Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Заправка автомобиля топливом — как и где заправляться? Доливка масла в мотор: когда нужна и как это делается правильно Лучше заливать фундамент весной осенью.

Статья о том, как правильно нужно заправлять автомобиль, какие важные нюансы при этом учесть. Заправка кондиционера. В конце статьи - интересное видео о заправке машины.


Содержание статьи:

Несмотря на кажущуюся простоту действий, вопрос «Как правильно заправлять автомобиль?» волнует почти всех начинающих водителей. В теории все просто, но когда дело доходит до практики, начинаются мелкие неприятности: что-то забыл, о чем-то не подумал заранее, а то и вовсе пропустил время заправки, не рассчитав расход бензина и нагрузки.


Датчик уровня топлива (ДУТ) находится на приборной панели автомобиля и в большинстве случаев оборудован индикатором, который сигнализирует когда количество топлива в резервуаре достигает минимально допустимого уровня. Обычно это случается, если в баке остается меньше 10 литров.

Но это в теории. Практика показывает, что разбег между показаниями датчика и реальным положение вещей может быть в несколько литров.

ДУТ бывает двух типов: стрелочный и графический. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, заправляться стоит, когда указатель расхода топлива говорит о том, что объем горючего опустился ниже отметки 1/2 бака. Не стоит ждать, когда загорится сигнал "резерва топлива" не только потому, что данные могут отображаться неверно, но и потому, что езда с почти пустым топливным резервуаром часто наносит вред двигательной системе.

Что следует учитывать

  1. Данные топливного указателя могут запаздывать и указывать примерное количество горючего.
  2. При повышенных нагрузках (повороты, ускорение, подъем в гору и т.д.) расход топлива увеличивается.
  3. Графический ДУТ выводит данные не в литрах, а в процентах.
  4. Индикатор низкого уровня топлива может работать по-разному, в зависимости от конкретного автомобиля.
  5. Чем ниже показания ДУТа, тем быстрее снижается уровень топлива.

Чем опасна езда с полупустым баком

  1. Чем больше пустого пространства в топливном резервуаре, тем интенсивнее там собирается конденсат. Через некоторое время воды наберется достаточно, чтобы повредить двигатель и даже вывести его из строя.
  2. Малое количество топлива губительно сказывается на работе и состоянии бензонасоса - он перегревается и быстрее выходит из строя.
  3. Вместе с остатками горючего бензонасос будет забирать воздух, что также не лучшим образом сказывается на работе двигательной системы.
  4. И наконец, машина может просто заглохнуть в самый неподходящий момент. В лучшем случае это окажется оживленная дорога, где можно будет найти помощь - одолжить несколько литров горючего или попросить подвезти до ближайшей заправочной станции.
Если вы, несмотря ни на что - любитель поездок «на грани», то следует постоянно возить с собой запас бензина или дизтоплива, чтобы можно было в случае непредвиденной ситуации дотянуть до ближайшей АЗС.

О чем нужно знать до заправки


Для того, чтобы правильно заправлять машину, придется предварительно подготовиться. Искать ответы на интересующие вопросы у раздаточной колонки или рядом с заглохшей машиной - не лучший вариант.

Что нужно знать, прежде чем сесть за руль

  1. Какое топливо требуется для конкретного автомобиля. Если это бензин, то какой марки? АИ-95, 92? Эта информация указывается в документах на машину. Иногда производитель перестраховывается и указывают один вариант. Чаще два - основной и резервный, например, основной вид топлива АИ-95, резервный АИ-92. Заправка неразрешенным видом топлива не только «поможет» спровоцировать неполадки, но и лишит автовладельца ремонта по гарантии.
  2. Какой расход топлива у автомобиля. Это даст возможность избежать неприятностей в виде неожиданно закончившегося горючего. Водитель думает, что хватит еще на 40 км, а машина решает, что 10 и ни километром больше. По этой же причине следует наблюдать за показаниями датчика уровня топлива, чтобы изучить особенности его работы.
  3. Какой объем бензобака у машины. Конечно, можно всегда просить залить полный бак и ориентироваться по показаниям ДУТ, но более детальные сведения помогут узнать особенности машины и предупредить неприятные сюрпризы.
  4. Какие заправочные станции наиболее надежны. Такие вещи узнаются путем проб и ошибок (зачастую дорогостоящих), но если вы - новичок, то расспросить более опытных водителей (или поискать отзывы в сети Интернет) стоит обязательно. Если о какой-то АЗС большинство автомобилистов отзывается негативно, то ее лучше объезжать стороной.
  5. С какой стороны находится топливный бак. Конечно, ничего страшного не случится, если вы подъедете к колонке не той стороной, но зачем тратить время на разворот и нервировать ожидающих своей очереди водителей?
  6. Как открывается бензобак. Поиски кнопки или ключа от бака у колонки - не лучшее времяпрепровождение, особенно если за тобой выстроилась очередь других машин.

Последовательность действий


Правила и особенности заправочной станции могут иметь незначительные отличия в том, как правильно заправить автомобиль на заправке, но принцип действия у всех их схож.

Как выполнить заправку на станции

  1. Подъехать, дождавшись своей очереди, к колонке той стороной, где расположен топливный бак. Поставить машину в режим парковки, заглушить двигатель.
  2. Открыть бак (из салона или ключом снаружи).
  3. Снять с держателя топливный пистолет (не перепутайте, какое именно горючее вам надо, если подача смежная) и вставить его в отверстие топливного бака.
  4. Надавить на рычаг подачи топлива и зафиксировать его специальной защелкой.
  5. Отправиться в кассу, заказать нужный объем горючего и оплатить.
  6. После того, как требуемое количество топлива поступило в резервуар (оговоренный литраж или максимально допустимое количество), устройство прекращает раздачу в автоматическом режиме.
  7. Когда подача прекратилась, необходимо снять рычаг с фиксации и аккуратно извлечь раздаточный пистолет из разъема. Стоит быть внимательным, так как остаточное количество бензина/дизтоплива может пролиться на машину или одежду.
  8. Пистолет возвращается на место, топливный резервуар закрывается. Очень важно после всех манипуляций закрыть бак. Часто даже опытные водители забывают это сделать.
  9. Отъехать и освободить место около колонки и только затем, если есть необходимость, воспользоваться другими услугами заправочной станции - туалетом, магазином и пр.
Если клиентов обслуживает заправщик, необходимо только открыть топливный бак и оплатить горючее, все остальное сделает служащий АЗС.

Обязательно потребуйте чек и сохраните его. В случае поломки автомобиля из-за некачественного топлива без чека вы не сможете ничего доказать и потребовать компенсации.

Дополнительные сведения

  1. Если вы случайно заправились не тем видом топлива, ни в коем случае не заводите двигатель (если вовремя обнаружили ошибку). Если это другая марка бензина, то уточните, можно ли его использовать, как резервный. Во всех остальных случаях топливо необходимо слить, а бак промыть несколько раз.
  2. Если вы заранее забыли посмотреть, с какой стороны находится резервуар для горючего, следует обратить внимание на датчик уровня топлива. Большинство устройств имеют стрелку, указывающую в сторону местонахождения бензобака.
  3. Машина во время заправки должна обязательно находится в режиме парковки и с выключенным двигателем.
  4. Заглушку топливного бака кладите в такое место, где она будет на виду.
  5. Для того, чтобы оставшиеся капли горючего не попали на машину или водителя, не следует касаться насосом бензобака до вытаскивания.
  6. Закрывать крышку бака надо тщательно, совершив нужное (2-3) количество оборотов. В противном случае бак будет не только негерметичен, но и заглушка может потеряться.
  7. Не стоит заправляться в то время, когда на АЗС привезли и сгружают новую партию горючего. На дне резервуаров для хранения и раздачи отстаивается большое количество грязи - песок, ржавчина и пр. Во время заливки новой партии топлива весь осадок поднимается и может оказаться в бензобаке заправляющейся машины. А это чревато серьёзными поломками двигательной системы.
  8. Если есть сомнения по поводу добросовестности автозаправки, не бойтесь потребовать сертификат, который служащие должны предоставить клиенту по первому требованию.
    В нем должно быть указано:
    • дата закупки каждой разновидности и марки топлива;
    • наименование фирмы, в которой производилась закупка;
    • качественные характеристики топлива.
  9. Также для того, чтобы правильно заправить машину на заправке, нужно учитывать специфику конкретной станции и страны нахождения. Часто за границей действуют совсем другие правила, чем те, к которым мы привыкли. Например, в некоторых американских штатах самообслуживание на АЗС строго запрещено. Поэтому, если вы оказались в чужой стране, прежде чем заправляться привычным способом, убедитесь, возможно ли это.


Любой автокондиционер имеет три основных составляющих - компрессор, конденсатор и испаритель. Устройство кондиционера позволяет хладагенту - в нашем случае френону - циркулировать по системе, образуя охлажденный воздух.

Когда заправлять

Даже в полностью исправном устройстве происходит небольшая утечка френона, и со временем его следует обновлять. Новый и исправный кондиционер требует перезаправки через 3 года эксплуатации. В случае, если утечка происходит интенсивнее, чем требуется, следует устранить причину.

Как заправлять

Прежде всего, придется обзавестись необходимым оборудованием. Его можно приобретать по отдельности или купить сразу набор.
Для работы потребуется:

  • тест-коннектор;
  • френон в баллоне;
  • 2 шланга;
  • краны;
  • переходники.

Этапы сборки оборудования

  1. Найдите сверху на баллоне с френоном участок, в который необходимо ввести иглу переходника.
  2. Присоедините к баллону и зафиксируйте переходник и шланг.
  3. Другой конец шланга присоедините к тест-коннектору.
  4. Точно так же установите второй шланг.
  5. Откалибруйте счетчики давления с помощью специального калибровочного колесика. Данные можно сверять с бортовым компьютером, если таковой имеется.

Процесс заправки

  1. Найдите магистраль низкого давления. Снимите заглушку и тщательно очистите участок от загрязнений.
  2. Наденьте заправочную трубку на штуцер.
  3. Заведите автомобиль, подняв обороты до 1500.
  4. Оставив двигатель в рабочем состоянии, переверните баллон с хладагентом книзу краном и медленно его отверните.
  5. После того, как кондиционер начнет подавать воздух, температура которого 5 - 8 градусов, закройте кран.
  6. На протяжение всего процесса следите, чтобы показания счетчика давления не превышали 285 кПа.
Если все сделано правильно и сам кондиционер исправен, жидкость, которую можно увидеть через фильтр-осушитель, будет однородной, без пузырьков.

Заправить автомобиль не сложно, умение придет после одной-двух отработок «в полевых условиях». Начинающим водителям, которые сели за руль своей машины впервые, лучше попросить более опытного товарища съездить на заправку в качестве инструктора, чтобы помочь освоить последовательность действий. Даже если что-то пойдет не так, спросить у знакомого человека проще и быстрее, чем приставать с расспросами к чужим людям.

Видео о том, как заправлять автомобиль (мелкие нюансы на заправке):

Многие подумают, что эта тема более уместна в летний сезон, ведь зимой двигатель труднее разогреть, чем охладить. Это не так. Закипеть двигатель может и зимой, можно также разморозить систему охлаждения.

Неопытного водителя может ожидать еще несколько опасностей, о них мы и поговорим. Основа любой охлаждающей жидкости — этиленгликоль, именно он предотвращает размораживание системы, хотя и разбавлен водой.

Главные нюансы тосола

Главное достоинство этой смеси — хороший теплоотвод и высокая температура кипения. Есть и недостаток — этиленгликоль очень агрессивен к металлу. Для того чтобы предотвратить коррозию, в смесь добавляют специальные присадки. Итак, охлаждающая жидкость тосол состоит — 53%-этиленглюколь, 45%-дистилированнная вода, и 2% присадки.

Запомните, ни в коем случае нельзя доливать в тосол обыкновенную воду, она разрушает защитное свойство присадок и коррозия от этой смеси в разы активнее, чем от простой воды, прежде всего страдает сердце системы охлаждения – помпа. Если и доливать, то только дистиллированную воду, но осенью придется заменить охлаждающую жидкость, потому что разбавленный тосол может замерзнуть.

А иностранные антифризы, наоборот, разбавлять водой необходимо. Потому что западные производители выпускают концентрат, который разводится водой в тех пропорциях, которые необходимы покупателю. На самой упаковке антифриза, обязательно присутствует инструкция с необходимой информацией.

Именно присадки влияют на температуру замерзания и кипения охлаждающей жидкости. Нарушение процентного содержания присадок в тосоле, может привести к крупным неприятностям. Если после перегрева, двигатель еще подлежит ремонту, то после размораживания системы, вы его просто выбросите.

Тосол был разработан в СССР и сменил антифриз совсем недавно — около тридцати лет назад. У антифриза и тосола основа одна — этиленгликоль. Тосол бывает ярко-голубого, красно-коричневого и сине-зеленого цветов. Цвет никакой роли не играет, так как красители добавляются произвольно.

Знать нужно следующее. Когда менять охлаждающую жидкость тосол? Срок службы охлаждающей жидкости — 2 года или 30 000 км. пробега, но многие автовладельцы умудряются ездить на одном тосоле и по 6 лет. Это очень опасно.

Со временем тосол меняет свои характеристики — снижается теплоотдача, испаряется вода, а присадки перестают выполнять свою антикоррозийную функцию. Определить время износа тосола очень просто. Нормальный раствор — скользкий на ощупь, маслянистый, с присущим ему ярким цветом. Если тосол стал жидким, а его цвет бурый или рыжий — незамедлительно меняйте охлаждающую жидкость.

Плотность тосола измеряется ареометром (норма 1.065-1.085 г/см3). Если эти цифры вам не о чем не говорят, то покупайте тосол только в проверенных магазинах. Помните, экономия здесь не уместна, не нужно жалеть 100 рублей, чтобы потом за ремонт отдать тысячи.

При покупке тосола не забудьте спросить у продавца и средство для очистки системы охлаждения. Оно вам потребуется во время охлаждающей жидкости. Этот раствор прекрасно очищает систему от ржавчины и накипи.

Если же вы собираетесь менять тосол на СТО, то запомните, после слива старой жидкости вам обязательно должны промыть систему охлаждения, это процесс займет примерно 1час.

Охлаждающие жидкости тосолы бывают разных марок — Тосол-АМ (концентрат), Тосол-А65М, Тосол-А40М. Цифры указывают на температуру замерзания.

Можно ли смешивать разные марки тосола. Можно, но не желательно, так как смешивание различных присадок может нарушить защитную пленку, что приведет к возникновению коррозии и образованию осадка.

Если вы все-таки долили в систему тосол другой марки, то долго ездить на нем не рекомендуется, при первой же возможности замените тосол на новый.

Видео — применение тосола:

Заливать в свой автомобиль тосол или антифриз — выбирать только вам. Удачи!

Заливка бетоном опорной части дома выполняется в конкретных погодных условиях, непосредственно влияющих на прочность фундамента. Это главный критерий долговечности жилого строения.

На устойчивость основания еще отражаются: технология укладочных работ, состав бетонной смеси, условия работы специалистов.

Приступая к практической части, необходимо изучить теорию. Постараться вникнуть, когда лучше возводить фундамент, при какой погоде получается качественный бетон, как избежать дополнительных затрат на укладку.

Подходящая погода для заливки

Естественный процесс отвердевания цементного камня происходит лишь при положительной температуре окружающего воздуха, в среднем +15-25 градусов по Цельсию. Наибольшая прочность фундамента достигается, если повышенный уровень влажности - от 80 до 100%.

Исходя из вышеуказанных требований, следует четкий ответ, что делать фундамент жилой постройки лучше в сезон устойчивого тепла и сырой погоды.

Не рекомендуется проводить . Излишняя влага ухудшает прочность основания, особенно, если попала в свежий раствор на момент схватывания. Если дождь начался, а заливка состоялась, то лучше защитить конструкцию, накрыв полиэтиленовой пленкой.

После затвердения бетона дождевая вода уже не окажет негативного воздействия, а избавит фундамент от чрезмерного высыхания.

Оптимальное время года

Мастера предпочитают заливать бетонные опоры:

  • Летом;
  • Поздней весной;
  • Ранней осенью.

Оптимальным временем проведения работ смело считают лето. Весной либо осенью тоже радуют одновременно теплые и влажные деньки, идеально подходящие для выполнения ответственной процедуры общего строительства дома. На длительность периода схватывания раствора влияет температура.

Современные технологии и материалы в строительстве позволили делать фундамент дома и зимой, существенно изменив подходы.

Лето

В жаркую погоду довольно быстро, что не является показателем высокого качества основания под здание. В ходе стремительного испарения воды образуются пустоты, делающие бетон хрупким, а жилую постройку неустойчивой.

Планируя заливать фундамент летом, потребуются:

  • Температура, не превышающая 15-25̊°C и сохраняющаяся стабильной днем и ночью, на протяжении длительного времени, до полного затвердевания бетона;
  • Влажность воздуха свыше 80%;
  • Уход за бетоном (увлажнение) во избежание появления поверхностных трещин.

Из сказанного выше делается вывод: начало июня - наиболее оптимальный период для заливки фундамента дома летом. Но не стоит забывать о климатических особенностях конкретной местности. В июне не жарко, а достаточно тепло, влажность нормальная.

Что касается июля/августа, - в этот период либо довольно знойно, либо ощутимы резкие похолодания вечерами. Выбирая между июлем и августом, предпочтение лучше отдать второму варианту.

Весенне-осенний период

Из-за заморозков осень и весна - наиболее опасные периоды для заливки основания под постройку. Планируя работы на весенне-осенний период, следует следить за прогнозами синоптиков либо в бетон добавлять противоморозные составы.

Первая половина осени и вторая половина весны - наиболее оптимальные периоды для работы на стройплощадке.

Заливку фундамента можно делать без опаски, если шкала уличного термометра не опускается ночью ниже нулевой отметки, днём достигает плюсовых величин. Нежелательны перепады температур в течение суток.

Можно ли заливать зимой

Благодаря новым технологиям стала возможна заливка зимой. Этот процесс трудоемкий и затратный. Стоимость работ в холодный период за счет внедрения защитных мер от промерзания основания возрастает на 30-40%.

Заливочные работы ведутся при температуре не меньше −15°C с:

  • Вводом в жидкий раствор противоморозных добавок;
  • Применением ускорителей твердения;
  • Использованием метода термоса.

Если температура меньше −15°C, то прибегают к дополнительному электрообогреву бетонного раствора до показателя + 50-60 градусов либо к греющей опалубке.

Посмотрите видео:

Ознакомившись с теорией заливки основания под жилую постройку, смело приступайте к практическим действиям.

От прочности фундамента напрямую зависит надежность и долговечность всего строения. Планируя подобный «нулевой» цикл ст роительных работ, необходимо учитывать множество факторов. Особенно важное значение приобретает информация, при какой температуре можно заливать фундамент.

Если не учесть погодные условия во время процесса , качество и марку раствора, применение добавок, которые способны понизить температурную кристаллизацию воды, мероприятия по по ддержанию необходимых режимов для созревания бетона, то работа может быть проведена напрасно, и возведенная основа здания начнет крошиться сразу же после затвердевания.

Некоторые владельцы загородных участков торопятся возводить на своей новообретенной территории капитальные сооружения, не обращая внимания на время года. В некоторых, довольно редких случаях это бывает оправдано, однако, сложностей при таком подходе немало, и они начинаются уже на стадии подготовительных работ.

Подготовка к заливке фундамента

Вне зависимости от времени года подготовительные мероприятия будут включать целый перечень обязательных работ:

  • Место, где будет устраиваться фундамент под возведение сооружения, должно быть очищено от верхнего слоя почвы и размечено соответствующим образом. Снять верхние слои грунта в морозную погоду – достаточно трудоемкая задача.
  • Когда общее место будет определено, производится разметка внутренних границ траншеи, которую необходимо вырыть под фундамент. Глубина ее должна составлять от 500 до 800 мм — эта величина будет зависеть от типа грунтов местности, где ведется строительство, глубины их промерзания, особенностей возводимого здания (его этажности, материала стен и крыши и т.п .) Землеройную технику для отрывки узких и достаточно глубоких траншей с ровными стенками применить можно далеко не всегда. Ручное же выкапывание мёрзлого грунта – еще одна сложность при проведении зимних работ.
  • На дно котлована-траншеи укладывается гидроизолирующая и укрепляющая подушка. Первым укладывается песок и хорошо утрамбовывается, толщина слоя может быть от 100 до 150 мм. На него засыпается щебенка и тоже хорошо уплотняется. Очень часто зимой и песок, и гравий находятся в «прихваченном» морозом состоянии. Существует большая вероятность, что с подъемом температуры подушка может потерять необходимую плотность, даже при самом качественной трамбовке.

  • Кроме того, нет полной уверенности, что при общем оттаивании грунта весной и возможных при этом его движениях всю конструкцию возводимого фундамента не «поведет », а это может привести к образованию внутренних напряжений и трещин.
  • Следующим шагом идет установка или деревянных щитов, которая гидроизолируется плотной полиэтиленовой пленкой . На сильном морозе полиэтилен нередко теряет эластичность, становится ломким, и гидроизоляция может получить повреждения.

  • Может использоваться и несъемная опалубка из экструдированного пенополистирола, которая, помимо своей прямой функции, выполняет еще и роль утеплителя.

  • Далее, в опалубку необходимо установить арматурную конструкцию, которая сваривается или скручивается стальной проволокой. Арматура для этой конструкции берется толщиной от 10 до 15 мм. Нельзя забывать, что арматурная сталь имеет достаточно значительный коэффициент линейного термического расширения. Сваренный на сильном морозе арматурный каркас обязательно будет стремиться к изменению размеров при повышении температур. Это – еще одна весомая «добавка» к ненужным внутренним напряжениям конструкции фундамента.

Тем не менее, как уже упоминалось, бывают ситуации, когда, в силу тех или иных причин, возведение фундамента в зимний сезон является оправданным:

  • Это может быть вызвано особенностями грунтов. Если в местности, где проводится стройка, преобладают песчаные сыпучие грунты, то, лучше проводить возведение фундамента в промерзлой твердой почве, которая сохраняет нужную для котлована форму.
  • Не следует сбрасывать со счетов невозможность проведения стройки летом по причине особых климатических условий региона.
  • В ряде местностей из-за слабой развитости дорожных сетей доставка больших объемов строительных материалов или передвижение тяжелой специальной техники возможно лишь по замерзшему грунту.
  • Иногда к зимней стройке прибегают в целях экономии средств, так как в этот период снижаются цены на необходимые материалы. Это будет выгодно в том случае, если работа будет проводиться самостоятельно.
  • Часто появляется возможность экономии за счет снижения строительными фирмами стоимости услуг, в связи с резким снижением спроса на их деятельность в холодное время года.

Когда все подготовительные процессы будут закончены, можно рассчитывать густоту и состав раствора, параметры которого будут зависеть от температуры, при которой он будет заливаться в опалубку.

Заливка фундамента бетоном

  • Когда бы не проводилась заливка, раствор для фундамента не должен быть слишком тонкий, поэтому его чаще всего изготавливают из цемента и средней величины щебенки .
  • Часто в раствор добавляют пластификаторы, которые улучшают состояние и прочность , увеличивают его сцепление с арматурными конструкциями, повышает влагостойкость фундамента.Кроме этого, как утверждают производители, при заливке пластификаторы снижают расход цементного раствора на 20%.

Благодаря тому, что пластификаторы положительно влияют на морозостойкость раствора, их очень часто добавляют и в тех случаях, когда приходится заливать фундамент пр и отрицательных температурах воздуха.


Оптимальные условия для заливки бетона — температура от 15 до 25 градусов
  • По всем рекомендациям заливка бетона должна производиться при температуре не ниже 5 градусов – это, по сути, является критическим показателем для нормального созревания. Однако, и летняя жара тоже мало подходит для проведения этих строительных процессов. Оптимальным температурным режимом для заливки раствора в котлован является +15 ÷ 25 градусов. Такие условия позволят получить без лишних затрат и технологических приемов максимально прочную основу под возведение стен и в минимальные сроки.
  • В случае, когда раствор изготавливается самостоятельно прямо на строительной площадке, все используемые для него материалы не должны быть в замороженном состоянии и не должны иметь в своем составе снега или кристаллов льда. Поэтому лучше их приобретать в фирмах, которые гарантированно обеспечивают им должное хранение.
  • Раствор необходимо заливать и распределять по опалубке быстро, чтобы мороз не успел схватить влагу в растворе. Поэтому заливка всего объема производится в таких условиях только за один раз. Если фундамент имеет большой объем и площадь, то лучше воспользоваться предложениями профильных фирм, которые занимаются изготовлением, доставкой и выгрузкой необходимого раствора в подготовленную опалубку.

  • Не рекомендовано проводить заливку бетона слоями, так как между ними, благодаря низким температурам, могут образоваться щели, что сделает фундамент менее прочным.

Если обстоятельства сложились таким образом, что приходится проводить работы в условиях критических температур, нужно знать, что процессы схватывания и затвердевания будут увеличены в несколько раз. Поэтому заливка фундамента в зимний период проводится только при крайней необходимости.

Ниже приведена таблица, из которой наглядно видно, как влияет температура окружающей среды на время созревания и полного набора необходимой прочности обычного бетонного раствора марки М200 – М300, изготовленного на основе портландцемента М-400 или М-500.

срок твердения бетона, суток -3° С 0° С +5° С +10° С +20° С +30° С
1 3% 5% 9% 12% 23% 35%
2 6% 12% 19% 25% 40% 55%٭
3 8% 18% 27% 37% 50%٭ 65%
5 12% 28% 38% 50%٭ 65% 80%٭٭
7 15% 35% 48%٭ 58% 75%٭٭ 90%
14 20% 50%٭
62% 72%٭٭ 90% 100%
28 25% 65% 77%٭٭ 85% 100% -

Примечания:

— процентные показатели рассчитаны в соотношении к эталонной прочности созревшего бетона данной марки.

— под значками (٭) указаны так называемые условные нормативно-безопасные сроки проведения распалубки залитой бетонной конструкции.

— значки (٭٭) – это сроки созревания для начала полностью безопасных дальнейших работ.

Чтобы обеспечить необходимый минимально допустимый температурный режим используют несколько технологий:

  • Процесс пр оводится с подогреванием арматурной конструкции либо с установкой специальных обогревательных кабелей. В этом случае к фундаменту должно быть подведено соответствующее электрическое напряжение. Существует несколько технологий, как с применением токов высокого напряжения (до 380 вольт ) так и низкоточные (12 вольт ). Разогревшись, арматурная конструкция или греющий кабель не дадут смерзнуться влажному, не схватившемуся раствору.

Однако, такие методы оправданы только при масштабном промышленном строительстве – подобные технологии являются весьма опасными и требующими высочайшей квалификации специалистов. Кроме того, немаловажной будет являться затрата большого количества электроэнергии, а значит придется заплатить изрядную сумму. В итоге суммарный бюджет такого обустройства фундамента вряд ли приемлем для среднестатистического российского частного застройщика .

  • Можно воспользоваться и другой технологией — это использование для устройства фундамента несъемной утепленной опалубки.

Для этого способа используются пустотелые блоки из экструдированного пенополистирола, которые удобно устанавливать друг на друга, благодаря имеющимся зубцам на боковых и верхних поверхностях . Они идеально совмещаются друг с другом, не оставляя щелей (своеобразный аналог детского конструктора «Lego» ). Во внутреннее пространство устанавливают арматурные конструкции, которые придают фундаменту требуемую общую жесткость .


С фундамента не снимают, а после затвердевания бетона поверхность затягивается армирующей сеткой-серпянкой, штукатурится и гидроизолируется .

Однако, такой подход лишь уменьшит негативное влияние отрицательных температур при созревании бетона, но не снимет проблему полностью.

  • В любом случае для надежного схватывания залитого фундамента при минусовых температурах, сверху он обязательно закрывается плотной полиэтиленовой пленкой . Для этого возводят над ним временное сооружения из дерева или арматурных прутьев, которое также затягивают полиэтиленом. В получившемся закрытом помещении, внешне напоминающим парник, поддерживают необходимую для качественного застывания температуру с помощью тепловых пушек. Понятно, что и это потребует очень существенным материальных затрат.

Как можно убедиться, даже с экономической точки зрения проведение работ по заливке фундамента в зимнее время вызывает большие опасения. Поэтому прежде чем начинать такую работу во время холодов, нужно очень тщательно взвесить все финансовые риски и оправданность подобной спешки.

Видео: работы по «зимней» укладке бетона в фундамент

Цены на цемент

Являются ли «панацеей» противоморозные добавки?

Бытует весьма распространённое мнение, что проблему зимней заливки бетонного фундамента вполне можно решить использованием специальных соляных присадок в подготавливаемый раствор. Если судить по многочисленной рекламе, то стоит добавить этот компонент пр и замешивании, а дальше все пойдет своим чередом С этим стоит разобраться поподробнее.

Видео: один из вариантов противоморозной добавки в бетон

Цены на различные виды противоморозной добавки в бетон

Противоморозная добавка в бетон

Прежде всего, необходимо уяснить, как, собственно, происходит процесс тв ердения и созревания бетонного камня.

Когда раствор залит в опалубку, он проходит до готовности через две стадии — это схватывание и отвердевание.

  • Схватывается залитый бетон в течение 24 ÷ 30 часов. За это время жидкая консистенция переходит в твердое состояние, однако, она еще не имеет достаточной прочности. Именно в этот период начинают формироваться кристаллические связи , происходит связывание свободной воды и цементных составляющих раствора.
  • Далее начинается второй этап — это окончательное отвердение, созревание и упрочнение бетонной конструкции — он проходит в течение намного более длительного срока. Этот период зависит от нескольких факторов, таких, как марка приготовленного раствора, уровень влажности и температурный режим, а также наличие специальных упрочнительных добавок.

Как говорилось выше, оптимальная температура для химических реакций обоих процессов варьируется от 15 до 25 градусов. Чем выше она в этом диапазоне, тем быстрее пройдет окончательная кристаллизация, переход воды в гелеобразное состояние. Но даже в оптимальных условиях о готовности фундамента можно говорить не ранее, чем через 4 недели – основа полностью готова для возведения стен.

Опасность отрицательных температур кроется в нескольких причинах:

  • Во-первых, расширение замерзшей несвязанной цементом воды вызывает внутренне давление на пористую структуру бетона, что приводит к его разрушению. Особенно это становится заметным после повышения температуры до положительных отметок – такой бетон по прочности ни идет ни в какое сравнение с «нормальным».
  • Во-вторых, сам по себе сложный химический процесс гидратации цемента требует определенного температурного режима. Уже при температуре ниже +5° С активность этих процессов снижается до критических отметок, и чем холоднее, тем более вялотекущим будет созревание бетона. И даже в этом случае такой «прерывистый» процес с с ущественно ухудшает качество готовой бетонной конструкции.
Поташ — весьма распространенная добавка для повышения морозоустойчивости свежезалитого бетона

Чтобы в какой-то мере минимизировать негативное влияние мороза и разработаны специальные добавки. Технологи пытаются таким образом решить обе проблемы. Добавлением солевых растворов повышают плотность воды, резко снижая температуру ее кристаллизации. Специальные присадки, кроме того, предназначены для своеобразной катализации и дополнительного вовлечения воздуха в процессы химического вызревания бетонного камня в условиях отрицательных температур. Обычно подобные составы изготавливаются на основе поташа, лигносульфоната , гидрохлорида кальция, нитрита или формиата натрия.


Однако, если с замерзанием воды вопрос в той или иной мере решается положительно, то «обмануть» законы химии гораздо сложнее. Процесс с озревания все равно не отличается быстротой, и занимает намного больше времени, нежели в оптимальных условиях.

В таблице ниже для примера показаны ориентировочные сроки вызревания бетона в условиях отрицательных температур с применением противоморозных добавок:

Тип противоморозной добавки средняя температура во время созревания 1 неделя 2 недели 4 недели 3 месяца
Нитрит натрия -5° С 30% 50% 70% 90%
-10° С 20% 35% 55% 70%
-15° С 10% 25% 35% 50%
Поташ -5° С 50% 65% 85% 100%
-10° С 30% 50% 70% 90%
-15° С 25% 40% 60% 80%
-20° С 23% 35% 55% 70%
-25° С 20% 30% 50% 60%

Можно убедиться, что даже при — 5° о полной готовности бетонной конструкции может идти речь только спустя 3 месяца. При более холодной атмосфере срок еще больше возрастает.

Возникает вполне резонный вопрос: имеет ли для хозяина индивидуального участка смысл «завязываться» с зимней укладкой фундамента (если это не вызвано какими-то особыми обстоятельствами), тратить на это значительные материальные средства , физические усилия, если реальный выигрыш по времени практически недостижим. Тем более, что и с противоморозными добавками тоже все обстоит не так просто:

  • Некоторые виды добавок вызывают активные коррозионные процессы на металлическом арматурном каркасе. Не все марки сталей подойдут для этих целей.
  • Замешивание «зимнего» бетонного раствора – намного сложнее, нежели обычного. Провести такую работу вручную – попросту невозможно, так как требуется особо тщательное перемешивание компонентов до абсолютно однородной консистенции. Время замеса значительно возрастает, компоненты должны пройти определенную подготовку (разогрев до нужной температуры), необходим строго выверенный порядок подачи материалов в смеситель и т.д . нужна очень точная дозировка дополнительных присадок, зависящая и от марки бетона, и от температуры воздуха – здесь требуется профессиональный подход. Как вариант – доставка готового модифицированного раствора, изготовленного в заводских условиях – но это опять упирается в вопрос рентабельности подобного строительства.
  • Даже с использованием присадок температура ниже -20° С все рано является критичной, а подобное резкое падение зимой, например, в ночное время – отнюдь не редкость.
  • Нельзя заливать подобные растворы и в том случае, если внезапно началась оттепель, пошел дождь или относительная влажность воздуха подскочила выше отметки в 60%.
  • Применение таких добавок вовсе не освобождает от необходимых мероприятий по устройству «парника» после заливки, и поддержания нужной температуры с помощью тепловых пушек. Если это невозможно, то фундамент пр идется закрыть утеплителями (например, слоем сухих опилок, травы или дернины, толщиной порядка 300 мм, а потом укрыть до созревания пленкой . Проводить распалубку все равно, скорее всего, придется только весной, по окончанию устойчивых холодов.

Уход за за литым фундаментом

Было бы серьезной ошибкой полагать, что даже в идеальных условиях можно лишь залить опалубку бетоном, а потом созревания. Как бы это странно ни звучало, но свежезалитый фундамент вс егда, при любых обстоятельствах нуждается в определенном уходе. Главными задачами подобных технологических мероприятий являются:

  • Сведение к минимуму усадки залитой бетонной конструкции.
  • Обеспечить наиболее оптимальные режимы для процесса вызревания.
  • Максимально предохранить застывающий фундамент от перепадов температур, в том числе – суточных.
  • Не допустить пересыхания залитого раствора, быстрого испарения несвязанной воды – это наверняка закончится растрескиванием поверхности.
  • Создать защиту незастывшей и не набравшей прочности конструкции от механических повреждений.

Мероприятия по по добному уходу должны начинаться буквально с момента заливки фундамента, и могут считаться полностью исполненными только при наборе бетоном не менее 70% марочной прочности, то есть, при оптимальных сроках для снятия опалубки (как было указано в первой таблице).

  • Сразу же после заливки следует убедиться в том, что не потеряла заданных геометрических форм – до первичного схватывания (первые 1 ÷ 2 часа) еще есть возможность внести коррективы.
  • Никто не застрахован от внезапных дождей. Чтобы не допустить размыва неокрепшей поверхности или ее механических повреждений, сразу же после заливки следует укрыть поверхность полиэтиленовой пленкой , мешковиной или брезентом.
  • Не стоит забывать, что слишком высокие температуры тоже достаточно губительны для нормального протекания процессов созревания. В первую очередь это связано с активным испарением воды, пересыханием поверхностного слоя и появлением трещин. Обязательно предпринимаются шаги по увлажнению поверхности и удержанию влаги. Помимо закрытия паронепроницаемой пленкой , иногда необходимо прибегать и к более радикальным мерам, например, после первичного схватывания закрывать поверхность слоем хорошо впитывающего влагу материала. Это могут быть мокрые опилки или грубая ткань – создается подобие постоянного влажного компресса под полиэтиленовым покровом.

Одним словом, для каждого температурного режима требуются свои меры по уходу за бетоном. Для удобства выбора необходимых, можно привести следующую таблицу:

Предпринимаемые действия для обеспечения нормального созревания бетона меньше - 3 ° С от - 3° до + 5° С от + 5° до + 10° С от + 10° до + 15° С от + 15° до + 25° С свыше + 25° С
Прикрытие пленкой, постоянное увлажнение залитой поверхности и опалубки, укрытие бетона влагосберегающим материалом нет нет нет нет при выраженной ветренной погоде всегда
Прикрытие пленкой, увлажнение поверхности бетона нет нет да да да недостаточно
Прикрытие пленкой и термоизоляционным матриалом нет да нет нет нет нет
Прикрытие пленкой и термоизоляционным матриалом, создание парника с поддержанием температуры +10° С в течение минимум 3 дней да нет нет нет нет нет
Постоянное поддержание тонкого слоя воды на поверхности бетона нет нет да да да да

Еще несколько важных замечаний:

  • Даже если малозаглубленный ленточный фундамент заливался в идеальных для этого условиях, не следует оставлять его «голым» и ненагруженным на зиму. Это неизбежно приведет к началу поверхностных эрозионных процессов, и конструкция потеряет свою прочность, станет т рескаться и рассыпаться. Таким образом, необходимо так планировать строительные работы, чтобы в течение сезона перейти и к возведению стен на созданной основе .
  • Сразу же после набора бетонной конструкцией необходимой 100% прочности, рекомендовано без отлагательства провести и . Подробнее об этих технологических процессах рассказано в соответствующих статьях нашего портала.

Какой можно сделать общий вывод?

Несмотря на то что современные строительные технологии, в принципе, позволяют проводить заливку фундамента при температурах, достаточно далеких от оптимальных 15— 25 градусов, наилучшим вариантом все же будет планирование подобных работ в наиболее благоприятных условиях. Так фундамент получится гарантированно надежный и качественный.Если все же обстоятельства вынуждают проводить «нулевой цикл» в иных условиях, следует точно соблюдать все технологические рекомендации по заливке и уходу за бетоном, применительно к реальному температурному режиму.

Видео: трудоемкость процессов заливки фундамента зимой

Прочность и долговечность любого здания зависит от фундамента, который служит ему опорой. В настоящее время самым востребованным в строительстве является бетонное основание, способное выдержать вес тяжёлой постройки. Поскольку после окончания строительства дома несущую конструкцию будет сложно ремонтировать, очень важно правильно залить фундамент, чтобы не допустить его проседания в грунт, а также образования на нём трещин и других дефектов.

При какой температуре можно заливать фундамент

Планируя сооружение несущей конструкции, необходимо учитывать погодные условия, марку и качество цемента. Немаловажную роль для обеспечения крепости бетона играют специальные добавки, позволяющие снизить температуру кристаллизации воды, а также поддержка оптимального рабочего режима в период затвердевания фундамента. После заливки основание схватывается в течение суток и далее набирает прочность за 28 дней. Стандартным для создания основания считается температурный диапазон от + 3 до + 25 °C. Известно, что чем теплее на улице, тем быстрее высыхает раствор, однако жара может быть опасна для свежего бетона.

Если при температуре от + 5 до 15 °C состав схватывается естественным образом, отдавая тепло окружающей среде, то в слишком жаркую погоду этого не происходит. В таких условиях бетонный каркас может начать формироваться, когда объём материала ещё увеличен. Остывая, поверхность начинает оседать, а уже образовавшаяся кристаллическая структура препятствует этому процессу. В результате из-за внутреннего напряжения фундамент может покрыться усадочными трещинами через 4–12 часов после заливки. Чтобы основание не крошилось при температуре больше + 25 °C, стоит использовать быстротвердеющий портландцемент, который через 5–6 часов заливки нужно полить водой и затенить старыми тряпками, картоном или опилками. Для замедления гидратации допустимо вводить модифицирующие добавки и пластификаторы. При появлении трещин требуется повторная трамбовка.

В жаркую погоду фундамент может покрыться трещинами

Можно ли заливать фундамент зимой

Самым благоприятным временем для сооружения несущей конструкции считается период с апреля по ноябрь. Однако ситуация может сложиться так, что заливку понадобится проводить зимой, ведь в некоторых регионах России лето практически отсутствует. Современные строительные технологии позволяют создавать прочные основания даже в холода. Возведение фундамента зимой особенно актуально на шатких грунтах. Дождавшись их промерзания, можно выкопать отличный котлован. Кроме того, на закупке строительных материалах не в сезон можно сэкономить определённую сумму. Чаще всего зимой возводятся ленточные основания с использованием бетонных блоков и конструкции из бетонных свай, предназначенные для лёгких деревянных объектов.

По разным оценкам за последние пять лет доля зимнего бетонирования в общем объёме строительства колеблется от 10 до 17%. Это солидный куш для производителей и поставщиков строительной химии, и, в частности, тех добавок, которые должны обеспечить эффективность процесса при отрицательных температурах. С другой стороны, именно производители повлияли на рост зимнего строительства. Интерес тут взаимный.

Как цементный раствор ведёт себя в морозы

Планируя зимние работы, стоит помнить, что обычный бетон для них не годится. В мороз допустимо применять только цемент со специальными присадками и модифицирующими добавками. Последние снижают расход воды примерно на 10–15%. При влажности воздуха в 60% и выше использовать модификаторы не рекомендуется, к тому же стоит помнить, что они могут вступать в реакцию с некоторыми металлами. Для обеспечения прочности конструкции бетон нужно прогревать в первые двое суток после заливки. Нужный температурный режим смеси может поддерживаться с помощью:

  • термических пушек;
  • специального греющего провода, укладываемого при заливке бетона;
  • электродов (арматурных прутьев), на которые подаётся напряжение.

Существует также способ прогрева бетонной смеси с помощью сварочного аппарата, но он по своей сути сводится к использованию электродов и применим только при небольших объёмах заливки.

Подогревать разрешается только воду и наполнители, но не цемент, иначе он утратит свои качества.

Для зимних работ необходим бетон со специальными присадками

Обычно в регионах РФ не применяют раствор с температурой выше 21 ºC, с учётом того, что в атмосферу уйдёт 4,5–5 ºC. Поэтому для рабочего состава жидкость нагревается до 32 ºC. Более горячую воду сначала размешивают с наполнителями, а потом порционно - с цементом.

Возможна ли заливка бетона в мороз без подогревания

О том, можно ли заливать фундамент в холодную погоду без подогрева следует поговорить отдельно. Даже колебания температуры от +5 до 0 °C для бетонного раствора считаются зимними. В холодное время года при бетонировании важно обеспечить плавное затвердевание раствора не менее, чем на 60%. Это гарантирует сохранность структуры основания и его дозревание, когда придёт оттепель.

Однако прочность фундамент наберёт только при плюсовой температуре раствора, поэтому без искусственного подогревания для строительных работ нужно выбрать погожий зимний денёк. Немаловажное значение имеет и состав цемента: в так называемый холодный бетон входят противоморозные добавки, понижающие температуру замерзания воды. Для этих целей применяются хлористые калий и натрий в концентрации от 2 до 15%. Используя противоморозные модификаторы, демонтировать опалубку с раствором М200 можно уже при 40% прочности, М400 - при 20% и М300 - при 30%.

Видео: прогрев бетона фундамента зимой

Когда можно заливать фундамент весной

Тем, кто решил заняться сооружением фундамента ранней весной (до апреля), следует проявить осторожность. Сначала нужно дождаться оттаивания грунта и тепла, когда ночью температура не опускается ниже 0 °C. Также необходимо учитывать «просушку» дорог, длящуюся один-два месяца, во время которой тяжеловесной технике (автобетононасосам, шаландам, тонарам и прочим машинам) ограничивают движение по областным дорогам. Без перечисленного транспорта возвести монолитный фундамент невозможно. С апреля стоимость расходных материалов начинает расти.

Весной дороги размывает, поэтому тяжеловесная техника по ним пройти не сможет

Непоправимый ущерб конструкции могут нанести неожиданные заморозки, поэтому когда прогноз погоды нестабилен, а работы уже запланированы, рекомендуется подстраховаться приобретением противоморозных наполнителей. Даже при температуре воздуха +23 °C нормативную прочность бетон набирает только через три недели. При более низких температурах сроки заметно увеличиваются, в итоге с закладкой стен после заливки спешить нельзя.

Как показывает практика, дом, возведённый на голом грунте, стоит считаные годы. При отсутствии основания нижние блоки или деревянные венцы разрушаются из-за деформации почвы.

Можно ли заливать фундамент в дождь

В настоящее время дождь не повод для прекращения бетонирования, как это было в недалёком прошлом. Используя несложное оборудование и подходящую марку цемента, можно заливать фундамент и в сырую погоду. Сама по себе вода не оказывает негативного воздействия на раствор, просто до его застывания может произойти размывание и нарушение пропорций. Поэтому всё зависит от силы осадков.

Если площадку не заливает ливень, то для продолжения работы будет достаточно навеса. От мелкого дождя защитит обыкновенная полиэтиленовая плёнка, которую нужно использовать с осторожностью, потому что бетон застывает только на свежем воздухе. Разумеется, в тёплую и солнечную погоду раствор лучше насыщается углекислой кислотой и быстрее затвердевает, образуя прочное основание. Но и в сооружении фундаментов в дождь тоже есть свои плюсы, поскольку бетонная смесь становится более прочной при 80% влажности.

Полиэтиленовую пленку нельзя долго держать на поверхности, поскольку бетон не застывает без притока свежего воздуха

Как работать во время осадков

Главные требования к проводимым работам по заливке фундамента в дождь:

  1. Содержание в растворе цементов М400, М500 и М600, созданных для работ при контакте с влагой.
  2. Правильно подобранный способ укладки бетона. Необычная форма основания или его заглубление предполагает использование специальной техники, не допускающей образования пустот и вытесняющей лишнюю жидкость.
  3. Использование гидроизоляции, которую можно снять не раньше двух-трёх дней.

Современный рынок предлагает широкий ассортимент строительных смесей с различными параметрами. Выпускаются быстро застывающие и долго застывающие составы, а также бетон с противоморозными добавками. Но заливка фундамента в экстремальных погодных условиях - это риск, который всегда нужно учитывать. При низкой температуре в основании могут образоваться трещины, а при осадках - размывание. Всё это может негативно сказаться на прочности конструкций.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание