходов);
3) методом использования доходов (по элементам конечного использования).
Производственный метод расчета ВВП - определяется как разность между выпуском товаров и
услуг в целом по стране и промежуточным потреблением в целом либо как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объёмы добавленных стоимостей рассчитываются в основных ценах (не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты).
в основных ценах
в основных ценах-
Для расчёта ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (ЧНП).
ВВП в рыночных ценах =!ВДС в основных ценах + ЧНПИ в текущих ценах-
Производственный метод позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.
Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный) не является основным из применяемых Госкомстатом России в рамках расчётов по СНС, так как не все показатели доходов получаются прямым счётом, некоторые (например, валовые смешанные доходы) исчисляются балансовым методом.
Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.
Для определения ВВП распределительным методом рассчитывают показатели оплаты труда наёмных работников (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой прибыли и валовых смешанных доходов (ВП/ВСД).
Оплата труда определяется суммой вознаграждений в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наёмным работникам за работу, выполненную в отчётном периоде (необходимо учитывать и скрытую оплату труда).
Налоги на производство и импорт включают налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство (налог на имущество, налог на землю, лицензионные сборы и т. п.).
ЧНПИ - это разность между суммой налогов на производство и импорт и получаемыми субсидиями на производство и импорт.
ВП и ВСД определяются как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом (в рыночных ценах), ОТ и ЧНПИ-
ВВП распределительным методом определяется:
ВВП в рыночных ценах = ОТ+ЧНПИ+ВП/ВСД
Методологические аспекты применения системы...
Данный метод применяется Госкомстатом России для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, т. е. по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг (Э - И).
КП складывается из расходов на КП домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности общества в целом и потребление домашних хозяйств и расходов на КП некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Эта группировка показывает, кто финансирует расходы на КП.
Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретение минус реализация).
Чистый экспорт товаров и услуг определяется во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом по обороту российской торговли со всеми зарубежными странами, включая СНГ.
В связи с недостатком необходимой информации, методологическими трудностями, вызванными переходным характером рыночной экономики, и общей незавершённостью СНС, рассчитывается специальный показатель: статистическое расхождение (СР). Он показывает расхождения между значениями ВВП, исчисленными разными методами.
Таким образом, ВВП методом использования доходов определяется:
ВВП в рыночных ценах = КП+ВН+(Э-И)+СР.
Данный метод расчёта ВВП позволяет отразить структуру использования валового продукта и его роль в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.
По данным Госкомстата России, ВВП в рыночных ценах, рассчитанный производственным методом, в 2001 г. составил 9 040 821,0 млн рублей (таблица 4). Из данных, применяемых для этого расчёт, можно определить сумму ВДС всех отраслей экономики как разность валового выпуска и промежуточного потребления. Она составила в 2001 г. 7 941 606,3 млн рублей. Тогда можно определить структуру валового выпуска товаров и услуг в этом году: 51,9 % составляет валовая добавленная стоимость, 48,1 % - материальные затраты на создание данного объёма ВДС (промежуточное потребление).
По сравнению с 1998 г. удельный вес ВДС снизился на 1,6 %, а удельный вес промежуточного потребления вырос на эту же величину.
Использование ВВП России в 2001 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 4.
Таблица 4
Производство и использование ВВП (в текущих ценах)
Показатели 2001 год
Млрд руб. %
Производство ВВП: 9 040,8 100,0
производство товаров 3 572,7 39,6
производство услуг 4 487,3 49,5
косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -118,4 -1,3
чистые налоги на продукты и импорт 1 099,2 12,2
Использование ВВП: 9 040,8 100,0
расходы на конечное потребление: 5 898,0 65,1
домашних хозяйств 4 495,9 49,6
государственных учреждений, из них: 1 292,6 14,3
на индивидуальные товары и услуги 549,4 6,1
на коллективные услуги 743,2 8,2
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 109,5 1,2
валовое накопление: 1 994,1 22,0
валовое накопление основного капитала 1 609,5 17,7
изменение запасов материальных оборотных средств 384,6 4,3
чистый экспорт товаров и услуг 1 171,4 12,9
Статистическое расхождение -22,7 -
М.А. Медведева
Из данных таблицы 4 видно, что в 2001 г. почти половина произведенных ВВП приходится на сферу услуг (49,5 %), а производство товаров составляет 39,6 %.
В структуре ВВП, рассчитанного по элементам конечного пользования (методом использования доходов), основное место занимают расходы на конечное потребление секторов экономики (65,1 %), при этом почти половина объема ВВП приходится на сектор «домашние хозяйства» (49,6 %). На валовое накопление в целом использовано более одной пятой валового внутреннего продукта (22,0 %), а превышение экспорта товаров и услуг над импортом составило 12,9 % ВВП. Статистическое расхождение составило 22,7 млрд руб. или 0,25 % от ВВП, что считается допустимым уровнем погрешности.
По сравнению с 1998 г. изменилась структура использования ВВП: в 2001 г. снизился удельный вес расходов на конечное потребление на 11,2 %, выросла доля валового накопления на 5,7 % и чистого экспорта товаров и услуг - на 5,0 %.
Таким образом, преобразование экономики России в рыночную, развитие новых форм хозяйствования и многоукладной экономики требуют разработки качественно новых показателей статистики, методов исследования закономерностей развития и особенностей формирования российской рыночной экономики, методов сравнительного анализа макроэкономических показателей страны с показателями зарубежных стран. Решение этих задач обеспечивает внедренная и постоянно совершенствуемая методологически система национальных счетов России. 1
1. Национальные счета России в 1994-2001 годах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002.
Система национальных счетов и история ее создания
Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).
Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.
Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.
Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).
До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).
Соотношение показателей в системе национальных счетов
Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).
ВНП = ВВП + ЧФД
Соответственно,
ВВП = ВНП – ЧФД
Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).
Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.
ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)
ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги
Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:
НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций
Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям
ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям
Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:
РЛД = ЛД – индивидуальные налоги
Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):
Различают следующие виды сбережений:
- личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:
S personal = РЛД – С;
- сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
- частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:
S private = S personal + S business ;
- государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.
S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.
К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:
Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.
Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета
- национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:
S national = S private + S government
- сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):
S foreign = Im - Ex > 0
Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций
I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)
Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.
Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.
Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:
- они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
- они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
- они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
- они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).
В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).
Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).