Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музей бродского часы работы. Музей Бродского «Полторы комнаты» накануне открытия

В воскресенье, в 75-летний юбилей со дня рождения Иосифа Бродского, в Доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где в коммунальной квартире поэт жил вместе с семьей, открывается музей «Полторы комнаты». Чтобы увидеть его, у горожан будет только несколько часов, вечером музей закроют на неопределенный срок - до окончания ремонта.

«Бумага» рассказывает, как Петербург шел к созданию музея Бродского, что можно увидеть в «Полутора комнатах» сейчас и каким музей увидят петербуржцы в будущем.

В доме на Литейном Бродский вместе с отцом и матерью жил с 1955 по 1972 год. О том, что в квартире неплохо бы сделать музей, заговорили давно, еще в начале 90-х. Центральной проблемой всех последующих лет стали препирательства с жителями коммуналки: уговорить их переехать было непросто, а соседку Нину Федорову убедить сменить жилье так и не удалось.

Решение нашлось только в феврале 2015 года: площадь разделили на два ордера, парадный вход остался за Федоровой, для нее обустроят также отдельные ванную и кухню. Войти же в «Полторы комнаты», занимающие около 160 квадратных метров, по черной лестнице. Площадь все равно невелика, поэтому в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, который занимается созданием Музея Бродского, говорят о покупке еще одного помещения - квартиры под коммуналкой поэта. После принятия многочисленных компромиссов от осталось немного.

Анна Соколова , проектный руководитель Музея Анны Ахматовой:

Мы не сможем пользоваться парадной лестницей, по которой поднимались жильцы квартиры, в том числе Бродский и его семья: вместо этого посетители будут заходить по черному ходу, попадая сразу же на кухню. Поскольку нам сейчас не удается представить какое-то мемориальное пространство - помещение еще аварийное и мы ни одной реальной музейной вещи - мы везде используем инсталляционно-художественные приемы и дизайнерские ходы.


«Кухня - это образ суда над поэтом с одной стороны и коммунальное пространство с другой. И этот кафкианский, совершенно абсурдный суд усиливается всеми коммунальными сплетнями».



«Комната родителей напоминает о семье Бродского: там выставлены фотографии с дней рождения, и после отъезда поэта всегда собирались какие-то люди. Мы также поставили два пианино спина к спине - в течение дня будут играть джаз мужчина и женщина, такая вот перекличка».


«В самой комнате поэта знаком его присутствия будет печатная машинка. Будет также звучать его голос, бубнящий стихи, и натянут светофильтр красного цвета, имитирующий атмосферу фотолаборатории».


«Прямо в ванной плавают проявляющиеся фотографии. Отец Бродского был профессиональным фотографом, и там располагалось его лаборатория. Этот красный светофильтр будет также символизировать травлю, судилище над поэтом, которое проходило в стране».


«Еще небольшая комната посвящена Венеции, одному из любимых городов поэта».


«Завершается все прекрасной комнатой с видом на Преображенский собор. Она посвящается Нобелевке как вершине, как признанию. Там будет выставлен единственный реальный художественный объект, который останется и в будущем, - это скульптурная голова Бродского».

По словам Анны Соколовой, даже после того, как у сотрудников появится возможность размещать в «Полутора комнатах» реальные музейные экспонаты, мемориальным он не станет «ни в коем случае». За время работы над экспозицией из разных источников - , Музея Ахматовой, собраний друзей и знакомых Бродского - набралось , но мемориальным будет только пространство полутора комнат.

Музей Бродского не может быть мемориальным, - убеждена Соколова. - Конечно, это форум, какая-то дискуссионная площадка. Там должна быть жизнь. Но в таком виде музей может открыться, только если нам удастся получить дополнительное помещение, прежде всего то, которое находится этажом ниже, - по существующему жилищному законодательству мы не можем организовать музей над жилой квартирой. С этим помещением у нас будет достаточно пространства для проведения встреч, дискуссий, организации каких-то временных экспозиций.

Музей Бродского не может быть мемориальным. Конечно, это форум, какая-то дискуссионная площадка. Там должна быть жизнь

У петербуржцев есть только семь часов на то, чтобы попасть в «Полторы комнаты». Для горожан музей откроется в 15 часов. Из живой очереди будут компоноваться группы до 15 человек, их с интервалом в 10–15 минут будут проводить в музей.

По нашим подсчетам, мы сможем пропустить максимум 430–450 человек, - рассказывает Соколова. - Вокруг этого мероприятия уже достаточно большой ажиотаж, и я боюсь, что очередь будет значительно больше. Поэтому на Преображенской площади мы две дополнительные площадки. На одной будет светодиодный экран, который с 14 часов до вечера будет транслировать кино для людей, пришедших к квартире. Другая площадка будет поэтической, на ней современники Бродского и его последователи будут читать стихи, все желающие смогут в этом поучаствовать. Но принять всех желающих в музей мы, к сожалению, не сможем.

Сколько времени займет новый этап работ, пока невозможно предсказать. Перед «Полутора комнатами» стоит множество юридических задач: разделение квартиры на доли, перевод пространства в нежилое помещение и так далее. Только на ремонт в коммунальной квартире поэта требуется порядка 5 миллионов рублей. А для того, чтобы привести музей в порядок и организовать его работу, необходимо, по словам Анны Соколовой, еще порядка 40–45 миллионов. «Это нешуточные деньги, их нужно где-то получить: либо искать спонсоров, либо рассчитывать на какие-то бюджетные средства, - говорит Соколова. - Это очень сложный и длительный процесс».

События, приуроченные к юбилею Иосифа Бродского


Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей

Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский. Фото: Наталья Шкуренок

История создания музея Бродского в Петербурге растянулась уже почти на два десятилетия. О его скором открытии было громко в 2015 году, накануне 75-летия поэта. Но до сих пор квартира и «полторы комнаты» семьи Бродского стоят закрытыми от посетителей, без музейной концепции и перспектив реальной жизни. Выкуп соседней квартиры, похоже, позволит превратить мечту в реальность.

По-соседски

«Это место для офиса, гардероба, технических служб, — Максим Левченко, новый владелец квартиры в доме 24 по Литейному проспекту, в знаменитом доме Мурузи, показывает свое приобретение гостям. — Остальное пространство должно быть легко конвертируемым: сегодня здесь устроили выставку, завтра — лекцию, инсталляцию, театральный спектакль. Мы хотим создать правильную среду, куда будут приходить те, кому наша деятельность реально интересна».

Фасады дома Мурузи, где поэт прожил почти 20 лет до эмиграции в 1972 году, идут по Литейному проспекту, поворачивают на улицу Пестеля в сторону Преображенского собора и делают еще один поворот — на улицу Короленко. Окна квартиры на втором этаже, где находятся «полторы комнаты» Бродского, выходят на улицу Пестеля и на угол Пестеля и Короленко. Квартира, купленная Максимом Левченко, управляющим партнером девелоперской компании FortGroup, примыкает к ней со стороны улицы Короленко. Прежние владельцы квартиры Максим и Карина Малышевы сохранили историческую планировку пространства, в том числе анфиладу комнат, идущую вдоль фасада.

Покупка обошлась Левченко почти в 36 млн руб., всего он готов вложить в проект не меньше $1 млн. Супруги Малышевы, организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон», вошли в состав попечительского совета будущего музея Бродского.

Ловушка для поэта

Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже. Фото: Наталья Шкуренок

Еще в 1999 году Фонд музея Бродского, председателем совета учредителей которого является Михаил Мильчик, известный петербургский историк архитектуры и друг поэта, начал при поддержке спонсоров выкупать комнаты в бывшей коммуналке. К 2012 году фонд выкупил четыре из пяти комнат, владелица самой большой, бывшая соседка семьи Бродских Нина Васильевна Федорова, наотрез отказалась продавать свою. В 2014 году Василий Кичеджи, тогдашний вице-губернатор Петербурга, публично объявил, что собраны деньги для отделения комнаты госпожи Федоровой от остальной квартиры и что к юбилею поэта его музей будет открыт.

Но все планы пошли прахом. И не только из-за упорства Нины Федоровой. Квартира Бродского оказалась настоящей ловушкой. По закону, чтобы сделать в ней музей, ее нужно перевести в нежилой фонд, а для этого все помещения под ней тоже должны быть нежилыми. Но на первом этаже расположена жилая квартира, владелец которой отказался обсуждать ее продажу. Кроме того, будущий музей, по требованию Минкультуры РФ, обязан иметь два входа-выхода, один из которых должен быть отдельным — им не могут пользоваться остальные жильцы дома. В квартире, где жил Бродский, есть два входа-выхода: один на черную лестницу, но на нее выходят двери других квартир, второй парадный, но его двери выходят на общую лестницу дома. Круг замкнулся.

Все эти годы квартира и ее «полторы комнаты» стоят пустыми, отдельных посетителей сюда пускают по особой договоренности с руководством Фонда музея Бродского. Перспектив у музея поэта не было никаких, пока Максим Левченко не купил соседнюю квартиру. Она имеет общую стену с мемориальной квартирой, в ней есть два отдельных входа-выхода, на первом этаже под ней находится кальянная, то есть нежилое помещение.

Чтобы объединить обе квартиры, достаточно пробить стену между ними. Это позволит сделать в новой квартире гардероб, помещение для охраны и другие технические службы, необходимые музею. Хотя для объединения необходимо решить немало юридических проблем, в том числе с охранными ведомствами: дом — памятник архитектуры, получить разрешение на перепланировку будет непросто. Но, похоже, это Максима Левченко не пугает.

Стены, которые объединяют

Максим Левченко планирует в ближайшее время организовать в купленной квартире общественное культурное пространство, где будут проходить лекции, встречи, выставки, научные конференции, концерты. Но он не скрывает и своего желания объединить в будущем обе квартиры — мемориальную и только что приобретенную. Он уже не раз публично заявил, что в его планах — совместные выставки с Музеем Ахматовой, в фондах которого хранится большое число подлинных вещей, принадлежавших Иосифу Бродскому, переданных сюда его вдовой и Фондом Бродского. Хранятся в Музее Ахматовой и многие вещи Бродского, принадлежавшие раньше петербургским друзьям поэта.

«Частная инициатива — единственная реальная возможность сделать музей Бродского, — уверена Нина Попова, директор Музея Ахматовой. — И мы готовы сотрудничать, тем более что с прошлого года Минкульт разрешил передавать на временное экспонирование предметы из государственного музейного фонда в частные музеи. Конечно, если это будут наши совместные выставочные проекты, которые мы вместе обсудим и которые совпадут с нашим представлением о замысле и воплощении».

Михаил Мильчик, председатель совета учредителей Фонда создания музея Иосифа Бродского, владеющего комнатами в мемориальной квартире поэта, рассказал корреспонденту TANR, что, по его мнению, создать музейное пространство в новой квартире можно и нужно и что он уже обсуждал с Левченко различные планы.

«Пока музей в мемориальной квартире создать нельзя, — считает Мильчик. — Это вопрос не ближайшего времени, хотя я смотрю на всю эту затею самым положительным образом. Мне нравится идея музея, построенного на контрасте, одна часть — мемориальная, атмосферная, с духом времени, вторая — с современными приемами экспонирования, ориентированная на молодежь. Мы 1 августа собираемся со всеми участниками этого проекта, чтобы рассмотреть варианты концепции».

Максим Левченко: «Есть желание сломать стену!»

Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко. Фото: Наталья Шкуренок

Вы не скрываете своих планов объединить две квартиры. Но в мемориальной живет бывшая соседка Бродского, вы с ней этот вопрос обсуждали?

Нина Васильевна сама мне сказала: купи соседнюю квартиру, чего вы все ко мне пристаете!

В музейном сообществе Петербурга уже говорят, что вся эта история — лишь сделка с недвижимостью!

Да, это реальная сделка с недвижимостью, но не только. Мы планируем сделать здесь публичное культурное пространство, которое в перспективе перерастет в частный музей Бродского. Хотя это дело не ближайшего времени: нужно обсудить проекты, концепции, нужно создать новое юридическое лицо, — проблем много, но наша команда готова их решать. Мы хотим привлечь к реализации задачи и фундаментальную науку, найти партнера, типа университета, где преподавал Бродский. Я никуда не тороплюсь.

Но как только вы пробиваете дверь в соседнюю квартиру, вы получаете огромное количество проблем — например, грибок, из-за чего ни один музейный фонд не предоставит вам экспонаты…

Мы уже обсуждаем эту проблему, у нее есть решение. Нам важно, чтобы отсюда, из этой частной квартиры, будущего частного музея, был обеспечен доступ в «полторы комнаты», мы понимаем, что именно они представляют главный интерес. Уже есть план, как это сделать.

Зачем вам, успешному девелоперу, нужен этот музей?

Во-первых, мне нравится Бродский, во-вторых, мне небезразлично, что происходит в городе, — это нонсенс, что почти 20 лет не могут создать музей нобелевского лауреата. И это интересно как задача — она сложная, многоходовая, но решаемая. Поверьте, в том, что я делаю, нет никакого скрытого контекста. У нас есть специальная группа, с которой мы изучаем город, музеи — это важная часть моей жизни.

В Санкт-Петербурге более двухсот музеев. Но, как ни странно, среди них до сих пор нет мемориального музея Иосифа Бродского - несмотря на то, что Бродский - почетный гражданин Санкт-Петербурга, последний на сегодняшний день лауреат Нобелевской премии из российских литераторов, да и просто один из величайших отечественных поэтов. До сегодняшнего дня о Бродском в Петербурге напоминала только экспозиция "Американский кабинет Иосифа Бродского" при музее Ахматовой в Фонтанном доме , да скромная мемориальная табличка на Доме Мурузи , где поэт провел большую часть "советского" отрезка своей жизни. Но в 2012 году ситуация, похоже, изменится, и в Петербурге вот-вот откроется настоящий музей-квартира Бродского.

Дом №24/27 на перекрестке Литейного и Пестеля помнит многих литературных знаменитостей. Здесь жил Николай Лесков, здесь находилась квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, где перебывала вся литературная богема "серебряного века", здесь в начале двадцатых Гумилев открыл Союз Поэтов, гостями которого были Блок, Ахматова и большинство петербургских поэтов того времени. А в 1955-м в Доме Мурузи поселился с родителями 15-летний Бродский - и жил здесь вплоть до своей вынужденной эмиграции в 1972-м. "Полторы комнаты", в которых жил поэт, неоднократно упоминались в его стихах и прозе - поэтому несомненно, что музей должен быть открыт именно в них.

Работа над созданием музея началась еще в конце девяностых, когда Д.С. Лихачев, Д А. Гранин, М.Б. Пиотровский, Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович, А.П. Петров, лауреаты Нобелевской премии Ч. Милош, В. Шимборска. Д. Уолкотт и многие другие видные деятелей
российской и зарубежной культуры обратились к губернатору Петербурга с
письмом, в котором просили помочь в создании музея. Тогдашний губернатор хоть и ответил положительно, по факту ничего не сделал для создания музея. Впрочем, Фонду создания музея на спонсорские деньги все-таки удалось выкупить четыре из пяти комнат коммунальной квартиры, в которой жил поэт; сейчас там почти закончен капитальный ремонт. Проблема остается лишь в одной (правда, самой большой) комнате, хозяйка которой категорически отказывается ее продавать - без этой комнаты невозможно перевести квартиру в нежилое помещение и, соответственно, открыть там музей. Тем временем в остальных комнатах уже воссоздаются интерьеры, которые были здесь при Бродском. Результаты можно увидеть в фотоальбоме над статьей.

Фонду катастрофически не хватает денег на воссоздание музея, поэтому он принимает добровольные пожертвования от всех поклонников поэта (внести пожертвование можно на официальном сайте фонда и музея). По большому счету, музей Иосифа Бродского будет первым в России музеем, созданным на общественные средства.

В минувшее воскресенье отправились культурно просвещаться. Выбор пал на квартиру, когда-то принадлежавшую известному русскому художнику Исааку Бродскому, любимому ученику Ильи Репина, мастеру "ажура".

И.И. Бродский, "Автопортрет", 1914 г.

Надо сказать, что мы не случайно решили туда пойти. Дима, активно собирающий живопись в цифровом формате, неоднократно умилялся - сколько полотен хранится в этом музее. Исаак Израилевич активно собирал живопись, покупал и принимал подарки от самых видных живописцев начала ХХ века. В коллекции насчитывалось к концу его жизни более тысячи произведений искусства. Он сам активно дарил свои сокровища знакомым и целым городам - так, например, 300 работ отправились в его родной Бердянск, где был основан музей имени Бродского. Еще столько же картин отправились в Днепропетровск. А после его смерти вся его обширная коллекция отошла в распоряжение петербургской Академии Художеств, ныне носящей имя его учителя - Ильи Ефимовича Репина. В 1949 году в квартире, где проживал, по адресу - пл. Искусств, дом 3, по соседству с Михайловским театром, открылся его мемориальный музей. Надо сказать, еще до Бродского, который прожил здесь последние 15 лет жизни, в доме, построенном по проекту знаменитого Карла России, бывали самые сливки культурного общества Российской империи - Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Михаил Иванович Глинка и многие-многие другие.



Б.Д. Григорьев, "Портрет Ф.И. Шаляпина", 1918 г.

Б.Д. Григорьев, "Улица блондинок", 1917 г.

В богатейшую коллекцию Бродского вошли сотни полотен художников XVIII - начала XX веков. Среди них - картины Репина, Сурикова, Владимира Маковского, Поленова, Левитана и Серова, а также Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля и Александра Головина. Отдельное внимание на себя обращуют несколько полотен Бориса Григорьева - "Портрет Ф.И. Шаляпина" и "Улица блондинок".

Мастерская Исаака Бродского, 2 этаж

Лестница на первый этаж

Первый этаж. Столовая



Квартира Бродского состоит из двух этажей, соединенных массивной деревянной лестницей. В настоящее время оба этажа занимает постоянная экспозиция музея. Помимо коллекционного наследия Бродского в его квартире выставляются и его собственные работы. Сам художник называл себя "мастером ажура", и в этом есть правда - его работы полны филигранности и кружев, при этом они не кажутся вам напыщенными или дешевыми, - напротив, каждая витиеватость, тень и свет, четкость линий и игра цветов придает его работам легкость и глубину. Среди примечательных работ - "Город ночью", "Зима" и "Первомайская демонстрация на Невском проспекте". Для Совка Бродский писал довольно много, были у него заказные портреты всех "первых" и "вторых" лиц. Как писал Корней Чуковский, "чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина".

Работы из коллекции Исаака Израилевича Бродского:

Б.М. Кустодиев, "Портрет И.И. Бродского", 1920 г.

Б.М. Кустодиев, "Масленница", 1919 г.

Б.М. Кустодиев, "Мост. Астрахань", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Купец", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Карусель", 1920 г.

И.Е. Репин, "Девочка с букетом", 1878 г.

И.Е. Репин, "Портрет М.К. Бенуа", 1887 г.

Н.П. Крымов, "Водяная мельница", 1910-1915 гг.

И.И. Левитана, "Портрет С.П. Кувшинниковой", 1888 г. (Редкая штука - портрет кисти мастера пейзажей Левитана)

К.А. Сомов, "Фейерверк", 1922 г.

К.А. Сомов, "Первая любовь", 1916 г.

А.Н. Бенуа, "Петергофские фонтаны", 1901 г.

М.З. Шагал, "Вид в сад", 1917 г.

И.И. Бродский, "Автопортрет с дочерью", 1911 г.


И.И. Бродский, "Портрет И.В. Сталина", 1928 г.

И.И. Бродский, "Первомайская демонстрация на Невском проспекте", 1928 г.

Журналистам сегодня впервые показали музей-квартиру Иосифа Бродского в доме Мурузи на Литейном проспекте, 24 . Простые смертные смогут посетить «Полторы комнаты» 24 мая - в день 75-летия нобелевского лауреата. Затем музей вновь закроют на неопределённый срок.

В коммунальную квартиру № 28 на втором этаже дома Мурузи семья Бродских въехала в 1955 году. Из этого дома в марте 1964 года Бродский отправился в ссылку в Архангельскую область - его приговорили к пяти годам за тунеядство. Вернулся домой уже в 1965-м, впрочем. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства поэт навсегда покинул дом Мурузи и эмигрировал через Австрию в США. Его родителям не разрешили приехать к нему, а ему самому - даже вернуться на похороны родителей.






Музей Бродского в Петербурге пытаются создать последние 16 лет (в итоге первый в мире музей Иосифа Александровича открыли не в Северной столице, а в ). Четыре комнаты из пяти в 28-й квартире на Литейном выкупили - но последнюю её хозяйка Нина Фёдорова не соглашалась продать ни в какую. В итоге приняли решение: отгородить соседку от музея. Собственно, этим во многом и занимались последние месяцы рабочие. Решение отгородиться - болезненное для музея Ахматовой, который курирует «Полторы комнаты»: исторический вход - с улицы Пестеля - для посетителей музея Бродского теперь потерян. Заходить придётся с улицы Короленко.






24 мая музей Иосифа Бродского откроют в 14:00. До 15:00 - экскурсия для чиновников, после этого (до 22:00) в «Полторы комнаты» смогут попасть все желающие. Скорее всего, придётся отстоять большую очередь. Пускать будут группами по 15 человек, с интервалом в 15 минут. «Зайти, поклониться тени, посмотреть в окна, увидеть фотографии, послушать голос и уйти», - так описала эти 15 минут в The Village директор Музея Ахматовой Нина Попова. Подлинных вещей, принадлежавших Бродскому, его рукописей не будет: их нельзя держать в помещении, где обнаружили . Оригинальные экспонаты заменит инсталляция.

С 14:30 до 22:00 на Преображенской площади, рядом с домом Мурузи, будет работать киноплощадка, на которой нон-стоп будут демонстрироваться фильмы о Бродском, и поэтическая площадка с открытым микрофоном.






Вечером в воскресенье «Полторы комнаты» закроют на новый этап ремонта. Сколько он продлится и когда музей Бродского начнёт работать в полноценном режиме, сейчас неизвестно. По подсчётам музея Ахматовой, для того чтобы выкупить квартиру на первом этаже, под «Полутора комнатами», а также завершить ремонт, нужно не менее 41 миллиона рублей. Инвесторов пока нет. Ранее речь шла о том, что музей Бродского откроют в конце 2015 года. Недавно на вопрос о дате Нина Попова ответила так: «Может быть, через год. Сегодня у меня настроение достаточно пессимистическое».

Фотографии: Дима Цыренщиков

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание