Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Узаконенный грабеж осаго: коррупция наступает. Федерация автовладельцев россии

Проведем расчет завышения тарифов ОСАГО. Чтобы нынешнее отношение выплат к взносам, составляющее 57%, превратилось в требуемые по закону 80%, тарифы ОСАГО в среднем по России должны быть снижены на 28%. Это может быть сделано, например, снижением на 28% базового тарифа ОСАГО. Таким образом, действующий в настоящее время тариф завышен на 28%.

Чтобы соотношение выплат и взносов 54% для города Москвы превратилось в требуемые 80%, тарифы ОСАГО для Москвы должны быть снижены на 32%. В случае снижения базового тарифа на 28%, это может быть сделано дополнительным снижением территориального коэффициента для Москвы с 2,0 до 1,75. Таким образом, действующий тариф ОСАГО для Москвы завышен на 32%.

Очевидно, что Минфин знаком с приведенной выше статистикой Росстата. Возможно, именно поэтому он предлагает увеличить страховую сумму (максимальное покрытие) ОСАГО, дабы «устранить» необоснованное превышение взносов над фактическими выплатами. Очевидное решение просто снизить тарифы почему-то Минфин не посещает.

Однако и страховые компании не дремлют. Одновременно с увеличением покрытия они предлагают увеличить на 30% и без того завышенные тарифы ОСАГО, то есть еще больше увеличить свою необоснованную маржу. Но Минфин пока против. Не известно, то ли он действительно начал «радеть» за народ, то ли просто набивает цену.

В ближайшее время узнаем, удастся ли страховым лоббистам «сломать» Минфин. И на каком уровне это произойдет – на уровне самого Минфина или где-то рядом. Если тарифы ОСАГО повысят, значит, «сломали», если не повысят или вообще ничего не будут менять – значит, «договориться» не удалось.
Разберемся, нужно ли вообще повышать страховую сумму (покрытие) ОСАГО, тем более, если при этом будут повышены тарифы.

Что такое обязательное страхование АГО? Это освобождение виновника ДТП от ответственности перед потерпевшим. В каких случаях можно освобождать от ответственности? В случаях, когда ДТП незначительное, совершено по неосторожности, случайно, без грубых или умышленных нарушений Правил. Когда причиненный ущерб незначителен и не превышает ущерб в 70-80% случаев нетяжких ДТП.

Нужно ли полностью освобождать от ответственности, порождая безнаказанность? В перечисленных выше случаях, наверное, нужно, чтобы не плодить многочисленные судебные тяжбы. А вот в случае серьезных ДТП, совершенных в результате умышленного превышения скорости или других грубых нарушений, с тяжелыми последствиями или значительным ущербом, хотя бы частичная ответственность перед потерпевшим должна возлагаться на виновника ДТП. Нужен баланс между защитой от случайностей и ответственностью за вину.

Действующая в настоящее время страховая сумма (максимальное покрытие) ОСАГО удовлетворяет всем перечисленным требованиям. Она полностью покрывает ущерб в мелких ДТП, составляя годовую величину средней по РФ зарплаты (или около того). Превышающий эту величину ущерб взыскивается непосредственно с виновника ДТП через суд.

Так кому выгодно ее повышение? Жаждущей безнаказанности группе повышенного дорожного риска. В которую входят и отпрыски некоторых наших чиновников и их друзья, их водители, да и они сами. Это им с их манерой рулить частенько не хватает страхового покрытия, и почему бы им за счет нас не увеличить компенсацию причиняемого ущерба?

Реформа ОСАГО давно назрела, еще в момент его введения. Однако увеличение страховой суммы здесь ни при чем. В первую очередь, необходимо снижать необоснованно завышенные тарифы ОСАГО. Как показано выше, базовый тариф ОСАГО должен быть снижен на 28%, а тариф для Москвы – на 32% .

Вызывает также сомнение привязка тарифа ОСАГО к мощности двигателя, а также разброс территориального коэффициента в 4 раза, вместо привязки, например, к массе транспортного средства и интенсивности его использования (пробегу). Кроме того, от ОСАГО должны быть освобождены застрахованные по авто-КАСКО с полной ответственностью перед третьими лицами.

Возмещение ущерба потерпевшему в соответствии с законом должно производиться в размере полной стоимости ремонта независимо от износа поврежденных деталей – без обращения потерпевшего в суд, если не превышена страховая сумма. Ведь потерпевший не является инициатором такого ремонта, инициатор – виновник ДТП, это ответственность его и его страховщика.

Что касается «накопленных» и кем-то присвоенных 98 миллиардов рублей избыточных страховых взносов по ОСАГО, то эти средства должны быть выявлены и перечислены в специальный компенсационный фонд. Из которого должны осуществляться выплаты потерпевшим в случаях, когда виновник ДТП оказался клиентом компании-призрака или вообще не имеет договора ОСАГО. А также должно осуществляться возмещение ущерба сверх страховой суммы, если виновник ДТП погиб или, являясь льготником, не имеет материальной возможности полностью возместить причиненный ущерб.

Необходимо защитить интересы и других малоимущих виновников ДТП. Например, если дедушка-танкист на своем «Запорожце» в состоянии аффекта протаранил «Ламборджини», а тот с перепуга вспыхнул и сгорел, едва ли дедушка сможет когда-нибудь компенсировать полный ущерб. И увеличение страховой суммы ОСАГО дедушке не поможет, поскольку превышающий ее ущерб может быть взыскан через суд.

Более логичным является ограничение максимальной суммы имущественной ответственности виновника ДТП. Сейчас такое ограничение состоит в пожизненном отчислении не более половины заработной платы и других доходов ответчика. Поэтому такие доходы минимальны.

Для возмещения вреда жизни и здоровью в отдельных случаях существующий порядок является единственно возможным, а вот имущественную ответственность можно ограничить 60-ю или 72-я среднемесячными заработными платами по данным Росстата. На сегодня это соответствует приблизительно 1,2-1,5 млн. рублей.

Если причинил непомерный ущерб, компенсируй непокрытую страховкой разницу или 5-6 лет работай на «дядю». А владельцам дорогих автомобилей стоимостью от 40-50 тыс. долл. и выше для получения полной компенсации необходимо страховаться по КАСКО. Что они в подавляющем большинстве и делают.

Резюме. Увеличение страховой суммы ОСАГО выгодно злостным нарушителям, за которых будут платить все остальные через завышенный тариф. Интересам законопослушных автовладельцев соответствует снижение завышенного тарифа ОСАГО .

Московское отделение ФАР

На дорогах Москвы с 1 ноября должен был стартовать пилотный проект проверки наличия полисов ОСАГО у автомобилистов через камеры фото- и видеофиксации.

О нововведении говорили на протяжении последних нескольких лет. Начало реализации масштабного проекта, который в будущем распространится на всю Россию, откладывали несколько раз. Ранее сообщалось, что система начнет работать в тестовом режиме в Москве с 1 сентября. В Российском союзе автостраховщиков (РСА), который теперь будет действовать в тесном сотрудничестве с ГИБДД, тогда заявляли, что базы данных успешно синхронизированы, и все готово к старту проверок.

31 октября, за день до анонсированного начала проверок, директор по методологии и страхованию Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов в беседе с журналистами сообщил: «С 1 ноября ничего не будет». Он не смог уточнить, на какой срок перенесли запуск проекта. Порватов сослался на массу неожиданно появившихся недочетов. Снова появились сложности с «выгрузкой данных и совмещением баз». Также выяснилось, что юридически, система проверки совершенно не приспособлена к действующему законодательству.

«Письма счастья» станут приходить каждый день?

Сейчас штраф за эксплуатацию автомобиля без полиса ОСАГО составляет 800 рублей. В Госдуме предлагалось поднять эту сумму до 5 тысяч, однако депутаты все же отказались от этой идеи. В июне 2018 года в интервью ТАСС директор РСА Евгений Уфимцев заявил, что вначале с помощью камер будут лишь проверять наличие полисов. В случае отсутствия ОСАГО водителей станут извещать о необходимости продлить страховку. В СМИ ранее были сообщения, что уже замеченный в нарушении автомобилист будет проверяться повторно через 10 дней. Если за это время он не приобретет полис, то начнет получать штрафы.

Уфимцев в беседе с агентством отмечал, что было бы правильно штрафовать водителей «ежедневно и независимо от количества проездов под камерами». Он не стал пояснять свое предложение, но в сетях его поняли так: после того, как автомобилист «засветился» без полиса, ему каждый день станут приходить штрафы до тех пор, пока в базе данных РСА не появится информация о покупке им ОСАГО. Были также опасения, что водителя будут штрафовать столько раз, сколько он попадет в объектив камеры. Однако позже в ГИБДД пообещали, что штраф будет приходить не больше 1 раза в день.

Технические сложности

Несмотря на то, что в РСА заявляли о полной готовности к нововведению, уже на этапе подготовки к проекту появилась масса проблем. Например неясно, как смогут избежать наказания водители, которые, только что, оформив рукописный полис, выехали в Москву, но не успели попасть в базу данных.

Другой спорный момент – кому станут высылать штрафы. Сейчас штрафы за нарушения ПДД приходят собственникам автомобилей. Однако, если ТС управлял человек по доверенности (камеры пока не научились распознавать личность водителя), владельцу придется доказывать этот факт в суде.

Еще одной проблемой стали нестыковки с законодательством. Дело в том, что окончательное решение о штрафе принимают в МВД. Но по правилам, сотрудник полиции при обнаружении административного правонарушения должен привлечь нарушителя к ответственности. В то же время, новая система проверки ОСАГО предполагает лишь предупреждение за первое правонарушение.

Поправить статистику

По данным РСА, в России в настоящее время без полисов ездят до 4 млн автомобилистов. Волна отказа от полисов началась примерно в 2015 году. В 2017 году число штрафов за отсутствие полиса выросло на 40%. Во-первых, это объясняется подорожанием ОСАГО. Во-вторых, если водитель имел неосторожность по своей вине попасть в ДТП, он в течение нескольких лет будет платить по повышенному коэффициенту, а если таких ДТП получилось несколько, то стоимость ОСАГО на год может достигать сотни тысяч рублей и выше. Многих водителей такая стоимость ОСАГО толкает на прямой конфликт с системой, и они предпочитают заплатить штраф 1-2 раза в год, нежели отдавать под треть стоимости своего авто страховщикам.

50 лет назад наш человек сказал «Поехали!» и весь мир выучил это слово. Почему он сказал именно это? Потому что поехать – в то время было «круто». Это было мечтой любого ребенка, даже если он вырос во взрослого или даже очень взрослого. Потому что дороги уже были, а пробок на них еще не было. Еще не придумали многих запретов, нелепых ограничений и всевозможных поборов, а малочисленные гаишники еще побаивались вымогать взятки.

В последующий период наша страна добилась не менее впечатляющих достижений. Строительство дорог, правда, сильно отставало, ездить по ним становилось все опасней. В заботе о народе вводились все новые запреты и ограничения, платежи и сборы, а у гаишников открылись новые перспективы, что и было закреплено строительством самых престижных коттеджей и коттеджиков попроще.

Однако мысль о народе не стоит на месте. И вот в ряду новых достижений появилось обязательное САГО, насквозь пронизанное заботой о людях. У которых то ли бизнес, отдаленно напоминающий страховой, то ли просто кормушка для отъема денег у населения. И теперь, чтобы поехать, сначала нужно заплатить.

И не важно, что тебе не нужно ОСАГО, потому что ты уже купил авто-КАСКО. Платить все равно нужно. Потому что ОСАГО – забота не о тебе, а о других людях. Которым коттеджи строить не престижно, ведь они покупают замки.

Все по-честному. Если проживаешь в Москве, плати с коэффициентом 2. Хочешь коэффициент 0,5 – переселяйся в Дагестан, Чечню или на Чукотку. Если мощность двигателя больше 100 л.с., плати с коэффициентом 1,2-1,6. Если считаешь, что не справедливо, посмотри на транспортный налог – там разброс не в 5-6, а в 20-30 раз и более. И ничего, терпят.

Хочешь меньше, покупай желтую «Ладу-Калину». У нее и тормоза понадежней, и управляемость получше, и в ДТП ее водители попадают реже. Всё это, видимо, согласуется с некой неведомой статистикой ДТП.

Это абсурд, но другого пути пока нет

В редакцию газеты

«Советская Россия»

Беззаконие страховщиков при ОСАГО тревожит миллионы автомобилистов. Интернет гудит. Еще 3-4 года назад купить полис можно было без проблем, но были проблемы с выплатами. Теперь ситуация изменилась, в законы внесены поправки, выплаты улучшились, но зато полис стал дороже, возникли трудности с его получением. В Динском районном Росгосстрахе меня послали за полисом в Краснодар (40 км). В кол-центре Росгосстраха объясняют: на «ваших» было много жалоб, поэтому мы запретили им продавать ОСАГО. РСА: жалуйтесь и ищите другую компанию. Где они? И почему я должен их искать? Иду к прокурору. Думал, вскипит, поедет, разберется на месте и наведет порядок (как когда-то было в народном контроле). Но нет, мое письмо направили …опять же в Росгосстрах. В Краснодаре записался на очередь под №152 (в день 5-7 полисов). Но через неделю список уже другой и меня там нет. Ездить отмечаться каждый день я не могу. В марте у губернатора состоялось совещание по проблеме ОСАГО, ситуацию он назвал коллапсом, но, дескать, джинна из бутылки выпустили сами страховщики, занижая выплаты. С июня в крае должен заработать единый оператор ОСАГО. Поможет ли - большой вопрос.

Почему лихорадит ОСАГО? Вся причина в безответственности большинства страховщиков и продажности государственных чиновников. Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить требования Закона об ОСАГО (далее ЗАКОН) с фактической статистикой. А Закон (ст. 8) защищает права автовладельцев и ограничивает «хотелки» страховщиков. Он требует: «Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии». Из них 77% - для страховых. Кроме того ст. 22 ограничивает накопление резервов. Это как межа, как сплошная линия на дороге, которую переходить нельзя. А страховщики берут лицензии на ОСАГО (добровольно), но ВКУПЕ с чиновниками, постоянно нарушают это соотношение в свою пользу.

В апреле прошлого года в редакции «Газеты.Ru» прошло любопытное онлайн-интервью (gazeta.ru›auto/interview/nm/s6616881.shtm) главы ВСС, и нового шефа РСА Игоря Юргенса (прежний плохо бился за повышение тарифов и его сняли). Так вот от главного страховщика страны мы слышим: «Общая разница между полученными и выплаченными средствами действительно насчитывает порядка 250 млрд. Это такой переходящий остаток страховщиков…» Это они «сэкономили».

Спрашивается: а почему в социальном государстве по закону я должен платить «с запасом»? Почему в Европе наоборот - ВЫПЛАТЫ с запасом (более 80% от сборов), почему мне пенсию не платят с запасом? Сколько можно копить этот «переходящий остаток» и почему не использовать его, а третий раз повышать цену ОСАГО (в 2011, 2014 и 2015 гг.)? А те 5-7 лет, которые страховщики копили жирок, мы не только слышали, но и писали во все инстанции о заниженных выплатах и необоснованных отказах. И только в 2012 году нас услышал ВС РФ. Трехлетнее падение выплат, в том числе и по ОСАГО, прекратилось. Прибыль страховщиков стала сокращаться, но они зашумели об убыточности ОСАГО и стали добиваться повышения тарифов, саботируя Закон. Сумма в 250 млрд рублей - это совсем не общая разница между полученными и выплаченными средствами, как пишет Юргенс (общая разница - полмиллиарда), а это только разница между нормой ЗАКОНА и фактом. Вот вам пример демагогии с целью оправдания страховщиков. В том же духе в феврале прошлого года выступал по краевому телеканалу и главный страховщик Кубани.

Такое ОСАГО «с запасом» по сборам вышло на первое место в отрасли, а страховые ВЫПЛАТЫ по нему упали до 56,5% и люди против него, поэтому в сравнении с 2014 годом число договоров сократилось более чем на три миллиона: кто фальшивит, а я езжу вообще без полиса, хотя 13 лет платил и только платил, за помощью ни разу не обращался. А ОСАГО стало тормозом для страхования (в 2015 году резко сократилось количество добровольных договоров).

И такой бардак не только в ОСАГО. Кстати, это не единственный вид обязательного страхования, в котором попирается Закон. В других ситуация еще хуже, но они (ОПО, ОСОПО) не такие массовые и заметные, как ОСАГО. Да и не только в страховании Законы с позволения властей игнорируются. Обязательный техосмотр - пустая трата времени и денег: на стенд (как это делалось раньше) машину не пускают, а просто берут деньги и дают «документ». Цены произвольные. В прошлом году с меня взяли за такой ТО 1150 рублей, а нынче - только 650. Предельный размер платы за ТО в крае равен 651 рублю, хотя средний по ЮФО - 377 рублей, в Адыгее - 296, в Астраханской - 265. Почему такая разница, кто считал?..

Кто крышует страховщиков? Давайте разберемся. Уже по трем «случайным совпадениям» можно увидеть закономерность, а если их больше, то и назвать их автора. Понимаю, что руководителю надзора И. Жуку, бывшему директору страховой компании, сейчас трудно идти против своих вчерашних коллег. И возможно, он помнит участь своих предшественников (Каваль, Панкин), которые критиковали работу страховщиков. Похоже, что лоббирует интересы страховщиков жук покрупнее.

В этой связи вновь напрашивается вопрос: зачем экс-премьер-министр М. Касьянов (ныне оппозиционер) оставил в 2003 году в руках государства блокпакет акций Росгосстраха? Не затем ли, чтобы дать НЕДОпроданному монополисту лазейку для массового оболванивания людей, выдавая ООО за ГОСУДАРСТВЕННУЮ компанию? Бывший глава Счетной палаты РФ С. Степашин выступил тогда с жесткой критикой правительства, считал «неразумным для государства терять значительные средства, которые оно может получить от продажи акций ОАО «Росгосстрах». Кстати, 10 лет я добивался от этой компании сказать людям правду, в том числе и через СМИ. Пару лет назад наружную вывеску сняли, а в помещении на стенде до сих пор крупными буквами значится: РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Спрашивается: если тогда была допущена ошибка, то почему ее до сих пор не исправляют? Кому выгодно поддерживать миф, что это «системообразующая» компания, и поэтому ее трогать нельзя? Кто через две недели, вместо полугода в июне 2015 восстановил ее право на «убыточное» ОСАГО? Или чиновник, который готовил то ущербное для народа решение о продаже акций Росгосстраха, до сих пор в силе и так высоко сидит? Не пора ли опомниться и разорвать этот порочный круг, вычислить и обезвредить ЕГО? Ведь именно эта крупнейшая компания, нарушая ЗАКОН, подает дурной пример другим.

В начале мая 2015 года мною были посланы кричащие письма на имя глав Совмина, ЦБ и парламентских партий, фракций с просьбой остановить обязательный грабеж или передать ОСАГО в госструктуру. И вот в конце мая Чистюхин на встрече с пятеркой ведущих страховщиков заявил, что если не исправится ситуация в ОСАГО, то его передадут госкомпании. И что тут началось…

Что делать? Все чаще слышны предложения об отмене ОСАГО. Я против этого. Вспомните, сколько было подстав! ЗАКОН защитил автовладельцев от преступников, которые раньше их обирали, а малоимущих - выселяли из жилищ или убивали. Идея введения ОСАГО появилась у нас еще в 1924 году, вспомнили о ней в 60-е годы, когда подобные Законы начали приниматься в Европе, в 80-е… С 1994 года идея обсуждалась регулярно. Больше всего он был нужен страховщикам, якобы не для прибыли, а для привлечения клиентов. Считаю возможным разрешить менять суммы ответственности страховщика с соответствующим изменением тарифа при безусловном соблюдении страховщиками соотношения сборов и выплат установленного ЗАКОНОМ. Предлагаемое создание сети автосервисов - полумера, которая проблему не решит. А вот электронный полис - это вариант ОСАГО, но он заглох, едва начавшись, а ЦБ тут же объявил его необязательным. Что, это Закон опять худой или исполнителей некому поправить?!

Саботаж страховщиков надо решительно пресечь силами государства.

А вы, господа страховщики, делайте что хотите: уважайте клиента или бесконечно боритесь с автоюристами, соблюдайте Законы или поносите законодателей и судей; сокращайтесь, укрупняйтесь или, наоборот, плодитесь и размножайтесь, плодите бесполезный офисный планктон, но я вам сверх того, что положено по Закону, не дам ни копейки. Это мое законное право как ПОТРЕБИТЕЛЯ. Всех автомобилистов призываю последовать моему примеру, и не только потому, что у нас с вами нет лишних денег, но и из принципа: не откармливай хищника, пока он тебя самого не слопал.

Юрий СЮСИН,

общественный правозащитник

Краснодарский край

Запрос депутатов в правительство

Приструнить саботажников

Автомобилисты в семи регионах РФ оказались между молотом и наковальней. Чтобы получить полис ОСАГО, им приходится неделями простаивать в очередях к страховщикам за бумажкой, без которой не могут сесть за руль автомобиля: едва выедут, как их подстерегают ретивые гибэдэдэшники, останавливают и нещадно штрафуют из-за отсутствия обновленного полиса ОСАГО.

Кто «построил» водителей в изнурительные очереди?

«Страховые компании», - утверждают думские коммунисты Николай Коломейцев и Владимир Бессонов. В их Ростовской области сложилась крайне напряженная обстановка. В очередях к страховщикам скопилось по 200 и более человек. А в течение дня получают обновленный полис менее десятка очередников. Остальные вынуждены приходить завтра… послезавтра… послепослезавтра…

По какой причине страховщики стали медлительными, как улитки? Н. Коломейцев и В. Бессонов выяснили, что «страховые компании, недовольные тем, что законодатели не повысили им страховые взносы, отыгрываются на рядовых автомобилистах, саботируя процесс переоформления ОСАГО».

Коммунисты решили остановить издевательство над народом. Позвали в Госдуму на заседание профильного комитета начальника департамента страхового дела в Центробанке господина Жука, просили его разобраться в проблеме. Но тот не отреагировал. Тогда депутаты решили официально поручить думским комитетам по финансовому рынку и по экономической политике обратиться к ЦБ и правительству РФ, чтобы они «приняли меры» и «сняли социальное напряжение».

Но натолкнулись на единороссовскую стену равнодушия, в частности, - на высокомерную непробиваемость единоросса Н. Гончара, председателя комитета по финансовым рынкам: «Комитет такого предложения не поддержит. …Погонять нас не нужно. Нужно разобраться в том, что мы делаем…». Поручение коммунистов было отвергнуто единороссовским большинством (за - 192, КПРФ, часть «СправРоссии» и ЛДПР), «Единая Россия» проигнорировала голосование.

Коммунисты не стали направлять недовольных автомобилистов к Гончару, чтобы «разобраться», чем он перегружен, и почему, так же как чиновник из ЦБ, отказывается приструнить саботажников. Видимо, ему, представителю думского большинства, алчные страховщики ближе по духу, чем простые автоводители.

Коломейцев и Бессонов от своего имени направили запрос в правительство и ЦБ с рекомендацией призвать к порядку подконтрольных им страховщиков и надеются, что дискуссия в Госдуме, их поручения и обращения к чиновникам окажут отрезвляющее воздействие на страховщиков.

А реакция единороссов заставляет задуматься: кому они служат? Зарплату получают за службу гражданам, но о гражданах вспоминают только тогда, когда требуются голоса масс на выборах.

Наш корр.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание