Финансирование как метод финансовой деятельности. Методы их распределения и использования
(11 вопросов)
1) совокупность наличных и безналичных денежных средств;
2) экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также учреждений и организаций, необходимых для обеспечения из задач и функций;
3) совокупность фондов денежных средств и имущества, принадлежащих государству;
4) форма экономического воздействия государства на систему производственных и социальных отношений, реализующаяся на основе метода юридического равенства;
№2.Под финансовой деятельностью государства понимают:
1) деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях обеспечения потребностей государства в денежных ресурсах;
2) совокупность форм и методов управления экономическими процессами в обществе;
3) деятельность уполномоченных органов государства по созданию достаточных экономических условий функционирования государственного сектора экономики;
№3.Методами распределения и использования денежных средств являются:
1) финансирование и кредитование;
2) налоговый и неналоговый;
3) императивный и диспозитивный;
№4.Финансовые правоотношения не возникают между:
1) органами, осуществляющими финансовую деятельность государства;
2) физическими лицами;
3) органом, осуществляющим финансовую деятельность государства, и гражданином
№5.В предмет финансового права не включаются следующие отношения:
1) отношения между Центральным банком РФ и коммерческими банками по поводу формирования фонда обязательных резервов Центрального банка РФ;
2) операции Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга;
3) кредитование банком государственного унитарного предприятия;
4) прием банком платежного поручения по уплате федерального налога;
№6.Основным методом аккумулирования денежных средств является:
1) налоговый;
2) неналоговый;
3) эмиссия государственных ценных бумаг;
4) приватизация государственного и муниципального имущества;
№7.Централизованные фонды государства - это:
1) бюджет, внебюджетные фонды и все остальное имущество, закрепленное за казной;
2) все денежные средства, принадлежащие на правах собственности государству;
3) средства бюджетной системы государства, включая государственные внебюджетные фонды, а также средства, аккумулированные по линии государственного страхования;
4) денежные средства и остальное имущество, закрепленное на правах оперативного управления за органами государственной власти;
№8.Децентрализованные фонды государства - это:
1) все имущество, включая денежные средства, закрепленное на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за предприятиями и организациями;
2) финансы государственных предприятий и организаций, закрепленные за ними на правах оперативного управления или хозяйственного ведения;
3) все денежные средства хозяйствующих субъектов всех форм собственности, функционирующие либо в силу предписаний государства либо по усмотрению хозяйствующих субъектов;
4) имущество и фонды денежных средств, создаваемые на государственных и муниципальных предприятиях в силу предписаний государства;
№9.Финансовая система Российской Федерации - это:
1) совокупность взаимосвязанных финансовых институтов, способствующих образованию и использованию денежных фондов, а также совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих от имени государства финансовую деятельность;
2) совокупность финансовых институтов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по поводу формирования фондов денежных средств, использования имущества, выраженного в стоимостной форме;
3) бюджетная система, внебюджетные фонды, финансы предприятий и организаций, кредитные организации, страховые организации, финансовый контроль;
4) совокупность органов государственного управления и контроля за формированием, распределением и потреблением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств негосударственного сектора экономики;
№10.В финансовую систему входят:
1) Бюджетная система РФ, золотовалютные резервы Центрального банка РФ, недра, выраженные в стоимостной форме, государственные внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов;
2) Централизованные и децентрализованные фонды государства, формы, методы и принципы аккумулирования и расходования денежных средств, система законодательства, определяющая порядок функционирования институтов финансовой системы;
3) Бюджетная система, включая государственные внебюджетные фонды, фонды страхования, кредит, финансы хозяйствующих субъектов;
4) Стоимостная форма имущественных объектов, все фонды денежных средств, система органов государства, финансовое законодательство;
№11.Верным является утверждение: «Министерство финансов РФ - …
1) это орган общей компетенции, обязанный определять стратегию государства в финансовой сфере»;
2) это орган специальной компетенции, обязанный разрабатывать и реализовывать единую финансовую политику страны»;
3) это орган федерального правительства, обязанный контролировать поступление всех доходов федерального бюджета, а также осуществление всех расходов бюджетной системы»;
4) это орган специальной компетенции, имеющий право руководить другими государственными органами исполнительной власти в части направлений расходования ими бюджетных средств»;
Методы финансовой деятельности ориентированы на практическое освоение и обеспечение финансовой действительности. Направленные на конкретный результат реализации власти в сфере финансов, методы подчинены решению как общей цели, так и конкретных задач и функций. Методы отражают качественную сторону финансовой деятельности, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений <1>.
<1>
Финансовая деятельность как практически-организующая динамическая система во всем своем многообразии проявлений осуществляется различными методами, обусловленными ее целевым назначением, задачами и функциями. Единство цели обеспечения финансами государственных потребностей достигается общими методами, обусловленными публичным характером и особой целенаправленностью финансовой деятельности. Реализация задач и функций предполагает более конкретные и по отношению к общим методам специальные приемы и способы достижения результата. В специальной литературе в большей степени получили разработку методы аккумуляции, распределения и использования финансовых фондов и в меньшей степени методы реализации отдельных функций. Это связано с узкой трактовкой содержания финансовой деятельности, процедурно или функционально сведенной к сбору, распределению и расходованию денежных средств. Каждая из функций финансовой деятельности (планирование, прогнозирование, регулирование, координация и контроль) использует свои специфические методы. Например , финансовый контроль как функция деятельности в основном обеспечивается методами проверок и ревизий, а финансовое планирование - балансовым методом и пропорциональностью в распределении.
Для достижения единой цели финансовой деятельности государство использует общий метод властных предписаний, обеспечивающий органам государственной власти и местного самоуправления финансовые успехи. Вместе с тем, как справедливо замечает Ю.А. Крохина <2>, все больше получают распространение методы рекомендаций и согласований, что обусловлено реализацией принципа федерализма. Особенностью их является производный характер от основного императивного метода в рамках выполнения властного веления <3>. Действительно, согласования между субъектами финансово-правовых отношений возможны, но по поводу более удобного, точного, своевременного исполнения императивной обязанности, то есть согласовывается не сама природа обязанности, а порядок, особенность ее исполнения <4>.
<2> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 67.
<3> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 14.
<4> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 15.
В специальной литературе при характеристике финансовой деятельности и в зависимости от ее задач выделяются три группы методов: аккумулирования, распределения и расходования (использования) денежных фондов <5>. Нередко в учебной литературе методы распределения либо не выделяются, либо заменяются методами использования или отождествляются с ними <6>. Однако система межбюджетных и иных межфондовых отношений без распределительных приемов и способов существовать не может. Так, Ю.А. Крохина обращает внимание на то, что действие принципа федерализма в бюджетном праве наиболее существенные изменения вносит в межбюджетные отношения, что обусловливает такую особенность специального метода межбюджетного регулирования, как применение различных форм финансовой помощи субъектам Российской Федерации <7>. Не отрицая возможность распределения денежных средств методами расходования, следует выделять и специальные распределительные механизмы в финансовой деятельности.
<5> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. 1999. С. 21 - 23; Зуев В.М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. С. 51 - 55.
<6> См.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М.: ТЕИС, 1995. С. 4; Финансовое право. М.: БЕК, 1995. С. 9 и др.
<7> Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 68.
Решение задачи по аккумуляции денежных средств в те или иные фонды достигается путем привлечения обязательных и добровольных платежей, а также способами хозяйственной деятельности. В системе обязательных платежей доминирует налоговый метод, посредством которого формируется основа всех российских бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым методом, включающим в себя установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины как обязательные подати (повинности), метод обязательных неналоговых платежей - это изъятие сборов, пошлин и иного обязательного взимания, не предусмотренного налоговым законодательством. К ним относятся патентные пошлины, сборы за технический осмотр транспортных средств, за участие в конкурсах и аукционах, оформление и выдачу документов, оказание услуг.
Методы добровольного привлечения денежных средств на нужды государственных и муниципальных фондов представлены особыми способами непринудительного характера. Это различные формы государственного и муниципального кредита, добровольного государственного страхования, а также пожертвований, благотворительности в виде взносов юридических и физических лиц на добровольных началах.
Методы мобилизации доходов по результатам хозяйственной деятельности пока еще находятся в зачаточном состоянии. Различные способы отчуждения, передачи в пользование или в аренду и иного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не дают должного эффекта. Бюджетный кодекс РФ (ст. 42) дает неокончательный перечень таких доходов и возможны иные способы изъятия. К сожалению, Кодекс практически не затрагивает проблему определения режима использования для неналоговых доходов в интересах пополнения бюджетов <8>.
<8> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.А. Бюджетное право России. С. 46.
К методам распределения в финансовой деятельности относятся приемы и способы регулирования доходов в межбюджетных и иных межфондовых отношениях. Основным методом является передача собственных доходов федерального или регионального бюджета в бюджеты других уровней по нормативам, устанавливаемым законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и на срок не менее трех лет. Нормативное распределение установлено и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 7). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами местного самоуправления.
Вспомогательными методами распределения в бюджетной сфере являются различные формы финансовой помощи. Это дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Передачу денежных средств на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности из специальных фондов финансовой поддержки регионов или муниципальных образований принято называть трансфертами или нормативно-долевой дотацией. Далее это субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов. Наконец, к финансовой помощи отнесены бюджетные кредиты и ссуды (ст. 133 БК РФ). Методы распределения характерны и для государственных внебюджетных фондов. Так, согласно ст. 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлен предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда РФ. Выравнивание финансовых условий для деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется также путем предоставления субвенций.
Для расходования государственных и муниципальных денежных средств основными методами являются финансирование и кредитование конкретных потребностей из собственных или управляемых денежных фондов. В отличие от распределительных приемов и способов использование денежных поступлений производится в плановом порядке на потребности, указанные в финансовом плане определенного фонда денежных средств. Конкретность фонда или указание источника финансирования и кредитования при этом обязательно. Таким образом, финансирование как метод расходования денежных средств есть безвозмездный и безвозвратный отпуск денежных средств целевого назначения в соответствии с расходной частью финансового плана определенного фонда. Кредитование как метод расходования в финансовой деятельности есть возмездный и возвратный отпуск денежных средств на конкретные сроки и на установленные цели. Разновидностью кредитования является беспроцентная ссуда как возвратный отпуск денежных средств целевого назначения и в плановом порядке, но на бесплатной основе.
Одним из направлений особенно для муниципального кредитования в новых условиях может стать развитие взаимного кредита среди муниципальных образований. Он зарождается как один из важнейших приемов и способов, позволяющих объединять финансовые ресурсы как внутри отдельных муниципальных образований, так и межмуниципальные денежные средства. Взаимное кредитование дает прямую возможность уменьшить бюрократическую опеку, содействует объединению муниципальных образований и выгодно в том отношении, что при нем чистая прибыль поступает в пользу самих же заемщиков. Кроме финансирования и кредитования в сфере финансовой деятельности применяются другие дополнительные приемы и способы. В частности, для страховой деятельности - выплата страхового возмещения, для рынка ценных бумаг - выплата дивидендов владельцам ценных бумаг, при возмещении ущерба - компенсационные выплаты и некоторые другие.
В процессе осуществления отдельных функций финансовой деятельности применяются особые методы их реализации. Собственные приемы и способы характерны для каждой функции, они зависят от особенностей в решении отдельных задач финансовой деятельности, от специфики их реализации на разных уровнях российского финансового федерализма.
Финансовое планирование как функция, охватывающая бюджетное, налоговое, кредитное, денежно-расчетное и валютное планирование, осуществляется посредством прежде всего системного метода его реализации. Системность методологии планирования необходима для увязки всех финансовых планов в решении общей цели и отдельных задач финансовой деятельности. Пропорциональность, сбалансированность финансовой деятельности и координация ее задач и функций достигаются посредством методов баланса и пропорций. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверять реальность и сбалансированность плана. Наконец, для укрепления планового кругооборота денежных средств и расчетной дисциплины в финансовом планировании необходим расчетный метод. Расчетный метод в планировании позволяет определить расчетную прибыль, рентабельность, себестоимость в производстве, расчетные цены для реализации товаров, работ, услуг, расчетный баланс в связях с зарубежными государствами.
Методы реализации функции прогнозирования непосредственно связаны с перспективным финансовым планированием, но вместе с тем имеют собственные приемы и способы. Для прогнозирования важными являются углубленный анализ и высокая степень обобщения финансовых результатов, научное предвидение ожидаемых согласно прогнозу событий. Далее необходим учет позитивных и негативных сторон финансового законодательства и его влияния на тенденции социально-экономического развития, а также тактику и стратегию финансовой политики. Наконец, следует серия аналитических оценок и расчетов для получения информации о будущем развитии тех или иных сторон финансового механизма в условиях рынка.
Методы финансового регулирования отличаются широким многообразием и направлены на упорядочение тех или иных действий в финансовой сфере, на создание определенного порядка и укрепление финансовой дисциплины. Являясь производными от методов правового регулирования, методы финансового регулирования индивидуализированы по видам финансовой деятельности, ее задачам и функциям и органам, их осуществляющим. Методы бюджетного регулирования призваны создать условия для организации бюджетной системы России и межбюджетных отношений в ней. Они включают в себя приемы и способы по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности, сбалансированности всех бюджетов, ограничение их дефицитности. В своем проявлении они представляют собой нормативное установление условий использования финансовой помощи, правил, регулирующих дефицит бюджета, формирование собственных доходов и т.д.
Методы налогового регулирования направлены на обеспечение финансовых потребностей казны государства и носят фискально-экономический характер. Налоговые методы не следует сводить только к способам изъятия налоговых платежей. Регулирующая функция налоговой системы в основном реализуется через систему установления налоговых льгот, преференций, вычетов, кредитов и через систему налоговых санкций. Банк России, являясь органом валютного регулирования, определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Банк России устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с российской валютой <9>. В валютном регулировании применяются методы нормативно-правового обеспечения, установления правил, выдача разрешений, ограничение валютных операций, лицензирование, учет, отчетность и статистический анализ. В целях регулирования валютного рынка устанавливается предел отклонения курса на покупку иностранной валюты от курса ее продажи. К методам финансового регулирования рынка ценных бумаг следует отнести: а) установление обязательных требований к эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг; б) регистрацию выпуска эмиссий и проспектов эмиссии; в) лицензирование деятельности участников рынка.
<9> Указанием Банка России от 10 сентября 2001 г. N 1030-У установлен уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте на срок более 180 дней.
Координация как функция финансовой деятельности, предопределяющая общее направление, с одной стороны, есть метод финансового регулирования, но вместе с этим несет и самостоятельную нагрузку. Например , в целях финансового оздоровления Правительство РФ осуществляет координацию деятельности представителей от федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам <10>. Методика координирования в финансовой деятельности разнообразна и зависит от органов, ее осуществляющих, сферы воздействия и функционального назначения. Координация по осуществлению финансового контроля различными системами контрольных органов достигается посредством создания единой информационной базы, согласования усилий, методологических установок. К сожалению, пока нет единого координирующего органа в этой сфере.
<10> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Финансовый контроль как функция финансовой деятельности осуществляется своими собственными методами. К ним относятся совокупность приемов и способов по достижению результата контрольных действий и реагирования на выявленные недостатки. Разнообразие видов, организационных структур и многоплановость целевых установок финансового контроля порождают многообразие его методов. В обобщенном виде способы выявления можно представить как наблюдение, ревизии, проверки, обследования, инспектирование, инвентаризация, отчетность, анализ информации и другие. А методы реагирования по результатам контрольных действий - это приемы и способы принудительного или поощрительного характера. К ним следует отнести восстановление нарушенных прав, возбуждение преследования, возмещение вреда, применение санкций, предложения о поощрениях.
Таким образом, финансовая политика переходного периода к рыночным отношениям предопределила возрастающее значение методов финансовой деятельности для дальнейшего экономического развития Российской Федерации. Эти методы наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и само финансовое законодательство. Отличаясь своим многообразием, методы финансовой деятельности находятся в прямой зависимости от объекта воздействия, особенностей организационно-правового статуса субъекта их осуществления, целей, задач и функций самой деятельности.
Понятие финансового права. Для того чтобы государство могло выполнять свои функции (социальное управление, оборона страны, поддержание общественного порядка и т. п.), ему необходимы материальные средства. В условиях товарно-денежных отношений привлечение и использование материальных средств удобнее всего осуществлять в денежной форме. Процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства, представляет собой финансовую деятельность государства. Осуществляется эта деятельность органами всех ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной - в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий.
Осуществление финансовой деятельности объективно предполагает применение таких экономических категорий, как финансы, кредит, деньги и др.
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие основные задачи:
1. В соответствии с федеральным бюджетом (финансовым планом) обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.
2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать расширенное воспроизводство.
3. Осуществить финансовый контроль за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, зависящих от субъектов, с которыми государство вступает в правоотношения в процессе этой деятельности, и от конкретных условий собирания и распределения денежных фондов. С учетом этого указанные методы делятся на две группы:
1) методы собирания фондов денежных средств;
2) методы их распределения и использования.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов физических и юридических лиц в бюджет; б) метод обязательных взносов {платежей) в государственные внебюджетные фонды (юридическими и физическими лицами - в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования) и др.; в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг; г) метод взимания пошлин, т.е. платы за услуги 1 оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.); д) метод страхования с образованием страховых фондов; е) метод эмиссии денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.
К методам распределении фондов денежных средств относятся: а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета; б) кредитование - также плановая, целевая, во возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд; в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов; г) осуществление расчетов между различными субъектами.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему , состоящую из следующих звеньев:
1. Государственные финансы, включающие в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций, объединяющий финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4. В сфере страхования отношения представлены отраслями страхования: личным, имущественным, страхованием ответственности, перестрахованием.
Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства.
Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, весьма важным является определение круга органов государственной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Все перечисленные отношения регулируются нормами отрасли финансового права, а сами эти отношения и составляют ее предмет.
Финансовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что: а) они складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления; б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе: в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.
Система финансового права включает общую и особенную части.
Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.
Особенная часть финансового права содержит разделы, группы норм, регулирующие отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.
Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли бюджетного и налогового права.
Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям, например:
· по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение;
· по органам, издающим финансовые акты, они делятся на акты органов представительной, исполнительной и судебной властей: 1) указы Президента Российской Федерации; 2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ); 3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.), отраслевыми министерствами, ведомствами; 4) финансовые акты, издаваемые муниципальными органами; 5) судебные акты.
Общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения, отличающиеся от других правоотношений следующими признаками: 1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер; 3) носят имущественный характер, т. е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.
Кроме специфических признаков, отграничивающих его от смежных правовых отношений, финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников.
Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на три группы: Общественно-территориальные они включают в себя Российскую Федерацию, а также административно-территориальные образования в составе муниципальных образований.
Коллективные субъекты, включающие органы государственной власти (представительные органы власти, исполнительные органы власти общей и специальной компетенции и Банк России), уполномоченные кредитные организации (т. е. имеющие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой), а также иные организации и юридические лица (регистрирующие и лицензирующие органы, учреждения социальной защиты населения, бюджетные учреждения, унитарные и казенные предприятия).
Индивидуальные субъекты, т. е. физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, определенные должностные лица).
Нормы финансового права как публичной отрасли права носят императивный характер, т. е. их содержание не может быть изменено по соглашению участников отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, например, гражданского права. Соответственно основным методом финансового права является метод властных предписании.
В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. При этом большинство норм носит обязывающий характер.
В зависимости от содержания нормы финансового права подразделяются также на материальные и процессуальные. Материальные - закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Процессуальные - определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития.
Финансовая деятельность государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства. Объективным условием существования финансовой деятельности является необходимость распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, то есть при помощи денег.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что финансы - это не сами денежные средства, а отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, при которых осуществляются распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
Финансовая деятельность осуществляется государством разнообразными методами. Государство вступает в отношения с различными субъектами финансовой деятельности по поводу собирания денежных средств или по поводу их распределения, при этом используются методы собирания или методы распределения и использования фондов денежных средств.
Среди методов собирания денежных средств государством в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли организаций, учреждений и граждан в обязательном порядке, в установленные законом сроки и размерах отчисляется в бюджет.
В обязательном порядке осуществляются также взносы во внебюджетные фонды - социального страхования, пенсионный фонд, медицинского страхования, занятости населения, они уплачиваются организациями, учреждениями и гражданами и используются на выплаты пенсий и различных пособий.
Государственные пошлины также являются источником поступления денежных средств в бюджет государства, они взимаются за различные услуги, оказываемые государственными учреждениями.
Страхование имущества, личности, ответственности позволяет также аккумулировать значительные денежные средства в бюджет государства.
Помимо обязательных взносов денежных средств организациями, учреждениями и гражданами, за счет которых в основном до недавнего времени осуществлялось формирование доходной части бюджета государства, все более широкое распространение получают добровольные взносы денежных средств (приобретение облигаций и других ценных бумаг, вклады населения в банки, приобретение лотерейных билетов и т. п.).
Основными методами распределения и использования денежных средств являются финансирование и кредитование. Финансирование - это плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета. Метод финансирования в настоящее время имеет довольно ограниченное применение, в основном он используется для покрытия расходов государственных учреждений, учреждений социальной сферы, обороны. Производственная сфера в основном находится на самофинансировании, своими доходами возмещая расходы.
В отличие от финансирования, кредитование является плановой, целевой, возвратной и возмездной выдачей денежных средств в виде банковских ссуд, которые подлежат возврату в назначенный срок, и за них взимается определенный процент.
Совокупность экономических отношений, однородных по формам и методам собирания и использования денежных средств, называют финансовым институтом. Например, все отношения в области бюджета, все отношения в области страхования или в области кредитования. Все вместе взятые финансовые институты образуют финансовую систему.
Финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев и их взаимосвязи. Такими звеньями (институтами) являются:
Бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, региональными) и местными бюджетами;
Внебюджетные целевые фонды;
Финансы предприятий, организаций;
Имущественное и личное страхование;
Кредит (государственный и банковский). Государственные финансы включают в себя:
Бюджет страны;
Внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонды социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и другие фонды);
Государственный кредит.
Финансы предприятий, учреждений, организаций состоят из:
Финансов организаций, функционирующих на коммерческой основе;
Финансов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
Финансов общественных объединений.
Страхование как важнейшее звено финансовой системы делится на две формы - обязательное и добровольное. Они, в свою очередь, подразделяются по видам страхования:
Социальное страхование;
Имущественное страхование;
Страхование ответственности;
Страхование предпринимательских рисков, перестрахование.
Важным институтом финансовой системы является кредитование, которое образует отношения, возникающие между вкладчиками и коммерческими банками и иными учреждениями по поводу привлечения денежных средств и предоставления банковских ссуд.
Государство имеет достаточно широкую систему органов, занимающихся финансовой деятельностью. Прежде всего к таким органам относятся высшие представительные и исполнительные органы государственной власти - Федеральное Собрание и представительные органы субъектов Федерации, Правительство РФ, администрация субъектов Федерации, Министерство финансов РФ. Помимо них финансовую деятельность осуществляют специальные органы - ЦБ РФ, Счетная палата, Казначейство, Государственная налоговая служба, налоговая полиция, разнообразные инспекции, осуществляющие контроль за финансовой деятельностью (страхованием, валютной деятельностью и др.).
Для того, чтобы обеспечить своевременную и полную аккумуляцию денежных ресурсов и затем их целевое использование, государство осуществляет финансовый контроль за образованием, распределением и использованием ресурсов всех институтов финансовой системы.
Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специальных организационных форм и методов деятельность государственных или негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности.
Важным видом финансового контроля является общегосударственный контроль, осуществляемый органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами (Парламентский контроль, правительство, министерство финансов, государственная налоговая служба, федеральные органы налоговой полиции, Федеральное казначейство, Счетная палата, банки и т. п.).
Каждое министерство и ведомство осуществляет ведомственный контроль за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций. Такой контроль осуществляется для надзора за соблюдением финансовой дисциплины, эффективным использованием выделенных финансовых средств.
Так как в рыночной экономике появился большой частный сектор, то финансовый контроль таких структур, ревизию их финансово-хозяйственной деятельности осуществляют негосударственные, независимые, хозрасчетные, контрольно-ревизионные органы, а именно, аудиторские фирмы. Предпринимательская деятельность аудиторов направлена на осуществление независимых вневедомственных проверок финансовой отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств.
Важным регулятором финансовых отношений является право. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие во всех звеньях финансовой системы.
У финансового права нет самостоятельного метода, им используется административно-правовой метод, имеющий императивный характер правовых предписаний, неравное положение сторон в правоотношении, разный объем прав и обязанностей субъектов.
Источниками финансового права являются Конституция РФ, законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, органов управления специальной компетенции, которые в совокупности образуют финансовое законодательство.
Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.
Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему 1).
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:
1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.
2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.
3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов (см. схему 2).
Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:
1) методы собирания фондов денежных средств;
2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:
а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическимилицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;
в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-
д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;
е) эмиссия денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение (см. схему 4).
Ко второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся:
а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):
1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит.-
2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.
3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.
4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.
Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства