Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Работа 24 политическое развитие экономика развитого социализма. I

Слайд 2

План урока

  1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты;
  2. Реформы в промышленности;
  3. Научно-технический прогресс;
  4. Социальная политика.
  • Слайд 3

    Аграрная реформа 1965 г.

    Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.

    Слайд 4

    Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа»

  • Слайд 5

    Аграрная реформа

    В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.

    А.Н. Косыгин

    Слайд 6

    Основные положения реформы.

    • повышались закупочные цены;
    • устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок;
    • вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
    • увеличивались капиталовложения;
    • были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
  • Слайд 7

    Аграрная политика

    Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства, которое должно планировать и руководить аграрным сектором.

    Слайд 8

    Аграрная реформа

    Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

    Дождевая установка

    Слайд 9

    Итоги

    • введение стабильных денежных окладов колхозников;
    • убыточная деятельность колхозов и совхозов;
    • сокращение пашни на 25 млн.га.

    Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

    Слайд 10

    Реформы в промышленности

    В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.

    Слайд 11

    Достижения

    Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.

    Слайд 12

    Создан фонд экономического стимулирования

    • Фонд материального поощрения;
    • Фонд бытового развития;
    • Фонд социально-культурного развития.
  • Слайд 13

    Слайд 14

    Реформы в промышленности

    За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

    На конвейере ВАЗа

    Слайд 15

    Поработаем с таблицей на стр. 300. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила установить?

    Слайд 16

    Прочитайте п. на стр. 300 - 302 и ответьте на вопрос: « Почему наметился спад производства?»

    Слайд 17

    Научно – технический прогресс

    В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».

    Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты.Провалы в развитии экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. Из этих дискуссий сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно, не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

    В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок; вводилась 50 %-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов; увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйственной деятельности советской деревни.

    Уже в 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

    Однако, опираясь в ходе этой реформы исключительно на административные рычаги, власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

    Огромные средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства (за 1966-1980 гг. их сумма составила почти 400 млрд. рублей), использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

    Введение стабильных денежных окладов в колхозах (по сути важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

    По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

    В результате за 25 лет (1964-1988 гг.) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 % до 40 % от урожая.

    Страна, обладавшая самыми богатыми в мире черноземными почвами, оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

    Становилось все более очевидным, что для решения продовольственной проблемы необходимо идти ни решительное развитие экономических стимулов к груду.



    Реформы в промышленности: замыслы и результаты.В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Несмотря на то что и она не покушалась на основы директивной экономики, это была наиболее радикальная реформа за все годы советской власти.

    Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число директивно планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по валовому объему продукции вводились и новые показатели, должные обеспечить ее качество.

    Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

    Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства. Причем отмечалось, что это будут не прежние министерства-«диктаторы», а новые-партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

    Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

    При всей своей ограниченности реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966- 1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).



    Однако уже к концу 60-х гг. (особенно после чехословацких событий 1968 г.) реформа, при том, что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7 % в годы восьмой пятилетки упали до 3,5 % в годы одиннадцатой (1981 -1985 гг.), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 % до 3 %.

    Руководство страны объясняло все это объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения (что делало невозможным в условиях продолжения экстенсивного развития экономики обеспечивать ее потребности в рабочей силе); истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых; физическим износом и моральным старением оборудования; значительным ростом военных расходов и т. д. Все эти факторы действительно негативно сказывались на развитии экономики.

    Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики, отвергая все новое, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена. Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно стоящих перед экономикой задач.

    В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет «совершенствования» безнадежно устаревшего, отжившего свой век хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако реанимировать экономику эти усилия уже не могли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными (вероятно, с точки зрения властей чрезмерными показались предусмотренные реформой 1965 г. материальные стимулы, не превышавшие 3 % от зарплаты рабочих). Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсировать издержки хозяйственного механизма. Зазвучали новые лозунги («Экономика должна быть экономной» и др.). Однако дело с места не сдвинулось.

    Лишь в 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу политических перемен.

    Смена хозяйственного механизма оставалась жизненно важной проблемой.

    Научно-технический прогресс.В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали гуманизацию и демократизацию всех ее сторон.

    В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их достижений в производство. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не реализо-вывались, то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

    Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий; создавались научно-производственные объединения; возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли: роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали.

    Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в практической жизни прогресс науки и техники не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40 % рабочих промышленности, до 60 % строителей, до 75 % работников сельского хозяйства.

    К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, в СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин преимущественно устаревших моделей.

    Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

    В результате к середине 80-х гг. СССР вновь (как и в 20-е гг.) оказался перед угрозой нового стадиального отставания от стран Запада. Избежать этого при сохранении существовавшей экономической системы было невозможно.

    Социальная политика.Решение экономических задач на экстенсивной основе предопределило и слабость социальных программ. Социальная сфера финансировалась исключительно по остаточному принципу. К примеру, удельный вес капиталовложений в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7 % в 1966-1970 гг. до 15,1 % в 1981 - 1985 гг.). В результате в начале 80-х гг. в СССР вновь сложилась острая жилищная проблема (в 1984 г. было построено лишь 2 млн. квартир- столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось).

    Значительно были урезаны государственные расходы на здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже на 35-м месте в мире по продолжительности жизни и на 50-м - по уровню детской смертности.

    Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы. В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. Потребление же продуктов было в СССР втрое ниже, чем это допускалось медицинскими нормами. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970-1987 гг. закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла- в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза). Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти (доля топливно-сырьевого экспорта в СССР за 1960- 1985 гг. поднялась с 16,2 % до 54,4 %, а доля машин и оборудования упала с 20,7 % до 12,5 %).

    Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов. Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9 % в 1966-1970 гг. упал до 2,1 % в 1981 -1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Несколько выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лить 36,5 % (1985 г.), в то время как в США - 64 %, а в некоторых других странах - до 80 %.

    По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место.

    Все это показывало, что удержать статус великой державы в условиях нарастающих предкризисных тенденций становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

    (урок-лекция с применением мультимедийного учебника)

    ОУ «Основная общеобразовательная школа № 4 г. Харабали»

    Астраханской области

    Районный семинар заместителей директоров по УВР «Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся на основе приемов педагогических технологий»

    Открытый урок по теме:

    Класс: 9-а 2009-2010 учебный год

    Предмет: история

    Тема урока: Экономика «Развитого социализма»

    Цели урока:

    Познакомить учащихся с главными результатами экономического развития СССР в 1964-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономи­ческого кризиса в Советском Союзе.

    Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через диалог с компьютером. Продолжить формирование умений работать с историческими до­кументами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» воп­росы темы. Способствовать формированию предметной информационной компетентности на элементарном уровне

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Форма проведения: лекционное занятие с использованием с мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2000.

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

    На уроке формируются компетенции:

      информационные,

      учебно-познавательные,

      коммуникативная,

      ценностно-смысловая.

    Учебное оборудование: карта, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

    Оформление доски : тема урока, план изучения новой темы, новые сло­ва (экстенсивная экономика), домашнее задание.

    Основные даты:

    март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

    сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направле­ний реформы промышленности;

    1979 г. - реформа хозяйствен­ного механизма.

    Термины:

    интенсивное, экстенсивное развитие;

    самоокупаемость;

    хозрасчет.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Проверка принадлежностей;

    Постановка целей и задач урока.

    II . Проверка знаний

    Использование медиатестов СД-4 § 43

    Фронтальный опрос учащихся.

      Почему период 1964-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.

      Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?

      Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.

      Какие последствия для экономической и социальной сферы мог­ла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сель­ского хозяйства, пищевой и легкой промышленности?

      Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее по­ложительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения на­селения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?

      Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?

      В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических ре­форм Хрущева?

    III . Изучение нового материала

      Аграрная реформа 1965г. и ее результаты.

      Реформа промышленности: замыслы и результаты.

      Научно-технический прогресс.

      Социальная политика.

    (Рассказ учителя.)

    Цель реформы:

    1) изменение условий планирования и усиления экономического стиму­лирования;

    2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

      рост капиталовложений и незавершенного строительства;

      массовое производство изделий, не находивших сбыта;

      несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;

      нарастание бумаготворчества.

    Проблемное задание. Что собой представляла советская экономика в 1965-1984 гг.: расцвет, кризис или застой? Почему вы так считаете? Объясните свою точку зрения.

    Сущность и основные направления реформы.

    Работа с материалами компьютерного учебника: CD -4.

    Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

    В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

    1. Решение социальных про­блем села.

    2. Частичное использование экономических стиму­лов к труду:

    а) повышение закупочных цен,

    б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

    в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

    г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

    3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

    С учетом предыдущего исторического опы­та (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые мог­ли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

    Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на разви­тие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

    Каким образом власти пытались решить про­блему нехватки продовольственных товаров?

    Сравните реформы Хрущева и Косыгина. Какие сходные черты можно выделить?

    Ход и итоги реформы в промышленности

    При рассмотрении вопросов реформы в области промышлен­ности следует обратить особое внимание учеников на поиск внут­ренних противоречий в реформе 1965 г.

    В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

      изменение условий пла­нирования и усиление экономического стимулирования;

      введение и новых показателей, призванных обес­печить ее качество;

      сокращение до минимума числа планируемых показате­лей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;

      разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материаль­ного поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;

      восстановление управления про­мышленностью через отраслевые министерства;

      сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утверж­денных планов предоставлялось самим предприя­тиям.

    (Проверка выполнения задания.)

    Работа с диаграммой с.303 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

    Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %


    Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свер­тывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономи­ческой реформы 1965 г.»:

    (Заполнение таблицы)

    Объективные причины

    Субъективные причины

    Экстенсивные основы разви­тия.

    Непоследо­вательность реформы.

    Попытка провести реформу при од­новременном свертывании про­цесса демократи­зации в политиче­ской жизни.

    Даже упоминание рыночных отно­шений объявля­лось антисоциали­стическим, в тео­рии и практике господствовало тотальное плани­рование.

    Большая часть хозяйственного аппарата сформи­ровалась в сталин­скую эпоху, вла­дела командными методами управ­ления, которые не «вписывались в реформу».

    После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

    Научно-технический прогресс.

    В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

    Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

    Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуще­ствами социализма?

    Укажите положительные тенденции в это время.

    Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

    Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

    Анализ социальной политики.

    После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

    В чем причины улучшения жизни?

    Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

    За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

    IV . Закрепление.

    Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

    Выполнение проблемного задания.

    V . Домашнее задание: § 44.

    1) Составьте терминологический словарь по теме, включив в него такие термины, как хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

    2) Проанализируйте документ с.307 учебника и письменно ответьте на вопросы к нему.

    VI. Подведение итогов урока.

    1. В марте 1965 г. было объявлено о реформе:

    1) образования 4) пенсионной системы

    2) здравоохранения 5) налоговой системы

    3) в сельском хозяйстве

    2. В числе мер, направленных на подъем сельского хозяй­ства во 2-й половине 60-х гг., были:

    1) повышены закупочные цены на сельхозпродукцию

    2) твердые (на 6 лет) планы госзакупок зерна

    3) увеличены капиталовложения в отрасль

    4) установлены 50% надбавки за сдачу сверхплановых продуктов

    5) верно все указанное

    3. Реформируя сельское хозяйство, брежневское руковод­ство главный акцент делало на:

    1) повышение роли Министерства сельского хозяйства, увеличение капиталовложений и списание долгов

    2) непродуманную мелиорацию

    3) химизацию почвы

    4) производство дорогостоящей техники

    5) строительство гигантских животноводческих комплексов

    4. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства было направлено почти 400 млрд. рублей, которые расходова­лись в том числе и на:

    1) строительство гигантских животноводческих комплексов

    2) дорогостоящую технику

    3) непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

    4) верно все указанное

    5) верно 1 и 2

    5. Введение стабильных денежных окладов в колхозах стало важным социальным достижением, но обернулось:

    1) усилением пьянства

    2) ростом иждивенческих настроений

    3) нарастанием дефицита товаров на селе

    4) значительным обесценением денег

    5) резко усилившимся оттоком населения из села

    6. По мере свертывания линии на развитие заинтересован­ности в результатах труда в сельском хозяйстве к началу 80-х гг.:

    1) колхозы и совхозы в целом оказались убыточными

    2) освоенная пашня за 1964-1968 гг. сократилась на 22 млн га

    3) потери сельхозпродукции составляли от 20% до 40 от урожая

    4) страна с самыми богатыми черноземами оказалась са­мым крупным импортером зерна и продуктов питания

    5) верно все указанное

    7. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями ее стали:

    1) изменения условий планирования

    2) экономические стимулы

    3) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т. п.)

    4) верно 1 и 2

    5)верно 1 , 2 и 3

    8. Реформа 1965 г. в сфере промышленности разрешала часть прибыли оставлять в распоряжении предприятий, для фонда:

    1) материального поощрения

    2) фонда социально-культурного и бытового развития (жилье, клубы, пансионаты)

    3) самофинансирования производства

    4) верно 1 и 2

    5) верно 1 , 2 и 3

    9. Управление промышленностью через отраслевые мини­стерства (вместо совнархозов) было восстановлено в... году:

    1) 1964 2) 1965 3) 1966 4) 1967 5) 1970

    10. За годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) в стране было построено около... крупных предприятий:

    1) 1600 2) 1700 3) 1800 4) 1900 5) 2000

    11. При всей ограниченности реформа 1965 г. в сфере промы­шленности дала немалый экономический результат, ибо уже в годы 8-й пятилетки (1966 -1970 гг.) объем промы­шленного производства вырос:

    1) в полтора раза 4) в два раза

    2) на 30% 5) на четверть

    12. К концу 60-х гг. реформа в промышленности пошла на убыль главным образом из-за

    1) чехословацких событий 1968 г.

    2) директивной модели экономики, которая исчерпала свой ресурс

    3) значительного роста военных расходов

    4) резкого удорожания добычи полезных ископаемых

    5) физического износа и морального старения оборудова­ния

    13. Еще одну попытку (после 1965 г.) оживить директивную экономику руководство страны предприняло в... году:

    1) 1977 2) 1978 3) 1979 4) 1980 5) 1982

    14. Официальным оправданием снижения эффективности директивной экономики для брежневского руководства служили такие объективные причины, как:

    1) ухудшение демографической ситуации

    2) удорожание добычи полезных ископаемых

    3) физический износ и моральное старение оборудования

    4) увеличение оборонных расходов

    5) все указанные

    15. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экс­перимент по ослаблению централизованного планирова­ния, который:

    1) не дал никаких результатов

    2) принес кратковременный успех

    3) принес кратковременный успех, но прошел почти незамеченным

    4) прошел почти незамеченным и был свернут из-за бо­лезни Андропова

    5) был свернут из-за болезни Андропова, практически не начавшись

    16. Партийная установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма» прозвучала на:

    1) XXIV съезде КПСС 4) XXVII съезде КПСС

    3) XXVI съезде КПСС Пленуме ЦК КПСС

    17. Руководство страны в 70-80-е гг, осознавало необходи­мость перехода к интенсивным методам в экономике, что выражалось в:

    1) сокращении в четыре раза числа сооружаемых но предприятий

    2) развитии роботостроения и микроэлектроники

    3) наращивании атомного машиностроения

    4) верно все указанное

    5) верно 2 и 3

    18. К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности и 60% строителей, а в сельском хозяйстве процентов.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    «Экономика развитого социализма »

    А.А.Данилов. История России, 9 класс

      Цель урока: Усвоение учащимися знаний об экономики развития «развитого социализма» в СССР.

      Задачи:

    образовательные:

    показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов;

    раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году;

    определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере.

    развивающие:

    умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими;

    анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица);

    устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями;

    формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

    воспитательные:

    воспитывать уважительное отношение к истории своей страны;

    формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму.

      Тип урока изучения нового материала

      Формы работы учащихся фронтальная , групповая

      Форма урока комбинированный

      Необходимое техническое оборудование:

    компьютер, экран, проектор;
    – презентация;
    – рабочий лист
    – словарь ключевых понятий и терминов
    – экспресс-тест

    академический школьный учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение», 2011 год);

      Структура и ход урока:

    Структура и ход урока

    Слайд №1

    Приветствуют учителя.

    1 мин

    I этап урока. Мотивация учащихся

    Слайд № 2

    Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой?

    Слайды № 3, 4

    Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины.

    Слайды № 5, 6

    В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны.

    Слайд № 2

    Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.

    Слайд № 3, 4

    Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2)

    Слайды № 5, 6

    Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1).

    5 мин

    II этап урока. Изучение нового материала

    Слайд № 7

    Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)

    Слайд № 7

    План урока:

    1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.
    2. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.
    3. Содержание и итоги экономической реформы 1965 года в промышленности.
    4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма.
    5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере.
    6. Результаты сворачивания реформ.

    5 мин

    Слайд № 8

    Используя понятия и термины (Приложение 2), а также материал учебника (§ 45, с. 158), определите причины, вызвавшие необходимость проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте меры по их преодолению.
    Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение1).

    Слайд № 8, рабочий лист (Приложение 1)

    (Возможные ответы учащихся)

    Причины:

    1. Неэффективность административного диктата (директивная экономика).
    2. Неэффективность внеэкономического стимулирования производства (убеждение, принуждение).
    3. Экстенсивный путь развития экономики.
    4. Превышение производства товаров группы А над товарами группы Б.

    Меры:

    1. Внедрение элементов рыночной экономики.
    2.Экономические (материальные) стимулы к труду.
    3. Интенсивный путь развития экономики.
    4. Развитие пищевой, легкой промышленности.

    3 мин

    2. Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве.

    Слайд № 9

    На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

    Слайд № 9, рабочий лист (Приложение 1)

    (Возможные ответы учащихся)

    Дата: март 1965 год.

    Направления:

    1. Решение социальных проблем села;
    2. Частичное использование экономических стимулов к труду.

    Меры:

    1. Повышение закупочных цен;
    2. Установление на 6 лет твердого плана закупок;
    3. Введение 50% надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
    4. Увеличение капиталовложений;
    5. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    Итоги:

    1. Деятельность колхозов убыточна;
    2. 1965-1988 – сокращение пашни на 22 млн. га;
    3. Потери с/х продукции от 20% до 40%;
    4. Импорт зерна и продуктов питания.

    Причины:

    1. Ставка власти на административные рычаги управления;
    2. Отсутствие экономических стимулов к труду.

    5 мин

    3. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

    Слайд № 10

    На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 3).

    Слайд № 10, рабочий лист (Приложение 1)

    (Возможные ответы учащихся)

    Дата : сентябрь 1965 год.

    Направления:

    1. Изменение условий планирования;
    2. Усиление экономического стимулирования.

    Меры:

    1. Сокращение числа планируемых показателей;
    2. Повышение качества продукции;
    3. Предприятия распоряжаются частью дохода (треть фонда);
    4. Управление через отраслевые министерства;
    5. Введение местной инициативы.

    Итоги:

    1. Рост объема производства в 1,5 раза;
    2. Построено 1900 крупных предприятий;
    3. Коней 60-х – начало застоя.

    Причины:

      Снижение количества трудоспособного населения;
      2. Истощение сырьевой базы;
      3. Удорожание добычи полезных ископаемых;
      4. Износ и моральное старение оборудования;
      5. Рост военных доходов;
      6. Директивная экономика.

    5 мин

    4. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

    Слайд № 11

    На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1).

    Слайд № 11, рабочий лист (Приложение 1)

    (Возможные ответы учащихся)

    Дата: 1979 год.

    Меры:

    1. Совершенствование хозяйственного механизма (возврат к директивной экономике);
    2. Повышение роли партийного руководства;
    3. Моральные (внеэкономические стимулы к труду).

    3 мин

    5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ)

    Слайды № 12,13

    На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (Приложение 1)

    Слайды № 12,13, рабочий лист (Приложение 1)

    (Возможные ответы учащихся)

    Результаты сворачивания реформ:

    1. Национальный доход – падение в 2 раза;
    2. Промышленное производство – падение в 2 раза;
    3. С/х производство – падение в 3 раза;
    4. Производительность труда – падение в 2 раза;
    5. Реальные доходы на душу населения – падение в 3 раза;
    6. Понизились капиталовложения в жилищное строительство;
    7. На треть сократилась доля экспорта машин и оборудования;
    8. В 3 раза уменьшился прирост реальных доходов на душу населения;
    9. Доля экспорта нефти и газа возросла в 3,5 раза.

    3 мин

    III этап урока. Закрепление полученных знаний

    Слайд № 14

    Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист.

    Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3).

    Слайд № 14

    (Возможные ответы учащихся)

    Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным.

    Учащиеся проходят тестирование.

    Результаты тестирования.

    10 мин

    IV этап урока. Домашнее задание:

    § 44, вопросы и задания;

    Задания по выбору:

    1. Презентация по теме: «Благосостояние городских жителей в 1965 – 1984 гг.»
    2. Эссе по теме: «Вклад геологов в развитие советской экономики в 60 – 70 гг»
    3. Сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей и материалов газет по изученной теме.

    Записывают домашнее задание в дневники

    1 мин

    Приложения.

    Приложение 1.

    Рабочий лист учащегося 9-А класса

    Ф.И. _________________________

    Приложение 1

    Тема урока: «Экономика развитого социализма»

    Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? Кризис? Застой?

    Задачи:

    1. Показать неизбежность изменения советской экономической системы в средине 60-х годов.

    2. Раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году.

    3. Раскрыть причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономики и социальной сфере.

    Основные знания: – аграрная реформа 1965 года;

    – реформа 1965 года в промышленности;

    – научно-техническая политика;

    – социальная политика.

    Основные понятия: – теневая экономика;

    – товарный голод;

    – социалистическое соревнование;

    – стагнация;

    – экономический застой;

    – лимитчики;

    – дефицитная экономика;

    – стадиальное отставание;

    – рыночная экономика;

    – директивная экономика;

    экстенсивное развитие;

    – интенсивное развитие;

    товары группы «А»;

    – товары группы «Б».

    Основные даты: – март 1965 года – реформа сельского хозяйства;

    – октябрь 1965 года – реформа промышленности;

    – 1979 год – реформа хозяйственного механизма

    План:

    1. Причины проведения экономической реформы 1965 года.

    5. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

      Причины проведения экономической реформы 1965 года

    1.

      Содержание экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве

    Направления

    Меры

    Итоги

    Причины

      Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности

    Направления

    Меры

    Итоги

    Причины

      Содержание экономической реформы хозяйственного механизма

    Меры

      Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере

    Итоги сворачивания «косыгинской реформы» (анализ диаграмм)

      Национальный доход –

      Промышленное производство –

      Сельскохозяйственное производство –

      Производительность труда –

      Реальные доходы на душу населения –

      Капиталовложения на жилищное строительство –

      Доля экспорта машин и оборудования –

      Прирост доходов на душу населения –

    Выводы урока:

    Приложение 2.

    Основные понятия и термины

    Дефицитная экономика – это экономическая система, при которой невозможно добиться устранения дефицита товара и услуг.

    Интенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается с помощью технического прогресса.

    Интенсификация труда – это повышение увеличения напряжённости труда.

    Инфляция – падение покупательской способности денег, их обесценивание, связанное с избытком денежной массы и недостатка потребительских товаров.

    Кризис – перелом, тяжёлое переходное состояние.

    Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к самоподдерживающейся изменяемости.

    Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего народного хозяйства той или иной страны.

    Либерализация цен – это отказ от государственного регулирования цен.

    Совет министров – высший исполнительный и законодательный орган власти.

    Реформа – прогрессивное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ социально-экономических и политических структур.

    Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства.

    Стабильность – прочность, устойчивость, постоянность.

    Стагнация – застой в производстве и торговле.

    Стадиальное отставание – сохранение тех или иных стран на прежней стадии развития в аграрном, индустриальном обществе, в условиях перехода других государств и народов с следующими стадиями общественного процесса.

    Теневая экономика – система производства, действующая вопреки существующему законодательству, чаще всего нелегально.

    Хозрасчёт – метод планового хозяйствования, основанный на измерении в денежной форме затрат.

    Холодная война – этап развития отношений Восток-Запад (1945-1991), характеризующийся конфронтацией и повышенной враждебностью, недоверием друг к другу.

    Экстенсивное хозяйство – это хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных и материальных ресурсов, а не за счёт технического прогресса.

    Директивная экономика – тип экономической системы, при которой производители лишены самостоятельности.

    Рыночная экономика – тип экономической системы, при которой производитель сам решает что производить, сколько производить и для кого производить.

    Товары группы А – производство средств производства (тяжёлая промышленность).

    Товары группы Б – создаётся при помощи товаров группы А (лёгкая промышленность).

    Приложение 3.

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
    Заявление на страхование осаго страхование
    Зойкина квартира краткое содержание