Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

У пострадавшей стороны в дтп нет страховки. Что делать, если пострадавший в дтп без страховки

В России выявлена тенденция снижения аварийности с 2012 года. На конец 2017 года установлено, что число ДТП уменьшилось на 2,5% по сравнению с 2016 годом. При попадании в аварию часто обнаруживается отсутствие полиса обязательного страхования. В последние годы наблюдается увеличение количества людей, не желающих приобретать страховку или использующих поддельные документы. Когда у потерпевшего в ДТП нет ОСАГО, процедура получения выплат усложняется, а виновникам приходится отдавать деньги из своего кармана.

Порядок действий

Общая процедура при аварии подразумевает оформление документов о ДТП, свидетельствующих о наступлении страхового случая. В первую очередь следует оповестить органы ГИБДД о происшествии. Когда полис отсутствует у одной или обеих сторон, вызов сотрудников обязателен. Европротокол в таком случае не составляется ввиду несоблюдения основного закона об ОСАГО (ФЗ №40).

К этапам разбора ДТП относятся:

  • Работники дорожной полиции осматривают место аварии и пишут протокол;
  • Фотографирование территории, где произошел страховой случай (столкновение автомобилей, наличие дорожных знаков поблизости, расположение домов и иных строений с адресом);
  • Схематичное отображение ДТП, где должен быть четко указан виновник и потерпевший;
  • Опрос свидетелей и очевидцев, показания которых заносятся в документы.

После фиксации ДТП следует процесс обращения в страховую компанию за получением возмещения.

Как доказать невиновность

Если при наступлении аварии виновник соглашается со своим статусом, то процедура получения компенсации за ущерб облегчается. Пострадавший может заблаговременно до приезда сотрудников ДПС начать искать доказательства совей невиновности:

  • Остановить свидетелей (прохожих, водителей) и попросить оставить контакты для последующей дачи показаний;
  • При наличии видеорегистратора в своей машине или в автомобиле другого участника движения найти запись в момент столкновения;
  • Отыскать иные средства видео- или фотофиксации, находящиеся на территории возникновения аварии (камеры ГИБДД, видеокамеры на зданиях, АЗС и т.п.).


Обратите внимание: Главным документом при рассмотрении вины водителя является схема ДТП и показания свидетелей, очевидцев.

После анализа совершенного правонарушения, повлекшего за собой аварию, сотрудник ГИБДД оформляет протокол и постановление, где он прописывает виновника. В случае несогласия с этим фактом человек должен поставить соответствующую отметку во всех документах.

Организация проведения независимой экспертизы позволит прояснить следующие моменты:

  • Точная характеристика условий возникновения правонарушения;
  • Оценка технического состояния ТС;
  • Влияние окружающих факторов на появление аварии (качество асфальта или другого покрытия);
  • Расчет стоимости ущерба и цены автомобиля после нанесения повреждений.

Допускается обжалование постановления о нарушении в территориальном отделении дорожной инспекции или в суде. В течение 10 дней с даты выписки документа человек может обратиться к вышестоящему по рангу должностному лицу из отдела, за которым закреплен сотрудник ГИББД, оформивший ДТП. Если не произойдет отмена постановления после рассмотрения заявки, пишется ходатайство в суд.

Если человек попадает в аварию, не имея на руках полис, на него налагается административная ответственность в виде штрафа. В 2018 году его размер равен 800 руб. Происшествие является страховым случаем, ущерб по которому должен оплачивать виновник или компания, где он оформил автогражданку.

Федеральный закон «Об ОСАГО» (ст. 14.1 часть4) предусматривает прямое возмещение убытков при наличии у обоих участников аварии страховых документов. Предполагается, что пострадавший пишет заявление в свою компанию, которая требует выплат от компании виновника. Когда полиса нет у потерпевшего, следует обращаться к страховщику, где оформлено осаго у «наехавшей машины» согласно неисполнения условий прямого возмещения (ст. 14.1 часть1).

Если нет ОСАГО

ОСАГО является документом, свидетельствующим о страховании ответственности автовладельцев перед другими участниками движения. Благодаря ему человек получает денежную компенсацию за причиненный ущерб по вине другого водителя. Но полис может отсутствовать при попадании в ДТП.

У пострадавшего

Если потерпевший не застраховал свою ответственность, то в случае участия в аварии он может получить выплату. Это связано с тем, что закон предусматривает защиту его прав при нанесении материального вреда или угрозы жизни и здоровью согласно ГК РФ.

Процедура обращения за денежным возмещением, когда у пострадавшего в дтп нет осаго, подразумевает прохождение этапов:

  • Подойти с документами, оформленными при возникновении происшествия, в офис страховщика, где получен полис виновника;
  • Написать заявление о предоставлении выплаты;
  • Доставить автомобиль на техническую экспертизу, если компания затребует ее проведения;

Обратите внимание: При желании и наличии средств можно направить ТС на независимую экспертизу в технический центр, выбранный по своему усмотрению. После этого использоваться результаты оценки состояния поврежденной машины при разбирательствах со страховщиком или в суде.

  • После вынесения решения о размере ущерба согласиться или отказаться от выплаты, предоставив результаты экспертизы в другом аккредитованном учреждении;
  • При несогласии с суммой выплаты подать досудебную претензию, итоги которой направить в страховую компанию.

В ходе судебного процесса можно истребовать возмещение затрат на оплату услуг юриста и технического эксперта.

Когда пострадавший управлял машиной в пьяном состоянии, в выплате ему будет отказано.

У виновника ДТП

Отсутствие осаго у водителя, виновного в случившемся, подразумевает разрешение дела на месте без вызова сотрудников ГИБДД или поэтапное выполнение экспертизы с составлением досудебной претензии. Первый вариант подходит тем, кто готов возместить ущерб потерпевшего. При других условиях после обследования места ДТП и оформления необходимых документов человек проходит несколько инстанций:

  • Обращение в организацию, занимающуюся технической экспертизой, для оценки состояния ТС;
  • Подача заявки на проведение анализа дорожного покрытия при необходимости;
  • Сотрудничество с юристом для написания претензии.

Обратите внимание : Процедура составления экспертного заключения предполагает предварительное информирование виновника путем отправки заказного письма или телеграммы. Требуется уведомить за 5 дней до даты оценки при проживании человека в регионе или за 3 дня при регистрации в пределах города.

При отказе виновника от осуществления выплат следует переходить к судебным разбирательствам. Статья 1064 ГК гласит об обязательном возмещении лицом, которое нанесло ущерб имуществу гражданина. Не исключается вариант предъявления результатов экспертизы со стороны виновника. Это удлиняет процесс получения выплаты.

Случаи признания страховки недействительной основаны на выявлении обстоятельств:

  • Фальшивый документ, когда он не занесен в базу какой-либо компании;
  • Имеет двойной номер, который присвоен нескольким полисам;
  • Срок действия договора истек.

Фальшивые автогражданки не дают возможности получить выплату из страховой компании виновника. Придется обращаться в суд, в ходе которого ответчика обяжут возместить ущерб. Но прежде потребуется обратиться в РСА, где должны предоставить справку о признании полиса недействительным. Затем следует организовать техническую экспертизу автомобиля. Со всеми полученными документами пострадавший отправляется к виновнику или в суд.

Когда человек застраховался в компании, но ему выписали «двойник» осаго, увеличивается вероятность получения возмещения ввиду законности обращения гражданина за положенным возмещением. Если он имеет на руках заверенный печатью полис и квитанцию об уплате, то документ считается официальным. Обращаться за компенсацией необходимо по обычной схеме. Впоследствии страховщик может выявить вину собственника машина при оформлении данного полиса, что повлечет выставление встречного возмещения убытков.

Если виновник просрочил с продлением страховки, следует ожидать продолжительную процедуру требования денег через суд. Тогда потерпевшему необходимо самостоятельно организовывать экспертизу. Все понесенные затраты причисляются к сумме ущерба.

Распространены случаи, когда водители не занесены в имеющуюся автогражданку. Когда потерпевший не вписан в полис осаго, страховая компания виновника должна осуществить выплату. Ведь подлежит рассмотрению ответственность иного лица, поведение которого привело к возникновению аварии. Но пострадавшему сотрудник ГИБДД выпишет штраф.

В ситуации управления машиной водителем, не включенным в полис автогражданки, потерпевший не сможет взыскать со страховой компании денежно покрытие убытков. Следует предъявлять требования самому водителю-виновнику.

Хозяин автомобиля может приобрести дополнительный полис КАСКО (комплексное страхование), предусматривающий выплату при получении ущерба или при угоне. Он оформляется в добровольном порядке. При наличии данного документа у виновника возможно взыскание со своей компании средств на восстановление ТС. Апотерпевшему возместят расходы за счет осаго.

Когда у пострадавшего есть полис каско, учитываются нюансы:

  • Человек может выбирать страховку, на основании которой поступит выплата;
  • При выборе осаго стоит рассчитывать на длительное ожидание, а деньги по комплексному договору перечисляются в течение 7-10 дней с момента подачи документов;
  • Право требования возмещения по обязательной страховке исчезает после получения выплаты по добровольному полису.

Так как ущерб участнику аварии оплачивается через каско, компания может отправить регресс виновнику. Это подразумевает денежное взыскание с его страховщика.

Что делать, если выплата не покрыла расходов

Когда средств на восстановление повреждений не хватает, возможно обращение в суд. Распространено два варианта:

  • Страховая компания насчитала меньшую сумму ущерба – следует провести независимую экспертизу и написать претензию страховщику. После получения отрицательного ответа направить исковое заявлению в суд.
  • Стоимость ремонтных работ не покрылась выплаченной компенсацией – отправить письменное требование виновнику для досудебного разбирательства или предъявить в судебную инстанцию по месту жительства виновного лица заявление о взыскании дополнительной суммы средств.

В обоих ситуациях собирается пакет документов о страховом случае, проведении экспертизы и оформлении ДТП.

Попадание в аварию без полиса осаго грозит виновнику большими тратами не только на ремонт автомобиля, но и на покрытие расходов потерпевшего. А при отсутствии полиса у человека, соблюдавшего правила, но понесшего ущерб, получение возмещения вполне законно посредством обращения в страховую компанию виновника.

Вконтакте

Время чтения: 6 минут

По закону, водители не имеют права управлять транспортными средствами без полиса ОСАГО. Но, к сожалению, многие пренебрегают этим правилом. Как результат нередки ситуации, когда происходит ДТП без страховки у одного или даже всех участников аварии. Что делать в таких случаях - далее в материале.

Как действовать при ДТП

В случае дорожного происшествия, в котором не пострадали люди и минимально пострадали машины, у водителей всегда есть возможность решить вопрос прямо на месте. Наличие или отсутствие полиса здесь значения не имеет. Если есть желание рассчитаться по причиненному ущербу без привлечения сторонней помощи, и сумма выплаты устраивает обе стороны, то можно смело прибегать к этому способу.

Правда, все риски возьмет на себя потерпевшая сторона. Если потом окажется, что выплаченной на месте суммы недостаточно, то привлечь виновника ДТП к ответственности уже не удастся.

Чтобы избежать рисков, нужно оформить аварию по всем правилам. Для ситуаций, когда хотя бы одна из сторон конфликта не имеет страхового полиса, требуется вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД. Порядок дальнейших действий будет зависеть от того, у кого именно нет страховки.

О том, как правильно вести себя в случае аварии вы сможете прочитать в следующем материале: .

Особенности получения выплат

Когда виновником аварии становится застрахованное лицо, компания, выдавшая полис, покрывает все расходы на возмещение пострадавшей стороне материального ущерба, а также вреда, и . Однако если у одного из участников ДТП нет страховки, и у сторон нет возможности/желания решить вопрос без привлечения ГИБДД, вот тогда начинаются всевозможные трудности.

Так, если полиса не имеет пострадавший в ДТП, который не является его виновником, то это еще полбеды. Максимум, что грозит ему - это административная ответственность, придется оплатить . Возмещение вреда пострадавший водитель все равно получит: либо напрямую от виновника аварии, либо через его страховую фирму.

А вот если без страховки попал в ДТП тот, кто является виновником дорожного происшествия, здесь все обстоит значительно хуже. Во-первых, такому водителю также положен штраф за несоблюдение законодательства в части страхования автогражданской ответственности. Во-вторых, если попал в , нет страховки и виновен, то компенсацию причиненного другому лицу (лицам) вреда придется выплачивать из своего кошелька. А если нет даже , то за свои же деньги нужно будет восстанавливать и собственное авто.

Учитывая размеры расходов, можно смело говорить о том, что понести ущерб в аварии без страховки ОСАГО - это настоящая финансовая катастрофа, избежать которой можно не только аккуратным вождением, но, лучше всего, заблаговременным оформлением полиса.

Если полиса нет у виновника аварии

Важно заметить, что виновник аварии имеет право провести свою независимую экспертизу. Вполне возможно, ее результаты и конечная сумма выплат будут отличаться от сумм, указанных пострадавшим. Данный момент должен впоследствии учесть и потерпевший, и суд.

Если полиса нет у пострадавшего в аварии


Попавший в ДТП без страховки ОСАГО потерпевший находится в несколько более привлекательном положении, чем виновная сторона, ведь его права страхуются законом: ему в любом случае полагается денежное возмещение материального вреда и вреда, причиненного здоровью.

Порядок действий до приезда представителей ГИБДД здесь абсолютно аналогичный. А вот дальнейшая схема поведения будет зависеть от того, есть ли полис у виновной стороны. Если нет, то действовать нужно так, как описано в предыдущем пункте. Если нет страховки ОСАГО при ДТП у потерпевшего, а у виновного есть, то нужно:

  • Подать в страховую фирму виновника случившегося.
  • Дождаться результатов экспертизы.
  • При необходимости провести собственную независимую экспертизу, заранее уведомив о ней виновника аварии и его страховщиков.
  • Если пожелания о размере материального возмещения потерпевшей стороны расходятся с предложениями страховой компании, то первая должна составить досудебную претензию.
  • Если страховая откажется принимать условия, выдвинутые потерпевшим, тот может обратиться в суд.

Так же, как и в случае с незастрахованным виновником аварии, если у пострадавшего в ДТП нет полиса ОСАГО, ему придется платить штраф.

Нерабочая страховка

Нередко случаются ситуации, когда страховка у виновной в дорожном происшествии стороны имеется, но она по какой-то причине недействительна. Рассмотрим наиболее популярные вопросы.

Что делать, если у виновника ДТП поддельный полис ОСАГО?

Сразу отметим, что за пользование фальшивым полисом водителю грозит лишение прав, административная или даже уголовная ответственность и существенный штраф.

Получить деньги с такого автовладельца потерпевший может примерно по той же схеме, что и в случае отсутствия полиса у виновника. Единственное исключение - ему придется сначала подать заявление в (РСА) с просьбой провести экспертизу страховки.

Если РСА подтвердит, что у виновника ДТП , то пострадавшему далее придется самому проводить автоэкспертизу, отправлять в адрес виновной стороны претензию и, скорее всего, обращаться в итоге в суд.

Если же речь идет о так называемом полисе-двойнике, когда на один и тот же страховой номер регистрируется несколько машин, то здесь есть шанс получить-таки компенсацию со страховой фирмы. Наличие такого полиса со всеми подписями и печатями, а также квитанции об уплате госпошлины за его оформление являются вескими основаниями для того, чтобы считать, что данный владелец имеет официальную «автогражданку». Прочие нюансы - это уже проблемы самой страховой фирмы. В дальнейшем, если будет признан факт вины водителя в оформлении двойного полиса, то страховая просто выставит ему встречный иск.

Что делать, если у виновника ДТП просрочена страховка?

Такая ситуация приравнивается к полному отсутствию полиса у водителя, поэтому и порядок действий будет идентичным. Весь груз организационных проблем ляжет на плечи пострадавшей стороны. А вся сумма оплаты - на самого виновника происшествия.

Что делать, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

Вариант первый - заключен договор о страховании с неограниченным количеством водителей, допущенных к управлению данной машиной, и у виновника ДТП имеется доверенность на управление данным авто. В этом случае никаких проблем не возникнет. Страховая будет обязана возместить потерпевшему ущерб в полном объеме.

Второй вариант - в страховом соглашении перечислен ограниченный список лиц, в который не входит виновник аварии. При этом у данного лица имеется доверенность на управление машиной. Для начала виновнику аварии полагается штраф. Страховая все равно должна будет возместить ущерб, причиненный данным водителем другим участникам движения. Но после этого фирма имеет полное право инициировать против нерадивого водителя встречный иск, взыскав с него потраченную на страховой случай сумму.

Третий вариант - водитель-виновник ДТП без страховки ОСАГО (не вписан в полис) и не имеет доверенности на управление транспортным средством. Здесь дела плохи. Страховая в таком случае ничего не должна. Деньги с виновника происшествия пострадавшему придется получать самому.

Взыскание ущерба с виновника ДТП: Видео

Введение ОСАГО в существенной степени освободило потерпевших в ДТП от тягот, связанных с материальным возмещением вреда. Даже если приходится судиться со страховой компанией о размере ущерба или в связи с нарушением порядка выплаты, в итоге чаще всего средства будут взысканы или ремонт произведён, а обиженный автовладелец получит ощутимую компенсацию в виде неустойки и штрафа. Но несмотря на обязательность страхования, время от времени происходят автопроисшествия с не застраховавшими ответственность автовладельцами. Нередки ситуации, когда недействительность полиса оказывается неожиданностью и для самого страхователя.

Участник ДТП без страховки ОСАГО: причины и ответственность

Определение размера ущерба

Важнейшим этапом при разрешении вопроса о возмещении вреда является определение размера ущерба. Не должны возникать никакие вопросы ни в суде, ни в переговорах с виновником о подлежащей уплате сумме, если потерпевший за свой счёт отремонтирует автомобиль на СТОА с соблюдением нормальных требований к ремонту (на станции дилера для гарантийного автомобиля, на официальной СТОА для негарантийного с обычным качеством и сроками работ). Завышенные требования о месте, условиях, технологии и сроках ремонта не будут удовлетворены судом и не должны оплачиваться виновником добровольно (например, потерпевший потребует заменить детали, подлежащие ремонту, установить более дорогостоящие элементы взамен повреждённых, провести ремонт не у ближайшего официального дилера по месту жительства в г. Туле, а в Москве и т. д.).

Другим способом зафиксировать полученные повреждения и установить стоимость ремонта является оформление предварительного заказ-наряда. Для этого повреждённый автомобиль необходимо направить на СТОА, где его разберут, определят видимые и скрытые повреждения и установят ориентировочную стоимость ремонта. После разборки автомобиля СТОА должна приступить к ремонту. Техстанция может потребовать частичной предоплаты или оплаты требующихся для ремонта узлов и деталей. При отсутствии оплаты ремонт не будет производиться, а автовладельцу выставят счёт за хранение машины. Возместить расходы по оплате счёта можно с виновника, если задержка ремонта произошла по его вине, но дополнительные расходы не нужны никому. Поэтому загонять машину на станцию и разбирать её следует после урегулирования с виновником вопроса о возмещении ущерба или при наличии возможности самостоятельно оплатить ремонт.

Универсальным и наиболее надёжным способом для всех сторон является проведение независимой экспертизы. Отчёт оценщика потребуется также для предъявления иска, если спор перейдёт в судебную стадию. Стоимость экспертизы зависит от места проведения, объёма и характера повреждений, модели автомобиля. Для ориентации можно назвать цифры 7000–10000 руб. Первоначальная экспертиза не определит скрытые повреждения. После разборки машины на СТОА может потребоваться проведение дополнительного осмотра и подготовка дополнения к заключению. Вопрос об оплате оценки должен решаться по согласованию участников ДТП, если они изберут такой способ определения размера ущерба. Как компромиссный вариант, можно провести осмотр транспортного средства с участием техника или эксперта. Возможно, не каждая независимая экспертиза проводит осмотры без составления отчёта, но поискать такую компанию стоит. В этом случае акт осмотра с необходимой фототаблицей обойдётся в 1000–3000 руб., а на основании акта осмотра отчёт о стоимости ремонта может быть составлен в любое время. По общему правилу размер ущерба определяется экспертом на дату ДТП.

Принудительное взыскание

Если виновник не рассчитался на месте и не достигнуто согласие о порядке возмещения и размере ущерба, либо виновник нарушил взятые на себя обязательства или ущерб возмещён не в полном объёме, единственным законным способом остаётся принудительное взыскание. События могут развиваться по нескольким направлениям:

  1. Документы ГИБДД оформлены, но виновник отказывается возместить ущерб. Потерпевший должен обратиться в суд с иском о взыскании ущерба, причинённого в результате ДТП. В таких ситуациях виновник часто может пойти на оспаривание своей вины. Вопрос о виновности будет разрешаться в том же процессе. В зависимости от инициативности и «креативности», виновник может первым обратиться с иском к страховой компании потерпевшего о возмещении вреда, настаивая на его вине, предъявить встречный иск к потерпевшему и его страховщику или заявить свои возражения относительности виновности в причинении ущерба при рассмотрении иска потерпевшего. Предварительно виновник может попытаться обжаловать постановление (определение) ГИБДД. Участнику ДТП следует лично принимать участие в подобных разбирательствах, так как представитель не сможет дать исчерпывающие пояснения об обстоятельствах события.
  2. Документы ГИБДД оформлены, виновник не оспаривает вину, не отказывается возместить ущерб, но и не выплачивает добровольно. Такая ситуация наиболее типична. Виновник не имеет средств для возмещения вреда и просто плывёт по течению. Судебное разбирательство в таких случаях обычно не вызывает затруднений.
  3. Документы ГИБДД оформлены, виновник частично оплатил ущерб и считает, что выплаченной суммы достаточно. Здесь имеет место спор о размере ущерба. Взыскание также производится в исковом порядке, но для подтверждения размера ущерба может потребоваться проведение судебной экспертизы. Суд, скорее всего, назначит экспертизу по ходатайству ответчика, даже если он не представит достаточных доказательств несоответствия заявленных требований реальному ущербу.
  4. Документы ГИБДД не оформлены, имеется письменное согласие виновника о возмещении ущерба (гарантийное письмо, извещение о ДТП и т. п.) или ничего не имеется. Если виновник решит оспаривать виновность в причинении ущерба, характер и объём повреждений, доказать свою позицию потерпевшему будет крайне сложно. «Опытные» виновники могут идти именно по такому пути. В связи с отсутствием полиса ОСАГО упрашивают потерпевшего не вызывать ГИБДД, обещая рассчитаться в течение 1–2 дней. В подтверждение слов выдают расписку с указанием суммы, но без перечня повреждений и описания обстоятельств. После этого сроки выплаты постоянно переносятся. В итоге потерпевший в лучшем случае имеет составленный значительно позднее даты ДТП отчёт оценщика или заказ-наряд, которые не подтверждают время и обстоятельства получения повреждений, и малозначащую расписку. Рассчитывать на положительное решение суда в такой ситуации сложно.

Можно порекомендовать маленькую хитрость при судебном разрешении спора о возмещении ущерба виновником. По заявлению истца ст. 139 ГПК РФ предусмотрена возможность наложения судом мер обеспечения иска, в частности, ареста находящегося у ответчика и принадлежащего ему имущества. Если виновник является собственником автомобиля, участвовавшего в ДТП, и предполагаемый размер ущерб является существенным, при подаче иска следует одновременно ходатайствовать о наложении ареста на автомобиль. Судья с большой степенью вероятности удовлетворит просьбу истца, если сумма иска не будет пренебрежимо мала по сравнению со стоимостью автомобиля виновника. Наложение ареста, во-первых, надёжно обеспечивает исполнение решения суда, а во-вторых, традиционно оказывает заметное психологическое давление на виновника.

Досудебная претензия

Претензионный порядок не является обязательным в отношениях между физическими лицами и на практике не применяется. Если незастрахованный виновник оказался юридическим лицом, предварительная претензия может оказаться полезной для фиксации сроков исполнения обязательств. Организации вряд ли пойдут на подписание соглашения о признании вины и добровольном возмещении вреда, так как такой документ не безупречен с юридической точки зрения.

В претензии должно быть указано (образец ):

  • наименование адресата;
  • данные потерпевшего;
  • наименование «Претензия о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП»;
  • описание события с указанием участников и транспортных средств;
  • предъявляемые требования;
  • сроки для добровольного удовлетворения требований.

К претензии следует прикладывать документы, которых у виновника нет:

  • отчёт оценщика о размере ущерба, заказ-наряд, счёт-фактура за проведённый ремонт;
  • квитанции в подтверждении сопутствующих расходов (оплата услуг оценщика, расходы на эвакуатор, если транспортное средство не может передвигаться и т. д.;
  • ПТС или СР ТС.

Документы ГИБДД можно не прикладывать, так как виновник вправе сам получить их. С момента истечения срока на добровольное удовлетворение требований можно начислять проценты за каждый день просрочки уплаты в соответствии со ст. 395 ГК РФ исходя из ключевой ставки Центробанка. В настоящее время ставка составляет 7,25% годовых. Общий размер процентов будет незначительным, но повышенная неустойка и штраф может быть применён только по отношению к страховщику. При просрочке уплаты виновником - физическим лицом проценты начисляются от даты, установленной соглашением для добровольной выплаты возмещения.

Судебное взыскание

Иск подаётся в мировой суд при сумме требования до 50 000 руб. (ущерб плюс все другие требования, кроме компенсации морального вреда) или в районный суд при больших суммах. Подготовить иск и провести разбирательство можно самостоятельно, если виновник не возражает относительно виновности и размера ущерба. Образец иска с указанием прилагаемых документов приведён . При взыскании ущерба с виновника уплачивается госпошлина в размерах, установленных пп. 1) п. 1 ст. 333.19 НК РФ. В других случаях рекомендуется обратиться за юридической помощью. Привлечение виновника к ответственности за нарушение ПДД не является для суда достаточным доказательством его вины в причинении вреда. Суд в определённых случаях может установить обоюдную вину участников и даже отсутствие связи между нарушением правил дорожного движения и причинением вреда.

После вступления в законную силу решения суда, удовлетворившего требования потерпевшего, следует получить исполнительный лист и передать его в ФССП по месту проживания виновника. Пр отсутствии у должника достаточных для исполнения решения средств на счетах и картах пристав, скорее всего, начнёт удерживать взысканную сумму с зарплаты в размере до 50%. Если на автомобиль виновника был наложен арест, решение может быть исполнено через реализацию машины. На стадии исполнения могут возникнуть многочисленные проблемы, связанные с безденежностью или неофициальной зарплатой виновника.

Видео: что делать потерпевшему при отсутствии у виновника действующего полиса ОСАГО

Отсутствие полиса ОСАГО невыгодно не только виновнику, причинившему в результате ДТП вред, но и потерпевшему, вынужденному вместо оперативного разрешения ситуации в страховой компании заниматься дополнительными переговорами, судебными разбирательствами и исполнительным производством. Добросовестное исполнение обязанности по страхованию ответственности отражает достойное отношение автовладельца к окружающим и самому себе.

Водители довольно задают вопросы о ДТП, в которых у одного из участников нет полиса ОСАГО. Давайте разберемся, что делать виновнику и потерпевшему в такой ситуации и что им грозит в 2019 году.

Если водитель забыл полис дома и попал в дорожно-транспортное происшествие, то прибывшие на место сотрудники ГИБДД выпишут ему штраф по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ в размере 500 рублей. После этого ДТП будет оформлено в обычном порядке. Забытый полис никак не повлияет на выплату страхового возмещения.

Если штраф выписали, то за полисом ехать уже не нужно. У инспекторов ДПС есть доступ к базе данных, по которой они получат серию и номер страховки для заполнения сведений об участниках происшествия в процессуальных документах.

Если имеется возможность организовать доставку полиса до прибытия инспекторов ДПС, то нужно это сделать через родственников или знакомых. Оставлять место ДТП, чтобы съездить за полисом мы крайне не рекомендуем.

Что грозит участнику ДТП, не застрахованному по ОСАГО?

Речь здесь идет о ситуации, когда водитель не застрахован вообще . Причины этого довольно просты: кто-то только купил автомобиль и ещё не успел оформить страховку, кто-то просто «экономит» на ОСАГО, у кого-то, вообще, левый или фальшивый полис и т.д. Плюсом сюда можно отнести случаи, когда водитель не вписан в действующий полис, либо управляет автомобилем за пределом периода, предусмотренного договором страхования.

Начнем с того, что такие водители (за исключением владельцев только что приобретенных автомобилей) совершают, как минимум, административное правонарушение:

КоАП РФ, Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Что касается административной ответственности, более-менее все должно быть понятно — за езду без страховки грозит штраф. Но коль скоро ДТП подразумевает и некий материальный ущерб, то нужно разобраться с гражданской ответственностью таких водителей. Здесь всё напрямую будет зависеть от их роли в дорожно-транспортном происшествии. Таких ролей две: потерпевший и виновник.

ОСАГО — это, в отличие от КАСКО , не страхование машины от ущерба, это страхование ответственности водителя, когда платят не ему, а за него !
Запомните, по ОСАГО виновник сам чинит свою машину.

У потерпевшего нет страховки

Довольно часто автоюристам поступает вопрос «попал в дтп без страховки, я не виноват, что делать?». На самом деле это самый безобидный вариант развития ситуации:

  • Придется оплатить штраф за отсутствие страховки 500 или 800 рублей (см. статью 12.37 КоАП выше).
  • Потерпевший не лишается права на страховое возмещение причиненного ему ущерба. Например, у пешехода страховки не может быть по определению, так что же, теперь ему не платить? Платить. По Гражданскому кодексу не существует разницы между потерпевшими — водители ли они или пешеходы, вред им должен быть возмещен в полном объеме.
  • Обращаться за компенсацией придется в страховую компанию виновника.

Виновник ДТП без страховки

Здесь дело обстоит совершенно иначе. Раз полиса ОСАГО нет, то и платить за виновника некому. Ему придется платить потерпевшему из своего кармана .

Что же делать в такой ситуации? На самом деле варианта тут три:

  1. Рассчитаться на месте аварии. Отдали деньги за повреждения, написали друг другу расписки (см. образец) о том, что взаимных претензий нет и в путь.
  2. Написать долговую расписку и погасить ущерб через какое-то время либо частями. Главное не забыть после всех расчетов забрать расписку и документы, подтверждающие погашение долга. Если этого не сделать или не платить, то потерпевший может обратиться в суд и долг взыщут принудительно. Образец такой расписки можно посмотреть .
  3. Быть ответчиком в суде. Потерпевший имеет право на обращение в суд с иском.

Теперь поговорим о нюансах.


Размер ущерба.
В первых двух случаях его определяют либо «на глаз», либо в ближайшем автосервисе. Здесь существуют риски «переплатить» или «недоплатить», ведь точную оценку может дать лишь специалист в виде заключения о стоимости восстановительного ремонта. Заметим, что суд «работает» только с такими заключениями.

Судебные расходы. В случае обращения потерпевшего в суд, виновнику придется оплатить не только ремонт машины, но и расходы на проведение оценки, а также все судебные расходы — на оплату госпошлины и услуг юристов.

Заметим, что в рамках гражданского судопроизводства водитель-виновник может возражать относительно размера ущерба, ходатайствовать о проведении дополнительных экспертиз.

Теперь главный вывод: на страховом полисе ОСАГО не сэкономишь. Полагаться на авось никогда не стоит, ведь стоимость страховки несоизмеримо меньше тех затрат, которые могут возникнуть в случае возмещения ущерба от ДТП из своего кармана.

Удачи на дорогах!

Действующее правовое регулирование гласит, что каждый водитель транспортного средства должен иметь действующий полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Подобный страховой полис дает возможность получить страховое возмещение в тех случаях, когда потерпевшему или его имуществу был причинен вред при ДТП.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но не все владельцы транспортных средств надлежащим образом выполняют свои обязательства. И на практике очень часто бывают случаи, когда водитель попадает в ДТП, но в то же время у него нет действующего

А как быть в подобной ситуации, и какие действия нужно выполнять в тех случаях, когда у водителя нет заключенного договора ОСАГО?

Возможные причины отсутствия полиса

Причин отсутствия полиса страхования на практике может быть очень много. В основном же водители транспортных средств просто забывают о том, что срок действия их страхового полиса истек, и не заключают новый договор страхования.

Но кроме этого на практике также могут возникнуть следующие ситуации:

  • водитель, который находился за рулем транспортного средства во время ДТП, не был вписан в страховой полис;
  • транспортное средство эксплуатировалось в течение того промежутка времени, который не был вписан в страховой полис (например, страховой полис был приобретен для использования транспортного средства летом, а ДТП произошло весной);
  • страховой полис не был приобретен собственником транспортного средства.

Что делать при ДТП без страховки в 2019 году

А что делать при ДТП без страховки? При этом страховой полис может не иметь как виновник происшествия, так и потерпевшая сторона. А какие действия должна предпринять каждая из сторон?

Виновнику

В интернете можно очень часто встретить подобные комментарии: «попал в ДТП без страховки я виноват». А что делать в подобной ситуации? На самом деле это- наиболее сложная ситуация, которая может возникнуть на практике.

В первую очередь можно попытаться договориться с другой стороной ДТП. Если пострадавшая сторона не согласна, то в этом случае придется вызвать сотрудника ГАИ, который зафиксирует факт ДТП.

При этом необходимо также знать о том, что это станет основанием для привлечения виновника ДТП к административной ответственности за отсутствие страхового полиса.

Ведь в соответствии с действующими законодательными требованиями его наличие является обязательным для всех водителей без исключения.

Также необходимо вызвать на место происшествия представителя страховой компании потерпевшего, который тоже зафиксирует факт ДТП.

Конечно, в подобной ситуации потерпевшая сторона может предъявить заявление в свою страховую компанию, но необходимо помнить о том, что причиненный в результате ДТП ущерб все равно в дальнейшем будет покрыт личными средствами виновника ДТП.

Именно поэтому многие пострадавшие предпочитают предъявлять исковые заявления в суд с целью взыскания суммы причиненного вреда.

Если потерпевшая сторона намерена прибегнуть к данному варианту решения проблемы, то желательно заранее обратиться к соответствующему специалисту и получить независимую экспертную оценку размера причиненного вреда.

В дальнейшем подобный документ может быть использован в качестве доказательства в суде.

Подобный подход даст возможность в дальнейшем избежать каких-либо проблем и оспаривания размера причиненного вреда.

Потерпевшему

На практике очень часто бывают случаи, когда страховой полис не имеет потерпевшая сторона, а не виновник. В этом случае наличие действующего полиса ОСАГО для получения страхового возмещения не имеет какого-либо значения.

Единственное, что нужно помнить, это- наличие возможности привлечения потерпевшей стороны к ответственности за отсутствие страхового полиса.

В подобной ситуации схем действий следующая:

  • необходимо вызвать на место происшествия сотрудника ГАИ и представителя страховой компании виновника, которые оформят и предоставят все документы, необходимые для получения страхового возмещения;
  • нужно пойти в отделение страховщика виновника ДТП и написать заявление о выплате страхового возмещения;
  • следует подождать ответа страховой компании и получить денежные средства любым удобным способом.

Собственнику автомобиля

На практике также очень часто бывают случаи, когда за рулем транспортного средства на момент ДТП сидел другой водитель, а не собственник автомобиля.

При этом может быть ситуация, когда имеется действующий страховой полис, но лицо, которое на момент ДТП эксплуатировало транспортное средство, не вписано в страховой полис. А как быть подобной ситуации?

Действующее правовое регулирование гласит, что транспортное средство является источником повышенной опасности, и его собственник несет ответственность за причиненный вред вне зависимости от наличия своей вины.

Соответственно, если за рулем транспортного средства находился другой водитель, потерпевшая сторона все равно может потребовать возмещение причиненного вреда от собственника транспортного средства.

В этом случае необходимо предъявить исковое заявление в суд и в качестве ответчика указать имя собственника транспортного средства, а не водителя.

Конечно, действующее законодательство дает собственнику возможность в дальнейшем потребовать возврата выплаченных и денежных средств от виновника ДТП.

Он может в полной мере воспользоваться этим правом. Конечно, в основном на практике подобные вопросы также решаются в судебном порядке путем предъявления соответствующего искового заявления. А рассмотрение дел этого рода может затянуться на несколько месяцев.

Действия, если у пострадавшего нет ОСАГО

Если у пострадавшей стороны нет страховки, это не может стать основанием для лишения ее возможности получения страхового возмещения. Данный факт необходимо учитывать.

Но в то же время нужно помнить о том, что потерпевшая сторона может быть привлечена к административной ответственности за эксплуатацию транспортного средства без страхования ОСАГО.

Если произошло ДТП, то необходимо сперва вызвать не место происшествия сотрудников ГАИ и представителя страховой компании виновника. Они зафиксируют факт происшествия.

Сотрудник ГАИ предоставит потерпевшей стороне протокол, который необходимо в дальнейшем предъявить в страховую компанию с целью получения денежной компенсации.

Для получения компенсации потерпевшая сторона должна предъявить соответствующее заявление в страховую компанию виновника ДТП.

Бланк заявления можно взять непосредственно в страховой компании. При этом желательно обратиться к страховщику как можно раньше.

Вместе с заявлением необходимо предъявить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • документы на транспортное средство (ПТС, водительское удостоверение и т.д.);
  • документы, которые свидетельствуют о ДТП и о факте нанесения вреда транспортному средству потерпевшего.

После предъявления заявления необходимо дождаться ответа страховой компании. На практике в основном данная процедура занимает 5-7 дней.

Если сумма возмещения, которую готова заплатить страховая компания, устраивает потерпевшего, он может получить ее как путем банковского перевода, так и наличными.

Если же указанная страховой компанией сумма не устраивает заявителю, он может написать письменную претензию с просьбой о пересмотре решения.

Если оно останется неизменным, заявитель может воспользоваться своим правом судебной защиты.

Потерпевший также может выбрать ремонт транспортного средства в мастерской, которая сотрудничает со страховщиком, в качестве страхового возмещения.

В этом случае, конечно, он отказывается от денежной компенсации, и ремонт транспортного средства производится за счет страховщика.

Кто платит в каждом случае

Многих интересует вопрос о том, кто должен покрывать сумму причиненного вреда при отсутствии страховки.

Если произошло ДТП без ОСАГО у виновника, то в этом случае все расходы несет он сам. При этом потерпевший может сразу предъявить исковое заявление в суд с просьбой о выплате суммы возмещения.

В любом случае все расходы несет виновник ДТП, если у него нет заключенного договора страхования.

Соответственно, желательно урегулировать спор мирным путем в досудебном порядке, иначе может возникнуть ситуация, когда к сумме возмещения прибавляются и судебные расходы.

Если за рулем транспортного средства был не собственник, а кто-то другой, то потерпевшая сторона может потребовать выплату страхового возмещения непосредственно от владельца автомобиля.

В этом случае он обязан осуществить выплату, но в дальнейшем может потребовать возврат потраченных денежных средств от виновника происшествия.

Штрафы

А какое наказание предусматривает действующее законодательство за эксплуатацию транспортного средства без полиса страхования ОСАГО? В частности, КоАП РФ предусматривает определенные меры наказаний за езду без страховки.

Водитель может быть оштрафован даже в том случае, если у него имеется заключенный договор страхования, но полис он, например, забыл дома.

В этом случае сотрудник ГАИ может вынести предупреждение. Если предупреждений у водителя несколько, он может быть оштрафован в размере 500 рублей .

Если же страховой полис отсутствует, и водитель не имеет заключенного договора страхования ОСАГО, то в этом случае размер штрафа будет составлять 800 рублей.

При этом сотрудник ГАИ снимет номерные знаки с транспортного средства и даст лишь возможность самостоятельно доехать до страховой компании с целью заключения договора страхования ОСАГО.

Досудебная претензия виновнику

На практике применяются 2 способов урегулирования споров: досудебный и судебный. В первом случае спор регулируется мирным путем без предъявления искового заявления в суд.

Чтобы урегулировать спор данным путем, необходимо предъявить досудебную претензию виновнику ДТП.

Законодательство не устанавливает форму данного документа, и он может быть составлен в произвольной форме.

Конечно, пострадавшая сторона может самостоятельно составить текст претензии, но в нем должна содержаться определенная информация.

В частности, в тексте претензии должна быть указана следующая информация:

  • данные сторон;
  • данные о происшествии (дата, место и т.д.);
  • вред, который был причинен потерпевшему;
  • ссылка на соответствующие законодательные акты;
  • требование о выплате суммы возмещения;
  • срок, в течение которого должна быть осуществлена выплата.

Это- основные данные, которые должны быть предусмотрены в тексте претензии. Также необходимо знать о том, что досудебная претензия должна быть отправлена виновнику ДТП надлежащим образом.

В частности, она может быть вручена ему непосредственно в руки. В этом случае пострадавший должен сделать копию документа, на котором виновник ДТП ставит свою подпись и пишет дату получения.

В дальнейшем данный документ может быть использован в качестве доказательства в суде, если спор не будет урегулирован мирным путем.

Претензия также может быть отправлена по почте. В этом случае ее нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о получении.

Ниже приведен образец досудебной претензии:

Возмещение ущерба, если виновник погиб

На практике иногда бывают случаи, когда виновник ДТП умирает. В этом случае возникает вопрос о том, кто должен возместить причиненный из-за ДТП вред.

На самом деле данный вопрос получил свое четкое законодательное регулирование, и смерть виновника ДТП не означает, что вред не будет возмещен.

В подобной ситуации обязанность выплаты нанесенного ущерба переходит к наследникам умершего. Конечно, что виновник ДТП имел полис страхования ОСАГО, то проблема будет разрешена более легким путем: сумма ущерба будет выплачена страховой компанией.

Если же у виновника ДТП не было страхового полиса, то в этом случае могут возникнуть некоторые затруднения.

Для начала необходимо получить заключение независимого эксперта о размере причиненного ущерба. Только после этого можно предъявить соответствующее требование наследникам.

При этом необходимо помнить о том, что наследник несет обязанность возмещения причинного вреда только в том случае, когда он примет наследство.

Соответственно, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение возмещения только после истечения срока, предусмотренного законодательством для принятия наследства, который составляет 6 месяцев.

Примеры из судебной практики

На практике судебных дел по подобным делам очень много. Например, очень часто бывают случаи, когда возникает ДТП с припаркованным автомобилем без страховки.

В подобных ситуациях суды однозначно принимают решения в пользу пострадавшей стороны. Если виновник транспортного средства не имеет страховки, по решению суда он должен выплатить сумму ущерба за счет своих личных денежных средств.

Конечно, потерпевшая сторона может рассчитывать на получение компенсации только в том случае, если машина была припаркована на соответствующем месте с учетом всех обязательных законодательных требований.

На практике также очень часто бывают случаи, когда наносится определенны вред здоровью третьего лица.

Например, потерпевший потерял трудоспособность из-за ДТП, и ему была присвоена вторая группа инвалидности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание