Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отрасли промышленности испании кратко. Общая характеристика экономики испании

Машиностроение является одной из ведущих отраслей экономики. Создается множество различных наукоемких отраслей информатики, включающих производство компьютерной техники, и электронных телекоммуникационных компонентов. Такие отрасли рассчитаны на внутренний рынок страны. К числу экспортных отраслей можно отнести электронную и авиакосмическую промышленность, а также средства связи. Вследствие контроля иностранного капитала, автомобилестроение Испании занимает четвертое место в Европе. Фирма “Сеат” является крупнейшей автомобильной фирмой страны, при этом является филиалом немецкой кампании «Фльксваген». В испанском экспорте автомобили занимают первое место. Основные производственные центры расположены в таких городах как: Барселона, Вальядолид, Виго, Мадрид, Севилья. Одной из конкурентоспособных отраслей является судостроение, производственная мощность которого составляет около четверти всего Европейского потенциала. Судостроением занимаются в таких городах как: Бильбао, Виго, Кадисе, Эль-Ферроле. Судостроение Испании специализируется на выпуске судов для транспортировки: сжиженного газа, химических продуктов, руды, контейнеров, нефтяных платформ, а также рыболовецкие суда. Авиаракетная промышленность Испании выпускает легкие транспортные самолеты местной конструкции, а также реактивные самолеты. Основными авиаракетными центрами являются Барселона и Мадрид. Также Испания занимает пятое место во всей Европе по выпуску станков, половина из которых отправляется на экспорт.

В химической промышленности производится выпуск такой продукции как:

  • Смолы
  • Кислоты
  • Красители
  • Удобрения
  • Пластмассы
  • Фармацевтика
  • Химические волокна
  • Синтетический каучук

К крупным химическим городам можно отнести Авилес и Пуэртольяно. А наибольшее число заводов химической промышленности находятся в Каталонии.

Текстильная промышленность не особо развита и усложнена модернизацию и внедрение современных технологий. Текстильная промышленность Испании испытывает большую конкуренцию со стороны греческой и португальской текстильной промышленности, а также дешевых тканей из других стран. К крупнейшим городам производства тканей можно отнести: Валенсию, Каталонию, Севилью.

Обувная промышленность Испании, по равнению с текстильной промышленностью, имеет высокую конкурентоспособность. Это все достигается наличием богатых традиций, хорошей адаптации к рыночным требованиям, а также квалифицированной рабочей силой наряду со своей дешевизной. Обувные предприятия расположены в городе Аликант, а а также на Болеарских островах.

Экономика Испании на сегодня является одной из самых развитых в Европе. Экономический подъем этой страны стал возможен благодаря сразу нескольким факторам. В Испании предпочтение отдается высококвалифицированному персоналу, стоимость неквалифицированной рабочей силы – низкая, есть хорошие запасы природных ресурсов. Также правительство позволило приватизировать предприятия, что дало мощный толчок для обновления оборудования, внедрения новейших технологий.

Испанская промышленность

Экономика и промышленность Испании преимущественно развивается в нескольких основных направлениях:

  • легкая промышленность;
  • химическая;
  • горнодобывающая;
  • пищевая.

Химические предприятия в Испании, одни из самых развитых в Западной Европе. Огромное количество инвестиций, поддержка государства, а также научно-технические разработки позволили создать благоприятную обстановку для развития этой отрасли. Доходы от производства разнообразных удобрений, красок, красителей, лаковых покрытий, а также других химических продуктов, ценящихся во всем цивилизованном мире, значительно пополняет бюджет страны.

Легкая промышленность в Испании до 1997 года была в застое, но сегодня в стране выпускается ткань, пряжа, а также готовая одежда и обувь не только для внутреннего пользования, но и для экспорта. Показатели по объему производства обуви в Испании очень высокие – страна занимает в Европе 3-е место. Более 50% всего оборота приходится на кожаные изделия. В Испании работает четыре крупные фабрики, которые в основном располагаются в Валенсии.

Горнодобывающая промышленность

Очень хорошие показатели у горнодобывающей промышленности. В пределах Королевства добываются и перерабатываются следующие ископаемые:

  • железная руда;
  • цинк;
  • свинец;
  • олово;
  • медь;
  • ртутные руды;
  • сера;
  • слюда;
  • битуминозные сланцы.

Ртуть в Испании добывается в месторождениях Альмадена. Железная руда разрабатывается в Леоне, Овьедо, Бискайе, Луго, Гранаде. Цинк и свинец – в Севилье, Овьедо, Хаене, Мурсии. В Понтеведре ведется добыча вольфрамовой руды. Испания занимает лидирующие позиции по добыче металлосодержащего сырья не только в ЕС, но и в мире.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность Испании развивается в нескольких направлениях:

  • выращивание и переработка олив;
  • виноделие;
  • заготовка и переработка рыбы;
  • изготовление масла;
  • выращивание фруктов и овощей.

Рыба вылавливается и перерабатывается в консервы в Галисии, а также в северных регионах страны, в портовых городах. Виноград выращивается в Арагоне, Андалузии, Каталоне, Ла-Манче. Испанское вино известно во всем мире своим качеством, ароматом и вкусовыми качествами. Страна занимает в Европе 3-е место по изготовлению вина, после Италии, а также Франции.

В Испании также есть табачные, бумажные, сахарные, мукомольные, деревообрабатывающие предприятия.

Слаборазвитые отрасли промышленности Испании

Металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность Испании развита очень слабо. Все дело в том, что в стране немного предприятий, работающих в этих сферах. Это связано с отсутствием конкуренции, высокой зависимостью от иностранных предприятий, дорогой электроэнергией.

Энергетика Испании развита очень слабо. В стране практически нет своей нефти, а гидроэнергия из-за очень низкого потенциала рек, не может удовлетворить полностью спрос жителей страны. Атомные станции в Испании с 1983 года не строятся, такое решение принято с целью защиты экологии. Пока не найдутся альтернативные источники энергии, Испания будет энергетически зависимой от других стран.

В Испании слабо развита металлургия, но на сегодняшний день в этой отрасли происходят изменения. Возле источников сырья перерабатываются черные и цветные металлы. Главным центром всей металлургии страны является страна Басков. По сравнению с 1963 годом, в 1992 было выплавлено стали на 400% больше. Цветные металлы перерабатываются в Кордове, Ла-Корунье, Уэльве, Авиласе, Астурии и других городах, возле которых находятся источники сырья.

Промышленность Испании развивается с каждым годом, но в некоторых областях необходимы изменения. Виноделие, химическая, горнодобывающая, пищевая, текстильная промышленности на сегодня являются самыми развитыми. Металлургия, автомобильная и энергетическая промышленности нуждаются в модернизации и вложении капитала.

Экономика Испании классифицируется как смешанная капиталистическая экономика. По объему ВВП Испания занимает 13-ое место в мире, а доход на душу населения примерно соответствует аналогичному показателю в Германии и Франции. Однако, после почти 15 лет экономического роста, темпы роста ВВП Испании начали замедляться в конце 2007 года, а во втором квартале 2008 года экономика страны вошла в период рецессии. В 2009 году ВВП Испании сократился на 3,7%, а в 2010 году - еще на 0,2% в 2010 году. Таким образом, Испания стала последней крупной промышленно-развитой страной, преодолевшей мировой финансовый кризис 2008-2009 годов.

Прекращение экономического роста в Испании повлекло за собой существенное снижение объемов строительства на фоне переизбытка жилья и уменьшения потребительских расходов, в то время как экспорт фактически стал расти. Усилия правительства, направленные на стабилизацию экономического положения в Испании посредством стимулирующих государственных расходов, расширенных пособий по безработице и поручительств по кредитам, не предотвратили резкого повышения уровня безработицы, который вырос с приблизительно 8% в От 2007 году до 20% в 2010 году.

Бюджетный дефицит увеличился с 3,8 % ВВП в 2008 году до 9,2 % ВВП в 2010 году и более чем в три раза превысил предел, установленный для стран Еврозоны. Большой бюджетный дефицит Испании и плохие перспективы экономического роста сделали страну уязвимой в финансовой плане, даже несмотря на усилия правительства по сокращению расходов, приватизацию в ряде отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности путем проведения реформы рынка труда.

Высокая зависимость испанских банков от строительного сектора и рынка недвижимости свидетельствует о долгосрочном риске для финансового сектора. Правительство наблюдало за реструктуризацией сектора сберегательных банков в 2010 году и обеспечило участие в капитале различных финансовых учреждений приблизительно на $15 миллиардов. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы правительство поддержало наиболее проблемные банки. Банк Испании, однако, стремится повысить доверие к финансовому сектору, оказывая давление на банки, чтобы те раскрыли данные о потерях и объединились в более сильные группы.

История экономики Испании: переход на евро

Введение евро в Испании с одной стороны в конечном счете положительно сказалось на экономике страны, а с другой – усилило те некоторые внутренние проблемы, которые существовали в Испании и ранее. Среди таких внутренних проблем, в первую очередь, следует выделить высокий уровень безработицы и низкий уровень конкурентоспособности испанских товаров на рынке Европейского союза, а также доминирование преимущественно иностранных концернов в промышленности страны.

Несмотря на то, что Испания – относительно развитая европейская страна, адаптация экономики данного государства после перехода на евро затянулась. Основной причиной этому после перехода на евро для Испании стал такой негативный фактор, как охлаждение общехозяйственной конъюнктуры в странах Западной Европы. Его столь сильное влияние было вызвано внутренними проблемами в экономике страны, а также тем, что более половины испанского экспорта (70%) и импорта (65%) приходится на государства Евросоюза, крупнейшими торговыми партнерами Испании являются Франция и Германия.

В связи с этим, продолжавшийся в Испании с середины 1990-х годов экономический подъем с темпами прироста примерно 4% ежегодно в конце 2001 – начале 2002 года пошел на убыль.

Охлаждение экономической конъюнктуры сказалось на занятости: в 2001 г. в Испании было создано только 320 тыс. новых рабочих мест, тогда как в предыдущие два года этот показатель составлял 500 тыс. ежегодно. В 2002 году было создано только примерно 150 тыс. рабочих мест. И это при том, что в Испании один из самых высоких уровней безработицы среди стран ЕС – около 13% в 2001 году и примерно 12% в 2002 году.

Основные показатели экономического развития Испании в 1999-2004 годах представлены в таблице.

Основные показатели экономического развития Испании

показатель

ВВП, % к предыдущему году

Баланс госбюджета, % к ВВП

Инфляция, %

Безработица, %

Ситуацию с безработицей отчасти облегчил и облегчает по настоящее время острый демографический кризис – в Испании наименьший показатель рождаемости в Европе. С другой стороны, снижению уровня безработицы среди местного населения препятствует привлечение дополнительной рабочей силы из-за рубежа. Привлечение дешевой иностранной рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность испанских товаров в мире, в особенности сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, наличие потребности экономики Испании в дополнительной дешевой рабочей силе вызывает приток не только легальных мигрантов, но и способствует увеличению нелегальной иммиграции, которая в настоящее время является весьма серьезной проблемой для страны. По имеющимся оценкам, число нелегальных мигрантов достигает в Испании 300 тыс. человек, большинство из которых прибывает в страну из Северной Африки.

Стоит правда отметить, что после вступления в Еврозону уровень безработицы в Испании стал медленно но неуклонно падать. Так, например, если в 1999 году безработными официально были признаны 15,9% экономически активного населения страны, то в 2004 году таких было уже только 10,5%.

Еще одной причиной замедления экономического роста в Испании в 2002 году стало сокращение потребительского спроса, который в предыдущие годы был важным стимулом развития экономики. Сокращение внутреннего спроса произошло несмотря на то, что на рынок в прошлом году, по оценке центрального банка, поступило около 15 млрд. евро «грязных» денег, которые в основном были потрачены на приобретение дорогих автомобилей. Главную роль в снижении потребления сыграл тот факт, что испанцы уже не столь оптимистично смотрели в будущее. В текущем году ожидается дальнейшее уменьшение потребительского спроса.

Более благоприятным до перехода на евро было положение с инфляцией. Так, в 2001 г. темпы роста цен по в пересчете на годовой уровень составили 2,7%, что значительно меньше, чем годом ранее. Правда, это снижение связано в основном с более низкими ценами на энергию, тогда как продовольствие и безалкогольные напитки в декабре подорожали почти на 6%, а услуги гостиниц и ресторанов – на 5%.

В первой половине 2002 года, также как и во многих других государствах Еврозоны, произошло существенное увеличение цен. Рост инфляции в Испании, подобного которому не было прецедентов вот уже 19 лет, был вызван последствиями перехода на евро. К такому выводу пришли эксперты влиятельной Организации потребителей и пользователей, опубликовавших результаты своего исследования. В данном отчете отмечалось, что правительство Испании не приняло обещанных мер против «округления цен» при переходе на евро и само повысило цены на некоторые контролируемые властями основные товары и услуги.

Крупнейшие испанские профсоюзы также винили во всплеске инфляции правительство, но делали упор на его экономической политике в целом, которая, по их мнению, всячески тормозила рост заработной платы и поощряла рост доходов предпринимателей. Как бы там ни было, но в 2002 году в целом темпы инфляции в Испании увеличились примерно на 0,8% и достигли 3,5%. Более чем на 7% подорожали обувь и одежда, на 6% – гостиницы, бары и рестораны, на без малого 5% – основные продукты питания, и особенно заметно - овощи. Такого резкого роста цен Испания не знала с начала 80-х годов, когда в стране происходил экономический кризис. Правительство Испании признало, что переход на евро сыграл свою роль в усилении инфляции.

В 2003-2004гг. стало ясно, что проблема инфляции, появившаяся в результате перехода на евро до конца так и не была решена. Так, в 2003 году средние темпы инфляции составили 2,9%, а в 2004 году – 3,0%. В октябре и ноябре 2004 года годовой уровень инфляции превысил 3,5%, и это при том, что по нормативам ЕС, являвшимся условием для допущения стран в зону евро, инфляция не должна быть больше 2,0%.

Серьезной проблемой как в 2000-х годах продолжал оставаться низкий уровень конкурентоспособности испанской промышленности, который стал еще ощутимее с момента перехода на евро. Главную роль в ней по-прежнему играли иностранные концерны. Например, им принадлежат почти все автомобильные заводы, производящие примерно 6% ВВП страны. Около 80% их продукции шло на экспорт. Лишь в немногих отраслях отечественные компании смогли занять ведущие позиции.

Несмотря на то, что при участии иностранного капитала в Испании было создано много рабочих мест, большое количество зарубежных инвесторов имело и существенные негативные стороны. Так, иностранные концерны проводили НИОКР, как правило, за пределами Испании, они не вкладывали капитал в разработки самих испанских производителей. Расширение Евросоюза на восток еще больше ухудшило ситуацию для отечественных продуцентов. Так же, как некогда Испания, новые члены ЕС привлекали иностранных инвесторов сравнительно дешевой рабочей силой и перспективами освоения новых рынков сбыта.

Промышленность Испании

По классификации Международного экономического форума, анализирующего конкретные позиции стран по 14 секторам производства, Испания находится в верхней пятёрке почти во всех секторах среднего технологического уровня, особо выделяясь как производитель автомобильных запчастей и аксессуаров (десятое место в мире), промышленных станков и оборудования (15 место), аудиовизуальных средств (17 место), продукции органической и неорганической химии (пятнадцатое место), изделий металлообработки (тринадцатое место) и обуви (третье место). Но по конкурентоспособности в области информационно-коммуникационных технологий и выпуска электронных компонентов она находится только в третьей десятке стран.

Среди 100 наиболее известных в мире брендов у Испании нет ни одного, хотя имеются отраслевые лидеры: «Фрейшенет» (шипучие вина), Chupa Chups, Telefonica (телекоммуникации), Repsol (энергия), «Проновиас» (подвенечные платья) и «Льядро» (фарфоровые фигурки), а также входящие в первую тройку Zara, в первую пятёрку - «Соль Мелья» (гостиничный бизнес). Обладание мировым брендом считается важным конкурентным преимуществом и одним из признаков высокого уровня развития экономики. Старейшая отрасль промышленности - горнодобывающая. Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (около 1,5 тысяч тонн в год; главный центр - Альмаден) и пиритов (около 3 миллионов тонн в год; главным образом в районе Уэльвы); в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Добывают железные (1,4 миллионов тонн в 1996 году; пров. Бискайя, Сантандер, Луго, Овьедо, Гранада, Мурсия), свинцово-цинковые, вольфрамовые медные, титановые руды, кварц, золото, калийные соли и др. Нефть и газ импортируются. Ежегодная добыча нефти составляет около 30 млн т, и покрывает менее 10 процентов потребностей. Испания занимает девятое место в мире и первое среди стран ЕС по добыче металлосодержащего сырья. По энергоносителям - сороковое место в мире. Среди отраслей машиностроения выделяются судостроение (старые центры расположены на севере страны: Бильбао, Хихон, Сантандер; новые - на северо-западе: Эль-Ферроль, Виго, на востоке: Картахена, Валенсия, Барселона, и на юге: Севилья, Кадис) автомобилестроение (производство автомобилей, в том числе «Сеат» концерна «Фольксваген» 2,2 миллиона в 1996 году; центры: Барселона, Мадрид, Вальядолид, Витория, Памплона, Виго) и электротехническая промышленность. Развито также производство оборудования для химической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.

Из отраслей лёгкой промышленности наибольшее значение имеют текстильная и кожевенно-обувная промышленность (на долю Испании приходится 4 процента мирового экспорта обуви).

В пищевой промышленности выделяются виноделие (по производству виноградных вин Испания в Европе уступает лишь Франции и Италии), производство растительного масла (1,7 миллионов тонн в 1996 году; Испания - мировой лидер по производству оливкового масла (около 0,5 миллионов тонн в год), плодовоовощных и рыбных консервов. Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Половина промышленного производства сосредоточено на северо-востоке (Каталония), севере страны (Астурия, Кантабрия, Страна Басков) и в Большом Мадриде.

Топливно-энергетический комплекс Испании

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) проблема заключается в том, что Испания не обеспечивает себя энергией самостоятельно и находится в зависимости от иностранных экспортёров. В 2004 году страна импортировала 78,9% потреблённых энергоносителей. В Испании имеются свои запасы нефти, разработка которых началась в 1964 году. На январь 2005 года количество доказанных запасов нефти составило 21,6 миллионов тонн. В 2004 году добыча нефти сократилась до 255 тысяч тонн, хотя в 1990 году она составляла 1,4 миллионов тонн. Данное сокращение является следствием недостатка инвестирования в разведку нефтяных и газовых запасов. Потребление нефти в 2009 году составило 63 673 тыс. т. Практически вся нефть была импортирована из-за рубежа. В стране эксплуатируется 7 нефтяных месторождений (Alga, Ayoluengo, Barracuda, Boqueron, Casablanca, Chipiron, Rodaballo). Самое крупное из них (Casablanca) расположено на средиземноморском шельфе страны. В последнее время испанское правительство уделяет большое внимание альтернативным источникам энергии и гидроэнергетике, входя в пятерку стран-инвесторов в альтернативную энергетику.

Сельское хозяйство Испании

Особое место в структуре экономики занимает сельское хозяйство. В нём занято 2.3% процента трудоспособного населения Испании. Небольшой группе землевладельцев принадлежат большие участки земли на юге страны. Основные показатели: Испания третья в мире по производству вина, четвёртая - цитрусовых, а также обеспечивает? мирового производства оливок и оливкового масла. Испания является также крупным производителем пшеницы (20 процентов посевных площадей), риса (самая высокая урожайность в мире), миндаля, табака и овощей (60 процентов посевной площади). Ей принадлежит самый большой в Европе рыболовный флот. По добыче и обработке морепродуктов и рыбы Испания держится в первой десятке. Успешно развивается животноводство: коз и овец разводят в засушливых районах, а на севере - крупный рогатый скот.

Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов (1,1 миллионов тонн в 1996 году) и их переработке, является крупным экспортером свежей рыбы и рыбных консервов. Основная часть промысла ведется у берегов Страны Басков и Галисии. Больше всего вылавливают сардин, хека, макрели, анчоусов и трески. Ежегодно 20-25 % всего улова перерабатывают на консервы.

Внешняя торговля Испании

Главными экономическими партнёрами Испании являются страны ЕС, прежде всего Великобритания, Франция, Германия и Польша. Испанский капитал в свою очередь также действует на Европейском пространстве через ТНК. «Эндеса» владеет мощностями по производству и распределению электроэнергии во всех странах Южной Европы, её присутствие особенно заметно в Италии (7 процентов генерирующих отраслей) и во Франции (15 процентов рынка). «Телефоника» обладает лицензиями на мобильную связь третьего поколения в Германии, Италии, Швейцарии и Австрии. Особенно удачно из-за географического положения идёт освоение португальского рынка: железнодорожные, энергетические и банковские системы обеих пиренейских стран всё более тесно переплетаются и приходят всё в более тесное взаимодействие.

Испанский «BSCH» является третьим по величине в банковских операциях в Португалии, контролируя 10 % кредитного рынка. Испанский капитал присутствует в текстильной и пищевой промышленности, в операциях с недвижимостью, в розничной торговле (крупнейшие сети «Корте Инглес», «Индитекс») и др. Также за рубежом часто ведут производство малые, иногда семейные, фирмы. Это, например, «Фикоса» - производитель автозапчастей, 70 % продукции которой выпускается на предприятиях, разбросанных по четырем континентам; парфюмерная компания «Антонио Пуиг», которая приобрела французскую «Нина Риччи»; кооперативный комплекс «Мондрагон» с дочерними и совместными предприятиями во Франции, Египте и Марроко; «Индо», выпускающая оправы для очков в Китае и др.

Особенно сильна концентрация испанского капитала в странах Латинской Америки. Это обусловлено как историческими, так и культурными причинами. Капитал в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и Перу сосредоточен в основном в стратегически важных областях - энергетике, телекоммуникациях, банковской системе. В сфере энергетики особенно заметно присутствие испанской «Репсоль», с зарубежными активами около 30 млрд долларов, а также испанских компаний «Эндеса» и «Ибердрола». «Телефоника», с капитализацией 86 млрд долларов, является крупнейшей телекоммуникационной компанией в испано- и португалоязычном мире, число её абонентов приближается к 100 млн. Испанские банки контролируют 45 % средств, аккумулированных в частных пенсионных системах восьми стран Латинской Америки. У двух ведущих банков «SCH» и «BBVA» в Латинской Америке работает намного больше персонала, чем на своей родине.

Транспорт Испании

Барселона-МадридИспанская дорожная сеть в основном централизованная с 6 шоссейными дорогами, соединяющих Мадрид со Страной Басков, Каталонией, Валенсией, Андалусией, Эстремадура и Галиcией. Кроме того, скоростные шоссе проходят вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

Первая железная дорога построена в 1848 году. Общая длина рельсового пути в 2004 году составляла 14781 км, из которых 8791 км электрифицировано - широкая колея (1665 мм) 11829 км (электрифицировано на постоянном токе 3 кВ 6950 км), стандартная колея (1435 мм) 998 км (все электрифицированы на переменном токе 25 кВ), узкая колея (1040 мм) 1926 км (электрифицировано 815 км), узкая колея (914 мм) 28 км (все электрифицированы).

Испания в настоящее время имеет 1272 км высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих Малага, Севилью, Мадрид, Барселону и Вальядолид. Если амбициозная программа испанских высокоскоростных железнодорожных линий будет выполнена, к 2020 году Испания будет иметь 7000 км (4300 миль) высокоскоростных железнодорожных линий, позволяющих добраться из провинции до Мадрида менее чем за 3 часа и до Барселоны в течение 4 часов.

Аэропорт Мадрида (Barajas) с пассажиропотоком 50,8 млн в 2008 году один из самых загруженных аэропортов в мире. Аэропорт Барселоны (El Prat) обслужил 30 млн пассажиров в 2008 году. Менее загруженные аэропорты находятся в Гран-Канария, Малага, Валенсии, Севильи, Мальорке, Аликанте и Бильбао.

Испания намерена иметь миллион электромобилей к 2014 году, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии.

Долговой кризис Испании в 2010-2011 годах

Испания вскоре может пополнить список проблемных стран Еврозоны. Это произойдет, если страна не сможет достигнуть бюджетных целей в текущем году, что кажется вполне вероятным в свете вялого экономического роста, чрезмерных расходов и роста безработицы. Согласно опросу аналитиков 22 международных банков и исследовательских институтов, проведенного Focus Economics, бюджетный дефицит Испании в 2011 году составит 6,5% ВВП. Министерство финансов страны неоднократно обещала выйти к концу года на 6%.

Еще в 2010 году социалистическое правительство премьер-министра Сапатеро получало самые похвальные отзывы: сокращение бюджетного дефицита с 11% в 2009 году до 9% в 2010 году давало поводы для оптимизма. Кроме того, доверие инвесторов укреплялось реформой трудового законодательства и пенсионного фонда.

Испанские власти обещали уже к 2013 году прийти к дефициту бюджета в 3%, именно такой показатель является верхним пределом для стран ЕС. Но 2011 год привнес свои неприятные коррективы, вместо прогнозированного роста экономики на уровне 1,3%, Испания вероятнее всего закончит год с 0,8%.

Замедление роста экономики, высокая безработица, неприемлемый уровень задолженности в частном секторе и экономическое замедление у главных торговых партнеров Испании ставят под удар выполнение Мадридом взятых обязательств.

В октябре 2010 года агентство Standard and Poor"s сократило долгосрочный кредитный рейтинг Испании на одну ступень, до "AA-" с "AA" с негативным прогнозом. В Европе вновь выросли опасения относительно способности ЕС удержать распространения кризиса суверенного долга.

Аналитики сходятся во мнении, что огромные дыры в бюджете будут только увеличивать уровень долга, а связанное вместе с ними сокращение расходов может и вовсе усугубить кризис. Тем не менее, часть экономистов все же уверены, что испанскому правительству удастся уменьшить дефицит бюджета. Залогом уверенности являются шаги предпринимаемые властями по увеличению доходной части бюджета.

В частности испанским правительством уже приняты решения о введении налога на корпорации и временном восстановлении налога на роскошь, который был отменен в 2008 году. Однако и здесь существует высокая вероятность того, что центральное правительство будет не в силах покрыть перерасход бюджетных средств на других уровнях власти, что имело место в 2010 году, когда региональные власти и органы социальной защиты не достигли поставленных целей.

По мнению большинства аналитиков, дефицит бюджета Испании в 2001 году составит более 6% ВВП, а еще вероятней дефицит будет в районе 8% ВВП.

Тем временем, на фоне экономических проблем на досрочных выборах в Испании убедительную победу одержала Правоцентристская Народная партия. Она получит, по предварительным данным, абсолютное большинство в парламенте - 186 мест из 350. По мнению политологов, на смену социалистам, которые завели Испанию в кризис, пришла крепкая оппозиционная партия, а не популисты или радикалы. Новое правительство, сформированное по результатам выборов, будет искать варианты снижения дефицита уже в 2012 году.

Промышленность как часть экономики страны

Создание экономического блага, его перераспределение, обмен и последующее потребление составляют этапы формирования экономической структуры страны. При этом создание продукции или услуг начинается с применения орудий и средств труда, сырья, топлива, энергии, труда и так далее. Большая часть перечисленных элементов поступает в реальный сектор экономики благодаря промышленности.

Объединение хозяйствующих субъектов, выполняющих задачу по созданию орудий труда, называется промышленностью. При этом орудия труда являются частью такого понятия, как средства труда, и необходимы для создания конечного продукта потребления.

Влияние промышленности на экономику страны достаточно велико. Прежде всего она воздействует на темпы и эффективность воспроизводства. Благодаря ей формируются определенные промышленные комплексы и даже целые районы. Промышленность дает толчок к научным открытиям, которые оказывают благотворное влияние на всю производственную цепочку.

Промышленность принято разделять на две большие составляющие:

  1. Промышленность по добыче сырья, полезных ископаемых, драгоценных металлов, камней и так далее представляет собой основу комплекса. Сюда же относят отлов морских животных и рыбы.
  2. Промышленность обрабатывающая занимается созданием полуфабрикатов или конечной продукции, готовой к потреблению.

Отрасли промышленности в настоящее время имеют узкую специализацию, при этом интенсивность производства поддерживается диверсификационным подходом к его организации. Отраслевое подразделение формируется под влиянием технического и научного прогресса, социальных и исторических аспектов развития общества конкретной территории. Большое влияние на отраслевое разделение оказывает наличие необходимых природных и трудовых ресурсов.

Замечание 1

Промышленность страны создает базовую основу для развития ее экономической системы. Успешность данной хозяйственной подсистемы оказывает благотворное влияние на всю экономику.

Экономика Испании

Испания является участницей Европейского Союза. В нем она занимает пятое место по производительности и размеру номинального ВВП. Большой упор в стране делается на развитие промышленного комплекса. Однако, при всей успешности экономического сектора, Испания испытывает ряд системных проблем, среди которых выделяют:

  • государственный долг;
  • достаточно высокий уровень безработицы;
  • экономические диспропорции между регионами страны;
  • политический сепаратизм.

Концентрация производства Испании тяготеет к Каталонии и Мадриду. Развитыми в области промышленности являются Страна Басков и Наварры. Другие области и регионы страны испытывают трудности и зарабатывают в основном за счет туризма. Большая часть населения данных регионов занята в сфере обслуживания или в сфере сельского хозяйства. Конкурентоспособность последних двух видов деятельности, после входа страны в ЕС, падает, что приводит к безработице и миграции трудовых ресурсов.

Замечание 2

Дешевая рабочая сила Испании позволяет ей быть одним из крупнейших экспортеров Европы. Экономика страны специализируется на выпуске автомобильных запасных частей, промышленного оборудования, аудиовизуальных средств, а так же, продукции металлообрабатывающей промышленности, обуви и продуктов органической и неорганической химии.

Особенностью экономики Испании является сильное влияние государственного сектора. Так доходы страны во многом формируются благодаря данному воздействию, когда в других странах Европы основная нагрузка лежит на частном бизнесе. Влияние госсектора привело к раздутию аппарата чиновников. Низкая занятость населения способствует развитию теневого бизнеса, который оказывает отрицательное влияние на состояние бюджета страны. Все это дестабилизирует экономическую систему и делает ее зависимой от мировых кризисных ситуаций.

При этом, экономика Испании является одной и ведущих держав в области инновационных технологий. Например, таких как, биотехнологии, транспорт, возобновляемые источники энергии. Наблюдается динамичный рост экспорта, особенно в страны Латинской Америки и Азии. В Испании хорошо развивается научная сфера, куда за последние годы было привлечено множество иностранных инвестиций.

Промышленность Испании

В сфере добычи Испания является одной из ведущих стран по поставкам свежей рыбы и консервов в мире. В ее владении находится самый крупный рыболовный флот в Европе.

Испания обладает достаточными природными ресурсами, способными обеспечить потребности страны. Из энергетических источников можно выделить месторождения угля, сланца и урана в Аустурии. Разработка угольных месторождений дала начало интенсивному развитию черной металлургии. В этих регионах были построены тепловые электростанции. Кроме того, вторичная переработка угольного сырья и отходов поспособствовала формированию в этом регионе центров химической промышленности.

Запасы нефти и газа не могут обеспечить нужд страны, поэтому 15% расходов на закупку импорта приходится на оплату привозных нефтегазовых ресурсов. Бесперебойное поступление данных продуктов является важным для высокоразвитой экономики. Большая часть побережья Испании не пригодна для приема танкеров. Несколько портов, где возможно швартовать танкеры, являются центрами нефтепереработки.

Испания имеет крупные месторождения урана, что способствовало развитию атомной промышленности и строительству атомных электростанций. Но из-за опасности данного вида топлива, большая часть энергии поступает от ГРЭС, расположенных на горных реках.

Испания является одним из крупнейших экспортеров бумажно – целлюлозной продукции. Она специализируется на производстве бумаги из эвкалипта, который специально выращивается для этих нужд.

Замечание 3

Текстильная промышленной представляет собой одну из старейших отраслей экономики Испании. Однако, интеграция в Европейский Союз привела данную отрасль в упадок, из-за низкой конкурентоспособности продукции по сравнению с ввозимыми азиатскими тканями.

Испания является одним из крупнейших экспортеров обувной продукции, по объемам уступает лишь Италии.

Сектор автомобилестроения представлен множеством иностранных компаний. Большую часть капитала в данной отрасли Испании имеет немецкая экономика. Здесь производятся автомобили марки «Фольсваген». В настоящее время в Испании создаются автомобили французских, японских и американских компаний. Национальные компании производят не только легковые автомобили, но и рефрижераторы, фуры, грузовики.

Несмотря на то, что динамическое экономическое развитие этой страны началось лишь в 1960-х гг., сегодня она входит в пятерку государств, лидирующих по масштабам индустриализации. Особенность экономики Испании сегодня - развитие многочисленных отраслей промышленности, среди которых основные позиции занимают ведущие - туризм, сфера услуг и выпуск продуктов личного потребления.

Немного истории

Испания избавилась от жесткой диктатуры государственно-политической бюрократии достаточно поздно. Восстановление демократии и открытая рыночная экономика были закреплены Конституцией лишь в 1978 г. В ХХ веке страна долго бойкотировала международную торговлю, следуя изоляционистскому курсу Франко. В середине 1950-х акценты сместились с сельского хозяйства в сторону промышленности: «полились» иностранные инвестиции, а после отмены прямого государственного контроля в 1959 г. начался рост импорта.

Экономика развивалась очень медленно за счет устаревших аграрных методов, неконкурентоспособности предприятий, а также акцента на малоэффективную тяжелую индустрию. После кризиса 1970-х инфляция и безработица к 1980 г. выросли вдвое. Ситуацию изменила реструктуризация промышленности под началом Испанской социалистической рабочей партии, присоединение к ЕС в 1987 г. (как следствие - приток иностранных инвестиций), а чуть позже - переориентация на сферу услуг.

В последние 30 лет, после вступления в ЕС, наметились такие тенденции:

  • снижение роли сельского хозяйства - особенно это затронуло традиционные виноградники и производство оливок;
  • сокращение значимости нерентабельных отраслей (металлургии, судостроения) практически в два раза;
  • рост автомобильной промышленности: открытие новых заводов преимущественно в Валенсии за счет внешнего капитала - американского, европейского, японского;
  • стремительный взлет сферы обслуживания и новых высокотехнологических отраслей.

Три ключевые особенности экономико-территориальной структуры королевства

1. Ввиду достаточно поздней трансформации социально-экономического пространства и сложностей индустриализации большая часть промышленного потенциала сегодня сосредоточена на относительно малой площади. Половину доходов приносят всего 8 из 50 провинций. Для них характерно обилие природных ресурсов и выгодное географическое расположение.

2. Уже много лет экономика тяготеет к побережьям. Неслучайно взгляды желающих купить дома и виллы в Испании устремляются именно сюда. Но, если раньше интерес к прибрежным зонам был связан с ориентацией на колонии как мощный рынок сбыта, то сейчас на первый план вышел туристический «бум». 7 из 8 развитых провинций находятся на берегу моря, как и большинство городов с населением более 100 тыс. (плотность здесь вдвое выше, чем внутри страны).

3. На территории по-прежнему много внутренних экономически депрессивных зон: большинство таких провинций Новой и Старой Кастилии занимают почти половину площади государства.

В последние десятилетия наметилась еще одна перспективная тенденция: вместо крупномасштабных предприятий доминирующие позиции заняли небольшие компании, выпускающие разнопрофильную продукцию.

Экономические направления Испании по географическому принципу

Северо-Западный Приморский регион . Тут находятся крупные месторождения электроэнергетических и топливных ресурсов. В районе удобных бухт сформировались масштабные портовые комплексы - центры рыболовства, а природные особенности позволили жителям Прибискайских провинций достичь успехов в животноводстве.

Средиземноморский . Здесь выпускается большая часть легковых авто и продукции электронной промышленности. Каталония специализируется на текстиле, но лидирующими отраслями являются, несомненно, туризм и рекреация международного значения.

Провинции Андалусии Кадис, Севилья и Уэльва на Юго-Западе . Процветают рыболовство (добыча сардин, морских моллюсков, анчоусов) и рыбоконсервное производство.

Мадридская агломерация диаметром более 100 км, хоть и является развитым центром, но резко контрастирует с остальной прибрежной территорией.

Северная Месета - житница, дающая четверть урожая зерна, и др.

Утрата в XIX в. американских колоний - обширного рынка сбыта собственной мануфактуры - и нашествие Наполеона привели к тому, что в ХХ век страна вошла со слабой экономикой. За короткое время из государства, славившегося лишь оливковым маслом, маслинами, тканями и вином, она превратилась в развитую территориальную единицу с многоотраслевой структурой. Сегодня она экспортирует оборудование и автомобили, продукты питания и потребительские товары. Но главное, за счет чего живет Испания, - туризм и сфера услуг, подкрепленные удачным географическим положением и климатом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание