Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Накладные расходы на монтажные работы. Коэффициенты к накладным расходам (НР) и сметной прибыли (СП)

Накладные расходы — это дополнительные затраты организации, не относящиеся напрямую к основному производству. Расскажем о них подробнее на примере накладных расходов в строительстве.

Накладные затраты в строительстве связаны с организацией, обслуживанием и управлением производством ().

Для формирования общего состава затрат организации составляют локальные сметы, представляющие собой расчёт предстоящих расходов на ведение определенного вида работ. Стоимость строительных работ, определяемая сметами, включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ).

Прямые затраты в смете

Прямые затраты в смете - это расходы, напрямую связанные с выполнением работ. Они могут быть прямо включены в их стоимость. К ним относят (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ):

  • материальные затраты, включающие стоимость материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря;
  • технические расходы, включающие стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов;
  • трудовые затраты - расходы на оплату труда рабочих.

Накладные расходы в смете

Накладные расходы в смете - это затраты, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением (п. 4.10 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 ). Накладные затраты включаются в стоимость работ (продукции, услуг) косвенно, то есть пропорционально стоимости материалов, сумме заработной платы или величине прямых затрат.

Накладные расходы в смете включают в себя, в частности, аренду и содержание помещений, заработную плату административно-управленческого персонала, затраты на рекламу, оплату информационных, консультационных, юридических услуг, затраты на услуги связи (телефон, интернет) и прочие затраты.

Процент накладных расходов от прямых затрат

Процент накладных расходов от прямых затрат — это величина, которая позволяет на стадии планирования определить расчетным путем размер накладных расходов в смете и конечную стоимость реализации продукции (работ, услуг). Для того чтобы определить, какую часть от прямых затрат составляют накладные расходы, применяется коэффициент накладных расходов (Кн), который рассчитывается по следующей формуле:

Кн = (Сумма накладных расходов / Сумма прямых расходов) * 100%

Прямые и накладные расходы в совокупности составляют смету, где указываются основные затраты (материальные и трудовые ресурсы, непосредственно участвующие в процессе создания продукта) и расходы, обязательно сопровождающие их. Именно эти расходы создают условия для производства и представляют собой долю себестоимости всех работ по смете. Например, на подготовительном этапе при строительстве предусматривается проведение геодезических изысканий, создание проектно-технической документации, сметы, объединяющей все виды выполняемых работ, затрат на АУР, техническое обеспечение персонала и собственно рабочего процесса. Все перечисленные расходы относятся к накладным, которые и являются темой нашей статьи. Узнаем, что входит в накладные расходы, как они рассчитываются и классифицируются.

Определение накладных расходов

Итак, не связанные прямо с основными производственными тратами и не входящие в стоимость ТМЦ, накладные расходы закладываются в себестоимость конечного продукта, увеличивая издержки его производства пропорционально сумме прямых затрат.

Накладные расходы в смете включают в себя довольно обширный перечень затратных статей, Это могут быть расходы на обучение контингента, организацию, служебные командировки, износ оборудования. Сюда же относят косвенные расходы, образующиеся при сбыте товара. Например, накладные расходы в смете строительной компанииэто четыре блока объединенных затратных статей:

  • Административно-хозяйственные расходы (АХР), объединяющие расходы по зарплате аппарата управления, отчислений с нее, услуг связи, приобретения программ, оплата консультаций и юридических услуг и т.п.;
  • Обслуживание рабочего персонала (переподготовка кадров, обеспечение необходимого уровня ТБ и охраны труда);
  • Организация работ на объектах, т. е. расходы по изысканиям геодезистов, проектированию производства работ, подготовке объекта к сдаче и др.;
  • Прочие расходы (реклама износ вспомогательного оборудования, платежи банкам по займам, расходы на страхование, сертифицирование, выплаты рабочим по возмещению ущерба в случаях утраты здоровья и др.)

На законодательном уровне закреплено, что входит в накладные расходы по смете, лишь в медицине и строительстве, т.е. структура накладных расходов для других отраслей не определена. Поэтому компании при составлении бюджетных смет устанавливают перечень подобных затрат самостоятельно, исходя из особенностей производства и опираясь на представленный выше перечень. К примеру, в предприятиях торговли к накладным относят затраты, связанные с транспортировкой, предпродажной подготовкой, обеспечением сохранности и реализацией товаров. Список накладных расходов может быть таким:

  • Текущий ремонт, обслуживание помещений и оборудования;
  • Зарплата и содержание АУП;
  • Обслуживание собственного автопарка;
  • Аренда;
  • Простои, обнаружение бракованной продукции;
  • Налоги и иные обязательные платежи;
  • Реклама;
  • Консультации юристов и аудиторов;
  • Износ ОС;
  • Коммунальные услуги, услуги связи и др.

Размер накладных расходов в смете существенно влияет на себестоимость готового продукта в целом. Но, хотя накладные расходы определяются индивидуально в зависимости от предоставляемых услуг конкретной компании или ассортимента производимых продуктов, существуют принципы составления смет, одинаковые для всех предприятий, поскольку накладные расходы и сметная прибыльвеличины, влияющие друг на друга.

Накладные расходы: формула

Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.

В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.

Администрации компаний других отраслей, чтобы обеспечить пропорциональное распределение накладных расходов, приходится рассчитывать их размер, основываясь на данных аналитической информации.

Для планирования и учета накладных расходов в бюджетной смете компании определяют общую сумму затрат. Рассчитываются накладные расходы от прямых затрат на оплату труда рабочих, занятых в производстве, по формуле:

% нр = ∑ нр / ∑ фот х 100, где ∑ нр – сумма накладных расходов, ∑ фот - ФОТ основных рабочих. Соответственно рассчитывают и коэффициент накладных расходов. Формула такова: К = ∑ нр / ∑ фот. Например, если при ФОТ 240 т. р. сумма накладных расходов составила 150 т. р., то процент накладных затрат составит 66,67% (150000 / 240000 х 100), соответственно коэффициент равен 0,667.

Размер накладных расходов в калькуляции

Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.

Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат - по другим.

Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(Госстрой России)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ВЕЛИЧИНЫ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МДС 81-25.2001

Москва 2001

Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81- 25.2001) /Госстрой России/ Москва 2001 г.

Настоящие Методические указания предназначены для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

РАЗРАБОТАНЫ Межрегиональным центром по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов Госстроя России (руководитель - И.И. Дмитренко, ответственный исполнитель - Г.П. Шпунт), Государственной академией профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) Министерства образования Российской Федерации (Г.М. Хайкин, И.Г. Цирунян) и ГП Краснодарским краевым центром ценообразования в строительстве «Кубаньстройцена» (И.А. Крупенина).

РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (Редакционная комиссия: В.А. Степанов - руководитель, Г.А. Шанин. Т.Л. Грищенкова, В.В. Сафонов, А.В. Белов) и на заседании Межведомственной комиссии (рабочей группы) при Госстрое России по разработке документов по ценообразованию в строительстве.

ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01.03.2001г. постановлением Госстроя России от 28.02.2001 № 15.

ВЗАМЕН Методических рекомендаций по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Минстроя России от 30.10.92 № БФ-906/12) и раздела 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99).

ВВЕДЕНИЕ

«Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001» (в дальнейшем Методические указания) определяют принципы и порядок расчета величины сметной прибыли при формировании сметной стоимости строительства.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Налоговом кодексе Российской Федерации, Типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждены Минстроем Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № БЕ-11-260/7), Методических рекомендациях по разработке ценовой политики предприятия (приказ Министерства экономики Российской Федерации № 118 от 1 октября 1997 г.), а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах, согласно .

Методические указания согласованы с Минфином России (письмо от 30.01.01. №06-10-24/31) и Минэкономразвития России (письмо от 15.12.2000. № ША-681/05).

Положения, приведенные в Методических указаниях, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства Российской Федерации.

Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения настоящего документа носят рекомендательный характер.

Положения Методических указаний распространяются на работы, выполняемые хозяйственным способом, а также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений по отраслям.

В Методических указаниях учтены требования и положения правовых и нормативно-методических документов по состоянию на 1 февраля 2001 года.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Методические указания предназначены для определения сметной прибыли:

Инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;

Подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги;

Проектными организациями при разработке сметной документации.

Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.

1.4. В качестве базы для исчисления сметной прибыли принимается величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.

Порядок определения размера средств на оплату труда рабочих приведен в «Методических указаниях по определению стоимости строительства на территории Российской Федерации МДС 81-1.99 », приложение 4.

1.5. Сметная прибыль определяется с использованием:

Общеотраслевых нормативов, устанавливаемых для всех исполнителей работ;

Нормативов по видам строительных и монтажных работ;

Индивидуальной нормы, разрабатываемой (в отдельных случаях) для конкретной подрядной организации. Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.

2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

2.1. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ общеотраслевой норматив сметной прибыли составляет 65% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) и используется для выполнения общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

2.2. Общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости ремонтно-строительных работ составляет 50% к величине средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов).

2.3. Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.

По согласованию между заказчиком-застройщиком и подрядчиком указанные нормативы сметной прибыли могут применяться на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы.

2.4. При определении сметной стоимости строительно-монтажных работ на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы применяются нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ.

Указанные нормативы приведены в .

2.5. В связи с выходом новых законодательных и нормативных актов Госстрой России осуществляет периодическую корректировку общеотраслевых нормативов сметной прибыли и нормативов по видам строительных и монтажных работ.

2.6. В тех случаях, когда условия производства работ отличаются от принятых в усредненных нормативах и прибыль, рассчитанная на основе общеотраслевых нормативов не покрывает расходы подрядной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников по согласованию с заказчиком-застройщиком, рекомендуется разрабатывать и применять индивидуальный норматив сметной прибыли (за исключением строек, финансируемых из федерального бюджета).

2.7. Внесение изменений и дополнений в утвержденные Госстроем России нормативы не допускается.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО НОРМАТИВА СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

3.1. При расчете индивидуальных нормативов используются действующие законодательные и нормативные документы, регламентирующие величину нормируемых статей, а также данные государственной статистической отчетности и бухгалтерского учета.

Индивидуальные нормативы сметной прибыли определяются на основе расчетов подрядных организаций, осуществляемых путем калькулирования по статьям затрат, приведенным в .

3.2 . При определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств) и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т.п.).

Размер средств по указанной статье определяется расчетом на основе данных бизнес-плана инвестиционного развития организации и бухгалтерского учета расходов подрядной организации на эти цели в предшествующий период.

3.3 . Размер средств, связанных с материальным стимулированием работников, следует определять на основе данных подрядных организаций за предшествующий период, получивших отражение в приложении к бухгалтерскому балансу.

В приложении отражаются денежные выплаты и поощрения, не связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в т.ч.:

Расходы на отдельные виды вознаграждений помимо предусматриваемых в трудовых договорах (контрактах);

Материальная помощь (в т. ч. безвозмездная) работникам для участия в системе ипотечного кредитования или на частичное погашение кредита, предоставленного на индивидуальное жилищное строительство и иные социальные потребности;

Выплата разницы стоимости при реализации по льготным ценам (ниже рыночных) товаров (работ и услуг) работникам организации;

Оплата путевок на лечение или отдых экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещение культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, а также других аналогичных выплат.

В указанные выплаты и денежные поощрения включаются начисления единого социального налога в соответствии с действующим законодательством, от суммы планируемых средств на оказание материальной помощи рабочим и служащим и др.

3.4. На затраты, определенные в соответствии с , , начисляются налоги в соответствии с действующим законодательством.

3.5 Налог на прибыль определяется в соответствии с расчетными показателями по каждой статье, включаемой в расчет планируемой сметной прибыли.

3.6 Расчет налога на имущество выполняется на основе данных об основных фондах используемых при выполнении строительно-монтажных работ, а также планируемых средств на их приобретение и модернизацию.

3.7 Расчет индивидуальной нормы сметной прибыли осуществляется по формуле:

,(1)

где: Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

П п - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

4. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

4.1 При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

4.2 Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования.

4.3 При определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:

на стадии «проект»:

,(2)

,(3)

где: П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Нз - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н cni - норма сметной прибыли по i -му виду строительных и монтажных работ, приведенная в , в процентах;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.4 При применении базисно-индексного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:

на стадии «проект»:

,(4)

на стадии «рабочая документация»:

,(5)

где: З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

З ci и З mi - суммарные по i -му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс. руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

4.5. При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВОВ СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

5.1. Общее методическое руководство разработкой нормативов сметной прибыли осуществляет Управление ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России (далее - Управление ценообразования).

5.2. Разработка общеотраслевых нормативов, а также норм по видам строительных и монтажных работ производится организациями - разработчиками, определяемыми Управлением ценообразования.

Разработанные проекты нормативов сметной прибыли рассматриваются Межведомственной комиссией (рабочей группой) по разработке документов по ценообразованию в строительстве (МВК) Госстроя России.

С учетом результатов рассмотрения на МВК организации-разработчики вносят в проекты нормативов соответствующие коррективы.

Откорректированные нормативы передаются в Управление ценообразования, которое после окончательной экспертизы представляет их на утверждение в установленном порядке.

5.3. Разработка индивидуальных норм для отдельных подрядных организаций осуществляется непосредственно подрядными организациям или региональными центрами по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), проектными и другими организациями на основе заключенных договоров на выполнение указанных работ. Разработанные проекты индивидуальных норм сметной прибыли передаются подрядчиком заказчику-застройщику для рассмотрения и проведения экспертизы. На основе экспертных заключений организации-разработчики вносят соответствующие коррективы в проекты индивидуальных норм сметной прибыли и передают для согласования заказчику-застройщику.

5.4. В случае экономической целесообразности, что должно быть подтверждено проектом организации строительства (ПОС), допускается включение затрат, связанных с инфраструктурой строительно-монтажных организаций и развитием производственной базы ( , ) в главу 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства и договорные цены на основании расчета, согласованного с заказчиком-застройщиком.

Приложение 1

Перечень законодательных и нормативных документов, использованных при подготовке «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве»

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2000, № 2, ст. 134).

2. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3825; 1999, № 28, ст. 3488; 2000, № 32, ст. 3341).

3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3341).

4. Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 44, ст. 1426; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 37, ст. 102; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3010; 1995, № 26, ст. 2402; № 35, ст. 3503; 1996, № 1, ст. 4; 1997, № 22, ст. 2545; 1998, № 13, ст. 1473; № 26, ст. 3013; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 16, ст. 1930; № 18, ст.2221).

5. Закон Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 12, ст. 599; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; № 25, ст. 905; собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст.1590).

6. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» п. 2 статьи 18 и статьи 19, 20, 21 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 52; № 34, ст. 1976; 1993, № 4, ст. 118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3593; 1998, № 31, ст. 3816, 3828; № 43, ст. 5213; 1999, № 1, ст. 1; № 7, ст. 879; № 25, ст. 3041; № 28, ст. 3475; 2000, № 32, ст. 3341).

7. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 525; № 34, ст. 1976; № 4. ст. 118; «Российская газета», 1993, 3 ноября, № 205; собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 27, ст. 2823; № 29, ст. 3010; № 32, ст. 3304; 1995, № 18, ст. 1592; № 26, ст. 2402, 2403; № 49, ст. 4695; 1996, № 1, ст. 4, 20; № 51, ст. 5682; 1997, № 3, ст. 357; 998, № 47, ст. 5702; 1999, № 2, ст.237; № 10. ст. 1162; № 14, ст. 1660; 2000, № 32, ст. 3341).

8. Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 26. ст. 2729).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 602; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 27, ст. 2587; № 28, ст. 2686; № 48, ст. 4683; 1996, № 43, ст. 4924; № 49, ст. 5557; 1998, № 2, ст. 260; № 22, ст. 2469; № 37, ст. 4624; 1999, №29, ст. 3757; 2000, №23, ст. 2431).

11. Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. № 62 « О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».

12. Письмо Госналогслужбы России от 2 апреля 1.996 г. № 07-3-08/112 «О налоге на прибыль приватизированных предприятий и организаций».

13. Письмо Госналогслужбы России от 6 января 1997 г. № 02-4-07/1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

14. Письмо Департамента налоговых реформ Минфина России от 24 июня 1997 г. № 04-02-14 «О перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции при формировании затрат на прибыль».

15. Письмо Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768 «Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли» (с изменениями от 12 июля 1999г.).

16. Письмо МНС России от 17 января 2000 г. № 02-1-16/2 «О налогообложении прибыли, полученной участником совместной деятельности».

17. Письмо департамента налоговой политики Минфина России от 14 февраля 2000 г. № 04-02-05/2 «О налогообложении курсовых и суммовых разниц».

18. Приказ Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

19. Приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99».

20. Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

21. Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

22. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999г.).

23. Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г.).

24. Приказ Минфина России от 15 июня 1998 г. № 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

25. Приказ Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97» (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2000 г.).

26. Приказ Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000».

27. Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (с изменениями и дополнениями от 12 июля, 9 октября 1995 г., 29 мая, 13 июня 1997 г., 2 апреля 1998 г.).

28. Приказ МНС России от 15.11.2000 № БГ-3-04/389 «О внесении изменений в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

29. Инструкция МНС России от 4 апреля 2000 г. № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

30. Приказ МНС России от 20 октября 2000 г. № БГ-3-03/361 «О внесении изменений в Инструкцию МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

31. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992, № 10. ст. 726; 1995, № 3, ст. 190).

32. Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минприродой России от 27 ноября 1992 (с изменением и дополнением от 18 августа 1993 г.).

33. Письмо Минфина России от 22 декабря 1992 г. № 9-5-12 и Минприроды России от 21 декабря 1992 г. № 04-04/72-6344 «Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды» (с изменениями и дополнениями от 23 мая 1995 г., 11 августа 1997 г.).

34. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 1993 г. № 22 «О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, № 3; 2000, № 6).

Приложение 2

Затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли

1. Затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации,

в т.ч. на:

Благотворительные взносы;

Развитие социальной и коммунально-бытовой сферы;

Добровольные пожертвования в избирательные фонды;

Премирование работников непроизводственной сферы;

Оплату дополнительных (сверх установленной продолжительности) отпусков;

Выделение единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям;

Компенсацию стоимости питания в столовых и буфетах;

Оплату проездов в транспорте общего пользования;

Возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

Оплату подписки на газеты и журналы;

Оплату командировочных расходов сверх установленных норм;

Страхование персонала строительных организаций (кроме обязательного социального страхования и обеспечения медицинского страхования);

На создание совместных предприятий;

Покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

Погашение кредитов коммерческих банков и выплату процентов по ним, а также по отсроченным и просроченным ссудам (сверх сумм по учетной ставке Центрального банка России);

Частичное погашение банковского кредита работникам на жилищное строительство, на обзаведение домашним хозяйством;

Платежи за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ;

Другие расходы, производимые за счет собственных средств организации.

2. Затраты, связанные с пополнением оборотных средств

Порядок пополнения указанных средств предусматривается при заключении договоров подряда, включая авансирование работ или получение банковского кредита на приобретение материалов, изделий и конструкций.

3. Затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации

К ним относятся:

Строительство жилых и других объектов непроизводственного назначения;

Техническое перевооружение, реконструкция, расширение и строительство новых объектов производственного назначения.

Приложение 3

(Измененная редакция.

Письмо Минпромэнерго России

от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 )

Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ

№ п/п

Виды строительных и монтажных работ

Нормативы

сметной прибыли

в % к фонду оплаты труда рабочих (строителей

и механизаторов)

Область применения

(Номера сборников ГЭСН, ГЭСНм, ГЭСНп)

(ФЕР, ФЕРм, ФЕРп)

Земляные работы, выполняемые:

механизированным способом

ГЭСН–2001-01

табл. 01-01-001÷138;

01-02-01÷11;

ручным способом

табл. 01-02-55÷64;

с применением средств гидромеханизации

табл. 01-01-144÷155;

по другим видам работ (подготовительным, сопутствующим, укрепительным)

табл. 01-02-17÷49;

01-02-65÷135;

Горновскрышные работы

ГЭСН–2001-02

Буровзрывные работы

ГЭСН–2001-03

Скважины

ГЭСН–2001-04

Свайные работы

ГЭСН–2001-05

раздел 01

Опускные колодцы

раздел 02

Закрепление грунтов

раздел 03

Бетонные и железобетонныемонолитные конструкции в строительстве:

промышленном

ГЭСН–2001-06

раздел 01 (отделы 1÷14)

жилищно-гражданском

раздел 01

(отделы 16,17,18)

Бетонные и железобетонные сборные конструкции в строительстве:

промышленном

ГЭСН–2001- 07

разделы 01, 02, 03, 04, 06, 07, 08 (табл. 07-08-002,003);

жилищно-гражданском

разделы 05, 08 (табл. 07-08-001, 07-08-006);

Конструкции из кирпича и блоков

ГЭСН–2001-08

Строительные металлические конструкции

ГЭСН–2001-09

Деревянные конструкции

ГЭСН–2001-10

Полы

ГЭСН–2001-11

Кровли

ГЭСН–2001-12

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

ГЭСН–2001-13

14.1

Конструкции в сельском строительстве:

металлические

ГЭСН–2001-14

14.2

железобетонные

14.3

каркаснообшивные

14.4

строительство теплиц

Отделочные работы

ГЭСН–2001-15

Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

ГЭСН–2001-16; 17, 18, 19, 20

Временные сборно-разборные здания и сооружения

ГЭСН–2001-21

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопроводы

ГЭСН–2001-22; 23, 24

Магистральные и промысловые трубопроводы

ГЭСН–2001-25

Теплоизоляционные работы

ГЭСН–2001-26

Автомобильные дороги

ГЭСН–2001-27

(за исключением раздела 10)

Железные дороги

ГЭСН–2001-28

23.1

23.2

Тоннели и метрополитены

закрытый способ работ

открытый способ работ

ГЭСН–2001-29

Мосты и трубы

ГЭСН–2001-30

Аэродромы

ГЭСН–2001-31

Трамвайные пути

ГЭСН–2001-32

Линии электропередачи

ГЭСН–2001-33

28.1

Сооружения связи, радиовещания и телевидения:

прокладка и монтаж сетей связи

ГЭСН–2001-34

ГЭСНм–2001-10

(отдел 06, раздел 2,

раздел 3 (при прокладке городских волоконно-оптических кабелей),

раздел 5

монтаж радиотелевизионного и электронного оборудования

ГЭСНм–2001-10

(отделы 04, 05)

ГЭСНм–2001-11

(отдел 04)

прокладка и монтаж междугородных линий связи

ГЭСНм–2001-10

(отдел 06, раздел 1, раздел 3 (при прокладке междугородных (зоновых) волоконно-оптических кабелей)

Горнопроходческиеработы:

ГЭСН–2001-35

29.1

в угольной промышленности

29.2

в других отраслях

Земляные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-36

Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-37

Каменные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-38

Металлические конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-39

Деревянные конструкции гидротехнических сооружений

ГЭСН–2001-40

Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях

ГЭСН–2001-41

Берегоукрепительные работы

ГЭСН–2001-42

Судовозные пути стапелей и слипов

ГЭСН–2001-43

Подводностроительные (водолазные) работы

ГЭСН–2001-44

Промышленные печи и трубы

ГЭСН–2001-45

Озеленение. Защитные лесонасаждения

ГЭСН–2001-47

Скважины на нефть и газ

ГЭСН–2001-48

Скважины на нефть и газ в морских условиях

ГЭСН–2001-49

Монтаж оборудования

ГЭСНм–2001-1÷7, 9, 10

(отделы 01-03, отдел 06, раздел 4, отделы 08-09), 11 (кроме отдела 04), 12 (кроме отдела 18), 14-19, 21-37, 39 (кроме контроля монтажных сварных соединений при монтаже оборудования АЭС), 41;

Монтаж оборудования на атомных электростанциях

ГЭСНм–2001-13, 39 (контроль монтажных сварных соединений при монтаже оборудования АЭС)

Электромонтажные работы:

45.1

на атомных электростанциях

ГЭСНм–2001-8

45.2

на других объектах

ГЭСНм–2001-8, 20

(отдел 02)

Устройство сигнализации, централизации, блокировки и связи на железных дорогах

ГЭСНм–2001-20

(отдел 01)

ГЭСНм–2001-10

(отдел 07)

Устройство средств посадки самолетов и систем управления воздушным движением на аэродромах

ГЭСНм–2001-8, 10, 11

Пусконаладочные работы

ГЭСНп–2001

Работы по реконструкции зданий и сооружений (усиление и замена существующих конструкций, разборка и возведение отдельных конструктивных элементов)

ГЭСН–2001-46

Примечания:

1. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85.

2. Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

Приложение 4

(Введено дополнительно.

Письмо Минпромэнерго России

от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 )

Рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам ремонтно-строительных работ

Виды ремонтно-строительных работ

Нормативы сметной прибыли в % от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов

Область

применения

Земляные работы, выполняемые:

механизированным способом

ГЭСНр-2001-51

ручным способом

Фундаменты

ГЭСНр-2001-52

ГЭСНр-2001-53

Перекрытия

ГЭСНр-2001-54

Перегородки

ГЭСНр-2001-55

ГЭСНр-2001-56

ГЭСНр-2001-57

Крыши, кровли

ГЭСНр-2001-58

Лестницы, крыльца

ГЭСНр-2001-59

Печные работы

ГЭСНр-2001-60

Штукатурные работы

ГЭСНр-2001-61

Малярные работы

ГЭСНр-2001-62

Стекольные, обойные и облицовочные работы

ГЭСНр-2001-63

Лепные работы

ГЭСНр-2001-64

Внутренние санитарно-технические работы:

демонтаж и разборка

смена труб

ГЭСНр-2001-65

Наружные инженерные сети:

разборка, очистка

замена труб

ГЭСНр-2001-66

Электромонтажные работы

ГЭСНр-2001-67

Благоустройство

ГЭСНр-2001-68

Прочиеремонтно-строительные работы

ГЭСНр-2001-69

Примечание:

Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли применяются с коэффициентом 0,9.

Доходность предприятия и его бюджет рассчитывается путем вычета расходов из валового дохода. При этом сами расходы разделяются на прямые и косвенные (накладные, далее НР).

Накладные расходы включают в себя в строительстве

В зависимости от вида и условий деятельности налоговая ставка имеет различную величину. Связано это, прежде всего с типом затрат. Любая организация/предприятие имеет два основных вида: прямые и косвенные. К прямым, относят себестоимость услуг/продукции предприятия. НР – это расходная часть, связанная со сбытом, администрированием пр.

Если говорить, например, о методичных рекомендациях, то в МДС накладные расходы в строительстве предоставлен список/перечень по данной отрасли, утвержденный Постановлением Госстроя РФ. В нем указаны нормы для каждого вида строительных работ: монтажные, ремонтные, отделочные пр.

Накладные расходы что такое?

В качестве полного объема НР могут выступать зарплаты сотрудников и административного корпуса (управляющей компании), общепроизводственные расходы/нужды и пр. (зависит от вида деятельности).

Что входит?

В перечень могут входить затраты на канцелярские принадлежности, аренду помещений/техники/транспорта пр., рекламу и маркетинг, упаковочные материалы, операционные и прочие в т.ч., общехозяйственные издержки.

При этом в одном варианте издержки могут считаться косвенными, в другом прямыми. К примеру, расчет за электричество в цеху для предприятия в целом – косвенный, но для самого цеха – прямой.

Накладные расходы сколько процентов

Расчет накладных расходов в калькуляции напрямую зависит от типа деятельности (специфики работы) и других факторов (показателей). Все нормативы локально регулируются законодательством, назначаются плановые мероприятия, вносятся и утверждаются изменения (коррективы) для каждой отраслевой деятельности: в сельском хозяйстве, торговле и пр.

Если делать привязку к строительству, тогда следует учитывать следующее: территориальную привязку (от 10 до 20%); отраслевые показатели по отдельным видам работ (монтажные, ремонтные, строительные пр.), ФОТ (фонд оплаты труда).

Формула, затраты: как рассчитать?

Начисление НР производится при составлении сметы в конце расчетов прямых издержек. За основу берутся суммарные подсчеты ФОТ механизаторов и строителей (производится путем суммирования).

Величина затрат может выражаться в базовой либо текущей стоимости. Для его подсчета можно использовать один из предложенных способов (образец).

Посчитать базовую величину можно по формуле: ФОТ (базовый)*заработная плата (индекс)*установленная норма (УН) для НР (должен осуществляться пропорционально % от ФОТ). Для текущей: ФОТ (текущий)*УН для НР (подсчет также в % от ФОТ). Результат и будет выражать процент НР.

Учет по видам деятельности

В зависимости от вида деятельности следует учитывать понижающие коэффициенты:

  • для расчета стоимости ремонтных работ в жилых домах, квартирах ЖКХ и общественных и общехозяйственных зданий, ремонта оборудования (капитального) применяется 0,9%;
  • актуальные нормативы для любого типа строительных работ, за исключением: бетонных, строительство автомобильных дорог, метрополитена, мостов, свайных работах, сборных конструкций в промышленном производстве (иных технологических процессов), монтаж промышленного оборудования, пусконаладочных работах – применяется 0,8%.

Накладные расходы и сметная прибыль в 2018 году

В зависимости от выпускаемой продукции и/или сферы услуг компании производится учет для каждого отдельно взятого случая. Механизм и порядок формирования документов установлен законодательством России. При этом все издержки подразделяются на три основные группы по нормам, определению и характеристикам:

  • для отдельных условий применяются индивидуальные нормативы по предприятиям, они отличаются от усредненных значений;
  • для оплаты выполненных работ либо при формировании рабочих проектов рекомендуется применять нормы для ремонтно-строительных, монтажных и отдельных видов процесса строительства;
  • для инвестиционных проектов (смет), создания тендерных программ – нормативы по отдельным видам работ (строительных).

Распределение в производстве

Вопрос о том, какие коэффициенты следует применять к НР (накладным расходам) и СП (сметной прибыли) возникает у сметчиков достаточно часто.

Работа сметчика часто проходит на постоянной основе в одной организации, специализирующейся на определенной деятельности, например, на новом строительстве или ремонте, на промышленных объектах или общественных. В таком случае, если возникает необходимость создать смету на другой вид работ или объекта, она может быть составлена по привычному шаблону, с отклонением от требований и норм ценообразования в строительстве.

Выбор коэффициентов к НР и СП зависит от метода индексирования сметной стоимости

Выбор применяемых к НР и СП коэффициентов зависит от метода индексирования стоимости в текущие цены.

Индексация возможна:

  • по статьям затрат
  • к СМР

Индексация по статьям затрат применяется, как правило, при непосредственных расчетах за работы между заказчиком и подрядчиком. Представляет собой применение различных индексов на ЗП, ЭМ, ЗПМ, МАТ. Как правило На ЗП и ЗПМ индексы равны, а значит индекс можно назвать общим на ФОТ.

Индексация к СМР применяется, как правило, при инвестиционных расчетах, но так же и при расчетах между подрядчиком и заказчиком. Представляет собой применение единого индекса к стоимости СМР — то есть прямым затратам (ПЗ) в смете.

Коэффициенты к НР и СП

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при новом строительстве

НР — 0,85
СП — 0,8

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при ремонте и реконструкции жилых и общественных зданий и сооружений

С индексацией по статьям затрат

НР — 0,85
СП — 0,8

Все сборники ТЕР включая 46
НР — 0,9
СП — 0,85

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — 0,9
СП — 0,85

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при ремонте и реконструкции производственных зданий и сооружений, дорожных объектов

С индексацией по статьям затрат

НР — 0,85
СП — 0,8

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85

С индексацией к СМР

Коэффициенты не применяются

На работы аналогичные технологическим процессам в новом строительстве

Все сборники ТЕР включая 46
НР — не применяется
СП — 0,85

Коэффициенты к НР и СП для предприятий, работающих по УСН

Для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН) будут актуальными все вышеприведенные коэффициенты к НР и СП, но в дополнение к ним (любым из них) будут применяться коэффициенты.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание