Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Определение статуса налогоплательщика порядок применения налоговых льгот. Порядок применения льгот по земельному налогу

Понятие налоговой льготы раскрывается в НК РФ. Под ней понимается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков некоторых преимуществ по сравнению с другими налогоплательщиками. В том числе это может быть возможность уплаты налога в меньшей сумме либо неуплаты налога вообще. При установлении льготы должны быть определены основания ее применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).

Льгота не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть категория плательщиков, отвечающих определенным критериям (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (п. 1,2 ст. 17 НК РФ). Поэтому налог считается законно установленным, даже если никакие льготы по нему ни для кого из плательщиков не определены.

Применение налоговой льготы не является обязательным для налогоплательщика. Иначе говоря, лицо, которое вправе применять льготу, может отказаться от нее или приостановить ее использование на время - один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Виды налоговых льгот

Традиционно выделяют льготы по уровню действия. То есть льготы в отношении:

  • федеральных налогов, устанавливаемые НК РФ;
  • региональных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или региональными законами;
  • местных налогов, устанавливаемые НК РФ и/или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать. Вместе с тем льготы, установленные НК РФ:

  • применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования не нужно (Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11);
  • не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые льготы могут быть предоставлены в разной форме:

  • освобождения от уплаты налога для определенных налогоплательщиков. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ , п. 14 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33);
  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей - плательщики транспортного налога могут уменьшить его на сумму платежей, уплаченных в

Департамент финансов города Москвы по порядку применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 1 статьи 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» сообщает следующее.

I. По вопросу применения налоговой льготы в отношении объектов недвижимого имущества площадью менее 300 кв. метров.

Налоговая льгота в части уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 300 кв. метров площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика распространяется и на собственника недвижимого имущества, имеющего объект недвижимости площадью менее 300 кв. метров. При этом в отношении такого объекта недвижимого имущества налоговая база принимается равной нулю.

Указанная льгота предоставляется в отношении одного объекта недвижимого имущества по выбору налогоплательщика. В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, относятся, в частности, отдельные помещения в административно-деловых и торговых центрах. Таким образом, в случае если налогоплательщик имеет в собственности два и более помещений в одном или нескольких административно-деловых и торговых центрах общей площадью менее 300 кв. метров, он имеет право применить данную льготу только в отношении одного из помещений по своему выбору.

II. В отношении условий применения рассматриваемой налоговой льготы.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия «субъект малого предпринимательства», при определении права на применение льготы необходимо руководствоваться критериями отнесения хозяйствующих субъектов к малым и микропредприятиям, установленными статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Одновременно, согласно пункту 4 названной статьи федерального закона категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения средней численности работников и выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год выше или ниже установленных законом предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Учитывая порядок изменения категории субъекта малого предпринимательства, а также то, что условием предоставления рассматриваемой налоговой льготы в текущем финансовом году является средняя численность работников налогоплательщика за предшествующий налоговый период, считаем достаточным истребование документов, подтверждающих среднюю численность работников, за налоговый период.

При этом определение средней численности работников может осуществляться в порядке, предусмотренном подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации для применения упрощенной системы налогообложения.

Кроме того, указанный показатель отражается в сведениях о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, которые согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

III. В отношении вопроса об определении трех календарных лет, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению.

Согласно пункту 3 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации календарный год не является любым периодом времени, состоящим из 12 месяцев, следующих подряд. Принимая во внимание, что налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, три календарных года, предшествующих налоговому периоду, определяются как три календарных года, которые предшествовали календарному году, в котором налогоплательщик планирует использовать льготу по налогу на имущество организаций. Например, для налогоплательщика, который планирует использовать указанную льготу в 2014 году (или за отдельный квартал 2014 года), тремя предшествующими календарными годами являются 2011, 2012 и 2013 годы.

Заместитель руководителя Департамента
финансов города Москвы
_____________А.Ю. Коваленко

Авдеев А.А., советник налоговой службы II ранга.

В налоговом законодательстве налоговая льгота определяется следующим образом. В соответствии с п. 1 ст. 56 "Установление и использование льгот по налогам и сборам" части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Каков общий порядок установления налоговых льгот?

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога (п. 1 ст. 17 "Общие условия установления налогов и сборов" Кодекса).

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 Кодекса).

Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 12 "Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов" Кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи (п. 2 ст. 12 Кодекса).

Пунктом 3 ст. 12 Кодекса установлено, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи.

Пунктом 7 ст. 12 Кодекса предусмотрено, что Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Кодекса.

Согласно ст. 13 "Федеральные налоги и сборы" Кодекса к федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. налог на наследование или дарение;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  10. государственная пошлина.

Статьей 14 "Региональные налоги" установлено, что к региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

В свою очередь, ст. 15 "Местные налоги" установлено, что к местным налогам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Пунктом 4 ст. 12 Кодекса установлено, что местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и п. 7 указанной статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 указанной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 4 ст. 12 Кодекса).

Таким образом, ст. 12 Кодекса предусмотрено, что в отношении региональных и местных налогов могут устанавливаться налоговые льготы.

О возможности установления льгот в отношении федеральных налогов в ст. 12 Кодекса не говорится.

Это означает, что возможность установления налоговых льгот в отношении такого федерального налога, как налог на прибыль организаций, ст. 12 Кодекса не предусмотрена. Тем не менее это не означает, что указанная возможность не предусмотрена другими нормами налогового законодательства.

Так какие же налоговые льготы по налогу на прибыль организаций предоставлены налогоплательщикам в настоящее время?

В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополняется гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

Согласно ст. 2 названного Федерального закона следует признать утратившими силу со дня введения в действие названного Федерального закона:

  1. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", за исключением установленных ст. 1, 2, 6, 9, 10.1 порядка исчисления налоговой базы и порядка применения налоговых льгот, перечисленных ниже, которые утрачивают силу в следующем порядке:
  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 г.;
  • предусмотренный п. 4 ст. 2 порядок определения налоговой базы, по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации;
  • предусмотренный абзацем 1 п. 6 и абзацем 9 п. 8 ст. 2 порядок исчисления облагаемой прибыли при исполнении соглашений о разделе продукции применяется до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  • предусмотренные п. 4 ст. 6 льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу названного Федерального закона, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены;
  • предусмотренные абзацем 10 п. 6 ст. 6 льготы по налогу действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие названного Федерального закона программ по ликвидации последствий радиационных катастроф;
  • предусмотренные абзацем 14 п. 6 ст. 6 льготы по налогу действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами;
  • предусмотренная абзацем 27 п. 6 ст. 6 льгота по налогу в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу названной главы производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком указанной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования льготы по налогу применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 г.;
  • предусмотренные п. 9 ст. 6 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 г., действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 г.;
  • предусмотренные п. 2 ст. 9 и абзацем 3 п. 1 ст. 10 положения, касающиеся порядка налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия, выплачиваемых в соответствии с соглашением о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  • предусмотренные п. 1 - 6 ст. 10.1 положения, касающиеся особенностей налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции, применяются до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции;
  1. ч. 1, абзац 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 43 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1);
  2. п. 10 ст. 1 Закона Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России";
  3. п. 9 ст. 1 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  4. Закон Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 5672-1 "О внесении изменений и дополнений в ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  5. первое предложение ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
  6. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 октября 1994 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об особенностях порядка отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды";
  7. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 11 ноября 1994 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды";
  8. Федеральный закон от 3 декабря 1994 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  9. ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
  10. Федеральный закон от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  11. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 23 июня 1995 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией социально-экономических программ жилищного строительства для российских военнослужащих";
  12. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 июня 1995 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Законы Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  13. ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  14. п. 3 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности";
  15. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  16. Федеральный закон от 14 декабря 1996 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  17. Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  18. Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 92-ФЗ "О внесении дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  19. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  20. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  21. ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики";
  22. Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах";
  23. ст. 10 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции";
  24. Федеральный закон от 3 марта 1999 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  25. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  26. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах";
  27. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
  28. ст. 8 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах";
  29. Федеральный закон от 9 мая 2001 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с проведением новации государственных ценных бумаг Российской Федерации".

Таким образом, после вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Кодекса (с 1 января 2005 г.) продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы по налогу на прибыль, введенные в действие ранее (в первую очередь Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

В этой связи возникает следующий вопрос: предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 г.?

Согласно ст. 2.1 названного Федерального закона налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:

в 2004 - 2005 гг. - 0%;

в 2006 - 2008 гг. - 6%;

в 2009 - 2011 гг. - 12%;

в 2012 - 2014 гг. - 18%;

начиная с 2015 г. - в соответствии с п. 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006 - 2008 гг., зачисляется:

в размере 1% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 5% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2009 - 2011 гг., зачисляется:

в размере 2% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 10% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2012 - 2014 гг., зачисляется:

в размере 3% налоговой ставки - в федеральный бюджет;

в размере 15% налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная указанной статьей налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Можно ли рассматривать ст. 2.1 названного Федерального закона в качестве статьи, устанавливающей льготу по налогу на прибыль организаций?

В соответствии с п. 1 ст. 284 "Налоговые ставки" гл. 25 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 24%, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 - 5 указанной статьи. При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

Статьей 13 названного Федерального закона предусмотрено, что названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.

В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что ст. 2.1 названного Федерального закона отдельной категории налогоплательщиков (сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, т.е. единый сельскохозяйственный налог) предоставлено по законодательству о налогах (названным Федеральным законом) преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками (уплата налога на прибыль по меньшей ставке), следует признать, что ст. 2.1 названного Федерального закона введена льгота по налогу на прибыль.

Это означает, что указанная льгота введена Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", т.е. уже после вступления в силу Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ.

Какие еще положения части первой Кодекса связаны с общим порядком установления налоговых льгот?

В соответствии со ст. 52 "Порядок исчисления налога" Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер (п. 1 ст. 56 Кодекса).

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 2 ст. 56 Кодекса).

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (п. 3 ст. 56 Кодекса).

Все вышеуказанные налоговые льготы учитываются при составлении налогоплательщиком налоговой декларации.

Пунктом 1 ст. 80 "Налоговая декларация" определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Таким образом, налогоплательщик в обязательном порядке учитывает применяемые им налоговые льготы при исчислении и декларировании налогов.

При этом следует учитывать следующее.

Пунктом 1 ст. 81 "Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию" Кодекса предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Если предусмотренное в п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления (п. 2 ст. 81 Кодекса).

Если предусмотренное в п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 указанной статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 Кодекса).

Если предусмотренное п. 1 указанной статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 указанной статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с указанным пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4 ст. 81 Кодекса).

О какой ответственности налогоплательщика, связанной с неправильным заполнением налоговой декларации, говорится в ст. 81 Кодекса?

В соответствии с п. 1 ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тысяч рублей (п. 2 ст. 120 Кодекса).

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей указанной статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 Кодекса).

В отличие от п. 1 и 2 ст. 120 Кодекса квалификация нарушения правил учета по п. 3 этой статьи возможна только в тех случаях, когда допущенные нарушения причинили реальный ущерб отношениям по исчислению налогов - привели к занижению налоговой базы.

В частности, в случае если налогоплательщиком применяется налоговая льгота по налогу на прибыль, налоговая база по указанному налогу уменьшается на сумму этой льготы. Следовательно, неправомерное применение указанной льготы приводит к занижению соответствующей налоговой базы. В связи с этим речь может идти об ответственности, предусмотренной не п. 1 и 2, а п. 3 ст. 120 Кодекса.

Интересно, что п. 3 ст. 120 Кодекса в описании самого деяния не называет неуплату налога в качестве обязательного признака состава данного правонарушения, но предусматривает как базу для расчета санкции сумму неуплаченного налога: за грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы, на организацию может быть наложен штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей.

Такая формулировка дает все основания полагать, что грубое нарушение правил учета, повлекшее не только занижение налоговой базы, но и неуплату налога, надлежит квалифицировать по п. 3 ст. 120 Кодекса. Однако это создает весьма серьезные теоретические и практические проблемы для разграничения составов правонарушений, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 Кодекса. Ниже при анализе ст. 122 Кодекса мы остановимся на этом вопросе подробнее.

Специфика объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных разными пунктами ст. 120 Кодекса, такова, что одно и то же деяние виновного лица может подпадать одновременно под каждый из них.

Согласно п. 1 ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Кодекса неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Деяния, предусмотренные п. 1 указанной статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных сумм налога (п. 3 ст. 122 Кодекса).

Объектом противоправного посягательства в данном случае являются охраняемые законом интересы государства и общества в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется тем, что необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности за его совершение является наступление вредных последствий - в результате неуплаты сумм налога образуется задолженность налогоплательщика перед бюджетом.

Поэтому, на наш взгляд, налогоплательщик не подлежит ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога за конкретный период, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата этого налога, которая перекрывает сумму налога, не уплаченную в данном периоде, поскольку в целом по налогу задолженность перед бюджетом отсутствует. Если же у налогоплательщика переплата налога образуется в более поздний период по отношению к тому периоду, когда возникла задолженность перед бюджетом, то налогоплательщик может быть освобожден от ответственности при соблюдении им условий, установленных п. 4 ст. 81 Кодекса.

Как видно из текста нормы п. 1 ст. 122 Кодекса, неуплата или неполная уплата сумм налога может быть совершена несколькими способами - занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, совершение других неправомерных действий или бездействия.

Занижение налоговой базы, как правило, имеет место при неправильном определении стоимостной, физической или какой-либо другой характеристик объекта налогообложения. Занижение налоговой базы происходит, в частности, при неправомерном применении налоговых льгот.

При этом занижение налоговой базы в определенных случаях может явиться следствием нарушения правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения. Как мы уже говорили, такое деяние подпадает и под признаки состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 120 Кодекса. Однако какая же из этих двух норм подлежит применению?

К сожалению, приходится констатировать - нормы этих статей в соответствующей части сформулированы таким образом, что разграничить их практически невозможно в том случае, когда неуплата налога явилась следствием грубого нарушения правил учета и занижения налоговой базы. Однако в реальной жизни проблема правильной квалификации подобных деяний как наиболее типичных и часто встречающихся нарушений налогового законодательства стоит весьма остро.

Представляется, что если занижение налоговой базы, повлекшее неуплату сумм налога, произошло вследствие грубого нарушения правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения, то к правонарушителю следует применять ответственность, предусмотренную п. 3 ст. 120 Кодекса. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, налогоплательщик должен нести ответственность в соответствии со ст. 122 Кодекса.

Формирование в России нового экономического уклада предопределило становление модели государственного регулирования, включающей эффективные методы и инструменты воздействия на трансформационные процессы. Одним из наиболее действенных инструментов, способствующим развитию рыночного механизма выступает система налогового стимулирования инновационной предпринимательской деятельности, направленная на снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего бизнеса, для создания которой необходимо совершенствование механизма налогообложения, минимизация негативно воздействующих на него внутренних и внешних факторов. В специальной литературе отмечается, что «основными внешними факторами, оказывающими воздействие на развитие и содержание такого сложного социального института, как налоговая система, являются: изменения бюджетной и налоговой политики государства, реформирование вертикали государственной власти, позитивное реформирование межбюджетных отношений, формирование и совершенствование правовой базы налогообложения, динамика социально-экономической ситуации в стране, развитие принципов и методов ведения эволюционирующего малого, среднего и крупного отечественного бизнеса, различные дестабилизирующие налоговую систему региональные и отраслевые факторы» Скорик Т. Основные направления совершенствования налогового администрирования в переходной экономике современной России // В сб. Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Волгоград. 2004. С.ЗОЗ.. Более того, налоговая система выступает одним из факторов роста эффективности экономической системы, достижение которого «проявляется лишь при условии согласования экономических интересов налогоплательщиков и государства» Маслова Д. Налоговый кодекс и налогообложение прибыли //Известия высших учебных заведений: Северо-Кавказский регион. №2. 2006. С.46..

Следует специально подчеркнуть, что приоритетным направлением современной системы налогообложения выступает реализация ее стимулирующей функции, как базового инструмента проводимой государством промышленной и инвестиционной политики. В этой связи важнейшей составляющей налоговой реформы должно стать формирование эффективной системы налогового стимулирования субъектов предпринимательства.

В настоящее время главным фактором, препятствующим развитию предпринимательства в нашей стране, является нестабильность системы налогообложения, высокая степень налоговой нагрузки на бизнес. Как справедливо отмечается в специальной литературе, «острота вопроса о реформировании системы налогообложения в России продиктована во многом тем, что российская налоговая система, формирующаяся с 1992 года, зачастую не отвечает принципам построения оптимальных налоговых систем. О какой равномерности и определенности может идти речь, если в Налоговый кодекс изменения вносятся 2-3 раза в год, часто задним числом... О простоте и удобстве налоговой системы говорить тоже сложно, так как происходит постоянное усложнение даже форм налоговых деклараций» Горобинская В. Процесс налогового регулирования как процесс реализации экономических интересов / В сб. Государственное регулирование трансформационных экономик. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2003. С. 12..

В сложившихся условиях дефицита инвестиций и высоких рисков создание адекватной системы налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее сильных инструментов инвестиционного и инновационного развития. Как подчеркивается в литературе, «большая часть инвестиций в настоящее время делается самими предприятиями. А потому и следует законодательно расширить возможности инвестиционной деятельности за счет самих предприятий. В настоящее время эти возможности рассматриваются только в плане осуществления налоговой реформы» Малышев В. Актуальная проблема инвестиционной политики России // Экономическая наука современной России. №1. 2006. С. 101. i .

В этой связи необходимо создание эффективной системы стимулирования инвестиций, включающей два основных направления:

совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. №6. 2005. С.40..

В рамках сложившейся в последние годы налоговой системы, основным элементом стимулирования деятельности субъектов хозяйствования выступает установление льгот по налогам и сборам, которые представляют собой предусмотренные законодательством преимущества при формировании налогового обязательства по сравнению с другими налогоплательщиками Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС. 2003. С.89.. Налоговая льгота является эффективно действующим инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий, что, в свою очередь, ведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем. Это подтверждает опыт многих стран мира, которые через реализацию механизма налоговьщ льгот стимулировали развитие экономики.

Предусмотренные законодательством многих зарубежных стран налоговые льготы выступают инструментом проведения государством эффективной экономической политики, способствуя развитию приоритетных отраслей общественного производства. Позитивный опыт налогообложения в экономически развитых странах свидетельствует о том, что в системе налогового стимулирования механизм предоставления дополнительных льгот используется значительно шире, чем в России.

Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике. В последние годы сложилось также неоднозначное отношение российских экономистов к оценке места, роли и направлений использования налоговых льгот в современной политике налогового реформирования.

Налоговые льготы одновременно выступают в двух основных ипостасях: как элемент налогообложения (структуры налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования рыночной экономики.

В налоговом законодательстве должны быть четко определены элементы структуры налога (в НК РФ - элементы налогообложения), то есть все основные внутренние составляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность и недостаточная четкость трактовки всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для уклонения (обхода) от налога его плательщиками на законных основаниях; во-вторых, к толкованию отдельных положений закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налогообложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого определения хотя бы одного из них нельзя считать окончательным правовой факт установления обязательства для налогоплательщика по уплате налога (сбора).

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых начислений, манипуляций способами и формами обложения, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых трансфертов налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования. Последнее предполагает целенаправленное воздействие государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.

В НК РФ (ст. 56) дается определение налоговых льгот. При этом, в отличие от ранее действовавшего Закона об основах налоговой системы, в котором запрещается предоставление льгот, носящих индивидуальный характер, в Кодексе предусматривается в исключительных случаях возможность установления нормативными актами законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления индивидуальных льгот в части, соответственно, федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, они рассматривают их лишь как возможные способы изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. Результатом такого ошибочного, на наш взгляд, теоретического подхода явилось законодательное ограничение стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых кредитов как форм налогового льготирования. К тому же на определенный период времени и отсрочка (рассрочка) платежа, и налоговый кредит предполагают для пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию налоговой льготы, согласно Кодексу.

Все налоговые льготы можно разделить на 3 основные укрупненные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты. В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования, в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, плательщик, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:

1) личные и для юридических лиц;

2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков;

3) безусловные и условные налоговые льготы;

4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.

Рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных выше 3-х основных укрупненных групп налоговых льгот.

Несмотря на большое разнообразие своего состава, первую группу льгот можно объединить под общим названием налоговых освобождений, в которую входят:

Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.

Налоговая льгота в виде полного освобождения от уплаты налога отдельных категорий плательщиков (участники войны, инвалиды и т.д.) применяется в основном по отношению к личным налогам, реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц.

Возврат ранее уплаченных налогов, например авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах. Как налоговая льгота также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплата в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.

Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Налоговые каникулы - это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени.

Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.

Образование консолидированных групп налогоплательщиков также можно считать одной из разновидностей налоговых льгот, поскольку направлено на уменьшение налоговых обязательств по группе в целом, по сравнению с суммарными налоговыми обязательствами, исчисленными по каждому участнику в отдельности.

Образование консолидированной группы налогоплательщиков необходимо рассматривать с разных сторон, а не только с позиций текущих интересов бюджета. Во-первых, право на консолидацию (сложение доходов и убытков, зачет как внутрифирменный оборот передачи доходов и товаров между материнским и дочерними предприятиями) действительно широко используется в рыночно развитых странах в качестве налоговой льготы инвестиционного характера. Во-вторых, это эффективный рыночный метод концентрации капитала и санации малорентабельных и убыточных предприятий при условии рационального и целевого использования финансовых ресурсов, высвободившихся в результате экономии на налогах. Для того чтобы механизм консолидации эффективно работал, необходимо установить на первых порах, что право на образование консолидированной группы налогоплательщиков может возникнуть только в результате слияния или привлечения в холдинговую компанию (концерн и т.п.) убыточных и низкорентабельных предприятий при двух обязательных условиях: первое - доля участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии - более 50%; второе - направление высвободившихся от экономии на налогах средств на экономическую санацию убыточных предприятий и на производственное развитие предприятий - участников консолидированной группы. Со временем права на образование таких групп могут быть расширены путем снятия или смягчения ограничений С.В. Барулин, А.В. Макрушин. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Саратов, 2007г. .

Согласно действующему в Российской Федерации налоговому законодательству, к числу налоговых льгот относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налога); прочие льготы.

Практика налогообложения в Российской Федерации показывает, что до принятия Налогового кодекса в налоговом законодательстве были закреплены только последние два вида льгот, которые имели очень узкую сферу применения. Основными методами налогового стимулирования являлись метод ускоренной амортизации, а также предоставление «налоговых каникул» по налогу на прибыль.

В Налоговом кодексе РФ нашли отражение некоторые меры стимулирующего воздействия на развитие экономики. В частности, предусмотрено начисление амортизации нелинейным методом, а также введение системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, согласно которой устанавливается специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности при выполнении соглашения.

Развитию предпринимательства способствует такая форма налогового стимулирования как снижение ставки налога на прибыль до 24%, однако отмена одновременно с ее понижением льготы по уменьшению налогооблагаемой прибыли до 50% на сумму произведенных капиталовложений является, на наш взгляд, не эффективной, поскольку препятствует стимулированию инвестиций и развитию инновационного потенциала отечественных предприятий. Более того, исключив льготы при налогообложении прибыли, государство фактически самоустранилось от стимулирования инвестиций налоговыми методами.

Вместо инвестиционной льготы в Налоговом кодексе предусмотрен ускоренный режим амортизации, который регламентирует порядок ее начисления не от первоначальной, а от остаточной стоимости амортизируемого имущества, что снижает налоговую нагрузку за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли в первые годы эксплуатации основных средств. Вместе с тем, большинство исследователей проблем налогообложения настаивают на восстановлении инвестиционной льготы по налогу на прибыль Коновалова Т., Кузьмина Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности // Финансы. №6.2005. С..42..

Обязательные платежи в бюджет вносят физические и юридические лица. Нормы и правила, касающиеся данных отчислений, устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и поправками к закону. В частности, в его параграфах указаны преференции для определенных категорий граждан.

Виды налоговых привилегий

Общие принципы послаблений по обязательным взносам включены в 407-й параграф НК. Способы снижения сборов различны. Основные таковы:

  1. Изъятие. Заключается в вычеркивании субъекта из числа налогоплательщиков по категориальным признакам.
  2. Освобождение - это также исключение определенных сумм из налогооблагаемой базы. Применяется, как правило, к доходам из государственной казны.
  3. Скидка. Такое послабление заключается в снижении ставки. Предоставляется по различным условиям:
    • физическим лицам - в связи с принадлежностью плательщика к льготной группе;
    • хозяйствующим субъектам - на определенные виды собственности или деятельности.
  4. Отсрочка выражается в передвижении даты окончательного платежа по тем или иным обстоятельствам. Предоставляется в основном индивидуально.
  5. Амнистия предназначена для юрлиц. Она заключается в отмене штрафных санкций за просроченные обязательства.
Подсказка: особая преференция для физлиц - вычет. Он представляет собой возврат части внесенного взноса при условии затрат в отчетный период на цели, указанные в параграфах НК. Например, обучение, лечение, благотворительность и иное.

Также имеется еще один вычета: когда часть налогооблагаемого имущества не идет в расчет при определении налоговой базы. К примеру, такой вычет применяется в отношении 6 соток земельного надела льготных категорий граждан. К последним относятся:

  • пенсионеры,
  • инвалиды 1-2 гр.,
  • участники, инвалиды ВОВ,
  • члены семьи военных, потерявшие кормильца,
  • участники боевых действий,
  • ликвидаторы последствий ЧС на ЧАЭС, на р. Теча, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне.

Кто имеет право на льготы

Налоговые льготы в 2019 году имеют право оформить:

  • граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
  • (трое и более несовершеннолетних);
  • другие.
Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.

Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:

  • наличие льготного статуса;
  • получение дохода, освобожденного от налогообложения;
  • наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
  • оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.

По принципу назначения налоговые преференции делятся на:

  • общероссийские;
  • региональные.
Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.

Налоговые послабления для ветеранов

Большая группа ветеранов делится на несколько подгрупп. В НК они обозначены вместе, так как им предоставлены равные преференции. К ветеранам в рамках закона причислены:

  • Герои Советского Союза и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • участники ВОВ и иных боевых действий;
  • вдовы и иные члены семейств (иждивенцы) воинов, погибших при исполнении долга.

Перечисленные лица имеют право на такие послабления:

Подсказка: в субъектах федерации ветеранам предоставляются такие послабления по транспортному сбору:

  • отмена;
  • частичное снижение (отмена) с учетом мощности автомобиля;
  • скидка.
Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Налоговые привилегии для инвалидов

Людям с ограничениями по здоровью назначается инвалидность определенной группы. Для этого им необходимо обратиться в госорган - медико-социальную экспертизу. После проведения комплексного обследования гражданин получает справку об инвалидности.

Документ дает право на получение таких послаблений по обязательным сборам:

Для сведения: обязательным сбором облагаются такие виды имущества, находящегося в собственности:

  • квартиры;
  • дома;
  • незавершенные объекты;
  • гаражи;
  • места для машин;
  • иное.

Налоговые льготы для пенсионеров

Право назначения большинства преференций по обязательным удержаниям в бюджет передано из центра в субъект федерации.

В параграфах НК перечислены сборы, по которым местные власти принимают собственные решения. А именно:

Налог Объяснение
Земельный Предоставляется скидка или полное освобождение

Имеется также специальный вычет.

Имущественный Освобождается от обложения один из объектов собственности на выбор налогоплательщика
Транспортный Освобождение или снижение суммы, как правило, связано с мощностью автомобиля
Вычет Полагается работающим пенсионерам за покупку жилого помещения;

с 2014 года переносится на три предшествующих года, в которых заявитель имел налогооблагаемый доход

Также с 2017 г. имеется вычет по имеющимся в собственности 6 соткам земельного надела. если участок не превышает указанного размера - налог не начисляется вообще. Если превышает, то он рассчитывается на оставшуюся часть (сверх 6 соток)

Внимание: правило по отмене имущественного сбора с пенсионеров записано в 407-м параграфе НК.

С 1.01.2019 г. вышеуказанные нормы будут также распространяться и на предпенсионеров, то есть на лиц предпенсионного возраста, которые приобрели бы пенсионные права по старому законодательству, действующему до 31.12.2018 г. включительно. Сведения об отнесении граждан к предпенсионерам будут содержаться в ЕГИССО и передаваться по каналам межведомственного взаимодействия. Также запросить такие данные могут сами предпенсионеры непосредственно в ПФР любым доступным способом.

Налоговые льготы многодетным семействам

Многодетными в Российской Федерации признаются семейства, в которых в отчетном периоде воспитывалось трое или более несовершеннолетних. В их число включаются опекуны, заботящиеся об установленным числом в совокупности подопечных и собственных детей.

Важно: в некоторых регионах установлены иные правила признания семьи многодетной. Оно применяется при назначении местных преференций.

В рамках общероссийского законодательства многодетные могут претендовать на стандартный вычет (218-й параграф НК). Он предоставляется обоим родителям на каждого несовершеннолетнего по правилам, приведенным в таблице:

Местные законодатели устанавливают нормы по удержаниям за:

  • транспортное средство;
  • земельный надел.

К примеру, в столице России многодетные освобождены от внесения обязательного платежа за один автомобиль на семейство.

Кроме того, в законодательстве прописаны послабления для многодетных семейств, занимающихся фермерским хозяйством. Они таковы:

  • отмена земельного удержания на определенный срок;
  • уменьшение тарифа на иные платежи.

Льготы для юрлиц и ИП

Юрлица и индивидуальные предприниматели могут претендовать на более широкий спектр преференций от государства. Устанавливаются они на общероссийском и региональном уровне. Дело в том, что часть сборов отчисляется в федеральный бюджет, а некоторые - в местный. По ним и устанавливаются правила соответствующего уровня.

Основным для субъектов рынка является налог на добавленную стоимость (НДС). По нему установлено несколько разных преференций:

Сельхозпроизводителям полагается освобождение от транспортного удержания таких видов техники (358-й параграф НК):

  • тракторов;
  • комбайнов самоходных;
  • специальных машин, используемых в производстве.

Имущественные послабления полагаются:

  • общественным объединениям инвалидов;
  • религиозным организациям;
  • производителям фармацевтической продукции;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы и другим.

Скидки по налогу на прибыль полагаются следующим участникам рынка:

  • компаниям, занимающимся соцобслуживанием населения;
  • медицинским организациям;
  • образовательным учреждениям;
  • субъектам, ведущим хозяйственную деятельность в особых экономических зонах.
Подсказка: юрлица и индивидуальные предприниматели учитывают полагающиеся преференции самостоятельно при проведении обязательных удержаний. Результаты вносятся в декларативные документы, передаваемые регулярно в налоговый орган.

Порядок оформления налоговых привилегий


Оформление фискальных послаблений для физических лиц происходит в заявительном порядке. Это требует инициативы претендента.

Алгоритм обращения в отделение ФНС таков:

  1. Самостоятельное определение льготного права на основании действующего законодательства.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Написание заявления в отделение ФНС:
    • путем личного посещения;
    • на сайте Госуслуг.
  4. Ожидание проверки бумаг и подтверждения права.
Для сведения: имущественное послабление оформляется по месту расположения объекта.

В основной пакет документов входят следующие:

  • паспорт заявителя;
  • декларация по форме 3- НДФЛ;
  • справка о доходах за отчетный период;
  • бумага, подтверждающая право (льготное удостоверение, справка МСЭ и другое);
  • заявление по установленной форме (бланк предоставляется на месте).
Важно! Все льготы в настоящее время предоставляются в заявительном порядке. Это означает, что для инициации действия льгот льготник должен обратиться с заявлением в ИФНС. А при появлении новых объектов недвижимости, подпадающих под льготные, надлежит уведомить об этом ИФНС до 1 ноября соответствующего налогового периода.

Остальные бумаги зависят от вида сбора. К примеру, для получения социального вычета необходимо приложить:

  • договор с учреждением о получении медицинских или образовательных услуг;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • чеки о внесении соответствующей платы;
  • подтверждение родственных связей с человеком, получившим заявленные услуги.

Стандартный вычет предоставляется по месту службы. Для его учета в расчетах необходимо предоставить в бухгалтерию:

  • свидетельства детей о появлении на свет (включая совершеннолетних);
  • справку об инвалидности ребенка (при наличии).
Скачать для просмотра и печати:

Популярные вопросы и ответы по налоговым послаблениям

Существуют ли послабления по обязательным взносам для инвесторов?

Да. В законодательстве существуют правила, освобождающие инвесторов от НДФЛ. Они таковы:

  • время владения акциями должно превышать три года;
  • по истечении указанного срока, человек может уменьшить доход в декларации на 3 млн р. за каждый отчетный период.

Для сведения: для крупных инвесторов введен иной, более привлекательный механизм.

Есть ли льготы для покупателей автотранспортных средств?

В действующих нормативных актах установлена только одна категория водителей, освобожденных от уплаты транспортного сбора. Это владельцы специализированных авто для инвалидов. Остальные граждане могут воспользоваться инновационной госпрограммой. Она предполагает государственную помощь в погашении процентов по кредиту при покупке некоторых видов машин. Так, в 2017 году бюджет платил 5,5% ставки.

Должен ли сельхозпроизводитель делать имущественное удержание на объекты, входящие в перечень основных средств?

В пункте 4 374-го параграфа НК установлена норма, освобождающая сельхозпроизводителей от такового сбора. Правило введено в действие с 2013 года. Недвижимость, являющаяся основным средством, не облагается налогом в том случае, если применяется в производстве продукции.

Может ли пенсионер получить вычет за покупку недвижимости, если не трудиться официально?

  • им компенсируется часть трат на приобретение жилых помещений;
  • обратиться можно в том случае, если у пенсионера были налогооблагаемые доходы в течение трех предшествующих лет.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

С 1.01.2018 г. изменился формат заявительных бланков для обращений в ФНС в целях предоставления налоговых льгот, в том числе по транспортным, земельным, имущественным налогам.

Теперь граждане не обязаны предоставлять в налоговые органы документацию, подтверждающую их правомочия на налоговые привилегии. ФНС должны запрашивать такие сведения у организаций и учреждений самостоятельно.

Посмотрите видео о налоговых льготах

17 февраля 2018, 01:48 Мар 3, 2019 13:39

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание