Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Финансирование дефицита местного бюджета. Дефицит местного бюджета и источники его финансирования

Причины от возникновения проблемных ситуаций

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Проблема совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации включает в себя важнейшие вопросы современного бюджетного механизма, основными из которых являются проблемы бюджетного регулирования.

Эти проблемы логично разделить на две основные группы.

К первой группе проблем относятся те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны - вопросы совершенствования межбюджетных отношений и необходимости формирования системы бюджетного федерализма, что, учитывая вековой опыт ведущих западных стран, позволит стабилизировать и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов и расходов как федерального, так и местных бюджетов.

Вторая группа проблем сегодняшнего бюджетного устройства - собственно финансовая проблема, которая непосредственно вытекает из первой. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Дефицит местного бюджета и источники его финансирования

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники - кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия Дефицита бюджета правительство получает займы народного банка или напрямую продает ему свои долговые долга. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства народным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе народный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных займов, которые размещаются на биржевом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения кредитов, идут на покрытие Дефицита бюджета. Поскольку деньги занимаются не у национального банка, а на рынке , прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные займа гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных кредитов, источниками финансирования дефицита могут быть долги и займа, полученные от бюджетов других уровней, коммерческих банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ) (МВФ ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные кредиты путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные займа от других уровней бюджетной системы и займы, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных кредитов и займов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, дeфицит бюджeтa может финансироваться только на долговой основе. Долги резервного банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых долгов при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования Бюджетного дефицита.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия Дефицита бюджета, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и издержек на обслуживание государственного обязательства РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его прибылей без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных затрат, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение задолженности субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета - не более 3 процентов от объема выгод без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

Большое значение для выполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними функций и полномочий имеет сбалансированность бюджета. Соответствие доходов и расходов бюджета является одним из основных принципов бюджетной системы РФ. В Бюджетном кодексе РФ определен такой результат сбалансированности местного бюджета, как дефицит.

Дефицит бюджета муниципального образования представляет собой превышение расходов местного бюджета над его доходами. В соответствии с Бюджетным кодексом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в котором доля межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации (за исключением субвенций из фонда компенсаций) в течение двух из последних трех отчетных периодов превышала 70% величины собственных доходов, не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Анализ сбалансированности бюджетов городов, районов и поселений в большинстве субъектов РФ свидетельствует о том, что более трети из них являются дефицитными, если не учитывать объем финансовой помощи, предоставляемой из вышестоящего бюджета на достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности в виде дотаций.

При принятии бюджета с дефицитом определяются источники его финансирования. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита на местном уровне. Бюджетным законодательством РФ предусмотрено использование муниципальным образованием для финансирования своего бюджетного дефицита только внутренних источников, средства от реализации которых поступают в валюте РФ.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, указанных в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

Разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, как правило, учитываются поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования; поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета; объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ и др.

Особенностями финансирования дефицита местных бюджетов в Российской Федерации являются, во-первых, ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам, во-вторых, отсутствие у них ресурсов от реализации валютных ценностей.

Преобладающим источником финансирования дефицита местных бюджетов остаются бюджетные и банковские кредиты. Это объясняется простотой их привлечения по сравнению с выпуском муниципальных ценных бумаг, низкой инвестиционной привлекательностью большинства муниципальных образований (преимущественно районов и городских и сельских поселений) и неразвитостью рынка ценных бумаг в муниципальных образованиях. Однако в крупных городских округах с развитой рыночной инфраструктурой, значительными поступлениями в бюджет от градообразующих предприятий и наличием привлекательных инвестиционных проектов муниципальные органы управления в качестве источника покрытия дефицита местного бюджета могут использовать выпуск муниципальных облигаций. Использование муниципальных ценных бумаг как источника финансирования дефицита местного бюджета имеет ряд преимуществ перед заемными средствами в кредитных организациях по стоимости выплат, срокам погашения, срокам уплаты процентов за пользование заемными средствами, регистрации активов и оформлению гарантированного обеспечения.

Формирование источников финансирования дефицита местных бюджетов приводит к возникновению системы экономических отношений между органами местного самоуправления и другими субъектами внутреннего права. В процессе их реализации в местные бюджеты привлекаются дополнительные источники, за счет которых происходит финансирование утвержденных расходных обязательств. Эта система отношений определяется как муниципальные заимствования. Под муниципальными заимствованиями понимается совокупность долговых займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, а также кредитов, привлекаемых в бюджет муниципального образования из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ и кредитных организаций.

Использование различных инструментов заемного финансирования ведет к образованию муниципального долга. Под ним понимается вся совокупность долговых обязательств муниципального образования, возникающих в результате муниципальных заимствований. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме обязательств по ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет из других звеньев бюджетов бюджетной системы РФ; кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям); обязательствам, возникшим в результате реструктуризации и пролонгации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. Таким образом, формы муниципального долга отличаются от форм муниципальных заимствований на сумму выданных органом местного самоуправления гарантий по обязательствам третьих лиц.

В объем муниципального долга включаются только номинальная сумма долговых обязательств по выпущенным муниципальным бумагам, привлеченным кредитам и выданным муниципальным гарантиям без учета накопленных по ним процентов.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год и более, но менее пяти лет) и долгосрочными (пять лет и свыше, но не более 10 лет). Органы местного самоуправления могут использовать все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.

Основным законом, регулирующим долговую политику муниципальных образований Российской Федерации, является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному кодексу, определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом относится к компетенции федеральных органов власти. В соответствии с этим федеральное законодательство уже наложило некоторые ограничения на параметры долговой политики муниципальных образований. Так, начиная с 2001 г. внешние заимствования недоступны для муниципальных образований, не успевших к моменту вступления закона в силу выйти на международный финансовый рынок. Помимо запрета на внешние заимствования, Бюджетный кодекс содержит некоторые количественные ограничения на параметры долговой политики субъектов Федерации и муниципальных образований.

Бюджетный кодекс устанавливает несколько ограничений долговой политики местных администраций: предельный объем муниципального долга, который не должен превышать объема собственных доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений; предельный объем кредитов и облигационных займов, которые могут быть привлечены в течение года сверх объемов выплат основной суммы по уже имеющейся задолженности, - в сумме, не превышающей предельного размера бюджетного дефицита местного бюджета; предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга, который не должен превышать 15% совокупного объема расходов местного бюджета, за исключением расходов, осуществляющихся за счет субвенций.

Верхний предел муниципального долга муниципального образования устанавливается представительным органом управления муниципального образования на очередной финансовый год в соответствующем законе о бюджете муниципального образования.

К основным факторам, влияющим на дефицит бюджета муниципального образования, его величину и динамику, относятся обеспеченность бюджета муниципального образования собственными доходами; уровень доходного потенциала муниципального образования (налогового и неналогового); размер кредиторской задолженности по основным социальным статьям (заработной плате и детским пособиям); структура расходов бюджета муниципального образования; степень привлечения средств на возвратной основе для финансирования текущих расходов местных бюджетов и бюджетного дефицита; развитие и эффективность рынка муниципальных долговых обязательств; зависимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы.

Эффективная муниципальная политика привлечения заемных средств должна строиться на следующих основных принципах.

Во-первых, органы власти муниципальных образований должны иметь формализованную стратегию развития муниципального образования на среднесрочную (3 - 5 лет) и долгосрочную (5 - 10 лет) перспективу. При этом выполнимость разработанной стратегии должна быть обеспечена ресурсами, в том числе инвестиционными.

Во-вторых, инвестиционная стратегия должна быть органично увязана со стратегией развития муниципального образования. При ее формировании необходимо учитывать угрозы (риски) и варианты их нейтрализации. Предпочтение целесообразно отдавать не прямому заимствованию, а созданию условий, способствующих повышению инвестиционной привлекательности муниципального образования и стимулирующих привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты. Это является одним из основных путей высвобождения бюджетных средств для последующего их использования на социальные инвестиционные потребности.

В-третьих, займы должны представлять собой целостное звено финансовой системы муниципального образования. Органы власти муниципального образования должны иметь подсистему управления, координирующую процесс привлечения и эффективного использования заемных средств. Важнейшей функцией этой подсистемы является оптимизация портфеля заемных средств. Это достигается поддержанием оптимального баланса между кратко-, средне- и долгосрочными заемными инструментами, обеспечением ликвидности и ритмичности погашения заемных обязательств. Параметры долга, инвестиционных планов и обязательств должны выступать в качестве составных частей среднесрочного финансового плана, в котором должны быть отражены прогнозный объем доходов, расходов, стоимость обслуживания долга.

В-четвертых, привлечение заемных ресурсов должно осуществляться в целях финансирования экономически значимых муниципальных инвестиционных программ и проектов, реализация которых в кратко- или среднесрочной перспективе приведет либо к значительному снижению базовых бюджетных расходов, либо к созданию предпосылок для увеличения доходов бюджета муниципального образования.


Вернуться назад на

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

Муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

Кредиты, полученные от кредитных организаций;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит.

Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

(абзац введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

  1. Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

ТЕМА 12 ЛЕКЦИЙ АБАШИЛОВА

  1. Формы и методы финансового контроля.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПОДРОБНО РАССМОТРЕН В ВОПРОСЕ №29

  1. Консолидированные бюджеты в РФ, их особенности.

Консолидированный бюджет – статистический свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, характеризующий агрегированные показатели по доходам и расходам в целом по территории России и ее отдельным территориям.

Предназначение консолидированного бюджета РФ заключается в его использовании

В бюджетном прогнозировании и анализе

В сводном финансовом планировании

При разработке прогнозов социально-экономического развития

В расчетах обеспеченности жителей территорий

Консолидированный бюджет РФ


Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ (регионов) Региональные бюджеты Местные бюджеты

Консолидированный бюджет области

1.Областной бюджет 2.Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областной центр 3.Бюджеты районов области 2.1.Городские бюджеты 2.2.Бюджеты городских районов 3.1.Районные бюджеты 3.2.Бюджеты городов районного подчинения 3.3.Бюджеты сел, поселков и др. населенных пунктов
  1. Бюджетный профицит, его источники и особенности распределения

Профицит бюджета – это превышение доходов федерального бюджета над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

,
BS – бюджетный профицит
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR – трансфертные платежи

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный профицит, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного профицита и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для профицита бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

Где
BS* - это профицит бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также,что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

Механизм распределения профицита

Отличительной особенностью федерального бюджета РФ является его новая и весьма своеобразная конструк­ция, которая, по мнению Правительства РФ, реализует заявленную в бюджетном послании Президента РФ позицию о том, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары.

Механизм такой защиты построен на разных макроэкономических прогнозных вариантах формирования доходной и расходной частей федерального бюджета. В результате за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен, по существу формируется вторая, достаточно изолированная часть федерального бюджета. Эта часть государственных финансовых ресурсов по­лучила название "финансовый резерв". Источником образования финансового резерва являются свободные остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января нынешнего года.
В ходе исполнения федерального бюджета на пополнение финансового резерва направляются превышение доходов над расходами федерального бюджета, а также сверхплановые доходы бюдже­та, за исключением средств единого социального налога (взноса), предназначенных на выплату базовой части трудовой пенсии, направляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ

Средства финансового резерва могут использоваться только на
- замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собствен­ности;
- замещение внешних источников финансирования де­фицита федерального бюджета;
- погашение государственного долга Российской Федерации.

Средства финансового резерва могут размещаться на финансовых рынках в первоклассных высоколиквидных государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств).

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с постановлением Министерству финансов РФ предоставлено право:
- размещать средства финансового резерва на финансовых рынках путем вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги правительств иностранных государств, имеющих наивысшие рейтинги ведущих рейтинговых агентств;
- осуществлять продажу указанных ценных бумаг (в случае неблагоприятной конъюнктуры) и направлять вырученные средства на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- определять объемы, цены и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг.
При этом Минфину России предписано ежеквартально отчитываться перед Правительством РФ об объемах и направлениях расходования, а также способах и объемах размещения средств финансового резерва.
Средства, полученные от размещения средств финансового резерва, учитываются в составе средств финансового резерва.

В случае поступления доходов федерального бюджета в суммах, менее утвержденных в сводной бюджетной росписи (с поквартальным распределением) по итогам отчетного периода, зачисление средств в финансовый резерв уменьшается на величину разницы между утвержденной и фактически полученной по итогам этого периода суммой доходов федерального бюджета.

Во избежание образования дефицита федерального бюджета не допускается использование средств финансового резерва, сформированных за счет свободных остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января на финансирование расходов федерального бюджета. Концептуальное указание на необходимость формирования профицитного бюджета и финансового резерва содержится в Бюджетном послании Президента РФ на 2003 г., в котором, в частности, сказано, что "формирование и исполнение профицитного бюджета создает финансовую основу для дальнейшего снижения государственного долга.". В то же время со стороны Прави­тельства РФ в последнее время достаточно часто можно услышать заявления о том, что в перспективе следует от­казаться от практики формирования профицитного бюджета. В пользу существования профицитного бюджета тра­диционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в фи­нансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономи­ки от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (фи­нансовый резерв) может быть использован как экономичес­кий стабилизатор. В менее успешные годы могут быть ис­пользованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъ­юнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществ­лять гибкую политику выплат по внешнему долгу.
В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

В этой связи следует, что теперь ситуация в российс­кой экономике такова, что внешние факторы для поддер­жания экономического роста не имеют столь важного значения как это было 2-3 года назад. С этой точки зрения экономическая политика должна быть направлена на сни­жение налогового бремени, а не на подавление деловой активности экономических агентов при формировании избыточных доходов бюджета (профицита). Опыт зарубежных стран показывает, что при отсутствии развитого предпринимательского сектора эффективное развитие экономики невозможно. В частности, в США бюджет был дефицитен, за редким исключением, на протяжении многих лет. При этом целью экономической политики является стимулирование деловой активности экономических агентов, a основным инструментом бюджетной политики - поддержка приоритетных направлений развития. Жесткая бюджетная по­литика, ориентированная на превышение доходов над рас­ходами (фактическое изъятие денег из экономики) с обра­зованием профицита, не соответствует этим целям.

Для того чтобы говорить о необходимости образования профицита (долгосрочного, или в отдельные годы) с точки зрения оптимизации обслуживания долга, необходимо иметь долгосрочные расчеты, которые отсутствуют. Профицит в том виде, в котором он существует, является достаточно искусственным образованием. Связано это с тем, что при расчете параметров бюджета Правительство РФ опериру­ет с достаточно нереалистичными показателями. Наконец, важнейшей проблемой является законодатель­ная неоформленность институтов профицита и финансово­го резерва - они не прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Следует обратить внимание на то, что расписан запланированный, а не фактический профицит. Соответственно при превышении доходов над расходами сверх запланиро­ванных сумм избыток средств расходуется в соответствии с порядком расходования финансового резерва, который, помимо выплат по погашению государственного долга, пре­дусматривает замещение внешних и внутренних источни­ков финансирования дефицита федерального бюджета. В этом случае получается логический парадокс: при фак­тическом превышении запланированной суммы профицита избыток средств направляется на погашение дефицита.
Дополнительной проблемой представляется то, что в настоящий момент финансовый резерв представляет собой не реальный фонд, в котором в течение года аккумулируются средства из фиксированных источников (как, напри­мер, в нефтяном фонде в Норвегии), а аналитический по­казатель в составе остатков средств федерального бюджета, определяемый расчетным путем. При таком подходе объем финансового резерва может уменьшаться в ситуации, когда средства финансового резерва не будут использоваться в направлениях, предусмотренных законо­дательством (например, на погашение госдолга). В частно­сти, уменьшение финансового резерва может происходить и из-за низкой собираемости налогов, избыточного финансирования отдельных статей и др. Кроме того, соответствующий подход делает практически невозможным оперативный учет и контроль использования средств непосредственно финансового резерва. Фактически учитывать и контролировать можно только остатки средств на бюджетных счетах в целом.
Существование финансового резерва в виде аналитического показателя в составе остатков средств федерального бюджета, определяемого расчетным путем, принципиально не соответствует самой идее финансового резерва - экономического стабилизатора.

  1. Пенсионный фонд РФ.

Основан 27.12.91г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее выполнение социальных целей государства.

Цель создания: государственное управление финансами пенсионного обеспечения

Задачи:

Финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ (*функции по целевому сбору средств переданы ИМНС РФ)

Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов

Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

Межгосударственное и международное сотрудничество

Особенности ПФ РФ как звена финансовой системы:

Фонд запланирован органами власти и управления и имеет строгую целевую направленность

Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируется за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы устанавливаются государством и являются обязательными;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов и изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом, не подлежат;

Расходование средств из Фонда осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда);

Источники формирования средств:

Страховые взносы работодателей

Ассигнования из федерального бюджета

Прибыль от коммерческой деятельности

С 2010 года - ЕСН отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (т.е. старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

*Размеры отчислений в фонды с 2011 года существенно увеличатся.

Так, для большинства организаций (не являющихся плательщиками УСН, ЕНВД, ЕСХН, производителями сельхозпродукции, организациями инвалидов и т.п.) общая сумма отчислений с фонда заработной платы возрастет с 26% до 34%.

Компании, применяющие УСН и ЕНВД, с 2011 года также станут платить 34%.

Для компаний-льготников устанавливаются особые тарифы от 20,2% до 27,1%. **

ТАРИФЫ БУДУТ НА УРОВНЕ СТАВКИ ЕСН ТОЛЬКО ДО 2011 ГОДА
В отношении тарифов Закон № 212-ФЗ устанавливает переходные положения. В 2010 году общая величина тарифа страховых взносов будет равна максимальной ставке ЕСН - 26 процентов (ст. 57 Закона № 212-ФЗ), в том числе:

В ПФР - 20 процентов;
- в ФСС России - 2,9 процента;
- в ФФОМС - 1,1 процента;
- в ТФОМС - 2 процентов.

А вот с 1 января 2011 года размер тарифов увеличится. В ПФР нужно будет перечислять взносы в размере 26 процентов, в ФСС России - 2,9 процента, в ФФОМС - 2,1 процента, в ТФОМС - 3 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ). Таким образом, компаниям придется платить страховые взносы в размере 34 процентов.

***Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане

6. Утвердить объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:

1)бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2011 году в сумме 2 145 896 214,1 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 2 355 113 910,2 тыс. рублей;

2) бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2011 году в сумме 74 426 326,1 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 79 371 483,5 тыс. рублей;

3)бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году в сумме 18 290 700,0 тыс. рублей и в 2012 году в сумме 20 500 000,0 тыс. рублей.

Направления использования средств:

Государственные пенсии

Пенсии инвалидам

Компенсационные выплаты пенсионерам

Пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет

Социальные программы государственной поддержки инвалидов, пенсионеров и детей

(38,6 млн. пенсионеров)

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция. Бюджет, смета расходов и отчеты об их исполнении составляются Правлением, рассматриваются и утверждаются представительными органами власти РФ.

  1. Расходы местных бюджетов.

Расходы территориальных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на территориальные органы власти.

Особенностью расходов территориальных бюджетов является преобладание расходов на финансирование промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства и финансирование социальной сферы.

Опять-таки, на примере г. Москвы можно проанализировать:

Расходы на общегосударственные вопросы (расходы на госуправление) – 76 млрд. руб.

Расходы на безопасность и правоохранительную систему – 46 млрд. руб.

Расходы на экономику (общеэкономические и вопросы занятости населения) – 340 млрд. руб., в том числе:

· Транспорт – 111 млрд. руб.

· Дорожное хозяйство – 89,5 млрд. руб.

Расходы на ЖКХ – 398 млрд. руб.

Образование – 264 млрд. руб.

Здравоохранение и физкультура – 152 млрд. руб.

Социальная политика – 240 млрд. руб.

Межбюджетные трансферты (нижестоящим уровням бюджетной системы, а также внебюджетным фондам) – 48 млрд. руб.

  1. Порядок исполнения федерального бюджета.
Исполнение бюджета – действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Исполнение бюджета базируется на двух принципах: 1. единство кассы зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление предусмотренных расходов с единого бюджетного счета 2. обеспечение бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете
Бюджетная роспись - документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе РБС и бюджетополучателей Кассовое исполнение бюджета по расходам 1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до РБС и бюджетополучателей 1. на основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее получения утверждают финансовый орган и ГРБС на период действия утвержденного бюджета 2. доведение объемов ассигнований из бюджета вышестоящими РБС до нижестоящих РБС и получателей осуществляется через ФК (представление утвержденного распределения средств федерального бюджета) или через уполномоченные банки (для местных бюджетов) 2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями - это оформленное право предъявления требования к бюджету 1. на основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (формируются финансовым органом) имеют право принятия обязательств на осуществление расходов 2. на основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств бюджетополучатель имеет право осуществления закупок, начисления денежных выплат, принятия иных обязательств (оформление договоров) 3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств 1. представление в финансовый орган документов, подтверждающих реализацию бюджетных обязательств 4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Кассовый бюджетный расход – сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства 1. расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц на основе платежного документа, оформленного в порядке, установленном финансовым органом 2. объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств


Парламентский контроль предполагает право: на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджетов вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов Административный контроль предполагает право: проводить проверки ГРБС и бюджетополучателей получать информацию для контроля за соблюдением бюджетного законодательства требовать устранения выявленных нарушений давать указания по устранению нарушений обязательные для исполнения оформлять документы для наложения мер ответственности Анализ бюджетапо результатам составления и исполнения бюджета проводят финансовые органы оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий, параметров показателей при формировании бюджетов принятия и проверка выполнения управленческих решений органов власти выявление факторов, повлиявших на невыполнение плановых показателей бюджета резервов при составлении и исполнении бюджета недостатков в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нецелевому, нерациональному и неэффективному использованию бюджетных ассигнований недостатков в работе финансовых органов при составлении и исполнении бюджета определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов подготовка предложений по устранению недостатков в работе финансовых органов обеспечение полного и своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений замена отдельного отчетного показателя базисным – определяется влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель показатели группируются и сводятся в таблицы – проводят аналитические расчеты, выявляют тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей бюджетные показатели отчетного периода сравнивают с плановыми или с показателями за предыдущий период (базисными) при их сопоставимости цепных подстановок группировки простой Методы, используемые для анализа бюджета
  1. Межбюджетные отношения в РФ.

ДАННАЯ ТЕМА ПОДРОБНО РАСПИСАНА АБАШИЛОВЫМ В ТЕМЕ №6 «МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание