Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный кредит и государственные заимствования. Государственный кредит

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы , то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие - у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит , он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга . Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ - это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит » бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

В теории финансового права определяется, что государственный кредит (государственное кредитование) и государственные заимствования (государственный долг) как взаимозависимые институты являются одними из основных инструментов, с помощью которых достигается баланс доходов и расходов государственного бюджета.

Применительно к России необходимо вести речь о государственном (на федеральном и региональном уровнях) и муниципальном кредите (на местном уровне). В литературе их часто объединяют понятием «публичный кредит».

Государственный (муниципальный) кредит является одной из важнейших разновидностей кредита. Для этого вида кредита характерна денежная форма.

Исторически сложилось так, что под государственным кредитом долго понимали лишь государственные займы, т.е. отношения, в которых государство является заемщиком . Такое мнение сложилось еще в дореволюционные времена. В СССР также главенствовала эта позиция. Однако со временем стала расширяться и такая практика кредитной деятельности государства, как предоставление кредитов, когда государство становится заимодавцем. Это сказалось и на понимании категории «государственный кредит» - помимо государственного заимствования, в нее стали включать и государственное кредитование.

Кроме того, ранее традиционным было и во многом остается в теоретических работах понятие «государственный кредит» - финансовые отношения, в рамках которых государство аккумулирует на добровольных началах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на основе возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита, регулирования денежного обращения и решения иных общественных интересов.

Это понятие в финансово-правовой литературе было расширено: государственный кредит стали понимать как финансовые отношения, в рамках которых государство: а) заимствует денежные средств различных субъектов в целях обеспечения государственных функций с образованием соответствующего долга у государства; б) предоставляет денежные средства другим субъектам во временное пользование на началах возмездности, возвратности и срочности; в) служит гарантом в кредитных договорах.

Однако буквально в последние годы ситуация стала складываться таким образом, что указанные теоретические положения не во всем согласуются с современным законодательством России. Можно, очевидно, говорить о том, что правотворчество шагнуло вперед дальше, а теория отстает.

Со вступлением в силу ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» от 26.04.2007 институт государственного кредита приобрел иные формы.

Так, в соответствии с бюджетным законодательством (гл. 13, 15 БК РФ) предусматриваются следующие виды кредитов, в которых кредитором является государство:

  • бюджетный кредит;

Термин «государственный кредит» законодатель применяет только к международным финансовым отношениям, в которых Россия является кредитором , т.е. понятие «государственный кредит» в современном российском законодательстве (в отличие от теории финансового права и предшествовавшего финансового законодательства) предельно сужено. Поэтому термин «государственный кредит» в соответствии с действующим российским бюджетным законодательством означает «государственное кредитование», т.е. исключается составляющая, связанная с образованием государственного долга (заимствованием). Понятие «государственный долг» в законодательстве не используется; вместо него введен в оборот другой термин, означающий то же самое: «государственные заимствования».

С таким подходом не согласны ряд теоретиков финансового права, и в финансово-правовой литературе понятие «государственный кредит» нередко по-прежнему раскрывается прежде всего как государственный долг (заимствования), а также как кредитование. Дискуссия по этому поводу продолжается и в настоящее время. Поскольку учебная дисциплина «Финансовое право» ориентируется в первую очередь на финансовое законодательство, представляется, что и понятие «государственный кредит» должно отражать действующие нормы права.

Государственный кредит - это выдаваемая от имени государства уполномоченными на то государственными органами денежная ссуда другим государствам, иностранным юридическим или физическим лицам по обоюдному согласию, на основе международно-правовых норм и на условиях возмездности, возвратности, срочности.

Основные признаки понятия «государственный кредит»:

  • является разновидностью экономико-финансовых отношений, урегулированных нормами права;
  • материальным объектом кредитных отношений являются денежные средства;
  • обязательный субъект - публичное образование в лице государства;
  • правовой базой предоставления является международное право;
  • реализуются только в правовой форме.

Государственный кредит является частью финансовой системы РФ - как и банковские кредиты, предоставляемые частными банками. Однако банковские кредиты имеют гражданско-правовую, а государственный кредит - государственно-правовую природу (при этом для реализации государственно-кредитных отношений используются, тем не менее, многие гражданско-правовые институты).

В рамках действующего бюджетного законодательства обособляются две формы бюджетного кредита:

  1. государственный финансовый кредит;
  2. государственный экспортный кредит.

Государственный финансовый кредит - это форма бюджетного кредита, когда Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства (ст. 122 БК РФ).

Государственный финансовый кредит существенно отличается от обычного бюджетного кредита.

Так, договор обыкновенного бюджетного кредита заключается по правилам, установленным ГК РФ, тогда как на процедуру заключения договора о предоставлении государственного финансового кредита правила российского законодательства не распространяются.

Далее, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, гражданское законодательство РФ применяется, а к отношениям, связанным с государственным финансовым кредитом, - нет. Есть и иные отличия.

Государственный экспортный кредит - это форма бюджетного кредита, когда за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита (ст. 122 БК РФ).

Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у Российской Федерации внешних долговых требований , к которым помимо государственных экспортных и финансовых кредитов, предоставленных Российской Федерацией, относятся также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР - к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Государственной Думой ФС РФ при втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление государственных кредитов является исключительной компетенцией Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют права предоставлять государственные кредиты.

Цели государственного кредита . На международной арене государственный кредит предназначен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Как правило, государство-кредитор нацелено не столько на получение дохода, сколько на реализацию политических и экономических целей. Так, в ряде случаев предоставление кредитов сопровождается требованиями о предоставлении льготного режима для компаний страны- кредитора, допуске их в стратегически важные отрасли экономики страны-заемщика, а также о координации действий по решению межгосударственных вопросов.

Страны-кредиторы в 1956 г. создали Парижский клуб кредиторов, координирующий действия стран-кредиторов по отношению к странам-должникам. В 1997 г. полноправным членом данного клуба стала Россия. В настоящее время Россия, как и ее предшественник - СССР, является одним из крупнейших кредиторов на международном финансовом рынке. Так, размер долга иностранных государств по кредитам, предоставленным Правительством СССР и Правительством РФ, по состоянию на 1 января 2006 г. составлял около 69 млрд. долл. Ранее СССР практически открыто преследовал политические цели, направленные на распространение социализма. Сейчас речь идет о более мягком характере влияния России на позиции тех стран, кому предоставляются кредиты.

При этом, как и ранее, Россия периодически «прощает» своих должников, списывая их долги (так, в 1996 г. Россия списала 3,5 млрд. из 5 млрд. долл., долга Анголы; по условиям подписанного соглашения остаток суммы должен быть возвращен до 2016 г. в виде векселей). В июне 1999 г. в рамках Парижского клуба кредиторов подписано Кельнское соглашение, в соответствии с которым Россия в 2000-2003 гг. списала 60-90% долгов целого ряда стран (Танзании, Бенина, Мали, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Гвинеи, Чада, Йемена, Мозамбика, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне). На оставшиеся долги страны получили рассрочку до 30 лет. В 2010 г. Россия списала остаток долга Афганистана в объеме 891 млн. долл. Такая позиция России (как и других стран- кредиторов) во многом объясняется заведомой невозможностью должников выплатить долг.

Что касается «бюджетного кредита», то это понятие имеет более широкое значение, при этом в любом случае речь идет о кредиторе - публичных структурах Российской Федерации.

Ранее бюджетный кредит в бюджетном законодательстве определялся как форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

В настоящее время формулировка изменена: бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Как видно, целеполагание бюджетного кредита в законе исключено, следовательно, сфера его использования расширена.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законами (решениями) о бюджете.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетом (публично- правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

Посредством бюджетных кредитов осуществляется следующее:

  • решаются проблемы финансирования бюджетного дефицита;
  • выравниваются социально-экономические условия жизни населения и функционирования региональных экономик;
  • осуществляется поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
  • осуществляется поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Сущность бюджетного кредита проявляется через выполняемые им функции: фискальную, регулирующую, контрольную. Наряду с этими функциями, по мнению некоторых авторов, бюджетному кредиту присуща и функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам (ст. 93.3. БК РФ). Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных кредитов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.

Бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов могут быть предоставлены бюджетные кредиты на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального района.

В случае если предоставленные бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций бюджетам поселений из бюджета муниципального района (в случае передачи муниципальному району полномочия субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений), а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных районов устанавливают в соответствии с общими требованиями, определяемыми Министерством финансов Российской Федерации, порядок взыскания остатков непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором. Средства от возврата предоставленных на возвратной и возмездной основе бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита.

Чтобы бесперебойно финансировать нужды в условиях дефицита бюджета, государство должно привлекать ресурсы от субъектов хозяйственной деятельности. В таких случаях используется кредит. Но в данной сделке заемщиком выступает не физическое лицо, а государство.

Суть

Государственный заем – это способ привлечения на фиксированный срок средств в бюджет. Кредиторами в таких сделках выступают юридические и физические лица, инвесторы из других стран. Сложно найти в мире государство, которое не нуждалось бы в дополнительных средствах. Если внутренних поступлений от налогов и иных доходов недостаточно, для покрытия дефицита привлекаются денежные средства из внешних источников на условиях возврата.

Данный способ финансирования так же популярен, как и эмиссия. По окончании срока кредитования заемщик должен вернуть долг с учетом процентов. Сумма всех невозвращенных обязательств формирует долг страны в целом.

Характеристика

Государственный заем может привлекаться на различные цели и сроки. Ему также свойственны такие признаки, как срочность, платность и возвратная основа. Также не стоит путать внешний государственный займ с внутренним. В первом случае кредиторами выступают финансовые организации, предприятия и граждане самого государства, а во втором – из других стран.

Данный вид кредитования имеет свои особенности:

  • он обычно привлекается для покрытия дефицита;
  • обеспечением по сделке выступает все госимущество;
  • целевой характер не такой четкий, как в обычном коммерческом кредите;
  • источником погашения займа являются налоги, а не доход от результатов хозяйственной деятельности;
  • следствием сделки является сокращение обращения денежной массы.

Функции

  • Распределительная – размещение средств по централизованным фондам по принципу приоритетности (деньги выделяются по тем направлениям, где они больше всего нужны).
  • Регулирующая – с помощью таких займов можно воздействовать на денежное обращение, уровни ставок рефинансирования и т. д.
  • Контрольная – средства должны использоваться в тех целях, для которых они привлекались.

Государственный VS банковский кредит

Эти два вида займа отличаются. При оформлении банковского кредита обеспечением являются конкретные ценности: акции, товары, оборудование. Во втором случае залогом выступает государственная собственность. Поэтому в случае объявления дефолта может быть наложен арест на все имущество, находящееся за границей. Под санкции могут попасть здания торговых представительств, счета компаний с государственной собственностью, открытые в банках. Исключению подлежат только имущества консульств. Если предоставленные средства используются эффективно, то это положительно влияет на уровень занятости и производства в стране. Во многих странах используются госгарантии кредитов, полученные от экспортеров, для расширения рынка сбыта продукции.

Виды государственных займов

По месту эмиссии:

  • внешние (в иностранной валюте) кредиты - предоставляют международные фонды, другие страны и их субъекты;
  • внутренние займы - предоставляются в национальной валюте;
  • муниципальные кредиты - могут выдаваться в любой валюте.

По сроку:

  • краткосрочные (до 12 месяцев);
  • среднесрочные (1-5 лет);
  • долгосрочные (20–30 лет).

По обеспеченности:

  • закладные, по которым предоставляется залог в виде определенного имущества;
  • в беззакладных сделках объект залога в договоре четко не описан.

По субъектам-держателям:

  • займы только для населения;
  • кредиты для юридических лиц;
  • займы для организаций и населения.

По методам размещения:

  • добровольные;
  • по подписке;
  • принудительные.

В зависимости от формы предоставления средств, госзаймы делятся на облигационные, процентные, гарантийные, межправительственные и «стриженые».

Облигационные займы

Самый популярный способ покрытия дефицита бюджетных средств – это эмиссия ЦБ. Этот способ также используется для решения проблемы кассовых разрывов, привлечения дополнительных источников финансирования масштабных проектов и погашения иных обязательств.

Займы государственных ценных бумаг предоставляются в виде:

  • облигаций: в 1995 году с их помощью финансировался дефицит госбюджета;
  • краткосрочных обязательств Минфина, направленных на финансирование расходов государства и покрытие бюджетного недостатка средств;
  • бескупонные облигации Центробанка;
  • долговые обязательства внутреннего валютного займа;
  • еврооблигации.

Держатели облигаций могут перепродать долговые обязательства. Номинальная стоимость ЦБ соответствует сумме займа, а по рыночной стоимости указывается возможная цена продажи.

Векселя

Выпуск государственных займов может осуществляться в казначейских обязательствах. Векселя используются для покрытия дефицита муниципального бюджета. Чаще всего они выпускаются на срок от 1 до 5 лет.

Государственные займы РФ классифицируются по выпуску. В зависимости от того, кто проводит эмиссию ЦБ, все привлеченные средства могут поступать в государственный или местный бюджет. При этом условиями выпуска может быть предусмотрен досрочный выкуп.

Обращение

В странах с развитой промышленностью доля ЦБ, которые после выпуска попадают на рынок, составляет примерно 70 % от суммы госдолга. Такие облигации составляют достойную конкуренцию банковским депозитам и применяются для привлечения свободных денежных средств. Инвестор, которые приобрел нерыночные ЦБ, может продать их только государству. Такие облигации не оборачиваются на фондовом рынке и выпускаются исключительно с целью привлечения мелких кредиторов.

Выплаты

Погашения государственных займов могут осуществляться в форме процента, дисконта. Условием контракта может быть предусмотрен смешанный характер выплат. Доход, выплачиваемый по процентной ставке, изменяется в зависимости от ситуации на рынке и существующих предложений по кредитам. Фиксированная ставка сдерживает инвесторов, желающих получить больший доход, и увеличивает расходы на выплату процентов. Суть дисконтной суды заключается в том, что держатели ЦБ сначала приобретают облигации со скидкой, а затем государство выкупает их по полной стоимости.

Договор федерального займа

Этим документом оформляется факт предоставления средств государству. Договор предусматривает добровольное сотрудничество заемщика и кредитора. Если юридическое или физическое лицо хочет стать инвестором, ему необходимо приобрести выпущенные в оборот государственные ЦБ. Облигации дают право держателям взыскать сумму долга с учетом процентов. Так предоставлялся государственный займ СССР. Изменять условия ЦБ, которые находятся в обращении, ни одна из сторон сделки не может.

Обязательными условиями кредитного договора являются:

  • погашение задолженности в согласованный срок;
  • обеспеченность сделки;
  • размер ставки, на которую предоставляется государственный кредит.

Займы, полученные внутри страны, образуют внутренний долг, а от международных организаций – внешний. Эти два показателя играют важную роль.

Макроэкономика

Государственный внутренний заем, который получен от Центральных банков, фиксируется в пассивах в виде роста денежной массы за счет купленных облигаций. Так осуществляется монетизация внутреннего долга. То есть выданный кредит является обеспечением эмитируемых денег.

Проценты, на которые предоставляется государственный внутренний заем, также являются макроэкономическим регулятором. Если будут привлечены очень большие объемы ресурсов под высокий процент, то общая учетная ставка вырастет. Это сразу негативно скажется на предпринимательской деятельности.

Государственный заем должен эффективно использоваться. Например, направляться на строительство железной дороги, покупки производственных мощностей. В ином случае бремя выплаты долга ложится на налогоплательщиков на несколько десятилетий вперед. То есть можно сказать, что увеличение госдолга – это моральная проблема.

Управление госдолгом

Государство и Центробанк используют целый комплекс мер, направленных на погашение обязательств. В частности:

  • погашают государственные займы;
  • государственный долг обеспечивают залогом;
  • осуществляют отчисления займодателям;
  • выпускают новые кредиты и т. п.

Данные методы управления применяются с целью:

  • снижению расходов по обслуживанию кредитов;
  • обеспечения финансирования социально-значимых программ;
  • поддержания стабильной политической системы.

Государственный выигрышный займ

Сегодня практически каждый кредит является целевым. Более того, банки разрабатывают программы под конкретные цели и клиентов. Поэтому и существует деление на потребительский, автокредит и ипотеку.

Государственный заем также является целевым. Учитывая проблемы в большинстве секторов экономики, как можно занять деньги, не указывая конкретное направление их использования? На практике такие кредиты не предоставляются. Поэтому займы и считаются целевыми. Направления использования средств четко прописываются в договоре. Если в документе перечислены финансируемые сферы развития образования, а по факту средства потрачены на приобретение производственных заводов, то кредитор может потребовать досрочного возврат всей суммы долга.

Госзаймы в СССР

Во времена СССР привлеченные правительством средства направлялись на финансирование основных производственных затрат. Происходило перераспределение капитала. Временно свободные средства физических и юридических лиц трансформировались в те, которые пригодны для длительного финансирования. Предприятия инвестировали в платежные обязательства Центрокассы НКФ СССР. Ценная бумага выпускалась 6 месяцев. Но с помощью этого инструмента государство получало доступ к долгосрочному кредиту на несколько миллионов рублей.

Второе преимущества госкредита заключалось в том, что он стимулировал накопление капитала. Темпы роста народного хозяйства страны при заданном уровне национального дохода зависят от объема средств, направляемых на потребление и накапливание. Госзаймы стимулируют к сбережению капитала.

Периоды войн, социальных потрясений и революций уничтожают саму идею накопления средств. Процесс восстановления хозяйства требует капиталовложений. Приходится снова воспитывать навыки к сбережению. Эту проблему можно решить с помощью госзаймов. Из рынка изымаются избыточные денежные знаки, снижается спрос на товары, уменьшаются цены.

В таблице ниже расписан госдолг СССР.

Наименование займа Выпуск Номинальная сумма займа, млн руб.
Государственный 8 % внутренний заем 1924 г. 100
Первый крестьянский выигрышный заем 50
100
Государственный краткосрочный 5 % внутренний кредит 1925 г. 10
Повторный выпуск крестьянского займа 100
Повторный выпуск государственного кредита 300
Второй крестьянский выигрышный заем 100
Второй государственный 8 % внутренний кредит 1926 г. 100
Выиграшный заем 30

Условно 1924-1926 года можно разделить на два периода. Первые два года характеризуются большим количеством краткосрочных займов с принудительным характером реализации. В этот период правительство пыталось покрыть дефолт без денежной эмиссии. Поэтому в 1924-1925 годах было оформлено несколько очень крупных займов. Их целью было ускорить поступление средств в казну. Первые принудительные займы были рассчитаны на денежные накопления населения. Эти кредиты фактически не увеличивали сумму денежных ресурсов, а только передвигали сроки их поступления во времени.

Второй этап кредитования

С февраля 1925 г. начался оздоровительный период. Выпущенные займы размещались на добровольной основе и по требованиям рынка. Доходы от сделок направлялись на хозяйственное строительство.

Попытка разместить первый добровольный выигрышный заем оказалась провальной. В стране не были созданы предпосылки к развитию долгосрочных кредитных операций. Этому мешали высокая учетная ставка, ограниченные свободные средства, недоверие к новому инструменту финансирования с низким уровнем доходности. Поэтому следующий займ был размещен среди рабочих и плательщиков доходного налога в принудительном порядке. Второй кредит уже распределялся между не трудовыми слоями населения. Последующие займы только назывались добровольными. На тех или иных стадиях реализации все равно имело место принуждение. Такие меры имели ряд негативных последствий.

Население стремилось побыстрее избавиться от ЦБ, выбрасывая их на рынок. Налог, уплаченный в обязательном порядке при реализации облигации, полностью исключал ее ценность. Из-за избыточного предложения рыночная цена снизилась до 20 % от номинала. Несмотря на высокую доходность облигации (130 %), желающих прибрести ее не было.

В результате резкого снижения курса гособлигации сначала котировались на фондовой бирже по реальной стоимости, а затем и вовсе переместились на черную биржу и превратились в неликвидные ЦБ. Только после отказа от принудительных методов размещения займа начался процесс оздоровления рынка.

Вывод

Займы государственных ценных бумаг могут потребоваться как экономически слабым государствам, так и странам с развитой экономикой. Независимо от первопричины, перед принятием решения нужно всесторонне изучить вопрос и обосновать получение кредита.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. 9. - с. 25 - 28.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Лаврушин О.И.Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения . Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

ТЕМА 8.

План лекции:

1. Сущность государственного кредита и его функции.

2. Формы государственного кредита.

3. Классификация государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Вопрос 1. Гос. кредит – это совокупность экономических отношений между государством (в лице органов гос. власти и местного самоуправления), с одной стороны, юридическими, физическими лицами и другими субъектами, с другой стороны, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

В зависимости от роли государства в гос. кредитных отношениях, гос. кредит принимает 3 формы:

1. государственные займы;

2. государственное кредитование;

3. государственные гарантии.

Гос. кредит отличается от обычного кредита тем, что он является интегральной категорией, объединяющей в себе сущностные черты, как финансов, так и кредита.

От финансов гос. кредит взял черты, которые связаны с финансовыми отношениями на макроуровне, т.е. гос. кредитные отношения обслуживают процессы перераспределения ВНП, НД на макроуровне и процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

В то же время, гос. кредит по некоторым существенным чертам отличается от банковского кредита.

Отличия гос. кредита от банковского кредита:

1. По характеру и целям использования заемных средств.

При банковском кредитовании средства берутся для производительного использования в производственно – хозяйственной деятельности субъекта.

При гос. кредите это, чаще всего, непроизводительное использование средств, в основном, для покрытия бюджетного дефицита.

2. По источникам выплаты процентов и погашения ссуды.

Ссуда, взятая в банке юридическим лицом, погашается за счет его собственных доходов.

При гос. кредите источником средств для погашения займа являются бюджетные средства.

3. В отношениях гос. кредита преобладает и доминирует государство, несмотря на то, что оно является заемщиком. Это выражается в том, что оно по своему усмотрению может менять первоначальные условия займа, не спрашивая согласия кредитора. Это касается внутренних займов.

4. Гос. займы заключаются без какого–либо конкретного обеспечения.

Банковские кредитные договоры обязательно должны обеспечиваться через какой–либо вид обеспечения. Банковские кредитные договоры всегда добровольные, а гос. займы иногда носят принудительный характер.

В экономической науке никогда не было однозначного отношения к проблеме гос. кредита. Оценка его роли в экономике и социальной сфере всегда колебалась от крайне отрицательной к преувеличенно – положительной. В настоящее время объективную необходимость кредита признают все, при этом подчеркивается то, что использовать гос. кредитные инструменты нужно грамотно и осторожно.



Положительными чертами гос. кредита являются:

Гос. кредит при разумном и грамотном использовании выступает мощным инструментом регулирования экономики, денежного обращения, социальных процессов;

Гос. займы выступают как безэмиссионные средства покрытия бюджетного дефицита.

Отрицательные черты гос. кредита:

За счет гос. займов увеличиваются заемные средства государства, подлежащие возврату, и поэтому в составе бюджета связываются огромные средства, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели;

Поскольку источником средств для погашения займов являются средства бюджета, то для привлечения их в бюджет приходится удерживать достаточно высокий уровень налогообложения.

Гос. кредит выполняет 3 основные функции :

1. распределительная,

2. контрольная,

3. регулирующая.

Распределительная функция гос. кредита, в целом, выражается также как и распределительная функция финансов. Т. е. посредством этой функции гос. кредит перераспределяет стоимость ВОП, НД в денежной форме по различным уровням в различных сферах, согласно различным целям.

Одна из особенностей распределительной функции гос. кредита, проявляющейся при долгосрочных займах состоит в следующем: при помощи долгосрочных займов налоговое бремя более равномерно перераспределяется между поколениями.

Долгосрочные займы используются для инвестиций в крупные и эффективные проекты для строительства объектов экономического и социального назначения, результатами функционирования которых, будет пользоваться не одно поколение.

Через длительное время наступает момент возврата заемных средств. Источником для оплаты долга являются бюджетные средства, а они в бюджет поступают в основном за счет налогов.

Т.о., налоговое бремя ложится на плечи последующих экономически активных в данный момент поколений, что является справедливым, т.к. результатом вложения инвестиций, привлеченным по займам, пользуются все поколения.

Контрольная функция гос. кредита выражается в контроле через количественно – стоимостные показатели за денежными средствами, обращающимися в рамках гос. кредита.

Регулирующая функция гос. кредита состоит в том, что через нее государство осуществляет регулирование экономических, социальных процессов на макроуровне, а также денежно–кредитного регулирования в целях осуществления финансовой политики.

Гос. кредит выступает как действенный инструмент регулирования денежного обращения при привлечении гос. займов, в зависимости от источника привлечения средств и места их размещения, денежная масса в обращении может изменяться.

Используя инструмент гос. займов государство может существенно влиять на ситуацию на рынке ссудных капиталов.

Выступая заемщиком на финансово – кредитном рынке государство влияет на спрос, резко его увеличивая.

При ограниченном предложении кредитных ресурсов, цена на них возрастает. Т.е., кредитные ресурсы становятся очень дорогими, устанавливается высокий банковский процент. Дороговизна кредитных ресурсов делает невозможным их привлечение юридическими и физическими лицами, что приводит к экономическому спаду, снижению занятости и др. негативным экономическим и социальным последствиям.

Выступая кредитором и гарантом, государство оказывает положительное влияние на экономику и социальную сферу.

Осуществляя кредитование и гарантии по займам органов исполнительной государственной власти регионов, государство влияет на территориальную структуру в экономике и социальной сфере в сторону ее выравнивания.

Вопрос 2. Гос. гарантии – это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве гаранта по долговым обязательствам третьих лиц. Статус гаранта означает, что он берет на себя обязательства возврата долга в случае, если заемщик не в состоянии этого сделать.

1. Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательный банк и вклады в организации государственного страхования по накопительным видам страхования.

2. В целях стимулирования, создания и функционирования финансово–промышленных групп предоставляются государственные гарантии при инвестиционном кредитовании.

3. Государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемыми коммерческими банками региональным администрациям.

4. В целях поддержки малого предпринимательства, государство также предоставляет гарантии иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты субъектам федерации.

Гарантии на сумму не менее 200 тыс.дол.

Т.о., государственные гарантии используются государством в целях осуществления политики протекционизма, либо поддерживает население, либо проводит экономическую и социальную политику поддержки и развития территорий.

Гос. кредитование это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве кредитора юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления, а также нерезидентов, т.е. лиц, находящихся за пределами РФ.

Гос. кредитование осуществляется как внешне, так и внутренне.

Внутренне кредитование – это предоставление заемных средств, ссуд юридическим лицам своей страны, а также органам гос. власти (органам исполнительной власти) и местного самоуправления.

Внешнее кредитование – это предоставление кредитов правительством данного государства правительствам иностранных государств, их юридическим лицам и международным финансово – кредитным организациям.

При гос. кредитовании оформляется кредитный договор, в котором содержатся все условия выдачи кредита.

Гос. кредиты могут быть краткосрочными, которые предоставляются на период не более 1 года в пределах текущего финансового года, и долгосрочными, которые предоставляются на срок больше 1 года и до 30 лет.

Гос. кредиты могут предоставляться, а также возвращаться как в денежной, так и в товарной форме.

Третья форма гос. займов – это такая форма гос. кредита, где государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами выступают резиденты и нерезиденты.

Гос. займы бывают внутренние и внешние.

Внутренние гос. займы – это займы государства в лице органов исполнительной власти у физических и юридических лиц собственной страны, а также у органов гос. власти и местного самоуправления других уровней.

Внешние гос. займы – это такие отношения, в которых заемщиком выступает государство в лице правительства РФ или органов исполнительной власти иного уровня, а кредиторами выступают правительства иностранных государств, их юридические лица и международные валютные финансово – кредитные организации.

Вопрос 3. Гос. займы оформляются в форме эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (государственные облигации и государственные казначейские обязательства).

Наиболее часто используемым видом долговых ценных бумаг является облигация. Облигация – это документ, удостоверяющий отношения займа между кредитором и заемщиком, и дающий право кредитору по истечении установленного срока получить обратно сумму долга, а также проценты по нему.

Классификация гос. займов:

1) По месту размещения все гос. займы делятся на внутренние и внешние.

2) По субъекту эмиссии: - займы правительства РФ или федеральные займы,

Займы национально–государственных и административно–территориальных образований (субъектов РФ),

Займы органов местного самоуправления.

3) По срокам действия различают: - краткосрочные (на период до 1 года), - среднесрочные (от 1 до 5 лет), - долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы берутся, как правило, для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих временных разрывов между доходами и расходами бюджета. По краткосрочным займам, как правило, устанавливаются высокие проценты. Среднесрочные и долгосрочные займы обычно используются на производительные цели, т.е. для инвестирования крупных экономических и социальных мероприятий, для финансирования долгосрочных целевых программ.

4) По субъектам размещения: - займы, размещаемые только для юридических лиц, - займы, размещаемые только среди физических лиц, - займы, размещаемые среди юридических и физических лиц.

5) По форме выплаты доходов: процентные (купонные), выигрышные, с нулевым купоном.

6) По методам размещения: добровольные, принудительные, по подписке.

7) По документированной форме: документальные (облигационные), бездокументарные (безоблигационные).

8) По обеспеченности долговых обязательств: обеспеченные и необеспеченные займы.

Вопрос 4. Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственных и муниципальных заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле – это совокупность действий государства по погашению государственных займов, по организации выплаты доходов по займам, по проведению реструктуризации государственного долга, а также по выпуску и размещению государственных займов.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Неэффективное управление государственным долгом ведет к тяжелым последствиям, главными из которых являются:

· Переложение налогового бремени на будущие поколения.

· Перераспределение доходов среди населения.

· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг должен грамотно, целенаправленно регулироваться государством. Главные задачи в управлении государственным долгом состоят в следующем:

1. минимизация стоимости долга;

2. недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства, а также недопущение резкого колебания их курса;

3. обеспеченность своевременного погашения государственного долга;

4. эффективное использование мобилизованных средств и строгий контроль за их использованием.

Задача эффективного использования заемных средств является крайне важной и актуальной.

Приняты два основных показателя, которые характеризуют эту эффективность:

1. эффективность кредита

где П – поступления по системе гос. кредита, Р – расходы по системе гос. кредита.

2. коэффициент обслуживания внешнего долга (2),

где Пл – сумма платежей по внешнему гос. долгу,

V – объем валютных поступлений государства от экспорта товаров и услуг.

Также в рамках управления государственным долгом производится расчет следующих показателей, характеризующих уровень долговой устойчивости государства:

Показатели долговой устойчивости

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация - это комплекс мер по изменению условий и параметров государственных займов, направленных на облегчение долгового бремени для государства или на повышение эффективности займов.

Методы управления долгом .

1. Рефинансирование государственного долга означает выпуск и размещение новых долговых обязательств для привлечения средств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

2. Конверсия – изменение доходности займа в сторону увеличения или уменьшения.

3. Консолидация – изменение срока займа в сторону увеличения или уменьшения.

4. Унификация займа – это объединение нескольких займов в один с обменом прежних облигаций на новые. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению . Как правило, этот метод используется при проведении денежной реформы. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной облигации того же займа. 2 – 5 способы используются только в отношении внутренних займов.

6. Отсрочка в погашении займа – это перенесение срока погашения займа на более отдаленное время. При этом с момента объявления отсрочки и до перенесенного момента заем прекращается.

7. Аннулирование займа – прощение кредитором долга. Долг не подлежит возврату.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

Предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

Расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

Назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

Передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

Принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание