Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные измерители экономической деятельности. Понятие ВВП

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .

Описание: тесты составлены к учебникам под редакцией Боголюбова, Городецкой. Предназначены для учителей и учащихся 8-11 классов. Тесты имеют задания разных уровней сложности, рассчитаны на среднестатистического ученика. Автор: Жданова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания Бийской общеобразовательной школы - интерната №3.
Экономика как наука, экономическое развитие, рыночные отношения
Проверочный тест, 11 класс

1. Дайте развернутое определение понятия «экономика»
(хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ; наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им)
2. Какой из вариантов озвучивает основные вопросы экономики?
А) занятость, торговля, рыночное хозяйство
Б) что, как и для кого производить
В) ограниченность ресурсов и экономический выбор
3. Какое понятие скрывается за определением: «Это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами»?
А) микроэкономика Б) макроэкономика В) мировая экономика
4. Проблемы безработицы, бедности и экономического роста являются предметом исследования
А) микроэкономики Б) макроэкономики В) мировой экономики
5. Какое слово пропущено в схеме процесса преобразования объектов природы в предметы потребления
Ресурсы → производство → …………………….(распределение) → потребление
6. Каким словом определяется объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат?
А) обмен Б) предложение В) производительность
7. Что из себя представляет валовой национальный продукт?
А) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года как внутри страны, так и за рубежом
Б) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года на территории страны
В)экономический рост страны с учетом уровня инфляции и уровня жизни нации
8. Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов называется
А) интенсивным ростом
Б) экстенсивным ростом
В) ускорением экономического развития
9. Из перечня укажите первый, самый важный фактор интенсивного роста
А) квалификация работников
Б) рациональное распределение ресурсов
В) научно – технический прогресс
Г) экономия на масштабе
10. Какая фаза пропущена в цепочке экономического цикла?
Экономический подъем → рецессия →………………….(депрессия) → оживление
11. Кто является автором высказывания: «Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
А) П. Буаст, французский лексикограф
Б) Л.Питер, американский писатель
В) Л. Эрхард, немецкий государственный деятель
12. Перечислите не менее трех изменений, произошедших в России в результате реформ при переходе к современной рыночной экономики
(появились коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, вырос частный сектор в экономике, проведена приватизация, ликвидирован дефицит потребительских товаров, развивается конкуренция, свободная экономическая деятельность)
Ключ: 2-б, 3-а, 4-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 11-а

Проверочная работа по обществознанию. 11 класс. Экономика (§ 1-5)
1. Как называется часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику?
А) экономическая теория Б) макроэкономика В) микроэкономика
2. Что не является предметом исследования мировой (международной) экономики?
А) международная торговля товарами и услугами
Б) функционирование отдельных рынков и отраслей
В) обмен в области науки и техники
3. Экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь называется
А) торговля Б) обмен В) производство
4. Как называется сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом?
А) валовой национальный продукт
Б) валовой внутренний продукт
В) бюджет государства
5. Экономический цикл включает следующие стадии: экономический подъем → экономический спад (рецессия) → оживление. Какая фаза пропущена в схеме?

6. Что из перечисленного не является фактором производства?
А) капитал Б) предпринимательские способности В) зарплата сотрудников
7. Как называется форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам?
А) валютная биржа Б) товарная биржа В) биржа труда
8. Ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента (выпускающего) в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
А) акция Б) договор В) облигация
9. В последние годы международные организации признали Россию как страну с каким типом экономики?
А) командной Б) рыночной В) традиционной
10. Как называется доход, который получает предприниматель, сдавая землю в аренду?
А) дивиденды Б) проценты В) рента
11. Затраты предпринимателя на материалы, энергию, трудовые услуги относятся к какой категории издержек?
А) внешние Б) внутренние В) непредвиденные
12. Как называется разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками?
А) издержки производства Б) факторы дохода В) экономическая прибыль
13. Как называется прямой налог с фирмы?
А) налог на добавленную стоимость
Б) налог на прибыль
В) подоходный налог
14. Какова ставка налога на добавленную стоимость, установленная в России в 2004 году?
А) 10% Б)15% В)18%
15. Уставной капитал такой формы организации юридического лица должен быть не менее 100 размеров оплаты труда, капитал делится на доли, а участники несут риск только в пределах стоимости внесенных вкладов, количество участников от 1 до 50 .
А) товарищество
Б) общество с ограниченной ответственностью
В) акционерное общество
Ключ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-депрессия, 6-в, 7-б, 8-в, 9-б,10-в, 11-а, 12-в, 13-б, 14-в, 15-б
9 класс, обществознание
Проверочный тест по теме: «Политика», 9 класс

1. Как называется государство, в котором обеспечиваются права человека и гражданина, государственная власть ограничена правом?
А) демократическое Б) либеральное В) правовое
2. Кто из французских мыслителей сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
А) Ш.Монтескье Б) Вольтер В) Д.Дидро
3. Согласно Конституции РФ исполнительная власть в стране принадлежит:
А) Федеральному собранию
Б) Правительству РФ
В) Президенту РФ
4. Каким словосочетанием определяется скептическое, равнодушное, порой отрицательное отношение к праву?
А) правовое отрицание
Б) правовой нигилизм
В) правовая необразованность
5. Что в переводе с латинского языка означает слово «ассоциация»?
А) общество Б) партия В) объединение
6. Как вы думаете, какой ответ на вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» был самым популярным?
А) нужно, чтобы власть считалась с интересами граждан
Б) нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды
В) нужно, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит в стране, и ответственность за это
7. Россия по форме правления является республикой. Какого типа?
А) президентской Б) смешанной В) парламентской
8. К какому политическому режиму относится данный перечень признаков? Высокая централизация власти, невмешательство в частную жизнь, не требуется преданности режиму, ограниченный и контролируемый плюрализм, незначительная роль парламента, оппозиция под контролем власти, сохраняется свобода экономической деятельности.
А) авторитарный Б) тоталитарный В) демократический
9. В гражданском обществе возникают разнообразные объединения и общественные организации. Укажите те, которые относятся к социальной сфере.
А) союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские кооперативы, ассоциации банкиров
Б) семья, общества защиты прав потребителей, молодежные организации, страховые фонды, спортивные общества
В) союзы деятелей культуры, педагогические общества, сообщества ученых, религиозные объединения
10. Согласны ли вы со следующим утверждением: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.
А) верное Б) неверное
11. Какой возрастной ценз установлен в России для участия в выборах в государственную Думу?
А) 18 лет Б) 21 год В) 35 лет
12. Пользование свободой слова налагает особую ответственность. В каком случае за сказанное можно привлечь к судебной ответственности?
А) если распространяется ложная информация
Б) если звучит клевета
В) если идет пропаганда войны
Г) верно А,Б,В
13. В декабре 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу, в результате которых в Думе оказались представители 4-х партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Назовите четвертую партию, члены которой представлены в Думе.
(Справедливая Россия)
Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-г, 13- Справедливая Россия,

11 класс, текущий контроль
Проверочный тест по теме «Религиозные организации и современные подходы к пониманию права»

1. В каком году был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
А) 1995 Б) 1997 В) 1999
2. Сколько процентов от общего количества верующих в России составляют православные христиане?
А) 50% Б) 65% В) 75%
3. Где производится государственная регистрация религиозных организаций в России?
А) в органах юстиции
Б) в местных органах самоуправления
В) в налоговой службе
4. На основании чего государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации?
А) если цели и задачи организации противоречат Конституции РФ
Б) если устав не соответствует требованиям законодательства РФ
В) если организация нарушает общественную безопасность и общественный порядок
5. Что относится к специфическим правам религиозной организации?
А) религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность
Б) религиозная организация может основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний
В) религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей, а также имеют право устанавливать международные связи
6. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915 Б) 1948 В) 1975
8. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
9. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации Б) Государственную Думу В) Правительство РФ
10. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней Б) 1 месяца В) 21 дня
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-а
8 класс, обществознание
Текущий контроль. Проверочный тест (§ 4-6)

1. В 6 параграфе приводился интересный факт из биографии Януша Корчака. А чем занимался этот известный поляк?
А) он был министром иностранных дел Польши
Б) он был педагогом и детским врачом
В) он был организатором антифашистского движения в Польше
2. Каким словом определяется внутренний самоконтроль человека?
А) честь Б) воля В) совесть
3. Как называются все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять?
А) общественный долг
Б) моральный долг
В) личная ответственность
4. Кому принадлежит данное высказывание: «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»?
А) М. Горькому Б) Д. Лихачеву В) А. Солженицыну
5. В чем, по мнению авторов учебника, состоит уникальность русской культуры?
А) в большом количестве действующих музеев
Б) культура является многонациональной
В) русская культура способна заимствовать лучшее в мировой культуре
6. Моральная ценность, в которой выражается чувство любви к Отечеству забота о его интересах и готовность защищать от врагов
А) гражданственность Б) патриотизм В) бесстрашие
7. Мораль – это что такое?
А) ценности, признаваемые человеком в качестве важных и значимых
Б) особые духовные правила, регулирующие поведение человека
В) признание достоинства и самоценности личности
8. Что в дословном переводе с латинского языка обозначает слово «культура»?
А) «возделывание, обработка почвы»
Б) «образованность и воспитанность»
В) «особь, создающая шедевры»
9. В чем, по мнению обществоведов, выражается главное проявление любви?
А) в бескорыстном служении
Б) в умении понимать другого человека
В) в желании пожертвовать всем ради любви
10. Согласны ли вы с мнением: «Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, насилия, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно – журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами»?
А) да Б) нет
11. Перечислите качества по – настоящему интеллигентного человека. Каким он должен быть?
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-б, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

Обществознание, 8 класс. Проверочная работа
1. Укажите группу примеров, которая иллюстрирует материальные потребности человека
А) труд, образование, охрана здоровья
Б) чтение книг, посещение театра, путешествия
В) еда, одежда, жилище
Г) любовь, уважение, лидерство, самоуважение
2. Закончите мысль логически правильным вариантом: «Потребности людей…»
А) ограничены Б) безграничны
В) зависят от уровня доходов Г) невозможно удовлетворить
3. Что является одной из главных экономических проблем современного общества?
А) ограниченность ресурсов Б) нехватка наличных денег
В) отставание многих стран в развитии Г) отсутствие экономии в жизни
4. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть:
А) предметами потребления Б) средствами потребления
В) денежными накоплениями Г) экономическими благами
5. Согласны ли вы с утверждением: «Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребности людей»
А) верное Б) неверное
6. Какая фраза из предложенных является неточной?
А) все религии на территории нашей страны являются равноправными
Б) государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
В) в современной России церковь является частью государственных управляющих структур
Г) российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования
7. Какая из названных религий не относится к мировой?
А) буддизм Б) конфуцианство В) христианство Г) ислам
8. Альберт Эйнштейн был известным ученым в области:
А) физики Б) химии В) биологии Г) математики
9. Какой император своим указом от 8 февраля 1724 года учредил Российскую академию наук?
А) Алексей Михайлович Б) Екатерина II В) Петр I Г) Николай I
10. Ученик, закончивший 9 классов, получил:
А) начальное образование Б) общее основное образование
В) среднее (полное) общее образование
Г) начальное профессиональное образование
11. Каким словом определяется процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации?
А) наука Б) воспитание В) образование Г) опыт
12. Что считается «золотым правилом морали»?
А) «за любым преступлением обязательно последует наказание»
Б) «возлюби ближнего своего как самого себя»
В) «своя рубашка ближе к телу»
Г) «не делай другому того, чего себе не желаешь»
Ключ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-г, 7-б, 8-а, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г

В экономической науке можно встретить такое понятие, как измерители экономической деятельности. Для этого сначала узнаем, что же изучает экономика. Как многие знают ее, что это такое, в курсе. Мы же поговорим об экономике как о научной дисциплине.

Зарождение понятия экономики как науки

Появилась в далекие времена, в древности. Впервые о ней упоминает древнегреческий ученый Ксенофонт еще в 5 в. до н.э. Древние ученые вкладывали в этот смысл способ ведения домашнего хозяйства. Это вполне объяснимо. Почти вся экономика в понимании греческих городов-государств состояла из мелких предпринимателей и торговцев. Ремесленники, крестьяне, строители. Не было крупных государственных корпораций как на Востоке. Это объясняется мягким климатом и отсутствием необходимости консолидироваться для оросительных работ (как на юге) или очистительных (как на севере). Экономика всей страны полностью состояла из мелких лавочников. Некое подобие небольших индивидуальных предпринимателей современности. Такие торговцы и лавочники и есть основные измерители экономической деятельности того времени.

Экономика как наука сегодня

Современная экономика совсем иная, с мощными транснациональными предприятиями и заводами. На современном этапе данная наука подразделятся на макроэкономику, микроэкономику и мировую.

Что такое микроэкономика

Данный термин немного соответствует смыслу первоначального понятия "экономика" в Древней Греции. А именно, это наука, изучающая отдельные хозяйственных субъекты, их взаимоотношения, проблемы и т.д. Другими словами, самостоятельные предприятия внутри экономической сферы страны. Трудности, законодательство, взаимоотношения друг с другом и с государством.

Макроэкономика

Более широкое понятие. Она изучает экономику как всю сферу общественной жизни. рынка труда в целом. Именно в макроэкономике применяются основные измерители экономической деятельности. Они необходимы для полного учета экономической ситуации в государстве.

Измерители экономической деятельности. Обществознание как школьный курс

Величины экономической деятельности дают полную картину процесса производства, распределения, потребления в экономике.

Например, возьмем ситуацию в сельском хозяйстве. Основные измерители экономической деятельности фиксируют количество произведенного молока. В 2010 году страна произвела 500 млн тонн этого продукта (цифра взята для примера и не является показателем этого года по данному продукту). А на следующий год экономисты сообщают, что спад произошел на 20 процентов. Это пример , по которым можно анализировать всю экономическую ситуацию по производству молока. Далее начинают разбираться, какие причины привели к такому резкому падению.

Основными измерителями экономической деятельности являются:

  • Валовой национальный продукт (ВНП).
  • Валовой внутренний продукт (ВВП).

Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП

Валовой внутренний продукт - это показатель суммы рыночных цен всех конечных продуктов внутри страны. Что это значит? Возьмем производство автомобилей в качестве примера. Они состоят из множества деталей и агрегатов. Колеса, двигатели, производимые на разных предприятиях. Если данные агрегаты идут как запасные части на рынок, они входят в показатель ВВП. Но если они поставляются на другой завод и из них производится готовый автомобиль, то их стоимость в данный показатель не входит, т.к. в конечную стоимость машин их цена заложена. Это и называется "конечный продукт", т.е. тот, который в готовом виде идет на рынок. Это связано с тем, чтобы искусственно не завышались данные показатели для объективности.

Можно встретить такое понятие, как ВВП на душу населения. Это не что иное, как сумма всех произведенных конечных товаров, поделенная на количество жителей в стране. Но ошибочно полагать, что там, где показатели больше, живут лучше. Качество жизни определяется другими измерителями. Процент безработицы, средний уровень зарплат и пенсий к основным ценам на основную (набор необходимых для выживания продуктов).

Валовой национальный продукт (ВНП)

Измерители экономической деятельности, такие как показатели ВНП, включают сумму конечных продуктов как внутри страны, так и за ее пределами. Например, в Казахстане работает предприятие, зарегистрированное в России. Оно исправно платит все местные налоги, аренды, но прибыль от этого предприятия облагается российскими налогами. Таким образом, показатели производства данного предприятия учитывают показатели ВНП, но не учитывают показатели ВВП. Это более широкое понятие. В валовой национальный продукт уже включен валовой внутренний продукт плюс сумма конечных продуктов за пределами государства.

О макроэкономической ситуации внутри страны больше говорит валовой внутренний продукт (ВВП), нежели Так как от первого зависят рабочие места, уровень производства в стране, а значит, и благоприятный экономический и политический климат. А вот ВНП просто служит показателем дохода бюджета.

Существует также реальный уровень и номинальный уровень экономических показателей. Это актуально сегодня для нашей страны. ВВП, например, измеряется в рублевом эквиваленте, а реальный показатель показывает валютный. Расшифруем это понятие. Уровень ВВП за год, например, 1 млн рублей. В долларах эта сумма составляет 35 тыс. На следующий год ВВП увеличился до 1.5 млн рублей. Номинальный рост - на 50 процентов. Но из-за девальвации национальной валюты в долларовом эквиваленте рост - всего на 1 процент - до 38 тыс. долларов. Это яркий пример манипулирования экономическими показателями.

Экономическая культура

Часть 1

    Все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни, это

1)материальное производство 2)экономическая деятельность 3)духовное производство 4)творческая деятельность

2. Объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат, является формулой

1)производительности 2)производства 3)экономики 4)валового национального продукта

3. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг) , созданных производителями данной страны в течении года как внутри страны, так и за рубежом, это

1)производство 2) ВНП (валовый национальный продукт) 3)ВВП(валовый внутренний продукт) 4)национальный доход

4. Сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями, это

1)производство 2)ВПН(валовый национальный продукт) 3)ВВП (валовый внутренний продукт) 4)национальный доход

5. Степень экономического развития и уровень жизни в различных странах сравнивают с помощью такого показателя как

1)валовый внутренний продукт на душу населения 2)валовый национальный продукт на душу населения

3)объем товаров и услуг, разделенных на единицу затрат 4)доля расходов семьи на питание

6. То, что производитель получает, продав свою продукцию, это

1)валовый продукт 2)внутренний продукт 3)потребительская корзина 4)валовый доход

7. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет количественного изменения ресурсов, характеризует тип развития экономики

8. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет качественного изменения ресурсов характеризует тип развития экономики

1) интенсивный 2)экстенсивный 3)рациональный 4)производительный

9. К факторам, определяющим рост производительности труда, не относится

1)разделение труда 2)увеличение потребления 3)технический прогресс 4)уровень образования и профподготовки рабочих

10. К ценным бумагам не относится

1)чек 2)вексель 3)договор о купле-продажи квартиры 4)акция

11. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации, это

12. Ценная бумага, предусматривающая право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права, это

1) облигация 2)вексель 3) чек 4)акция

13. Организатором торговли на рынке ценных бумаг яляется

1)товарная биржа 2)фондовая биржа 3)финансовая фирма 4)центральный банк России

14. Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, это

1) производитель 2)потребитель 3) изготовитель 4)исполнитель

15. Социальные выплаты государства отдельным категориям граждан в виде пособий, пенсий, стипендий перечисляются через

1)лизинг 2)консалтинг 3)трансферт 4)демпинг

Часть 2

1.Вставьте пропущенные слова в схеме процесса преобразования объектов природы в предметы потребления:

Ресурсы-________________-_______________________-потребление.

2.Закончите предложение, формулирующее главную проблему экономики: «Определение наиболее эффективных способов использования__________________ ____________».

3. Чрезмерное по отношению к государственному золотому запасу уеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение, называется

4.Какой нормативно провавой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ и услуг) надлежащенго качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) , просвещение, государственную и общественую защиту их интересов, а также определяет механизм определения этих прав?

5.Установите соответствие.

Понятие

определение

А.Спрос

Б.Предложение

В. Цена товара

Г. налог

1).количество товаров и услуг, которое продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и определенное время

2)вид обязательных платежей в государственный или местый бюджет, который осуществляют юридические и физические лица

3) товары и услуги, которые выбрал потребитель (покупатель) и за которые он готов платить

4)стоимость еденицы товара, выраженная количеством денег, которые придется платить при покупке товаров

Ключ

Макроэкономические измерители

1. Валовой внутренний продукт - это

a) совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных как внутри страны, так и за ее пределами

b) рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства

c) схема доходов и расходов, устанавливаемая на определенный период времени, обычно на один год

d) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования денежных средств

2. Сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом - это

a) валовой внутренний продукт

b) валовой национальный продукт

c) национальный доход

d) личный доход

3. Верны ли суждения о валовом национальном продукте (ВНП)?

А. В ВНП включаются продажи только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных.

Б. Учет продажи только конечных продуктов позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения неверны

4. Часть валового внутреннего продукта за вычетом средств на амортизацию образует

a) чистый внутренний продукт

b) национальный доход

c) располагаемый личный доход

d) личный доход

5. Если величина валового внутреннего продукта в расчет на душу населения сокращается, то

a) уровень благосостояния граждан падает

b) уровень благосостояния граждан повышается

c) уровень благосостояния граждан не изменяется

d) снижены темпы роста населения

6. Показателем уровня жизни народа является ВВП на душу населения. Как вычислить этот показатель?

a) разделить ВВП страны на количество граждан

b) умножить ВВП страны на количество граждан

c) он равен среднему прожиточному минимуму на душу населения

d) вычесть из суммы ВНП сумму ВВП страны

7. Валовой внутренний продукт (ВВП) - это

a) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год как внутри страны, так и за рубежом

b) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год внутри страны

c) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данного государства за 1 год за рубежом

d) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных иностранными производителями на территории данного государства за 1 год

8. Экономический рост - это длительное увеличение

a) номинального ВНП в абсолютных значениях

b) реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

c) номинального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения

d) реального ВНП на душу населения

9. К какому типу экономического роста относится вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель?

a) к экстенсивному

b) к интенсивному

c) к прогрессивному

d) к традиционному

10. Вычислите темпы роста страны, если ее реальный ВВП за текущий год составил 205 млрд. долларов, а за предыдущий - 200 млрд. долларов

_____________________

11. К интенсивному типу экономического роста относится

a) освоение новых земель

b) расширение производства за счет строительства новых объектов

c) повышение квалификации работников

d) вовлечение неиспользованных ресурсов

12. В стране Р. на протяжении ряда лет происходит увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на каждого жителя страны. Такое явление называется

a) экономическим развитием

b) экономическим ростом

c) экономическим циклом

d) экстенсивным развитием

13. Верны ли следующие суждения о ВВП?

А. По показателю ВВП на душу населения можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран.

Б. В ВВП включаются все виды деятельности, даже те, налоги с которых не платятся.

a) верно только А

b) верно только Б

c) верны оба суждения

d) оба суждения не верны

14. В стране К. произошли кардинальные изменения в хозяйственной жизни, вырос удельный вес промышленного производства, возросла численность городского населения. Такие процессы свидетельствуют о

a) экономическом росте

b) экономическом развитии

c) специализации

d) разделении труда

15. Номинальный валовой национальный продукт измеряется

a) в рыночных текущих ценах

b) в мировых ценах

c) в иностранной валюте

d) в сопоставимых ценах

16. Что из перечисленного не учитывается при подсчете ВНП? Указать все верные ответы

a) стоимость услуг, предоставляемых в течение года

b) стоимость конечных товаров

c) непроизведенные сделки

d) стоимость промежуточных товаров

17. Какая из перечисленных операций домохозяйств включается в состав ВНП?

b) все перечисленное верно

c) покупка подержанного автомобиля

d) покупка ценных бумаг

18. Если импорт по своей величине превышает экспорт, то ВНП при этом

a) не изменится

b) нельзя дать точного ответа

c) снизится

d) повысится

19. Что из перечисленного не включается в состав ЧНП?

a) первичные доходы

b) амортизационные отчисления

c) косвенные налоги

20. Национальный доход отличается от ЧНП на величину

b) дивидендов

c) косвенных налогов

d) амортизационных отчислений

Ключ----------

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание