Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Регионы банкроты. Определились регионы рф - банкроты в ближайшее время

Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия” .

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва - 176 млрд рублей
Тверская область- 20,8 млрд рублей
Рязанская область - 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область - 28,11 млрд рублей
Архангельская область - 23 млрд рублей
Санкт-Петербург - 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край - 80,9 млрд рублей
Волгоградская область - 28,9 млрд рублей
СКФО:
Ставропольский край - 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан - 85,5 млрд рублей
Нижегородская область - 42 млрд рублей
Саратовская область - 40,8 млрд рублей
УФО - Свердловская область - 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область - 32,4 млрд рублей
Красноярский край - 31,4 млрд рублей
Омская область - 22,9 млрд рублей
ДФО:
Якутия - 19,5 млрд рублей
Амурская область - 16 млрд рублей

Эксперты рассказали , что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.


Максим Калашников
Откроем сайт Минфина РФ и узнаем, что если на 1 мая 2012 года, до майских указов-разорителей долги регионов составляли 1161 млрд. руб, а долги муниципалитетов - 194 млрд. руб, то к 1 февраля 2015 года они выросли соответственно до 2092 и 306,5 млрд – то есть в 1,8 и 1,6 раза! Вы можете представить, как выплатить 2,4 триллиона рублей, если годовые доходы типичного региона-должника - Костромский области - всего 13 млрд?
Первые полгода 2015-го - по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей.

Вот сейчас бы деньги, что угробили на Сочи, пригодились бы на решение кризиса региональных бюджетов. А еще пригодились бы не менее бессмысленные затраты на саммит АТЭС во Владивостоке – 13 млрд. долларов. Или на грядущие футбольные игрища 2018 г. – там еще не менее 20 млрд. долларов затрат из казны всех уровней и кредитов госбанков. Ибо ежу понятно, что эти олимпийско-футбольные затраты никогда не окупятся.

Что такое финансовый крах двадцати регионов? Это – угроза массовых невыплат жалованья бюджетникам, капец местному здравоохранению, катастрофа с ЖКХ и отопительными сезонами. Это угроза бунтов как минимум части страны с населением под 30 миллионов душ. Это означает, что Кремлю придется вводить внешнее управление регионами и искать на их содержание огромные деньги. В дополнение к содержанию Крыма, а также убыточных автономий Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. К неизбежным затратам на спасение разрушенного Донбасса – от них никуда не денешься. Причем на фоне падения мировых цен на нефть и санкций Запада, что уже лишили РФ 2,6 трлн. рублей доходов федерального бюджета на 2015 год. Остается только коллективные моления у сочинских стадионов устраивать: может, из них средства посыплются?
полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article20583.htm

Обстановка на конец лета-2015.
На начало июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. В начале 2015 года таких регионов было десять.
Данные "РИА-рейтинг"
http://riarating.ru/regions_rankings/20150728/610664922.html
Итак, тут вырисовалась десятка лидеров в гонке к разорению.
Это Республика Мордовия, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 173%, Северная Осетия – 119,8, Костромская область - 115,9%, Смоленская область – 110,4%, Республика Карелия – 108,9%, Чукотский АО – 108,3%, Республика Хакасия – 108,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105,6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101,4%, Белгородская область – 101,3%, Саратовская область – 101,2% и Республика Марий Эл – 100,4%.
В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.
Хотя "РИА-рейтинг" и отмечает, что долги регионов коммерческим банкам уже не растут, растут в основном долги регионов федеральному центру.Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%. Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%).
По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно.

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга, и Республика Крым, имеющая небольшой долг.
По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.
Оценка "Стандарт энд Пурз" на начало лета:
"...Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона.

В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой - Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Эксперты отмечают, что региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам. При этом объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям..."

Максим Калашников: чтобы избежать социальных взрывов, Москве придется списывать долги регионов перед Минфином РФ. Ибо эти долги - ее вина, последствия ее политики. В противном случае - как бы нас ни успокаивали - возможны региональные социально-экономические коллапсы.
С падением Рейтинга Самого...

Пока экономика РФ устремилась вослед падающей экономике Украины...

Объем государственного долга в 33 регионах сократился, в 49 вырос; в восьми регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства «РИА Рейтинг «, входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Министерства финансов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. По данным экспертов «РИА Рейтинг», это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. В 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. При этом в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В исследовании использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве показателя долговой нагрузки составители применили в рейтинге отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Новые лидеры

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, городах Санкт-Петербурге и Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

Места покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В ХМАО и Тюменской области долговая нагрузка выросла.

Меньше регионов с перекосом

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но и здесь, по данным экспертов, наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года долговая нагрузка на бюджет республики за 2016 год уменьшилась на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2015 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов.

Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты . Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона, считают эксперты.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе несколько сократилось.

Снижение долговой нагрузки

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, расстановка лидеров и аутсайдеров рейтинга не изменилась.

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта за счет снижения госдолга на 26% и роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, Вологодской области, Чукотском автономном округе и Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10–20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 процентных пункта, и в Астраханской области – на 24,1 процентных пункта.

Рост госдолга при снижении нагрузки

По оценкам экспертов «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В городе Севастополе и Сахалинской области госдолг отсутствует. Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае.

Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4% уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области – объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Прогнозы

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе.

Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В Федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают их дальнейшего сокращения.

К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ.

Специалисты предполагают, что в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов – в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

Как заявил на прошедшем в Ульяновске в минувшую пятницу Госсовете президент России Владимир Путин, российские регионы освободят от долговой ямы путем реструктуризации долгов на исключительно льготных условиях. У регионов останется, таким образом, почти полтриллиона рублей.

«С 1 января 2018 года мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную на семь лет. Причём в первые два года действия программы - максимально льготные условия: регионам нужно будет выплачивать всего 5% долга ежегодно. У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан», - передает портал Вести.Россия слова Владимира Путина на Госсовете в Ульяновске.

Президент отметил, что в 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы, и назвал это «абсолютно критическим уровнем». В некоторых субъектах брали с налогоплательщиков то, что они должны заплатить в следующем и даже в последующих годах - а на следующий год как жить? - удивился глава государства, назвав такой способ ведения хозяйства, совсем мягко говоря, сказать, спорным.

Это показывает, насколько мера, предпринятая Владимиром Путиным, будет ощутима не только для властей регионов, но и для бизнеса, с которого, собственно и берутся вперед эти налоги. Обычные граждане ощутят на себе все последствия принятого решения, когда в регионах с высокой долговой нагрузкой, паче чаяния, вновь начнут строиться школы с поликлиниками и дороги.

У нас официально не принято связывать те или иные действия властей с выборами, но в любом случае, время для такого экстраординарного шага за полгода с небольшим до президентским выборов выбрано политически удачно. Делать этот шаг было, как выясняется, необходимо. То, что основным вопросом Госсовета был транспортный (развитие пассажирских перевозок), только подчеркнуло чрезвычайность принимаемых по совсем другому вопросу мер. Впрочем, транспортную обеспеченность регионов они, безусловно, тоже улучшат.

Разберемся!

Губернатор успешной Калужской области отметил, что для него это Анатолий Артамонов 15,7 млрд рублей высвобождаемых ресурсов. Другие губернаторы наперебой перечисляли, на что пойдут средства: на создание новых больниц, поликлиник, детских садов, новой инженерной, транспортной инфраструктуры.

Путин несколько охладил их пыл, сказав, что нужно отдельно разбираться с вопросом: «Зачем было занимать деньги под огромные ставки у коммерческих банков? Раньше ссылались на то, что Минфин не дает, а занимать у госбанков якобы дорого».

«Так ли это? Всегда ли это обосновано? С руководством Сбербанка говорили, оно приняло решение снизить ставку по коммерческим кредитам. Не все обращаются за этим снижением, возникает вопрос: а почему? Может быть, выгодно кому-то из руководителей регионов платить высокую ставку? Кому это выгодно? Зачем они это делают? Я внимательно посмотрю на эти примеры» - пригрозил президент.

Но тут же спрятал кнут и вытащил еще один пряник, попросив министра финансов не создавать для регионов сложностей, которые тот, по сведениям Владимира Путина, уже приготовил. Программа реструктуризации бюджетных кредитов будет принята в ближайшие несколько дней.

Платежи уже никого не красят

Долг Мордовии составляет 176% доходов ее бюджета, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилла Яковенко. Очевидно, что самостоятельно ни Мордовия, ни другие датируемые регионы справиться с долговой проблемой не могут и не смогут. «Предложенная президентом схема, на мой взгляд, выглядит уместной и полезной как минимум для решения этой проблемы. Единственный вопрос - это вопрос реализации любой хорошей и полезной идеи, но тут все упирается в чиновника», отметил он.

Но может быть, стоило обанкротить хронических должников? На долги, сформированные в результате эмиссии бондов, находящихся в свободном обращении, приходится порядка четверти от всего объема долгов, поясняет Кирилл Яковенко, еще четверть - долги перед коммерческими (государственными) банками, половина - это долги перед федеральным центром. Формальное банкротство какого-либо региона, дефолт, не стало бы решением проблемы с точки зрения государства.

Главная «боль» положения регионов заключается в том, говорит он, что чем выше долг субъекта, тем чаще он его рефинансирует через займы у федерального центра, чтобы ему же и отдать. В результате сформировался цикл обращения бюджетных средств, которые никак не участвуют в реализации приоритетных программ на федеральном и региональном уровне, и это порочный круг, говорит аналитик. Государственный долг регионов по итогам первого полугодия 2017 года составил 2,2 трлн рублей, а по итогам всего докризисного 2013 года - 1,7 трлн.

Интересно, продолжает Кирилл Яковенко, что средний уровень долговой нагрузки субъектов сейчас не превышает 36,4% доходов регионов, что является очень хорошими показателями. Но страна у нас большая и пёстрая: к началу 2017 года долги 25 регионов превысили 85% дохода, а у восьми из них - 100%. Ак концу года таких регионов должно было стать уже 20%. Причем активно занимать стали даже те, кто ранее его сокращал. К примеру, в прошлом году долговое бремя Камчатский край сократил долг на 33,7%, а в первом полугодии текущего увеличил на 45,2%.

Меньшее зло разрослось до большего

Дефицит бюджетов регионов – традиционная и очень острая проблема, признает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. В последние годы в условиях кризиса резко сократились поступления налоговых и иных доходов в территориальные бюджеты из-за снижения объёмов экономики. Расходы же неуклонно повышаются, прежде всего, в связи с инфляцией.

Превращению долгов регионов в «пирамиду» способствуют чрезвычайно высокие ставки по кредитам, прежде всего банковским, с коммерческими процентами. В первом полугодии 2017 г. 31,6% госдолга регионов, по данным Минфина, составляли именно банковские кредиты. Их доля резко подрастала в кризисном 2014 году, она поднялась тогда до 44,6% (по сравнению с 35,1% в 2012 году). Необходимость в таких привлечениях от банков, как и обоснованность расходов регионов, нужно рассматривать для каждого конкретного случая. Коррупционные мотивы со стороны руководства регионов, сговоры с коммерческими банками вполне возможны.

Но верно и то, говорит Марк Гойхман, что в условиях остроты дефицита федерального бюджета, получить от него дешёвые кредиты территориям было затруднительно. Бюджетные кредиты составляли 31,9% задолженности регионов в 2012 года. А в 2014 г. их удельный вес сократился до 30,8%. И лишь при постепенной последующей стабилизации доля заимствований из Центра повышалась до 40,3% в 2016 г. и 45,9% в первой половине 2017 года.

Банковские кредиты в значительной степени замещались бюджетными. По принципу «из двух зол выбирают меньшее». Но теперь и это «меньшее зло» разрастается до такой степени, что местные бюджеты не в состоянии расплатиться по долгам перед центром. Поэтому реструктуризация, отсрочка погашения снижает остроту проблемы, заключает Марк Гойхман. Но, с другой стороны, при развитии таких послаблений есть опасность иждивенческих настроений, уменьшения ответственности за качественное использование заимствований.

«АиФ» решил разобраться, стоит ли ждать банкротства целых губерний и как это может сказаться на их населении.

Зарплаты в кредит

Сегодня деньги между центром и регионами делятся так, как в иной семье жена делит деньги мужа: ты мне зарплату отдай, а я тебе каждый день на обеды буду выдавать. Большую часть собранных на местах налогов (в том числе самые «жирные» - НДС, налог на добычу полезных ископаемых, на доходы физлиц) забирает федеральный центр. Региону остаётся обычно не более 30% сборов (налог на имущество организаций, транспортный налог и др.). И этими сборами надо покрыть расходы - а тут и капремонт, и дороги, и зарплаты бюджетникам... Денег на всё не хватает, приходится выпрашивать обратно у центра. Тот выделяет губерниям дотации (трансферты), но - под конкретные цели. То есть не просто выпроси, а обоснуй, зачем тебе бизнес-ланч, когда можно обойтись булкой с кефиром.

В итоге получается, что даже у богатых природными ресурсами областей не хватает средств. Чтобы свести концы с концами в своих бюджетах, губернские власти вынуждены идти в коммерческий банк за кредитом.

Считается, что федеральная власть осложнила жизнь губерниям, потребовав в мае 2012 г. повышения зарплат бюджетникам до средней по субъекту РФ. Хотя Леонид Давыдов, глава экспертного совета Фонда развития гражданского общества , считает, что эта нагрузка губернаторам же во благо: «Для некоторых регионов увеличение зарплат учителям и врачам жизненно необходимо, иначе в регионах будет слишком сильная текучка кадров. Но власти там должны найти правильный угол зрения на выполнение майских указов». Судя по растущим как снежный ком долгам, с «углом зрения» у региональной элиты не всё в порядке. Одни пытаются урезать социальные программы, другие залезают в долги.

Алексей Ост-ровский, губернатор Смоленской области, выдвиженец ЛДПР , честно признал, что его регион на грани банкротства. «Больше нельзя продолжать политику кредитования и наращивания госдолга области, - пояснил он нам. - Либо доходная часть бюджета вырастет за счёт налоговых поступлений, либо, если не получится, будем обращаться к федеральному центру, в том числе к руковод-ству «Единой России». Апелляция к партии власти неслучайна. Не так давно в столице дважды собирали замов губернаторов. 1-й замглавы Администрации Президента РФ В. Володин и замсекретаря генсовета «ЕР» О. Баталина разъясняли им необходимость исполнения «майских указов» любой ценой. Да и сам В. Путин дал понять губернаторам, что на зарплатах им сэкономить не удастся: «Денег на всё не хватает - и никогда не хватит. Вопрос не в наличии средств, а в рациональном их использовании». С использованием, как водится, беда.

На себе не экономят

Региональные чиновники готовы попасть в опалу, сэкономив на гражданах, но только не на себе, любимых. «Ярославская облдума проголосовала за бюджет с дефицитом 6,5 млрд и огромным долгом - сейчас это 20 млрд, а к 2016 г. он превысит 40 млрд и сравняется с доходами бюджета. А средства на выплату процентов и основного долга будут сопоставимы с дорожным фондом области, - рассказал «АиФ» Борис Немцов, депутат облдумы . - Чтобы сэкономить хоть на чём-то, власти решили отменить школьные завтраки для младших классов. Размер экономии - 200 млн. При этом у них нашлись деньги на персональные авто для правительства и депутатов - гараж обходится в 90 млн в год. И на программу информационной и имиджевой политики органов власти не пожалели 103 млн». Б. Немцов предложил коллегам детские завтраки сохранить, а гараж и имиджевую программу закрыть: «В связи с тотальным дефицитом региональных бюджетов кампания по отмене персонального транспорта для чиновников, даже не обсуждая марки и стоимость автомобилей, должна стать общероссийской».

Вряд ли в других регионах его поддержат. Хотя урезать д-ействительно есть что. Например, в Волгоградской области траты на аппарат управления в этом году составят около 3 млрд руб. Это 1/10 госдолга областного бюджета. А в Челябинской области, у которой в бюджете-2014 не хватает 12 млрд, не экономят на передвижениях губернатора. Так, в конце августа он летал заказным авиарейсом в Хабаровск на совещание к президенту. На сайте госзакупок можно увидеть, что вояж обошёлся бюджету области почти в 4,5 млн руб. Обычный авиабилет Челябинск - Х-абаровск стоит около 30 тыс.

Научатся зарабатывать?

По Бюджетному кодексу максимальный госдолг региона не может превышать 100% бюджета. У некоторых дела совсем плохи (см. инфографику). Кстати, первый город-банкрот (пока не регион) фактически уже есть: это Луга Ленинградской обл. Там администрация умудрилась задолжать 12 млн при населении чуть меньше 40 тыс. В октябре счета администрации фактически заморозили и ввели внешнее управление. Как ни странно, народу от нечаянного банкротства только польза: если бы сверху не вмешались в ситуацию, горожане рисковали встретить зиму в темноте и с холодными батареями. Виной тому долги коммунальщиков: один «Лужский водоканал» задолжал энергокомпаниям более 81 млн руб.

Инфографика: АиФ

Спрашивается, почему власти не в состоянии заработать и лезут в кредиты, проценты по которым съедают бюджетные миллиарды? Во многом это зависит от качества управления. А оно прямо увязано с профессионализмом и некоррумпированностью чиновников, считает Наталья Зубаревич, профессор МГУ, эксперт в области социальной и политической географии : «Счётная палата может тщательно проверять региональные бюджеты, но риск наличия неумного губернатора есть всегда. Проблема в том, можете ли вы сменить этого неумного губернатора». Кстати, Минфин сейчас готовит предложения об усилении ответственности «неумных» - вплоть до отставки. Санкции предлагают вводить, когда цифра долга регионального бюджета приблизится к 10% его доходной части.

По мнению Л. Давыдова, в случае банкротства региона социальных потрясений быть не должно: зарплаты бюджетникам всё равно будут выплачиваться в первую очередь. Правда, имущество области запросто может пойти с молотка. Аналитики уверены, что регионам, чтобы добиться роста и нормально собирать налоги, зарабатывать на все свои расходы, надо выполнять собственные инвестиционные программы, потому как никакой бизнес не придёт на территорию без дорог и инфраструктуры. В противном случае целые губернии действительно могут повторить .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание