Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Реформа грузинской энергетики: быть или не быть армянскому экспорту? Состояние и развитие энергосистемы грузии Электроэнергетика грузии.

ЭКОНОМИКА СОСТОЯНИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ЭНЕРГОСЕКТОРА ГРУЗИИ СТРАН И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ

Г.Ш. Церетели, Р.Б. Абесадзе

После обретения Грузией независимости ее энергетический сектор охватил глубокий кризис: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, почти полностью прекратилась добыча угля. Несмотря на определенные положительные сдвиги, положение в энергетике остается крайне тяжелым. В таких условиях становится необходимым привлечение в страну иностранной помощи. Естественно, в первую очередь это касается такой, имеющей огромный энергетический потенциал, страны, как Россия. В настоящее время Грузия из России получает почти все виды энергоносителей. В будущем считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям: расширение экспорта и импорта энергоносителей; участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии; участие России в реабилитации энергетики Грузии; синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

После обретения Грузией независимости ее энергический сектор оказался перед лицом сложных проблем: вдвое уменьшился объем выработки электроэнергии, до критического уровня снизилось производство нефти, практически полностью прекратились добыча угля и подача природного газа, что обусловило расстройство теплохозяйства. Страну

охватил острый энергетический кризис, который в основном продолжается по сегодняшний день.

Из основных причин энергетического кризиса в Грузии можно назвать следующие:

отсутствие в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов;

отставание развития энергетики в годы советской власти от темпов роста экономики республики, что проявилось в недостаточности базисных мощностей в электроэнергетике;

низкий уровень освоения гидроэнергоресурсов, ошибки, допущенные при проектировании, монтаже и эксплуатации гидроагрегатов;

наличие в отрасли большого количества как физически, так и морально устаревшего энергетического оборудования, неудовлетворительное состояние электросетей;

работа энергосистемы в нестабильном режиме;

сложившаяся в прошлом традиция расточительного потребления энергии, неплатежи за потребленную энергию;

нарушение сложившихся хозяйственных связей после распада Советского Союза;

возникшие в первые годы обретения Грузией независимости политическая нестабильность и тяжелая криминогенная ситуация;

неплатежеспособность страны в силу экономического спада;

сложности перехода отрасли на рыночную экономику.

Вкратце охарактеризуем положение, сложившееся сегодня в различных отраслях, определяющих состояние энергетики Грузии.

В последние годы существования советской власти добыча нефти в Грузии составляла в среднем 180 тыс. тонн в год. При этом осуществлялись значительные работы по разведке новых месторождений. После распада СССР в ставшей независимой Грузии прекратилось централизованное финансирование и материально-техническое снабжение отрасли из государственного бюджета, в результате чего стало невозможным продолжение дорогостоящих геолого-поисковых работ и нефтедо-

бычи. В 1995 г. добыча нефти катастрофически упала и составила лишь 42 тыс. тонн в год. Были прекращены буровые работы. Кроме того, создавшееся в стране положение способствовало хищениям нефти как из нефтепроводов, так и из нефтяных скважин различными криминальными группировками, что в силу нарушения эксплуатационно-технологического режима поставило перед катастрофой всю отрасль.

В такой ситуации вывод отрасли из критического состояния был бы нереальной задачей без привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении значительная работа была осуществлена руководством компании «Грузнефть». В 1998 г. в Грузии уже функционировало 6 совместных нефтедобывающих предприятий. Ими были вложены в отрасль значительные инвестиции, что сделало возможным реабилитацию большей части эксплуатационного фонда и соответственный рост объема добычи нефти. В 1998 г. добыча нефти составила приблизительно 120 тыс. тонн. По прогнозным данным, в ближайшем будущем ожидается открытие крупного нефтяного месторождения.

В составе бывшего СССР Грузия была одной из самых газифицированных республик. В ее энергобалансе на долю природного газа приходилось 60-65%. В начале 90-х годов снабжение Грузии газом осуществлялось из Туркмении. В 1994 г. из-за неплатежеспособности подача природного газа прекратилась почти по всей территории страны. Газовое хозяйство оказалось в тяжелом положении. Во всей системе развились коррозийные явления, в связи с чем газопроводы испытывали интенсивный износ. За последние годы за счет собственных средств были проведены частичные реабилитационные работы, в результате чего подача газа во многие города и населенные пункты была возобновлена. По завершении реабилитационных работ подача природного газа будет восстановлена всем тем потребителям, которые получали его в конце 80-х годов. В настоящее время природный газ в Грузию поступает из России. В 2000 г. его импорт в

Г.Ш. Церетели, Р. Б. Абесадзе

страну составил около 1100 млн м3, т.е. всего 22% к уровню 1990 г.

Добыча угля в Грузии сравнительно больших масштабов достигла в конце 50-х годов, когда в год добывалось 3,5 млн тонн. В дальнейшем же массовый переход на относительно дешевые и удобные газовое и жидкое топливо вызвал сокращение объема добычи угля. В 1990 г. она составила лишь 996 тыс. тонн. После обретения независимости в условиях прекращения централизованного финансового и материально-технического обеспечения добыча угля в Грузии почти прекратилась. Развитие указанной отрасли сегодня зависит от появления потребительского спроса на рынке угля. Здесь возможны несколько вариантов: использование угля в бытовой и коммунальной сферах; использование угля в различных отраслях промышленности вместо жидкого и газового топлива; строительство работающей на угле ТЭЦ и др.

Из возобновляемых энергоресурсов в Грузии значительными являются гидроэнергоресурсы, солнечная энергия, энергия ветра и геотермальная энергия.

Особенно богата Грузия гидроэнергоресурсами. Теоретически суммарная энергия всех водных потоков в Грузии составляет 229 млрд кВт ч. Отсюда подлежащий техническому освоению потенциал с использованием возможностей малых рек на сегодня определяется в 90 млрд кВт ч. Вместе с развитием техники этот показатель может возрасти. В настоящее время уровень освоения гидроэнергетических ресурсов в стране очень низок и составляет лишь 10-12% их технического потенциала.

Работы по преобразованию солнечной энергии в тепловую в Грузии начались в начале 50-х годов. В стране существует специальное управление «Спецгелиотепломонтаж», которое начало интенсивно создавать и внедрять тепловые солнечные коллекторы. Грузия признана регионом, где целесообразно и экономически оправдано использование солнечной радиации. Наилучшие условия для этого имеются на Черноморском побережье, в низменных районах Восточной и Южной Грузии, а также в высокогорных районах Кавказа.

Установленная мощность ветровых электростанций в мире постепенно возрастает. Сегодня в Грузии ветровые установки, используемые для освещения, отопления и снабжения населения теплой водой, имеются лишь в Абашском и Гардабанском районах. Совместно с иностранными фирмами разрабатываются различные проекты в сфере использования энергии ветра.

Грузия богата и геотермальными водами. Здесь к настоящему времени выявлено до 300 водных источников с температурой воды 30-110° С и суммарным дебитом 200 тыс. м3 в сутки. Действующие в настоящее время геотермальные источники совместно дают 90 тыс. м3 воды 60-110-градусной температуры в сутки1. В Грузии термальными водами снабжались Тбилиси, Зугдиди, Самтредиа и некоторые другие города. В 1993 г. прекратилась эксплуатация почти всех месторождений, кроме Тбилисского месторождения Лиси. Сооружение геотермальных циркуляционных систем на месте покинутых муниципальных теплоустановок сделает возможным решение проблемы снабжения Тбилиси горячей водой.

Как уже отмечалось, значительно снизился в Грузии уровень выработки электроэнергии. На сегодняшний день технико-эконо-мические показатели электроэнергетической системы страны крайне неудовлетворительны. Например, на выработку одного кВт ч электроэнергии расходуется приблизительно 500-600 г условного топлива, удельный вес потерь электроэнергии в электросетях составляет 25%, а коэффициент использования установленных мощностей - лишь 17,2%. В 2002 г. в Грузии было выработано всего 7256 млн кВт ч электроэнергии (что составляет приблизительно 51% к уровню 1990 г.), импорт электроэнергии составил 792 млн кВт ч, а экспорт - 527 млн кВт ч, т.е. дефицит рав-

1 Зубиташвили Д., Меладзе Н.В., Меладзе H.H.

Использование возобновлямых видов энергии и пер-

спективы их развития в Грузии. // Энергия, 1997, № 3 (на груз, яз.) С. 47.

нялся 165 млн кВт ч, хотя в случае полного удовлетворения потребности в электроэнергии величина дефицита была бы намного больше.

Исходя из важнейшего значения энергетики для развития экономики, новому грузинскому государству следовало бы с самого начала объявить ее основной приоритетной отраслью. Что же касается государственного регулирования энергетики, оно должно было еще более усилиться, но в действительности произошло обратное. Конечно, речь не идет о том, что нам следовало отказаться от формирования рыночных отношений в энергетическом секторе. Реформы должны были носить планомерный характер, который основывался бы на научно разработанной программе, и за осуществлением которых последовали бы не разрушение и деградация в энергетике, а рост энергопроизводства на основе рационального использования преимуществ государственного и частного секторов. Фактически же происходящие в энергетике Грузии процессы приобрели хаотический характер.

Однако после создания Министерства топлива и энергетики реформы стали более целенаправленными. Во всех отраслях энергетики были осуществлены преобразования в направлении реструктуризации и реорганизации. В частности, в электроэнергетике было создано три самостоятельных сектора: генерации, передачи-диспетчеризации и распределения. Указом Президента Грузии от 19 декабря 1996 г. был утвержден план приватизации электроэнергетического сектора, в соответствии с которым широкомасштабный приватизационный процесс должен осуществиться в два этапа: сначала должна произойти приватизация распределительных сетей, а в последующем - объектов генерации. На сегодняшний день уже приватизированы акционерное общество «Теласи», а также девятый и десятый энергоблоки Тбилисской ГРЭС.

Значительным шагом вперед в направлении проведения реформ в энергетике следует считать совершенствование законодательной базы. Принят закон об электроэнергетике

и природном газе. В соответствии с указанным законом создана Национальная комиссия по регулированию энергетики Грузии, основными функциями которой являются:

установление и регулирование оптовых и розничных цен и тарифов в сфере производства, передачи и потребления электроэнергии, а также транспортировки, подачи и потребления природного газа;

регулирование диспетчеризации, распределения, импорта и экспорта электроэнергии;

надзор над деятельностью рынка электроэнергии и утверждение рыночных правил.

В Грузии с 1 июля 1999 г. функционирует оптовый рынок электроэнергии, целью которого является базирующееся на развитии конкуренции повышение эффективности производства, передачи, распределения, импорта, экспорта и потребления электроэнергии, а также создание благоприятной инвестиционной среды в секторе, установление надежных, справедливых и стабильных отношений между лицензиатами, создание прочной единой энергосистемы. Но следует отметить, что из-за неплатежей и дефицита электроэнергии функционирование указанного рынка пока неэффективно.

В 1996 г. в нефтяной промышленности Грузии были проведены структурные изменения, целью которых было дальнейшее совершенствование отрасли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Нефтяное хозяйство было разделено на четыре основных звена: нефтепоисковое, нефтедобывающее, нефтеперерабатывающее и нефтеобслужива-ющее. На будущее предусмотрена постепенная приватизация входящих в эти звенья предприятий.

С целью создания единой правовой базы освоения нефтяных и газовых ресурсов в Грузии был принят Закон о нефти и газе. В соответствии с этим законом было создано Государственное агентство по регулированию нефтяных и газовых ресурсов Грузии, основной функцией которого является выделение территорий инвесторам для проведения нефтяных и газовых операций, организация и

Г.Ш. Церетели. Р.Б. Абесадзе

проведение тендеров и аукционов, выдача необходимых лицензий.

В угольной промышленности реформы в основном выразились в том, что департамент «Грузуголь» в 1997 г. был преобразован в государственное предприятие, назначением которого является добыча и реализация угля из месторождений Грузии.

Несмотря на то, что в энергетике Грузии проведены определенные мероприятия и реформы, направленные на рост энергопроизводства, желаемые результаты все же не достигнуты. Отрасль все еще находится в кризисном состоянии, а эффективность экономических реформ низка. В таких условиях усиление государственного регулирования энергетики является необходимым. Цель его - вывод страны из энергетического кризиса, реорганизация отрасли и только после этого - формирование устойчивых рыночных отношений в этой сфере.

Можно рассмотреть различные направления государственного регулирования энергетики в Грузии, из которых, по нашему мнению, основными являются следующие:

продолжение процесса реабилитации энергетики;

обеспечение энергетической безопасности страны;

не формальное, а реальное размежевание политических и хозяйственных функций в системе энергетики;

совершенствование законодательной и нормативной базы в сфере энергетики, борьба с коррупцией;

привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций и повышение эффективности их использования;

создание условий для развития частного сектора, формирование конкурентной среды;

обеспечение осуществления эффективного управления предприятиями государственной собственности;

осуществление тарифной политики; проведение правильной таможенной и налоговой политики, установление льгот на первом этапе, особенно в сфере добычи ка-

менного угля и освоения нетрадиционных энергоресурсов;

усиление политики энергосбережения; включение энергетики Грузии в мировой энергетический рынок, стимулирование экспорта и импорта энергии, развитие энерготранзита;

проведение единой научно-технологи-ческой политики;

подготовка новых кадров энергетики -энергоменеджеров, энергоаудиторов и энергоэкологов;

модернизация и реконструкция энергетического производства с использованием безотходной энергосберегающей и экологически чистой технологий:

осуществление мероприятий по охране окружающей природной среды.

В Грузии стратегическим направлением развития энергетики следует считать максимальное использование всех возможностей -будет ли это освоение собственных энергоресурсов или получение необходимого количества энергии извне. Неимение собственных энергоресурсов не должно стать непреодолимым препятствием для развития экономики страны. В этом отношении большое значение приобретает сотрудничество с таким энергетически мощным государством, как Россия, из которой сегодня Грузия получает почти все виды энергоносителей: электроэнергию, природный газ, уголь, дизельное топливо, автомобильный бензин, топливный мазут, керосин, сжиженный газ и др.2

Электроэнергия из России в Грузию поступает по межсистемным линиям электропередач: Кавкасиони (500 кВ), Сапхино (220 кВ) и Дариали (110 кВ). Природный газ поступает по газопроводу Владикавказ-Тбилиси, проходящему через имеющие весьма сложные рельефные и климатические условия места, в связи с чем его эксплуатация связана с большими трудностями, а надежность работы недостаточна.

2 Чомахидзе Д. Энергетическая безопасность Грузии. Тбилиси, 2003 (на груз. яз.). С. 170.

Считаем целесообразным, чтобы энергетическое сотрудничество между Россией и Грузией развивалось по следующим основным направлениям:

расширение экспорта и импорта энергоносителей;

участие российских энергетических компаний в частном энергетическом секторе Грузии, участие России в реабилитации энергетики Грузии;

синхронное объединение энергосистем России и стран Закавказья (Грузии, Азербайджана, Армении).

Россия представляет собой страну с богатейшими энергетическими ресурсами, поэтому стимулирование экспорта и импорта энергоносителей между ней и Грузией как в ближайшем будущем, так и в отдаленной перспективе для нашей страны имеет огромное значение. С целью повышения уровня энергообеспеченности и усиления конкуренции на энергорынке является также целесообразным участие энергетических компаний России в частном секторе энергетики Грузии, в первую очередь, в сфере создания новых объектов.

Особое значение придается участию России в реабилитации энергообъектов Грузии. В начале марта 2003 г. на встрече президентов России и Грузии были поставлены вопросы о восстановлении трех гидроэлектростанций, находящихся на территории Абхазии, - Перепадной ГЭС, Сухуми ГЭС и Ингу-ри ГЭС - и о возобновлении строительства Худони ГЭС.

Каскад Перепадных ГЭС был введен в эксплуатацию в 1971 г. Он состоит из четырех гидроэлектростанций, среди которых одна имеет мощность 220 мВт, а мощность каждой из остальных составляет 40 мВт. Проектная выработка составляет 1,1 млрд кВт ч электроэнергии. Сейчас три из этих станций находятся в затопленном состоянии. Неотложной реабилитации требует и проводящий канал четвертой ГЭС, без чего может быть парализован весь каскад Ингури ГЭС.

Сухуми ГЭС была введена в эксплуатацию в 1948 г. Ее установленная мощность рав-

на 19 мВт, а годовая проектная выработка -102 млн кВт ч. В результате разразившегося на территории Абхазии в 1992 г. военного конфликта и последовавших событий ГЭС остановлена и не функционирует.

Ингури ГЭС введена в эксплуатацию в 1978 г. Ее установленная мощность составляет 1300 мВт, годовая проектная выработка -4,3 млрд кВт ч. Из существующих здесь пяти агрегатов один был остановлен в аварийном порядке в 1991 г. и до сих пор не действует.

В соответствии с соглашением президентов двух стран в настоящее время сформирована совместная рабочая группа грузинских и российских специалистов, главной целью которой является составление бизнес-планов реабилитации ГЭС в Абхазии и электропередаточных линий высокого напряжения, подготовка предложений по возобновлению строительства Худони ГЭС, а также определение механизмов реализации выработанной на вышеуказанных электростанциях избыточной электроэнергии. Практическая реализация упомянутых предложений значительно повысит уровень электроснабжения Грузии. Более того, у энергосистемы Грузии появится возможность осуществлять экспорт электроэнергии в соседние страны, особенно при пиковых нагрузках.

Следует отметить, что синхронное объединение энергосистем соседних стран имеет большое значение для повышения надежности электроснабжения, улучшения качества электроэнергии и других технико-эко-номических показателей. Такое объединение энергосистем России, Грузии, Армении и Азербайджана, естественно, существовало во времена СССР. Оперативное управление им производилось из диспетчерского центра, расположенного в г. Тбилиси. Сегодня необходимо восстановление этой системы регионального оперативного управления. Поскольку соответствующая организация функционировала в Тбилиси и основное ядро ее сохранилось по сегодняшний день, именно Грузия должна стать центром управления вновь воссоздаваемого регионального энергообъединения. Нес-

мотря на то, что ряд объединяющих энерго- В ОТДЕЛЕНИИ

системы Грузии, Армении и Азербайджана ПКТТТКГ"ТЛТТННЪТУ

передаточных линий выведен из строя, боль- иоЩЛ,^ 1 пг^ППШЛ

шая их часть все же пригодна для эксплуата- НАУК РАН

ции, и их применение является вполне возможным для энергоперетоков. В 2000 г. было проведено испытание связывающих энергосистемы этих стран и России линий электропередач, которое показало, что какой-либо значительной проблемы с обменом электроэнергией между этими странами не существует. Восстановление указанной объединенной энергосистемы означало бы начало создания регионального энергорынка на Кавказе. Для этого необходимо заключение взаимовыгодного соглашения между всеми четырьмя странами региона.

национального

хозяйства

плановой экономики на рыночную, как и для всех постсоветских

государств,

происходит

неординарных

условиях,

связанных

объективных

и субъективных причин. Переходный

развития

экономики

оказался для Грузии продолжительным, противоречивым и трудным, так как возникла необходимость не только технического

перевооружения

экономики

внедрения

нового менеджмента,

обновления

отдельных

отраслей

экономики

формирования

промышленных предприятий на принципиально новых началах. Требуется коренное обновление производственных и

технологий.

тяжелейших

условиях

находятся крупные энергоемкие производства, значительная часть которых оказалась не способной функционировать в новых реалиях.

Процесс переходной экономики растянулся во времени

следовало

обусловил

общий экономический кризис. Основными

сложившихся

проблемы обеспечения

энергией

материального

производства. В доперестроечный период хозяйственный комплекс Грузии был, в основном, ориентирован на импорт энергоресурсов. В условиях действующих в тот период низких

энергоресурсы

создавалось

серьезных проблем

развитии

экономики

и энергоемких

производств.

переходе

рыночной экономике,

энергоресурсы

возросли

в среднем в 4-5 раз по сравнению с незначительным увеличением цен на товарную продукцию, во всех сферах материального производства развился тяжелый кризис. Оценить проблемы, возникшие в результате дефицита энергоресурсов, можно, исходя, например, из некоторых

отчетных

энергоэкономических

показателей хозяйственной деятельности страны. Так, в 80-х годах расход энергии на годовое производство внутреннего валового продукта (ВВП) составлял 12-13 млн т у.т., то есть энергоемкость промышленных и других технологий

превосходила

удельные

показатели энергоемкости производства передовых стран мира.

Переход к рыночной экономике выявил и ряд других проблем, отрицательно повлиявших на развитие национальной экономики и однозначно связанных с необходимостью изыскания дополнительного финансирования. Не вызывает сомнения тот факт, что в сфере экономики Грузии, и в том числе ее в рассматриваемый нами период (до 2020 г.) придется целенаправленно решать как минимум

основные

проблемы,

связанные

надежным обеспечением страны энергоресурсами.

Первая проблема - реабилитация в сжатые сроки (за

действующих

позволит

повысить их выработку как минимум на 30 % (с 6,0-6,5 до 8,5-9,0

кВт ч/год)

улучшить

баланс электроэнергии, так как выработка всей энергосистемы не превышает 7,0-7,5 млрд кВт ч.

Вторая проблема - повышение эффективности использования энергии. Здесь должны быть предусмотрены такие мероприятия, как: приведение регулируемого рынка в соответствие с рыночными принципами, стимулирование энергосбережения как за счет налоговых

внедрения

дифференцированных

по времени суток и по сезонам года тарифов на электроэнергию, другие организационные вопросы. В контексте этой проблемы необходимо рассмотреть эффективность

структуры

взаимозаменяемости

энергии, возведение

менеджмента

использования

в ранг государственной энергетической политики.

Третья проблема - создание условий для поэтапного уменьшения импорта энергоносителей с обязательным

интересов

энергетической

безопасности страны. Здесь на передний план должны быть выдвинуты мероприятия по разведке запасов и добыче местного топлива. В результате исследований, проведенных в последние годы совместно с иностранными фирмами,

территории

разведаны

значительные запасы нефти и природного газа, освоение которых, исходя из сегодняшнего состояния регионального энергетического рынка, приобретает стратегическое значение. В

соответствии

развития

экономики страны,

предусмотренными

индикаторным

и мероприятиями,

намеченными

энергетической

политикой страны, в перспективе, наряду с вводом базисных

мощностей

определенный

приоритет должен быть отведен расширению производства электроэнергии на базе новых с суточным и сезонным регулированием.

Технический

потенциал

гидроэнергоресурсов

кВт ч/год

настоящее

время используется менее чем на 10 %. Ввод же новых позволит увеличить этот показатель до 15-16 %. В Грузинском НИИ энергетики и энергетических сооружений (ГрузНИИЭиЭС) разработаны проекты обеспечения энергетической безопасности страны и стратегии развития энергетического хозяйства. В них сформулированы основные ориентиры развития как страны до 2020 г., так и ее топливно-энергетического комплекса (ТЭК). При этом предложены три сценария развития энергетики.

Рассмотрим

названный реалистическим,

основывается

принятых темпах развития экономики (табл.

специфики

электроэнергетики

Грузии, когда значительная часть баланса электроэнергии покрывается за счет сезонных с выработкой в осенне-зимний период лишь 35-40 %, а в весенне-летний -

годового

практики разработки

балансов

необходимо

разработать балансы для каждого сезона года в отдельности.

Это обусловлено тем, что при полной сбалансированности энергии в годовом разрезе (как показано в табл. 2) энергосистема

испытывать

дефицит электроэнергии при ее избытке в системе «лето». Как видно

принятых

темпах ввода мощностей до 2020 г. включительно сбалансировать

потребление

производство

электроэнергии

в осенне-зимний период не представляется возможным. Ввод дополнительных мощностей ТЭС для покрытия этого дефицита кажется неэффективным, так как число часов их использования не превысит 2500-3000. Рациональнее импортировать дефицит зимней базисной энергии за счет экспорта избытка сезонной («летней») и, главное, экспорта в зимний период пиковой энергии ГЭС. Показатели

потребления

приведенные

в табл.1 и 2 на уровне 2005-2020 гг., основывались на следующих принципах.

Промышленность будет развиваться в основном за счет ввода неэнергоемких производств с преимущественным развитием машиностроения, пищевой и перерабатывающей

промышленности,

других относительно малоэнергоемких предприятияй, что существенно уменьшит энергоемкость ВВП. В топливно-энергетическом балансе предусмотрены

значительные

структурные

изменения,

именно: поэтапное развитие инфраструктуры природного газа при

постепенном

уменьшении

нефтепродуктов. Этому

способствовать

увеличение

добычи местного газа, так и льготные его поставки транзитом через

территорию

магистральному

газопроводу Баку-Эрзрум. В 80-е годы в Грузии было производено 13-14, а израсходовано до 17 млрд кВт ч/год (за счет зимнего импорта

потребления

в рассматриваемом реалистическом сценарии будет достигнут лишь к 2020 г. (см. табл. 2). Как видно, рост потребления электроэнергии в стране за период перехода к рыночной экономике приостановился приблизительно на 25-30 лет.

Доля местного твердого топлива в балансе электроэнергии

увеличилась

реабилитации

угольных шахт.

Развитие

позволит

значительно

снизить объем

массивов,

дальнейшем

местного

построить

покрытия базисной нагрузки. Активизируется процесс строительства новых ГЭС, что потребует разработки соответствующих законодательных актов, стимулирующих приток инвестиций. Значительно возрастет доля использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Особое внимание будет уделено вопросам международных обязательств, в том числе и экологическим проблемам. В связи с ожидаемым расширением добычи местных

энергоносителей

осуществлением

перечисленных

мероприятий

потребность

в энергоресурсах будет покрыта за счет собственных запасов

увеличится

будет способствовать

оздоровлению

экономики страны и повышению ее энергетической безопасности. Наряду

рассмотренными

проблемами

для повышения надежности электроснабжения и мобилизации дополнительных энергоресурсов является целесообразным восстановление режима параллельной работы южно-кавказской региональной энергосистемы, которая, помимо технической надежности, обусловит возможность транзита электроэнергии в третьи страны.

разрушились

традиционные связи параллельной работы энергосистем Закавказья и значительно снизилась надежность их функционирования

автономном

Неустойчивыми

оказались технические

параметры

стандарты

электроэнергии, заметно сократились резервы мощностей, резко ухудшились

индустрия

производство

ремонтных

работ. При

одинаковой

пострадали

электроэнергетические структуры и экономика каждой страны. Особое значение в развитии ТЭК Грузии придается проектам магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и магистрального газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум. Наравне с коммерческой ценностью они будут диверсифицировать

источник

исключено, что магистральный газопровод в определенных условиях совместит и функцию газохранилища на случай аварии в системе.

Последовательная реализация отмеченных и экономически доступных иных мероприятий будет способствовать

безусловному

оздоровлению

денежно-кредитных

отношений

энергетическом

стабилизации

обеспечения

энергоресурсами, устойчивому

функционированию

энергокомплекса

и усовершенствованию нормативно-правовых основ.

Развитые страны давно уже осознали важность природных ресурсов и дорожат ими, уделяя большое внимание развитию малой энергетики. Энергетические установки малой мощности работают по всей Европе. Большой потенциал развития малой энергетики существует и в Грузии.
Грузия обладает одним из самых высоких в мире потенциалов в сфере гидроэнергетики. Об этом говорится в стратегии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), разработанной по Грузии.
Как отмечается в документе, Грузия обладает потенциалом для производства 7,3 мегаватт электроэнергии на душу населения в сфере возобновляемой энергетики, что существенно превосходит возможности Норвегии и Канады, имеющих значительные гидроресурсы. Около 320 из 26 тыс. рек Грузии имеют существенный энергетический потенциал.

В настоящее время потенциал местной гидроэнергетики используется лишь на 20%. Огромный неиспользуемый потенциал водных ресурсов – около 80% – обусловлен нехваткой денежных ресурсов на их освоение.

С целью содействия привлечению инвестиций, инвесторам в Грузии предлагается целый ряд льгот в том числе довольно мягкое требование к их собственникам оставлять в Грузии только 20% выработанной электроэнергии; передача инвесторам государственной земли под объекты возобновляемых источников энергии по нормативной цене- отметил генеральный директор АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) Георгий Бежуашвили.
Правительством страны для поддержки инвестиций и развития сектора возобновляемых источников энергии в 2010 году был создан АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF). Уставной капитал фонда составляет 30 млн. лари.

Министерство энергетики Грузии предлагает инвесторам солидный перечень потенциальных электростанций с предварительно проведенными расчетами для технико-экономического обоснования.
У Грузии есть большой потенциал развития ветровой энергии, среднее количество оценено в 4 млрд кВт.ч. Черное море и географически близкое расположение Каспийского моря, Кавказские горы и Триалетский комплекс — все это создает эффект тоннеля, что позволяет на сравнительно небольших площадках разместить большее количество достаточно мощных ветроэнергетических турбин, что экономически выгодно.
Наибольшим потенциалом ветроэнергетики обладает центральная часть Грузии. В результате проведенных исследований были выявлены несколько площадок для строительства ветровых электростанций. В том числе — Поти, Чорохи, Кутаиси, Мта- Сабуети -1, Мта-Сабуети -2, Гори-Каспи, Каравани Самгори, Рустави. Общая мощность ветростанций может составить 1450 МВт, и годовая выработка — 4160 млн. кВт.ч.
Подробную информацию о перспективных электростанциях, которые Грузия желала бы построить на своей территории, можно почерпнуть на сайте Министерства энергетики Грузии — http://www.energy.gov.ge
Сегодня турецкая сторона изучает возможности ветровой энергетики по всей Грузии.После завершения этой исследовательской работы министерство энергетики объявит конкурс на строительство ветровых станций. Если появится хороший инвестор, то значительная часть энергии, вырабатываемой силой ветра, будет продаваться в Турцию. Это направление развитие тоже весьма приоритетно, ибо направлено на укрепление экспортных возможностей страны.
АО «Фонд развития энергетики Грузии»(GEDF) отбирает коммерчески выгодные проекты и участвуют в них на начальной стадии (в качестве акционерной компании), а в дальнейшем фонд выходит из проекта, чтобы обеспечить частному капиталу свободу для развития.

В 2016 году Фонд планирует запустить первую ветровую станцию в Грузии. Мощность первой Грузии ветровой станции составит 20 МВт, расходы на 1 МВт установленной мощности — 1,1-1,3 млн. евро, в сумме инвестиции на строительство станции составят от 22 до 26 млн. долларов.

Строительство ветровой станции планируется начать в этом году, станции расположится в Горийском муниципалитете региона Шида Картли (Восточная Грузия).Закупка оборудования и строительных работ, необходимых для ветряной электростанции произойдет за счет финансирования ЕБРР.

В долгосрочной перспективе, после завершения строительства, планируется создать план расширение проекта до 100 МВт, а затем передать проект инвестору. Грузинский фонд развития энергетики также инвестировал в Дарьяльскую ГЭС и ряд проектов по строительству малых ГЭС.

Эксперт по вопросам энергетики и гидроресурсам проекта USAID Гиоргий Чиковани считает, что сегодня в Грузии существует благоприятная инвестиционная среда для развития малых ГЭС. Малыми по грузинскому законодательству являются ГЭС с мощностью менее 13 МВт. В настоящее время при участии Чиковани ведется работа над моделью создания энергетической биржи в Грузии, на которой будут проводиться торги электроэнергией.
По словам Чиковани, необходимо упростить процедуры, чтобы сделать энергетический рынок более привлекательным для местных и иностранных инвесторов. Все это позволит прогнозировать доходы на основе установленных цен, будет содействовать развитие частного сектора в направлении гидроэнергетики, способствует усовершенствованию инструментов торговли и уменьшит инвестиционные риски.
Также Грузия работает над усовершенствованием нормативной базы и приведению ее в соответствие с международными стандартами — согласно европейским директивам.
Как отметил эксперт, после подписания Грузией в Брюсселе соглашения об ассоциации с Евросоюзом, предусматривающего вхождение в зону углубленной и всеобъемлющей свободной торговли Европы, Грузия взяла ряд обязательств. Эти обязательства затрагивают и сферу энергетики, в частности разработку энергетической стратегии и политики, развитие конкурентоспособных, прозрачных и эффективных энергетических рынков, энергоэффективное использование энергии, региональное сотрудничество в сфере энергетики и возможное подписание Грузии Договора об энергетическом сообществе и другие. Переговоры о вступлении в Энергетическое сообщество продолжаются, и дата вступления должна быть определена в ближайшем будущем. В случае, если Грузия не подпишет соглашения с Энергетическим сообществом в течение 2 лет, будут проведены новые переговоры, и сроки будут определены новые в соответствии с Соглашением об ассоциации.
Также сделаны шаги в сторону прогресса в сфере энергетики: Документ энергетической политики, который уже представлен в парламенте Грузии, также подписанное между Грузией и Турцией Международное соглашение о сотрудничестве в области энергетики, – отметил Чиковани.
Согласно документу, грузинская и турецкая стороны попытаются совместно запланировать и развить новые проекты генерации, необходимую инфраструктуру и торговлю электроэнергией. Впервые в кавказском регионе, до конца 2016 года будет подготовлен совместный долгосрочный план развития сети передач, связующих Грузию и Турцию. Указанное двустороннее международное соглашение охватывает необходимость усиления работы с точки зрения освоения ресурсов гидроэнергетики, обновляемой энергии, а также эффективности. На основании соглашения, технический оператор турецкой энергосистемы поделится с грузинской стороной своим опытом в ведении процесса интеграции в Объединение операторов систем электропередач Европы (ENTSO-E).
Грузинские производители электроэнергии сегодня продают энергию в Турцию и Армению. Новые ГЭС смогут продавать свою энергию в Турцию через недавно построенный трансформаторный терминал для передачи энергии с ЛЭП напряжением 500 киловольт (старый советский стандарт) на ЛЭП напряжением 400 киловольт (европейский стандарт), который обеспечивает обмен энергией через Ахалцихе-Борчха между Турцией и Грузией.
После завершения строительства терминала у Грузии появилась возможность экспортировать до 700 МВт мощности. Новые линии электропередач с Арменией и Россией находятся в стадии разработки. Если говорить о сложностях для малых ГЭС, объем выработки энергии может быть недостаточен для приоритетного доступа к приграничной торговле.
Препятствиями к сооружению грузинских малых ГЭС является то, что турецкая сторона технически не может предоставить долгосрочные договора купли-продажи мощностей.
По словам технического директора компании «Трансэлектрика», бывшего министра энергетики Грузии Давида Мирцхулава, турецкий рынок — наиболее динамично развивающий и очень привлекательный для продажи электроэнергией, но необходимо развивать и грузинский рынок. В Грузии — дешевая стоимость генерации электроэнергии на ГЭС. Если стране не удастся продавать энергию по существенно более высокой цене в Турции, то для компаний возникнут риски, связанные с низкими ценами на электроэнергию на местном грузинском рынке. Сегодня грузинские владельцы генерации могут реализовывать энергию только с помощью приграничной торговли. Турецкие компании закупают эту электроэнергию и затем сами перепродают внутри страны.
Рынок Турции более совершенен: там создана энергетическая биржа.Сегодня регулирующая комиссия по энергетики Турции выдает лишь краткосрочную лицензию на право поставок электроэнергию – всего на год. Подобные краткосрочные договора являются препятствием для получения финансирования со стороны банков, так как устойчивой гарантией сбыта продукции ГЭС являются лишь долгосрочные договора.
Согласно некоторым исследованиям, цены на турецком рынке выглядят не очень оптимистично. Это связано как с глобальными процессами в экономике, так и с девальвацией турецкой лиры. Но сложности могут возникнуть в течение двух-трех ближайших лет, что естественно повлияет на проекты по малой энергетике, но если рассматривать в долгосрочной перспективе, то именно турецкий рынок остается наиболее привлекательным для продажи электроэнергии. Если оценить в целом, то Грузия сегодня — энергодефицитная страна, ежегодно импортирующая 700- 800 млн. кВт.ч в зимний период из России. Цена закупаемой энергии повышается до 9,2 цента за кВт.ч.
Для улучшения ситуации необходимо строительство крупных ГЭС, которые выдают энергию в период, когда цена максимальна. К примеру, если взять Худони ГЭС сможет выдавать до 700 мВт пиковой мощности. Проект, инвестиционная стоимость которого составляет 1 миллиард долларов, подразумевает строительство ГЭС на реке Ингури в Западной Грузии. В то же время малые ГЭС имеют абсолютно другое назначение и являются подспорьем в общем электроснабжении страны.
При строительстве малых ГЭС существуют экологические преимущества, не затопляются большие площади, но с другой стороны инвесторам и будущим владельцам таких электростанций сложно прогнозировать свои доходы. Анализ ситуации на рынке, дает четкое понимание того, что привлечение капитала – вопрос проблематичный. Впрочем, помочь Грузии и предоставить собственные ресурсы готовы многие финансовые институты. К примеру, крупный инвестиционный фонд Глобал Шульц, который вошел на финансовый рынок Грузии совсем недавно, готов вкладывать в малую энергетику до 100 млн. долларов. Фонд готов войти в капитал, а после 5-6 лет выйти из проекта. На данные проекты готовы выделить деньги и ведущие грузинские банки.
Заместитель директора «Банка Грузии» Муртаз Кикория говорит; «Мы — универсальный банк, который покрывает все сегменты финансирования. В частности, у банка есть большой опыт в финансировании энергетического сектора. По данным за прошлый, 2014, финансовый год, 8,1 процента портфеля кредитов корпоративного банковского обслуживания приходилось на энергетический сектор. На сегодняшний день иностранные финансовые институты Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и Немецкий государственный банк (KfW) выделили долгосрочные финансовые ресурсы банку для осуществления проектов в сфере возобновляемой энергии – в основном для строительства и реабилитации малых ГЭС. Объем финансирования составил 40 млн долларов».
Основной интерес со стороны инвесторов проявляется к строительству малых ГЭС. В среднем на каждый мегаватт необходимы инвестиции в размере 1 млн. долларов. Создаются совместные компании между иностранными и местными компаниями для осуществления проектов.
Что касается строительства ветровых станций и установки солнечных батарей, то в случае заинтересованности банк готов профинансировать эти проекты. Интерес со стороны инвесторов постоянно растет, и одновременно растет потребление электроэнергии как в регионе, так и внутри Грузии.

С целью повышения надежности транзита и энергобезопасности национальных потребителей «Грузинская нефтяная и газовая корпорация» («GOGC») в 2014 г. приступила к изучению возможностей строительства на территории нефтяного месторождения «Самгорского южного свода» подземного хранилища газа мощностью 230-250 куб. м, что составляет примерно ¼ годового потребления газа РГ.

Предварительные сроки начала строительства ПХГ - 2018 г., окончания работ - 2020 г. Стоимость данного объекта оценивается более чем в 250 млн. долл. США. Предполагается, что проект будет финансироваться как из собственных средств «GOGC», так и с привлечением иностранного капитала.

Хранилище газа может использоваться не только для создания запасов топлива, но и в ходе реализации различных схем транзита и торговли газом, например, при экспорте сырья из Ирана через территорию Армении и Грузии, обменных поставках энергоносителей с участием компаний Ирана, России, Туркмении и Армении и др.

Электроэнергетика . В секторе генерации РГ доминируют средние и малые гидроэлектростанции. Большинство из них способны функционировать в круглогодичном режиме. В 2016 г. суммарная мощность 59-ти ГЭС составила 2,7 ГВт, трех тепловых электростанций - 700 МВт. В структуре производства электроэнергии на долю ГЭС приходилось около 78%, ТЭЦ - 22%. Гидропотенциал страны освоен примерно на 25%, поэтому РГ располагает возможностью создания 30-40 ГВт новых мощностей.

В 90-е годы правительство реформировало отрасль, разделив ее на сектор генерации и сетевое хозяйство. На фоне деградации экономики это привело к системным неплатежам по всей торгово-производственной цепочке: потребитель - распределительная компания - генерирующие предприятия. В условиях действия низких тарифов генерирующие компании не могли компенсировать затраты.

В 2003 г. правительство, пришедшее к власти после «революции роз», признало данную систему неэффективной и разрешило предприятиям осуществлять вертикальную интеграцию. В 2006 г. в тарифную политику были внесены изменения. Цена электроэнергии стала зависеть от времени суток и объемов потребления, платежная дисциплина улучшилась. Предпринятые меры позволили улучшить инвестиционный климат в отрасли и продолжить распродажу собственности. Некоторые зарубежные компании проявили высокую активность в приобретении грузинских активов. Так, чешская фирма «EnergoPro» «скупала все, что плохо лежит» и в итоге превратилась в крупнейшую энергетическую компанию Грузии. Единственный объект, который остался неприватизированным, - это достаточно крупная «Ингурская ГЭС».

Отметим, что «Ингурская ГЭС» (1,3 ГВт) является самой крупной гидроэлектростанцией на Кавказе. Она была построена в 70-х годах прошлого века. После событий 90-х годов плотина «Ингури ГЭС» оказалась на грузинской стороне, система генерации - в Абхазии. Уже более 25 лет ГЭС находится в совместном пользовании Грузии и Абхазии, при этом 40% электроэнергии потребляет Абхазия, 60% - Грузия. В 2015 г. из-за критически слабого наполнения чаши водохранилища, впервые за последние 40 лет, возникла угроза отключения потребителей Абхазии.

В первой половине 2000-х годов правительством РГ был взят курс на восстановление базовых ГЭС и тепловых электростанций, составляющих основу отрасли, и постепенное развитие децентрализованных объектов генерации - гидроэлектростанций, ветроэнергетических установок, термальных, солнечных, угольных и газовых электростанций малой мощности, располагающихся в регионах, где это экономически целесообразно.

Программа реконструкции крупных электростанций и их инфраструктуры осуществлялась при поддержке международных финансовых институтов. В период с конца 90-х до середины 2000-х годов на эти цели было израсходовано около 700 млн. долл. США, поступивших в страну в виде кредитов «Всемирного Банка» и «Европейского банка реконструкции и развития» .

В 2011-2015 гг. внутреннее производство электроэнергии стабильно увеличивалось. По годовым показателям выработка превышала потребление, но в зимние месяцы, ввиду сезонности работы гидроузлов, традиционно возникал дефицит данного энергоресурса. Нехватка восполнялась поставками из России по высоковольтным линиям передачи ВЛ 500 кВ «Кавкасиони» и ВЛ 220 кВ «Салхино», Азербайджана - по ВЛ 500 кВ «Мухранис Вели» и ВЛ 330 кВ «Гардабани», Армении - по ВЛ 220 кВ «Алаверди». В 2020 г. ожидается рост спроса на данный энергоноситель на 70%-75% по сравнению с аналогичным показателем 2011 г.

Во втором десятилетии страна приступила к более активным действиям по развитию энергетики путем создания децентрализованных систем генерации, наметив соответствующие программы и изменив подходы к регулированию отрасли, взяв за основу принципы и нормы ЕС. В 2015 г. начато строительство 17-ти ГЭС суммарной мощностью 820 МВт. Всего в ближайшие 10-15 лет намечено создать до 60-ти гидроэлектростанций суммарной мощностью около 4ГВт с целью полного отказа Грузии от тепловой генерации. Строительством гидроузлов и развитием сетевого хозяйства РГ занимаются как национальные компании, так и предприятия Турции, Норвегии, Индии, Чехии, Китая, России и др.

В настоящее время интерес иностранных инвесторов к гидроэнергетике обеспечивают либеральное законодательство, низкая цена выработки электроэнергии по сравнению с аналогичным показателем в соседних государствах (в первую очередь в Турции) и возможность поставок данного энергоресурса за рубеж без существенных административных ограничений.

Республика Грузия экспортирует электроэнергию собственного производства (в том числе по схемам, предусматривающим возмещение импорта), обеспечивает ее транзит в соседние государства. В 2011-2015 гг. в структуре экспорта электроэнергии на долю России приходилось более 50%, Турции - 30%, Армении - 15%.

В таблице и на рисунке приведены данные, характеризующие ситуацию на национальном рынке электроэнергии.

Таблица Производство, потребление и внешняя торговля электроэнергией Грузией в 2011-2015 гг., ТВт*ч

Год/Показатель

Потребление

Производство

Баланс

Импорт

Экспорт

2011 г.

10,1

2012 г.

2013 г.

10,1

2014 г.

10,2

10,4

2015 г.

10,4

10,8

2018 г.*)

14,7

2020 г.

16,1

Источник: составлено по данным «Национального Инвестиционного Агентства Грузии», URL : https://www.investingeorgia.org/ru/keysectors/energy , « USAID », URL : http :// pdf . usaid . gov / pdf _ docs / PA 00 JZZT . pdf .

Одновременно с сектором генерации развивались электрические сети, укрепляющие каркас отрасли и расширяющие связи с соседними государствами. В 2012-2014 гг. было завершено строительство магистральных ЛЭП высокого напряжения, соединяющих энергосистемы Грузии и Азербайджана (ВЛ 50 кВ), Грузии и Турции (ВЛ 400 кВ, мощность 860 МВт).

В дальнейшем предполагается наращивать пропускную способность межсистемных ЛЭП с целью повышения надежности энергообеспечения внутренних потребителей и увеличения объемов трансграничных поставок. В период до 2020 г. планируется расширить мощности передачи Россия-Грузия и Грузия-Армения. Для владельцев генерирующих объектов Грузии привлекательным рынком сбыта является соседняя Турция, испытывающая нехватку электроэнергии в летние месяцы, поэтому в ближайшие годы намечено построить новую линию электропередач высокого напряжения «Батуми-Муратли» ВЛ 154 кВ мощностью 350 МВт.

После выполнения Республикой Армения программы по развитию национальной ЕЭС (в 2021-2015 гг.) и расширению на своей территории энергетического коридора «Север-Юг» пропускной способностью 1 ГВт, Грузия может стать участником транзита электроэнергии из Ирана, Армении и России в страны объединенной Европы.

В период до 2022 г. пропускную способность линий электропередач, соединяющих Грузию и Азербайджан, увеличивать не планируется. В таблице приведены данные о мощности трансграничных ЛЭП Республики Грузия.

Таблица. Мощность трансграничных систем передачи электроэнергии Республики Грузия в 2016-2022 гг., МВт.

Страна/Показатель

2016 г.

2018-2022 гг. (прогноз)

Планируемое увеличение

Россия

1860

1000

Турция

1560

Азербайджан

1200

1200

Армения

Источник: Национальное Инвестиционное Агентство Грузии , URL : https :// www . investingeorgia . org / ru / ajax / downloadFile /875/ Investment _ Opportunities _ in _ Energy _2016.

В электроэнергетике страны ведущие позиции занимают « EnergoPro-Georgia » (Чехия), «Теласи» (Россия-Грузия), « SC Kakheti Energy Distribution » (с 2008 г. - дочерняя компания литовского концерна « Concern Achema Group »), холдинг «Georgian Industrial Group».

Компания «EnergoPro-Georgia» (филиал «EnergoPro», владеет десятками электростанций в Болгарии, Турции и Чехии) контролирует около 70% электросетей РГ и является собственником 15-ти средних и малых гидроэлектростанций и одной газовой ТЭС суммарной мощностью 469,25 МВт (около 14% генерирующих мощностей Грузии).

В активе российского холдинга «Интер РАО» - две гидроэлектростанции «Храми-1» (113 МВт) и «Храми-2» (114 МВт) и 75% доли в уставном капитале распределительной компании АО «Теласи» (25% - у правительства страны). Предприятие АО «Теласи» управляет электрическими сетями суммарной протяженностью около 5 тыс. км с числом абонентов более 450 тыс. и обслуживает столичный регион, поставляя в г. Тбилиси о область около 80% электроэнергии, потребляемой городским конгломератом. Компания АО «Теласи» во время событий 2008 г. проявила лояльность к правительству РГ, поставляя электроэнергию на объекты, вовлеченные в военные действия, равно как Грузия в тот период времени не решилась на прекращение поставок электроэнергии в Россию. Развитие делового сотрудничества в формате « business as usually » вполне соответствует логике и принципам экономической политике страны.

Предприятие « SC Kakheti Energy Distribution » находится под «зонтиком» многопрофильного холдинга «Concern Achema Group» (Литва). Одно из направлений развития «Concern Achema Group» - солнечная и ветроэнергетика.

Промышленный холдинг «Georgian Industrial Group» («GIG») занимается такими видами деятельности, как: производство, передача и распределение электроэнергии, добыча каменного угля на месторождение «Ткибули-Шаорском» месторождении (в планах компании увеличить добычу до 1 млн т в год), торговля углем и газом, в том числе с использованием сети газонаполнительных станций. В секторе генерации «GIG» контролирует несколько газовых электростанций суммарной мощностью 600 МВт, ГЭС (49 МВт) и угольных станций малой мощности (13 МВт). В национальном производстве электроэнергии на долю «GIG» приходится 20%.

Планы развития холдинга предусматривают значительное увеличение угольной генерации (на 300 МВт), строительство ветропарков (50 МВт) и ГЭС (50 МВт). В газовом секторе предполагается создать новые хранилища и расширить сеть газонаполнительных станций. В октябре 2016 г. руководство холдинга «GIG» и представители «Dongfang Electric Corporation» (Китай) подписали несколько протоколов о намерениях и соглашений, предусматривающих увеличение притока китайских инвестиций в энергетику Грузии, строительство электростанций и силовых сетей, поставку оборудования (котлов, турбин и др.) .

Потребление энергоносителей . В 90-е годы удельное потребление первичной энергии резко снизилось. Негативная тенденция была сломлена в первом десятилетии и к 2014 гг. данный показатель увеличился почти в два раза - с 650 кг/человека до 1,1 т/человека. Не большой вклад в рост удельного энергопотребления внесло сокращение на 16% численности населения - с 4,42 млн. до 3,72 млн. человек. Соответствующие данные приведены на рисунке.

Рисунок Удельное потребление энергии и численность населения (правая ось) Республики Грузия в 2000-2014 гг.

Источник : World Bank, URL: http://data.worldbank.org/indicator/EG.USE.PCAP.KG.OE?locations=GE&name_desc=false&view=chart.

В 1995 г. в структуре расходной части энергобаланса по приблизительным подсчетам на долю природного газа приходилось около 54%, нефти и нефтепродуктов - 35%, ГЭС - 8%, древесное топливо - 3%. В 2015 г. удельный вес газа и нефти/нефтепродуктов сократился почти на 10 п.п. - до 43% и 27% соответственно. Освободившиеся ниши заместились гидроэнергией, биомассой, в меньшей степени - углем и геотермальной энергией (таблица).

Показатель

Кол-во, тыс. т н.э.

Доля суммарного потребления, %

Газ

2016,5

42,7

Нефтепродукты/нефть

1272,2/14,7

26,9/0,3

ГЭС

726,9

15,4

Биомасса

398,3

Уголь

271,8

Геотермальная энергия

18,5

В структуре спроса на первичную энергию в отраслевом разрезе на частные домовладения и транспорт приходится около 60%. Примерно одинаковые показатели для промышленности и сектора услуг -17%-18%. Доля сельского хозяйства минимальна - 3%. (таблица).

Таблица. Структура спроса на первичную энергию в Республике Грузия в 2012 г.

Сектор экономики

Удельный вес, %

Домашние хозяйства

Транспорт

Промышленность

Коммерческий сектор

Прочие

Сельское хозяйство

Формально (производство минус потребление) за счет собственной нефтедобычи добычи Грузия могла бы полностью обеспечивать внутренние потребности не только химической отрасли, но и транспортного сектора, но в РГ, как уже отмечалось, отсутствуют крупнотоннажные НПЗ.

В 2010 г. в страновом разрезе наибольшая доля суммарных продаж нефтепродуктов принадлежала Азербайджану (41%), Румынии (26%) и Болгарии (21%). Аналогичный показатель для Греции был минимальным - 6%. В 2015 г. в лидеры вышла Румыния (52%), Болгария переместилась на вторую позицию, увеличив долю рынка на 7 п.п (до 28%), а удельный вес Азербайджана снизился почти в два раза - до 20%. Среди других поставщиков находились Россия и Туркмения.

Российская Федерация в 2013-2015 гг. планомерно наращивала ввоз нефтепродуктов, которые приобрели популярность из-за более низкой цены при сопоставимом качестве (ввоз осуществляется морским транспортом, затем - по железной дороге через территорию Азербайджана). В 2016 в грузинском рейтинге поставщиков наша страна заняла второе место. Данные, характеризующие импорт нефтепродуктов РГ, приведены в таблице.

Показатель/Год

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Структура импорта

в 2016 г., доля в %

Всего

1397,9

1391,5

1432,2

1241,6

1036,5

100,0

Азербайджан

349,5

285,1

251,2

142,3

392,4

37,9

Россия

68,2

118,3

59,6

94,0

176,7

17,0

Румыния

227,3

287,5

283,1

185,3

173,3

16,7

Болгария

194,68

130,12

127,96

100,31

76,32

Туркмения

28,5

44,9

109,8

71,6

Иран

46,2

47,5

34,7

27,1

Турция

12,7

11,7

12,1

14,1

Казахстан

10,4

Прочие

473,1

460,1

581,0

556,9

94,6

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание