Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Регулирование деятельности естественных монополий. Цели регулирования естественной монополии

Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • Ш ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
  • Ш неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.

Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию .

Существуют несколько вариантов государственного регулирования цен и тарифов естественных монополий. Для примера выделим два варианта.

  • 1. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".
  • 2. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

К числу самых распространенных в экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:

  • 1) установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен;
  • 2) обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном уровне их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения запросов потребителя на товары и услуги естественных монополий;
  • 3) дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных».

В тех областях производственно-экономической деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

Особую часть естественных или, точнее, близких к естественным монополий образуют государственные монополии, функционирующие в области формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной (экономической, военной, социальной) безопасности, производства товаров и услуг специального назначения. В качестве характерных примеров государственных монополия является денежная эмиссия, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, отдельных видов оружия.

По отношению к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование осуществляется на законодательной основе либо путем предоставления лицензий (чаще всего государственным организациям) на осуществление государственно-монополитстической деятельности.

Таким образом, госрегулирование естественных монополий является одним из главных факторов обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в госсобственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Р. М. Бращин

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Раскрыты сущность и содержание ценовых методов государственного регулирования естественных монополий, выдвинуты предположения об объективной необходимости их использования в комплексе.

Ключевые слова: методы установления цен, субъект естественных монополий.

Регулирование деятельности естественных монополий - одна из актуальных тем в странах с рыночной экономикой, так как от результатов этой деятельности напрямую зависят благосостояние и жизнь общества. В Российской Федерации, где законодательная база сегодня далеко не идеальна и нестабильно социально-экономическое положение, фактор естественных монополий необходимо учитывать для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве.

Регулирование естественных монополий в нашей стране осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.), который устанавливает правовые основы федеральной политики, касающиеся этих структур. Данный закон направлен на достижение баланса интересов субъектов естественных монополий и потребителей, обеспечивающего доступность реализуемого товара для последних и эффективное функционирование первых. Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, органы исполнительной власти федерального уровня, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В законе определены следующие основные понятия: - естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на нем достигается быстрее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими, вследствие чего спрос на данном рынке на продукцию субъектов естественных монополий меньше зависит от изменения цены на нее, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

Потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Регулирование деятельности охватывает следующие сферы:

Транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

Транспортировку газа по трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Для осуществления регулирования образуются специальные федеральные органы исполнительной власти, которые для исполнения полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах данной компетенции .

Федеральным законом «О естественных монополиях» установлены два специфических метода, используемых при регулировании естественных монополий.

В соответствии с первым методом органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Как правило, используются следующие методы установления цен:

1. Метод предельных издержек. Он заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена была равна его предельным издержкам. Тем самым обеспечивается эффективный с народно-хозяйственной точки зрения объем производства и потребления продукции естественной монополии, что часто ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (т. е. цена равна средним издержкам). Этот метод может дать результат, при котором продукта будет производиться слишком мало по сравнению с необходимым для эффективного функционирования экономики в целом. Вместе с тем он не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.

3. Метод установления потолка цен, обычно приводящий к дефициту продукции.

4. Метод субсидирования естественных монополий. Многие страны с рыночной экономикой в умеренной степени используют этот метод, придерживаясь варианта предельных издержек. Суть практики перекрестного субсидирования состоит в том, что одни потребители продукции естественной монополии получают ее, но по более низким ценам за счет других, на которых фактически возлагается дополнительное бремя. В наиболее тяжком положении оказались промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения .

Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики. Не удивительно, что социальная эффективность этого своеобразного налога на промышленных потребителей крайне низка: дотация распределяется не по нуждаемости, а по объему потребления услуги. Это означает, что наиболее благополучные слои населения получают больше, чем наименее защищенные, для кого, собственно, и должна предназначаться подобная помощь.

Следует отметить, что не существует наилучшего для всех условий метода, который обеспечивал бы безотказную реализацию целей общества - производства необходимого объема продукции с минимальными издержками. Как правило, эффективной оказывается система мер, включающая сочетание элементов частной собственности и государственного контроля посредством установления жестких правил ценообразования.

Исходя из второго специфического метода производится определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Необходимость его применения прямо детерминирована природой естественных монополий. Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребите-

лям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Базируясь на приведенных методах, необходимо устанавливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из следующих положений:

Существующих потребностей в инвестициях, необходимых для воспроизводства;

Обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг);

Амортизационных отчислений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства продукции (услуг);

Налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств;

Соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей;

Государственных дотаций и других мер поддержки деятельности субъектов естественных монополий.

Решения о методе регулирования деятельности субъектов естественных монополий должны приниматься с учетом необходимости стимулирования с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них. Вместе с тем в России существует некоторая абсолютизация ценового регулирования, хотя и федеральное законодательство, и опыт зарубежных стран подтверждают, что контроль за ценами является отнюдь не единственным методом государственного регулирования естественных монополий. Государство может и должно более активно использовать такие механизмы воздействия на экономическое поведение субъектов естественных монополий, как:

Установление правил обслуживания потребителей и правил свободного недискриминационного доступа потребителей к сети распределения и обеспечение их неукоснительного соблюдения;

Контроль инвестиционной политики и имущественных сделок с участием субъектов естественных монополий;

Осуществление контроля за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий с потребителями;

Рассмотрение и принятие решений по разногласиям между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг;

Рационализация сбыта продукции и приобретения ресурсов;

Установление особенностей приватизации субъектов естественных монополий;

Совершенствование механизмов лицензирования и сертификации;

Определение операторов с использованием конкурсных принципов.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено прежде всего на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства субъектов естественных монополий. Здесь можно выделить несколько задач, обязательных к исполнению:

Совершенствование системы регулирования, в том числе ценового; дерегулирование, т. е. прекращение регулирования видов деятельности, не относящихся к естественно-монопольным; формирование конкурентных источников услуг;

Выделение исходя из экономической целесообразности самостоятельных предприятий из субъектов естественных монополий;

Организация контроля за финансовыми потоками этих субъектов;

Приведение инвестиционных программ субъектов монополий в соответствие с действующим законодательством;

Поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально незащищенных групп населения;

Придание рынкам в сфере деятельности естественных монополий организованного характера за счет углубления правовой регламентации взаимоотношений их участников, публичности цен и правил их определения, введения единых правил «доступа к сети» на дискриминационной основе;

Совершенствование нормативной базы регулирования;

Формирование организационно-правовой базы этого процесса на региональном уровне; разделение компетенций между федеральными и региональными органами регулирования;

Выявление особенностей дальнейшей приватизации в отраслях естественных монополий.

Подводя итог, следует отметить, что естественная монополия -это довольно-таки устойчивая форма хозяйствования, и вряд ли она изживет себя, пока существуют отрасли, потребности населения в продукции которых столь велики, и пока существует дифференциация общества. Возникает много споров о рассмотренных способах регулиро-

вания естественных монополий, и это понятно, ведь и потребители, и монополисты, и сами службы по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, так как на самом деле существующая система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому рассмотренные методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех. Следовательно, этот вопрос будет одним из основных в экономике и интерес общества к нему никогда не угаснет.

Список литературы

1. Дейли Дж. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества: пер. с англ. - М. : Вильямс, 2004.

2. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М. : КноРус, 2006.

3. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. - М., 2002.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.).

5. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Экономистъ, 2005.

А. С. Трунов

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УКРЕПЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Рос-агролизинг», способствующих не только развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации, но и социально-экономическому развитию сельских территорий, а также уделено значительное внимание такому важному институту взаимоотношений бизнеса и государства, как частногосударственное партнерство.

Ключевые слова: частногосударственное партнерство, лизинг.

Прошло почти пять лет с принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сегодня, подводя некоторые итоги реформы

Правовое регулирование деятельности естественных монополий

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Естественные монополии характеризуются следующими признаками:

удовлетворение спроса эффективно в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства;

товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

В Российской Федерации естественная монополия установлена в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Методы регулирования естественных монополий:

неценовой.

Ценовой метод регулирования естественных монополий – это установление цен или предельных тарифов на продукцию вышеперечисленных компаний. Неценовой метод регулирования естественных монополий состоит в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Регулирующим органом является Федеральная служба по тарифам.

Положение хозяйствующего субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Основным нормативным актом, регулирующим правовой режим естественных монополий в РФ, является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях».

Методы регулирования деятельности естественных монополий.

Назначение государственно-правового регулирования - соблюсти, а при необходимости уравновесить баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.

Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях. Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми Федеральные антимонопольные органы не наделены.

Специально образованные федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий по своим структуре и функциям, а также полномочиям и порядку их осуществления они имеют много сходного с федеральными антимонопольными органами. Они устанавливают цены на продукцию монополии и определяют состав потребителей продукции, которым монополия обязана поставлять свою продукцию.

Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения Правительства РФ и образуют вместе с соответствующим федеральным органом единую систему регулирования в соответствующей сфере естественной монополии.

Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована Федеральная энергетическая комиссия Российской федерации (ФЭК РФ) как федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Указом Президента РФ от 25 января 1996г. №96 была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России).

Последней по счету была образована Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.

Согласно Указу Президента РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ.

Концентрацией функций упраздненных перечисленных федеральных органов в рамках одного федерального органа в ранге Министерства Российской Федерации преследовалась цель усилить государственную поддержку развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Намечавшееся упразднение Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.


Похожая информация.


Лекция 4. Правовые вопросы создания конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

4.2. Естественные монополии и методы регулирования их деятельности.

В народном хозяйстве имеются естественные монополии, предоставляющие услуги, а также выпускающие уникальный товар, не имеющий заменителя. К ним относятся:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также газа по магистральным трубопроводам;

Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

Услуги по оперативно-диспечерскому управлению в электроэнергетике;

Железнодорожные перевозки;

Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

Услуги электрической и почтовой связи.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. Согласно указанного закона естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

Определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме.

В содействии развитию товарных рынков и конкуренции большое значение имеет преодоление недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанести ущерб их деловой репутации. Хозяйствующие субъекты должны принимать определенные меры по соблюдению коммерческой тайны и тщательного анализа внешней информации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание