Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порядок выплаты средств пенсионных накоплений.

Какие документы необходимо предоставить для получения трудовой пенсии по старости? Какие условия ее назначения? Как посчитать размер пенсии?

Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР для оформляемой пенсии по старости:

  • Паспорт
  • Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:

  • Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности
  • Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи
  • Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении
  • Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ
  • Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ
  • Документы об изменении фамилии, имени, отчества
  • Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности

Условия назначения трудовой пенсии по старости

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Размер трудовой пенсии по старости

Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.

Размер трудовой пенсии по старости = СЧ + НЧ , где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости

НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ = ПК / Т + Б , где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. При назначении пенсии в 2011 году он составляет 204 месяца;

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Расчет пенсионного капитала (ПК)

ПК = ПК1 + СВ + ПК2 , где

ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002;

СВ – сумма валоризации;

ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 01.01.2002;

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости с 01.04.2012

По состоянию на 01.04.2012 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 3278 рублей 59 копеек в месяц.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости

Граждане, достигшие 80-летнего возраста
(не имеющие иждивенцев)

Инвалиды I группы
(не имеющие иждивенцев)

6557 рублей 19 копеек в месяц

Граждане, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 4371 рубль 46 копеек в месяц
С 2 иждивенцами – 5464 рубля 32 копеек в месяц
С 3 иждивенцами – 6557 рублей 19 копеек в месяц

Граждане, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 7650 рублей 5 копеек в месяц
С 2 иждивенцами – 8742 рубля 92 копейки в месяц
С 3 иждивенцами - 9835 рублей 78 копейки в месяц

Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости увеличивается на соответствующий районный коэффициент

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин
(кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

4917 рублей 89 копеек в месяц

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

9835 рублей 78 копеек в месяц
(независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи
(кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 6557 рублей 19 копеек в месяц
С 2 иждивенцами - 8196 рублей 49 копеек в месяц
С 3 иждивенцами – 9835 рублей 78 копеек в месяц
(независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющие страховой стаж для мужчин не менее 25, а для женщин не менее 20 лет, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 11475 рублей 8 копеек в месяц
С 2 иждивенцами - 13114 рублей 37 копеек в месяц
С 3 иждивенцами - 14753 рублей 68 копеек в месяц
(независимо от места жительства)

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее календарных 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин
(кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

4262 рубль 18 копеек в месяц
(независимо от места жительства))

Граждане не имеющие иждивенцев, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы

8524 рубля 36 копеек в месяц
(независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, на иждивении которых, находятся нетрудоспособные члены семьи
(кроме лиц, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы)

С 1 иждивенцем - 5682 рубля 90 копеек в месяц
С 2 иждивенцами - 7103 рубля 62 копейки в месяц
С 3 иждивенцами - 8524 рубля 36 копеек в месяц
(независимо от места жительства)

Граждане, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, достигшие возраста 80 лет или являющиеся инвалидами I группы, на иждивении которых, находятся установленные законом нетрудоспособные члены семьи

С 1 иждивенцем - 9945 рублей 7 копеек в месяц
С 2 иждивенцами - 11365 рублей 79 копеек в месяц
С 3 иждивенцами - 12786 рублей 51 копейка в месяц
(независимо от места жительства)

Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

НЧ = ПН / Т , где

НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии

ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Система пенсионных взносов, разработанная несколько лет тому назад, не оправдала возложенных надежд, в результате чего обнаружился дефицит денежных средств в бюджете Пенсионного фонда России. Демографический кризис, "серые" схемы выплаты заработной платы и низкий процент пенсионных отчислений также не способствуют увеличению денежных накоплений для последующих выплат пенсий. По результатам многочисленных обсуждений в конце прошлого года был принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ , направленный на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета ПФР.

Одним из нововведений является сокращение страхового тарифа накопительной части с 6% до 2% для лиц моложе 1967 года рождения (ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ ). Нововведение начнет действовать с 1 января 2014 года. Оно является вынужденным в целях реализации инвестиционных программ, которые могут использовать часть пенсионных отчислений для направления их в наиболее выгодные инвестиционные проекты государства. Таким образом, каждый работник в течение 2013 года должен сделать выбор – перевести формирование страховых пенсионных отчислений негосударственному пенсионному фонду (далее – НПФ) и управляющей государственной компании (далее – УК) для инвестиционных проектов в размере 6% или оставить отчисления в государственном пенсионном фонде в размере 2%. Если работник не сделает выбор самостоятельно (это касается так называемых "молчунов"), то за него это сделает государство – на отчисления будут начисляться 2% и они останутся в ПФР. Хотя, возможно, период выбора может быть увеличен. Так, в начале мая 2013 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин сообщил, что Президенту РФ Владимиру Путину был направлен доклад о необходимости продления этого срока, по крайней мере, до .

В результате опроса наших пользователей на тему "Знаете ли вы о том, что в течение 2013 года должны перевести формирование страховых пенсионных отчислений в НПФ в размере 6% или оставить отчисления в ПФР в размере 2%" , выяснилось, что почти половина респондентов (47%) впервые об этом слышит (красный сегмент на диаграмме). 46% опрошенных знают о нововведении, при этом 21% пользователей еще не сделали свой выбор (зеленый сегмент), а 16% и 9% выбрали НПФ и ПФР, соответственно (малиновый и синий сегменты). 7% опрошенных выразили безразличие, аргументируя это тем, что до их пенсии еще далеко (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 29 апреля – 12 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 334 респондента

По данным ПФР по состоянию на 15 июня 2012 года в России насчитывалось 116 НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в которых обслуживаются свыше 20 млн россиян. Накопительную часть трудовой пенсии в НПФ формируют свыше 15,5 млн человек. Почти 6,6 млн человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению (далее – НПО). Из них свыше 2,1 млн россиян являются одновременно участниками по негосударственному пенсионному обеспечению и застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС). 1,47 млн человек уже получают в НПФ дополнительную (негосударственную) пенсию.

В течение 2012 года около 6,3 млн россиян перевели своих пенсионные накопления в НПФ или УК. Отрицательное решение было принято по 2,5 млн заявлений. Основной причиной отказа стало неверное указание страховщика, от которого гражданин переводил свои пенсионные накопления. Среди других причин: заявления, поданные без договора о заключении ОПС, аннулирование лицензии НПФ на момент подачи заявления, отзывы договоров ОПС по инициативе НПФ (в связи с признанием их заключенными с признаками мошеннических действий), ошибки при заполнении заявления, несоответствие СНИЛС в заявлении и договоре ОПС и др.

"Пенсионная реформа, как и любые другие изменения, призвана предоставить работающим гражданам право выбора своей будущей пенсии. Главное – правильно проанализировать условия и возможности, предоставленные государством. Важно помнить, что будущая пенсия зависит от выбора каждого", – советует Светлана Смирнова, эксперт-методолог Intercomp.

Атомгарант

Стабильный

27.07.2012

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Стабильный

13.02.2012

Большой пенсионный фонд

Стабильный

27.08.2012

ВТБ Пенсионный фонд

Стабильный

20.11.2012

ГАЗФОНД

Стабильный

14.01.2013

Европейский пенсионный фонд

Стабильный

02.07.2012

КИТ Финанс НПФ

Стабильный

24.07.2012

ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ

Стабильный

18.05.2012

Национальный НПФ

Стабильный

12.10.2012

Нефтегарант

Стабильный

21.09.2012

НПФ "Альянс"

Стабильный

24.05.2012

НПФ Райффайзен

Позитивный

19.06.2012

НПФ Сбербанка

Стабильный

04.10.2012

НПФ Сургутнефтегаз

Стабильный

26.07.2012

НПФ Транснефть

Стабильный

28.12.2011

НПФ электроэнергетики

Стабильный

13.11.2012

НПФ "ОБРАЗОВАНИЕ"

Стабильный

07.11.2012

НПФ "ОПФ"

Позитивный

02.04.2012

НПФ "Первый национальный пенсионный фонд"

Стабильный

25.02.2013

НПФ "СберФонд РЕСО"

Стабильный

31.01.2013

НПФ "СтальФонд"

Стабильный

26.12.2012

НПФ "Телеком-Союз"

Стабильный

07.09.2012

НПФ "УРАЛСИБ"

Позитивный

31.08.2012

Оренбургский НПФ "Доверие"

Стабильный

06.03.2013

Промагрофонд

Стабильный

25.10.2012

Ренессанс Жизнь и Пенсии

Стабильный

27.10.2011

ТНК-Владимир

Стабильный

28.09.2012

* "А" – Высокий уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих значительных выплат, в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
"А+" – Очень высокий уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей.
"А++" – Исключительно высокий (наивысший) уровень надежности . В краткосрочной перспективе фонд с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе его деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

НПФ


Дата присвоения/актуализации/изменения прогноза

Пресс-релиз по прогнозу

БЛАГОСОСТОЯНИЕ

ААА

13.12.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2433

НПФ Сбербанка Москва

ААА

22.08.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2323

НПФ Телеком-Союз

ААА

30.07.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2302

НПФ электроэнергетики

ААА

16.04.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2201

КИТФинанс Негосударственный пенсионный фонд

АА

03.07.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2275

НЕФТЕГАРАНТ

АА

14.08.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2316

НПФ Стальфонд

АА

16.03.2011

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/1720

НПФ УРАЛСИБ

АА–

24.09.2012

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2358

Доверие

28.12.2011

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2096

НПФ "ВНЕШПРОМГАРАНТ"

27.02.2013

http://www.ra-national.ru/press-center/press-releases/2505

** "AAA" – Максимальная надежность . Значительный темп роста основных показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, абсолютное лидерство по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, длительная и успешная история работа фонда, высокие операционные стандарты деятельности и консервативная инвестиционная система, а также высокий уровень корпоративного управления позволяют укрепить положение лидера на пенсионном рынке.

"AA" – Очень высокая надежность, второй уровень . Высокий темп роста основных показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, высокая поддержка со стороны собственников, длительная и успешная история работы фонда, консервативная инвестиционная стратегия, высокие операционные стандарты деятельности, высокий уровень корпоративного управления, эффективный и профессиональный менеджмент, а также развитая филиальная сеть обеспечивают предпосылки для сохранения положительных тенденций и в будущем.

"AA-" – Очень высокая надежность, третий уровень . Хорошие темпы роста показателей в части деятельности по обязательному пенсионному страхованию, принадлежность к сильной финансовой группе и высокий уровень поддержки, длительная и успешная история работы фонда, консервативная инвестиционная стратегия и высокие операционные стандарты в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

"A" – Высокая надежность, второй уровень . Хорошая динамика основных показателей деятельности фонда в части обязательного пенсионного страхования, длительная история работы фонда, высокая степень поддержки и принадлежность к финансовой группе, а также высокий уровень корпоративного управления, эффективный и профессиональный менеджмент и развитая инфраструктура продаж.

"A-" – Высокая надежность, третий уровень . Стабильный рост показателей в части деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, длительная история работы фонда и стабильность клиентской базы, хороший уровень корпоративного управления, а также эффективный и профессиональный менеджмент.

6. Доходный . Доходность НПФ является, по сути, основным критерием выбора. Это связано, прежде всего, с тем, что граждане доверяют фонду свои денежные средства как минимум на 15-20 лет. Данный срок является значительным и за указанный период пенсионный фонд сможет принести застрахованным лицам ощутимый доход.

Как это работает? Давайте рассмотрим на примере.

Специалисты НПФ ВТБ Пенсионный фонд разработали расчет пенсии на основе фактический доходности НПФ ВТБ и ПФР за последние годы (Таблица 4).

Таблица 4. Расчет накопительной части пенсии для работающего гражданина 30 лет, с официальной заработной платой в размере 30 000 рублей в месяц, заключившего договор с НПФ ВТБ Пенсионный фонд и участвующего в Программе государственного софинансирования пенсии (расчет в таблице 4 представлен в рублях).

Накопительная часть пенсии находится в ПФР (тариф 2%)

Накопительная часть пенсии передана в управление НПФ ВТБ Пенсионный фонд (тариф 6%)

2 000 в год

Участие в программе софинансирования в размере

12 000 в год

Без участия в программе софинансирования

Участие в программе софинансирования в размере

2 000 в год

Участие в программе софинансирования в размере

12 000 в год

Общий размер накопительной части пенсии (наследуется)

1 824 540

2 039 380

3 113 579

5 055 443

5 381 001

7 008 794

Размер ежемесячной пожизненной пенсии

42 042

42 984

47 696

50 894

52 322

59 461

По данным, опубликованным в открытых источниках, доходность фондов в 2012 году составила: у НПФ "Благосостояние" - 7,00% годовых, у НПФ ВТБ Пенсионный фонд – 8,68% годовых, у Сбербанка НПФ – 7,03% годовых, у НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" – 7,57% годовых, у НПФ Электроэнергетики - 7,75% годовых и т.п.

7. Стабильный. Стабильность любого НПФ зависит от объема пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Пенсионные резервы - это средства, сформированные за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в рамках системы НПО. Пенсионные резервы предназначаются для исполнения НПФ обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам лидерами рынка по объему пенсионных резервов по итогам 2012 года являются: "Газфонд" (304 млрд рублей), фонд "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" (184,7 млрд рублей), НПФ Электроэнергетики (32 239,42 млн рублей), "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (17,4 млрд рублей).

Пенсионные накопления – это сумма пенсионных взносов, собранных в пользу участника НПФ, учтенных на его пенсионном счете и определяющих размер денежных обязательств фонда перед участником. По итогам 2012 года объем пенсионных накоплений НПФ у НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" составил 91,8 млрд рублей, у НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" – 84,1 млрд рублей, у НПФ Сбербанка – 40,7 млрд рублей, у ВТБ Пенсионный фонд составил – 36,1 млрд рублей и т.п.

8. Известный. В крупнейших российских корпорациях собственные пенсионные программы действуют уже более 10 лет. За это время лидеры пенсионного рынка смогли не только зарекомендовать себя со стороны максимальной надежности, но и получить широкую известность в сфере пенсионного обеспечения. Узнаваемость бренда обеспечивает информационную прозрачность пенсионных резервов, сумм пенсионных выплат и др. Бренд НПФ, которому вы хотите доверить формирование своей пенсии, должен иметь положительную репутацию. Поищите информацию о фонде в Интернете с помощью поисковиков или на сайтах ведущих деловых изданий – "Ведомости", "Коммерсантъ" и др. – на предмет того, пишут ли об этом фонде и что именно.

9. Удобный. Немаловажным критерием является качественный сервис, который поможет сэкономить личное время и деньги. К такому роду услуг можно отнести: онлайн-сервис, "Личный кабинет" для контроля состояния пенсионного счета, круглосуточная служба поддержки клиентов, SMS и E-mail-уведомления, информирующие, например, об изменении состояния счета, а также возможность уплаты добровольных взносов через определенную операционную систему без комиссии и т.д.

10. Доступный. Распространенная филиальная сеть в регионах и находящиеся в шаговой доступности офисы обслуживания, обеспечивают эффективность и оперативность работы фонда. Чем шире филиальная сеть, тем проще клиентам поддерживать с ним контакт. Так, например филиальная сеть "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" охватывает 58 регионов России (75 городов). НПФ ВТБ Пенсионный фонд проводит обслуживание граждан через региональную сеть (более 1300 точек обслуживания), состоящую из собственных отделений Фонда, операционных офисов банка "ВТБ24", "Банка Москвы", "ТрансКредитБанка" и других банков-партнеров на всей территории России.

Узнать более подробную, интересующую информацию о том или ином фонде можно на их корпоративных сайтах в соответствующих разделах.

Для перевода средств накопительной части трудовой пенсии в НПФ необходимо до 31 января 2013 года направить заявление о переходе из ПФР в НПФ одним из следующих способов:

  • лично в территориальный орган ПФР;
  • лично в организацию, с которой у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей;
  • иным способом (по почте или с курьером), при этом подпись застрахованного лица необходимо заверить у нотариуса или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 .

Страховые взносы в 2012 году несколько изменились по сравнению с прошлым годом. В 2012 году ставки несколько снижены и опять введена регрессивная шкала. В целом, такие показатели можно считать положительными.

Максимальный размер базы для страховых начислений по основным ставкам в 2012 году составил 512000 рублей (вместо 463000 рублей в прошлом году). При базе свыше этой величины, начисления в Пенсионный фонд снижены до 10%. Ограничения по льготам – база 512 000рублей.

Ставки страховых взносов в 2012 году.

ПФР – 22% (для лиц 1967 года и выше – 16% - страховая часть трудовой пенсии, 6% - накопительная, для тех, кто старше 1967 года (до 1966 года включительно) ставка – 22% - на страховую часть трудовой пенсии).

ОМС – 5,1% (он сейчас считается ФФОМС. В ТФОМС начислений нет).

Всего сумма начислений к заработной плате составляет 30%.

Льготные ставки (для лиц 1967 года и выше – 14% - страховая часть трудовой пенсии, 6% - накопительная, для тех, кто старше 1967 года (до 1966 года включительно) ставка – 20% - на страховую часть трудовой пенсии).

Всего сумма начислений 20%

Для сельхозпроизводителей (для лиц 1967 года и выше – 10% - страховая часть трудовой пенсии, 6% - накопительная, для тех, кто старше 1967 года (до 1966 года включительно) ставка – 16% - на страховую часть трудовой пенсии).

Всего сумма начислений 20,2%

Страховые взносы у ИП (налог на себя (фиксированный) в 2012 году рассчитываются, исходя из базы 55 332рубля.

ИП уплачивают страховые взносы в следующих размерах:

ФФОМС - 5,1%.

Всего 31,1%

На работников ИП уплачивает страховые взносы в том же порядке, как и организации.

Кто может воспользоваться льготами?

На основании изменений Федерального Закона №212-ФЗ п.8 ч.1 ст.58 от 24 июля 2009 г. льготами могут воспользоваться предприятия и ИП, применяющие УСН, основными видами деятельности (выручка которых не менее 70% всех доходов) которых являются следующие:

1. Швейное производство

2.Текстильное производство.

3.Изготовление кожи, обуви и кожаных изделий;

4. Производство пищевых продуктов, минеральной воды и др. безалкогольных напитков;

5. Связь и транспорт.

6. Мебельное производство

7. Производство резиновых и пластмассовых изделий, игр и игрушек;

8. Торговля в розницу ортопедическими изделиями, медицинскими и фармацевтическими товарами.

9. Ремонт предметов личного пользования и бытовых изделий;

10. Образование, здравоохранение, социальные услуги;

11. Информационные технологии и СМИ

12. Издание журналов, газет и периодических публикаций

13. Инжиниринговые услуг

14. Аптечные организации,

15. Учреждения культуры и спорта и др.

Пример начислений страховых взносов в 2012 году.

Заработная плата Крутова А.И. (1968 года рождения) в январе 2012 года составила 20 000 рублей. Он работает токарем на заводе.

Взносы с его зарплаты за январь:

20 000 * 16% = 3200 руб - страховая часть трудовой пенсии

20 000 * 6% = 1200 руб. - накопительная часть трудовой пенсии

20 000 * 2,9% = 580 руб. - соц.страхование

20 000* 5,1% =1020 руб. - мед.страхование

Итого: 6000 рублей

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Тарифы страховых взносов в 2012 году

Комментарий к изменениям, вступившим в силу с 1 января

Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ Текст рассматриваемого Закона можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Все, конечно, уже знают, что тарифы страховых взносов с этого года изменились. Кто-то от таких изменений выиграет, кто-то - потеряет. Как и в предыдущие годы, будут действовать пониженные тарифы (их несколько видов для определенных категорий страхователей) и базовые тарифы (для тех, кто не имеет права применять пониженные тарифы). Кроме того, предел облагаемых выплат на каждого работника повысился с 463 000 до 512 000 руб.ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах...» (далее - Закон № 212-ФЗ); Однако теперь это уже никакой не предел для базы по взносам. Работодателям, не имеющим льгот, придется начислять взносы и с выплат, превышающих 512 000 руб. на человека.

Тарифы для участников проекта «Сколково» в этой статье мы не рассматриваем.

Для базовых тарифов ввели дополнительную ставку

Ставки взносов в ФСС и Фонд медицинского страхования в 2012 г. не изменились. Однако вся сумма взносов на обязательное медицинское страхование должна теперь зачисляться в Федеральный фонд медстрах астатьи 12 , 58.2 Закона № 212-ФЗ . Как вы знаете, в 2011 г. надо было делить взносы на медицинское страхование между Федеральным и территориальным ФОМС.

А вот общий тариф страховых взносов в ПФР уменьшился с 26 до 22%ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании...» (далее - Закон № 167-ФЗ) .

На суммы облагаемых выплат работнику, превышающие с начала года 512 000 руб., нужно будет начислять взносы в ПФР по тарифу 10 %ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ . А значит, как мы уже сказали, для суммы 512 000 руб. уже не подходит название «предельная величина базы для начисления взносов »ч. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ .

В результате получается, что по сравнению с 2011 г. новая шкала базовых тарифов выгодна только при годовом доходе работника не более 550 200 руб. (45 850 руб. в месяц).

Рассчитывается эта сумма путем решения несложного уравнения:

463 000 руб. х 34% = 512 000 руб. х 30% + (Х руб. – 512 000 руб.) х 10%.

В этом уравнении Х руб. - это и есть сумма начислений одному работнику за год, при которых величина взносов за 2011 г. и за 2012 г. будет совпадать.

Получается, что размер страховых взносов с выплат работнику в сумме 550 200 руб. составляет:

  • в 2011 г. - 157 420 руб. (463 000 руб. х 34% - ведь в 2011 г. надо было облагать только выплаты в пределах 463 000 руб. за год);
  • в 2012 г. - тоже 157 420 руб. (512 000 руб. х 30% + (550 200 руб. – 512 000 руб.) х 10%).

Об этом мы уже подробно говорили в одном из номеров нашего журнала (, ).

Теперь давайте посмотрим, что же поменялось внутри тарифа пенсионных взносов.

Внимание

Тариф пенсионных взносов делится теперь на солидарную и индивидуальную части.

С 2012 г. появляется солидарная часть тарифа. За счет нее будут финансироваться расходы Фонда, не связанные с выплатами за счет пенсионных накоплени йст. 3 Закона № 167-ФЗ .

За счет солидарной части, к примеру, будут выплачиваться трудовые пенсии в фиксированном базовом размере, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров (если на день смерти они не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

То есть деньги, уплаченные за работника по солидарному тарифу, никак не повлияют на размер его будущей пенсии.

Другая часть тарифа страховых взносов называется индивидуальной. За счет нее и формируются суммы, учитываемые на индивидуальном лицевом счете работника. И исходя из них будет определяться расчетный пенсионный капитал, а также размер накопительной части трудовой пенсии работник аст. 3 Закона № 167-ФЗ .

Деление тарифа на солидарную и индивидуальную части не отменяет деления тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. По-прежнему на накопительную часть пенсии надо начислять взносы только с выплат тем, кто родился в 1967 г. или позже.

Выплаты, включаемые в базу для начисления страховых взносов, на одного работника в течение года Базовый тариф взносов в ПФР на 2012 г.ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ
На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
Не превышающие 512 000 руб.:
- для лиц 1966 года рождения и старше 22%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 16% - индивидуальная часть
-
- для лиц 1967 года рождения и моложе 16%, из них:
- 6% - солидарная часть;
- 10% - индивидуальная часть
6% - индивидуальная часть
Свыше 512 000 руб. 10% - солидарная часть -

Появление солидарной части тарифа вызвало как минимум два вопроса.

Первый вопрос - надо ли перечислять взносы по солидарной части тарифа отдельной платежкой? Пока для них не появился отдельный КБК, логичнее делать платежки по-старому: с делением лишь на страховую и накопительную части.

Второй вопрос - как теперь заполнять отчетность в ПФР? Особенно интересно заполнение персонифицированных форм. Пока «пенсионная» отчетность не предусматривает указания «солидарных» взносов. Весьма вероятно, что скоро будут утверждены новые формы отчетности: как персонифицированной, так и РСВ-1 ПФР.

Как вы помните, срок сдачи отчетности в ПФР за I квартал - 15 мая 2012 г. Так что времени для разработки и утверждения новых форм достаточно. Когда эти формы появятся, мы сразу вам сообщим о них.

Некоторые пониженные тарифы тоже изменились

У всех, кто имеет в 2012 г. право на пониженные тарифы, никаких дополнительных ставок страховых взносов не будет. По каждому человеку надо начислять взносы только на облагаемые выплаты, не превышающие 512 000 руб. за го дч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ ; Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 ; ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; ст. 33 Закона № 167-ФЗ . Причем для многих льготников общая величина тарифов снижена по сравнению с 2011 г. Также появились и новые льготники.

К упрощенцам с льготируемым видом деятельности присоединились аптеки и некоммерческие организации

В 2011 г. упрощенцы, для которых один из видов деятельности, прямо названных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, был основным, могли применять пониженные тарифы. В частности, это те, кто занимается производством, строительством, образованием, здравоохранением, ремонтом бытовых изделий, управлением недвижимостью.

С 2012 г. к ним добавились организации и предприниматели, применяющие упрощенку, основной вид деятельности которы хп. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. с 01.01.2012) :

  • <или> транспорт и связь (ОКВЭД 60.xx. xx - 64.xx. xx) - ранее льготируемой была только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (ОКВЭД 63.xx. xx);
  • <или> розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (ОКВЭД 52.31 и 52.32);
  • <или> производство гнутых стальных профилей (ОКВЭД 27.33);
  • <или> производство стальной проволоки (ОКВЭД 27.34).

Вид деятельности является основным, если доходы по нему составляют не менее 70% в общем объеме доходо в.

В 2011 г. если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности упрощенца переставал соответствовать «льготному», то надо было пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала периода и доплачивать пен ич. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) . В 2012 г. норма о пенях удален ач. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; . Что это означает? Что пени платить не нужно? Однако в Законе № 212-ФЗ прямо об этом не сказано. И в то же время есть общее правило: пени платятся всегда, когда взносы уплачены с опозданием. Так что эта поправка может быть чисто технической и вообще ничего не значить. За разъяснениями мы обратились к специалистам Минздравсоцразвития России.

Из авторитетных источников

Заместитель директора Департамента социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России

“ Если у организации или предпринимателя, применяющих упрощенную систему, по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности перестал соответствовать «льготному» в 2011 г., то надо пересчитывать страховые взносы по общему тарифу с начала года (с 01.01.2011) и доплачивать пени.

С 1 января 2012 г. норма о пенях удалена из ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Это означает, что при пересчете страховых взносов за тот или иной период 2012 г. пени платить уже нет необходимост и” .

Как видим, поправку можно отнести к числу благоприятных. Однако говорить об этом уверенно можно будет после того, как Минздравсоцразвития выпустит официальное письмо (которым инспекторы ПФР и ФСС обязаны будут руководствоваться).

Наравне с вышеперечисленными льготниками-упрощенцами в 2012 г. право на пониженные тарифы имеют:

  • аптеки, переведенные на ЕНВД;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и переведенные на ЕНВД, - в отношении выплат и вознаграждений работникам, занятым в фармацевтик еп. 10 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • упрощенцы - некоммерческие организации (за исключением государственных/муниципальных учреждений), которые занимаются социальным обслуживанием населения, научными исследованиями и разработками, образованием, здравоохранением, культурой и искусством (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массовым спортом. Такие некоммерческие организации имеют право на пониженный тариф в 2012 г. при условии, что по итогам 2011 г. у них не менее 70% доходов составляют целевые поступления, гранты, выручка от льготируемых видов деятельност ип. 11 ч. 1 , ч. 5.1 , 5.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • благотворительные организации, применяющие упрощенк уп. 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

Все упомянутые льготники вообще не должны платить в 2012 г. взносы в ФСС и ФФОМС. Платить надо только взносы в Пенсионный фонд.

Тарифы взносов на 2012 г. для упрощенцев-льготников, аптек на ЕНВД и других льготников, перечисленных в пп. 8, 10- 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
Пенсионный фонд РФ ; п. 12 ст. 33 Закона № 167-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии
20%, из них:

- 1
- 0 0
14%, из них:
- 4% - солидарная часть тарифа;
- 10% - индивидуальная часть тарифа
6% - индивидуальная часть тарифа

Поскольку льготники не платят взносы в ФСС, им придется возмещать из Фонда суммы пособий, выплаченных работникам по больничным листам. То есть ситуация складывается такая же, как и у упрощенцев в 2010 г. Следовательно, опять надо ждать изменений формы-4 ФСС РФ.

Появились новые льготники с тарифом 14%

Пополнился список тех счастливчиков, которые могут платить взносы по совокупному тарифу 14 %ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . В 2011 г. такой тариф применялс япп. 4- 6 ч. 1 , ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (ред., действ. до 01.01.2012) :

  • российскими IT-компаниями (кроме резидентов технико-внедренческих особых экономических зон). Кстати, с 2012 г. для них смягчены требования к применению льготы по средней численности работнико вп. 3 ч. 2.1 ст. 57 Закона № 212-ФЗ : вместо 50 человек достаточно 30;
  • хозяйственными обществами (ООО и АО), созданными после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями и вузам ип. 4 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ;
  • резидентами технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ).

Кластер - совокупность особых экономических зон, определенная Правительством РФ, которыми управляет одна управляющая компани яп. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ ; ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» .

  • резиденты промышленно-производственных ОЭЗ;
  • резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства в кластер.
Категория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) Тарифы взносов на 2012 г. для IT-компаний; хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями и вузами после 13.08.2009; резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ
Пенсионный фонд РФ (суммарный тариф - 8%)подп. 4- 6 п. 4 , п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ Фонд социального страхования РФч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ Федеральный фонд обязательного медицинского страховани яч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ
на страховую часть пенсии на накопительную часть пенсии
Лица 1966 года рождения и старше 8% - индивидуальная часть тарифа - 2% 4%
Лица 1967 года рождения и моложе 2% - индивидуальная часть тарифа 6% - индивидуальная часть тарифа

Сельхозпроизводители и «инвалидные» организации: тот же тариф 20,2%

Как и в 2011 г., совокупный тариф 20,2% установлен для следующих категори йч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

  • любых работодателей в части выплат инвалида мп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ - если они не имеют права на более низкую ставку;
  • плательщиков ЕСХН и сельхозпроизводителе йпп. 1 , 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ , которые могут применять ЕСХНКатегория застрахованных лиц (взносы начисляются только на выплаты в пределах 512 000 руб. в год) на накопительную часть пенсии Лица 1966 года рождения и старше 16,0% - индивидуальная часть тарифа - 1,9% 2,3% Лица 1967 года рождения и моложе 10,0% - индивидуальная часть тарифа 6,0% - индивидуальная часть тарифа

    Как видим, если в обычной организации есть работник-инвалид, то на выплаты ему страховые взносы надо начислять по пониженным ставкам.

    Особые тарифы для инжиниринговых организаций

    Организации, оказывающие инжиниринговые услуги, попали в число льгот-ни- ков-2012. Правда, их пониженные тарифы отличаются от базовых лишь тем, что не нужно платить взносы с выплат, превышающих 512 000 руб. на человек ап. 13 ч. 1 ст. 58 , ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ ; подп. 13 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ . То есть для них нет дополнительной ставки взносов в Пенсионный фонд.

    Инжиниринговые услуги - инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции, работ, услуг; подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Чтобы иметь право на пониженные тарифы в 2012 г., инжиниринговые организации должны соответствовать ряду требовани йч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ :

    • доля доходов от инжиниринговых услуг за 9 месяцев 2011 г. должна составить не менее 90% всех доходов;
    • средняя численность их работников за 9 месяцев 2011 г. должна быть не менее 100 человек;
    • самое интересное - требуется получить у экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам положительное заключение. Информация о том, что у организации есть такое заключение, должна быть во внебюджетных фондах не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодо мп. 3 ч. 5.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Пониженные тарифы для СМИ немного повысились

    Для средств массовой информации (за исключением СМИ рекламного или эротического характера) совокупный тариф страховых взносов в 2012 г. повышаетс яп. 7 ч. 1 , ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ на 1%. Впрочем, такое повышение было запланировано еще год назад. Кроме того, внутри пенсионного тарифа выделяется солидарная часть.

    И еще одно изменение, касающееся средств массовой информации. Из Закона № 212-ФЗ убрали упоминание о том, что они при утрате права на пониженные тарифы в течение года надо платить пен иподп. «е» п. 19 ст. 6 Закона № 379-ФЗ . Осталась только норма о том, что надо пересчитать взносы по общим (нельготным) тарифам с начала отчетного (расчетного) периода, то есть с начала год ач. 1.3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

    Перед нами - очередная перетасовка тарифов страховых взносов. Практически для всех льгот-ни- ков-2011 поправки благоприятные.

    Изменение тарифов взносов означает, что потребуются новые формы отчетности по страховым взносам - по крайней мере, по взносам в ПФР. Так что бухгалтеров ждут новые сюрпризы. А еще неприятные новости ожидают тех, у кого работают временно пребывающие иностранцы. Об этом - в нашей следующей статье.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание