Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этапы проведения бюджетно налоговой политики. Цели и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье .

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения. Различают дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику .

Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономичес­кий рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спадацеленаправленно создаетсядефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительнымивнутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.

Т.е. при недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникаютавтоматически, в результате действиявстроенных стабилизаторов экономики.

«Встроенный» (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий .

В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса (рост покупательной способности населения), предотвращая дополнительные предпосылки к возникновению инфляции.

Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате рост совокупного спроса сдерживается.

В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение)чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Таким образом, автоматические стабилизаторы сглаживают резкие колебания совокупных доходов и расходов и предотвращают резкие и плохо контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит (излишек) – дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

В фазе циклического подъема Y 2 >Y 0 , и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (см. рис. 5.).

В фазе циклического спада Y 1

Рисунок 5. Бюджетные излишки и дефициты.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику, так как она сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета.

Государственный бюджет (госбюджет) , по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По сути же, государственный бюджет – это план расходов государства и источников их финансирования на год.

Доходы госбюджета обеспечивают:

1) налоги на физических и юридических лиц, акцизы, гербовый сбор, фискальные и протекционистские таможенные сборы;

2) доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3) поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономи­ческих проблем.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1) государственное управление;

2) оборону;

3) социально-экономические цели;

4) хозяйственную деятельность государства;

5) внешнеэкономическую деятельность.

Конечно, каждая строка указанных расходов, в свою очередь, расшифровывается более подробно. Например, третья строка – расходы на социально-экономические цели – включает в себя затраты государства на здравоохранение, образование, пособия, субсидии, субвенции и т. д.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом .

В принципе, предполагается, что бюджет должен быть сбалансирован (доходы и расходы должны быть равны), но так бывает не всегда. Возможны два варианта:

дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Является ли дефицит государственного бюджета (что случается довольно часто) проблемой для экономики страны, есть ли необходимость в постоянном балансировании бюджета? Нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от текущей экономической ситуации, в частности от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика.

В случае кризиса скорее всего будет наблюдаться дефицит бюджета. С таким дефицитом нет смысла бороться; наоборот, государство часто намеренно входит в такой дефицит увеличивая государственные расходы: так как надо снижать социальную напряженность, поддерживать промышленность (вероятно снижение налогов и выделение субсидий).

В более благоприятное время, когда экономика находится на подъеме, государство может начать проведение ограничительной фискальной политики и снизить дефицит государственного бюджета, за счет увеличения налогов.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

1) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случаемонетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в формеотсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпускагосударственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

Вытеснение, выталкивание с рынка происходит следующим образом:

Государство проводит экспансивную фискальную политику и ради этого испытывает дефицит бюджета. Чтобы покрыть дефицит, государство делает заимствования и чтобы привлечь к себе финансовые ресурсы, повышает процентную ставку по займам. В результате многие фирмы оказываются не в состоянии занимать по новым ставкам и остаются без инвестиций. Государственные расходы вытесняют, таким образом, частные инвестиции.

Проблемаувеличения налоговых поступлений в государственный бюджет разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплекснойналоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России – федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства, в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета.

Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.

Основа бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникает в меж бюджетных отношениях.

Функции бюджета .

Бюджетная система выполняет три основные функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности, который составляет, например, в США 6–7 % доходов государственного бюджета);

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста . Путем изменения уровня государственных расходов правительство может регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают:

1) экспансивную (расширительную, стимулирующую) бюджетно-налоговую политику (фискальную экспансию ), которая в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление экономического кризиса (циклического спада экономики), ускорение экономического роста и предполагает:

1) увеличение госрасходов G ;

2) снижение налогов T ;

3) комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной денежно-кредитной политикой Центрального банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

2)рестриктивную (ограничительную, сдерживающую) бюджетно-налоговую политику (фискальную рестрикцию) , которая имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики (т.е. ослабление инфляции и нормализацию хозяйственной конъюнктуры) и предполагает:

1) снижение госрасходов G ;

2) увеличение налогов T ;

3) комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства.

В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции , особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на ряд теоретических концепций .

На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета» , отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки :

а) она ограничивала размах экономических операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

б) снижала эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

в) снижала и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать на изменение экономической обстановки;

г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а увеличение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианский рецепт использования государственного бюджета впервые признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики . В основе его лежит концепция «функциональных финансов» , согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное – сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии.

Согласно концепции «функциональных финансов» решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах.

Для обеспечения макроэкономической стабильности, возможности проведения эффективной экономической политики используются два основных направления регулирования экономики:

1) Денежно-кредитная (монетарная) политика проводится Центральным Банком. Основными инструментами выступают:

Учетная ставка (ставка рефинансирования);

Операции на открытом рынке;

Норма обязательных резервов.

2) Бюджетно-налоговая (фискальная) политика проводится Правительством РФ с целью обеспечения сбалансированности экономической системы страны, проведения антициклического регулирования.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают налоги и государственные расходы.

Фискальная (от лат. fiscalis – относящийся к казне) или бюджетно-налоговая политика представляет собой меры, которые пре дпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов или расходов государственного бюджета. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, наряду с денежно-кредитной политикой, являются основными инструментами макроэкономического регулирования.

Целями бюджетно-налоговой политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

· стабильного экономического роста;

· полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

· стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Бюджетно-налоговая политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов . Однако некоторые инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

· государственные закупки;

· налоги;

· трансферты.

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики
на совокупный спрос
оказывается разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос , налоги же и трансферты оказывают на совокупный спрос косвенное воздействие , изменяя величину потребительских (С) и инвестиционных (I) расходов.

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, поскольку государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос, поскольку увеличение социальных трансфертных выплат увеличивает личный доход домохозяйств, а, следовательно, и их потребительские расходы, а увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает их возможности расширения производства, то есть инвестиционные расходы. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) а, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос, что обусловливает рост реального ВНП.

Из простой кейнсианской модели («кейнсианского креста») следует, что все инструменты бюджетно-налоговой политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику , поэтому, по мнению кейнсианцев, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно бюджетно-налоговой политики, прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, поскольку они имеют наибольший мультипликативный эффект.


В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, инструменты бюджетно-налоговой политики используются по-разному. Выделяют следующие виды бюджетно-налоговой политики:

· стимулирующую (экспансионистскую);

· сдерживающую (рестрикционную).

· Стимулирующая бюджетно-налоговая политикаприменяется при экономическом спаде (рис. 4.5-а), нацелена на сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· увеличение государственных закупок;

· снижение налогов;

· увеличение трансфертов.

· Сдерживающая бюджетно-налоговая политикаиспользуется при буме (перегреве экономики) (рис. 4.5-б), и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов).
Ее инструментами являются:

· сокращение государственных закупок;

· увеличение налогов;

· сокращение трансфертов.

Кроме того, различают дискреционную (гибкую) и автоматическую (недискреционную) бюджетно-налоговую политику.

· Дискреционная бюджетно-налоговая политикапредставляет собой законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

· Автоматическая бюджетно-налоговая политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов, представляющих собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (их встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

· подоходные налоги (включающие в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

· косвенные налоги (в первую очередь, НДС);

· социальные трансферты (пособия по безработице, по бедности, по потере кормильца и т. д.).

Механизм воздействия встроенных стабилизаторов
на экономику следующий.

При спаде уровня деловой активности объем выпуска в экономике сокращается и величина налоговых поступлений уменьшается, при перегреве же экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. При этом наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог .

Действие НДС как встроенного стабилизатора следующее: при рецессии в экономики объемы продаж падают, поступления от косвенных налогов (к числу которых относится НДС) сокращаются. При перегреве в экономике, наоборот, растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, увеличивают и поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Увеличение числа получающих пособия по безработице и другие социальные трансферты для малоимущих в период экономического спада, в свою очередь, позволяет затормозить снижение совокупного спроса в стране, что отразится меньшим сокращением величины объема продаж и совокупной прибыли фирм. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной бюджетно-налоговой политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов .

Воздействие инструментов бюджетно-налоговой политики на совокупное предложение происходит посредством таких инструментов бюджетно-налоговой политики как налоги и трансферты .

Сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р 1 до Р 2 на рис. 7.6-а), то есть провоцирует инфляцию. Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис. 7.6-б), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р 1 до Р 2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

В целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) А. Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного и на прибыль корпораций), поскольку, в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 4.6), то есть рост производства (от Y 1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р 1 до Р 2).

Важнейшим недостатком бюджетно-налоговой политики является, связанный с ней, дефицит государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, предложенные Дж. М. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в середине 1970-х гг. в большинстве развитых стран, использовавших после Второй мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики. В США, например, возник так называемый «двойной дефицит », при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.


Действие внешних эффектов (экстерналий), проблема неполноты информации и несовершенства конкуренции было рассмотрено в главах 2, 4 и 5 настоящего учебника.

North, D. C. Structure and Change in Economic History / D. С. North. – New York: Northon, 1981. – P. 21.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: Инфра-М, 2000. – С. 345.

См. Дьюи, Дж. Общество и его проблемы / Дж. Дьюи. – М.: Идея-Пресс, 2002. - 160 с.

См., например: Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство / Л. Мизес. – СПб.: Пневма, 1999; Фридман, М. Фридман и Хайек о свободе: Сборник. – [Вашингтон]: Cato Institute, 1985. – 135 c.

Chang, Ha-Joon . The political economy of industrial policy / Ha-Joon Chang. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 15–17.

Chang Ha-Joon. The political economy of industrial policy. – Great Britain, Macmillan press LTD, 1996. – P. 18–25.

См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2 / М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981 гг., Т. 8. - С. 115-217.

Eggertsson, T. Economic Behavior and Institutions /T. Eggertsson. – Cambridge, Cambridge University Press, 1995. – P. 317-358.

Олсон, М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция, социальный склероз / М. Олсон. – Новосибирск: ЭКОР, 1998.

Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – М.: Фонд экон. книги «Начала», 1997.

Олейник, А. Н. Указ соч. – С. 344-345.

Тамбовцев, В. Л. Государство и экономика. – М.: Магистр, 1997. – С. 9–12; Umbeck, J. The California Gold Rush: A Study of Emerging Property Rights / J. Umbeck // Explorations in Economic History. – 1977. – № 14. – P. 197–226.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 356–357.

Олейник, А. Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие / А. Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 362.

Нельсон, Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. – М.: Финстатинформ, 2000. – С. 407.

Бетелл, Т . Собственность и процветание / Т. Бетелл. - М.: ИРИСЭН, 2008. – 474 с.

Jeremy Cooper, Poverty and Constitutional Justice, in «Philosophy of Law: Classic and Contemporary Readings» / Edited by Larry May and Jeff Brown. - Wiley-Blackwell, UK, 2010 .

Van den Hauwe, Ludwig. Constitutional Economics II / Ludwig Van den Hauwe. - The Elgar Companion to Law and Economics, 2005. - pp. 223-224.

Краткая биография и Нобелевская лекция // Лауреаты Нобелевской премии по экономике: Автобиографии, лекции, комментарии. – Т. 2. 1983-1996. – СПб: Наука, 2009. – С. 92-106.

Философия права в начале 21-го столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров. – М.: Летний сад, 2010. – 321 с.

Зорькин, В. Д. Современный мир, право и Конституция / В. Д. Зорькин. - М.: Норма, 2010. – 543 с.

Очерки конституционной экономики. 23 октября 2009 года / Под ред. Г. А. Гаджиева. - М.: Юстицинформ, 2009. – 279 с.

О влиянии коррупции на снижение конкурентоспособности страны см.: Нисневич, Ю. А. Коррупция как фактор снижения конкурентоспособности государства: сопоставительно-институциональный анализ / Ю. А. Нисневич // XII международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Под ред. Е. Г. Ясина. В 4-х книгах. Книга 1. – М.: ИД НИУ ВШЭ, 2012. - С. 511-520.

Милгром, П., Экономика, организация и менеджмент: В 2 т. Т. 1 / П. Милгром, Дж. Робертс. – СПб.: Экономическая школа, 1999. – С. 402-405.

См.: Парвоз, А. В. Бюрократия: экономический анализ деятельности и логика современных административных реформ / А. В. Парвоз // Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/534/30.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Российская газета от 12.08.1998 г. № 153-154.

Подробнее см.: Мутушев, Р. М. Неналоговые доходы федерального бюджета: проблемы правового регулирования: Автореферат … канд. юрид. наук / Р. М. Мутушев – Саратов: СарГАП, 2009. – 30 с.; Пауль, А. Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование): Автореферат … д-ра юрид. наук / А. Г. Пауль – Воронеж: ВоронежГУ, 2012. – 48 с.

Подробнее про финансово-правовое регулирования осуществления публичных расходов см.: Черноверхский, А. М. Финансово-правовое регулирование публичных расходов в Российской Федерации: Автореферат … канд. юрид. наук / А. М. Черноверхский. – М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина, 2010. – 34 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации , часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Российская газета от 06.08.1998 г. № 148-149; часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.) // Парламентская газета от 10.08.2000 г. № 151-152.

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27.11.2009 г. № 17) // Собрание законодательства РФ от 13.12.2010 г. № 50. – Ст. 6615.

Бюджетно-налоговая политика представляет собой меры правительства для воздействия на экономическую конъюнктуру через изменение величины государственных расходов и налогов. Осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, основным источником пополнения которого являются налоги. Поэтому содержательно бюджетно-налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Цели бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс, в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП.

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительство воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет: доходы и расходы

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ:

  • o бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления;
  • o бюджетная система Российской Федерации представлена совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Консолидация бюджетов подразумевает их объединение по отдельным статьям, исключая взаимные операции (дотации, субвенции, взаимные расчеты и т.д.) между бюджетами всех уровней, и не предполагает простого арифметического сложения. Консолидированный бюджет Российской Федерации объединяет федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации объединяет бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на его территории.

Федеральный бюджет РФ является главным финансовым планом страны, который после его утверждения органом законодательной власти (ежегодно Государственной Думой принимается Закон о государственном бюджете на следующий финансовый год) приобретает силу закона и обязателен к исполнению. Составляется федеральный бюджет (а также бюджет любого другого уровня) в форме баланса доходов и расходов государства за определенный период времени (как правило, за год). В России финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

Доходы государственного бюджета

Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лип, налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги и взносы на социальные нужды (включая единый социальный налог), прочие налоги.

В любой стране налоговое законодательство (в России - Налоговый кодекс РФ) формирует налоговую систему, в соответствии с которой по каждому налогу определяются:

  • o субъект налогообложения (налогоплательщики и плательщики сборов);
  • o объект налогообложения (операции по реализации товаров, имущество, доход и т.п.);
  • o налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);
  • o ставка налога (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);
  • o налоговый период (календарный год, квартал, месяц);
  • o а также порядок исчисления налога, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.

Законодательно зафиксированная по каждому налогу совокупность налоговых ставок задает определенную шкалу налогообложения - плоскую, прогрессивную или регрессивную. Соответственно, различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. При плоской шкале ставка налога не зависит от величины налоговой базы. Примером пропорционального налога может служить действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц (с 2001 г.), ставка по которому составляет 13% и не зависит величины дохода. При использовании прогрессивной шкалы налогообложения ставка налога растет с увеличением налоговой базы. Например, в странах Евросоюза подоходный налог является прогрессивным. Регрессивная шкала налога означает, что налоговая база и ставка налога изменяются в противоположных направлениях: большей величине налоговой базы соответствует меньшая ставка налога и наоборот. Единый социальный налог, действовавший в России с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2009 г., - это пример прямого регрессивного налога.

По способу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги являются прямым вычетом из доходов, полученных домашними хозяйствами и фирмами. Налогами прямого действия являются, например, налоги на доходы и имущество. Особенность прямого налога состоит в том, что оплачивает налог (оплачивается налогоплательщиком) и выплачивает налог (выплачивается налогоносителем) одно и то же лицо. Косвенные налоги включаются в цену продаваемой продукции и поэтому носят неявный характер. Это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Особенность косвенного налога заключается в том, что оплачивают налог и выплачивают налог разные экономические субъекты. В конечном счете косвенные налоги через цены перекладываются на население, которое и является действительным плательщиком косвенных налогов.

Размышляем самостоятельно

Диаграмма на рис. 5.2 представляет структуру доходов консолидированного бюджета в динамике. Какие налога, отраженные на диаграмме, относятся к прямым, а какие - к косвенным?

Помимо представленных выше видов (прямые и косвенные) и типов (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные) налогов, различают также федеральные (обязательны к уплате на всей территории страны), региональные (действуют на территории субъекта РФ) и местные налоги (обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований).

Неналоговые доходы бюджета включают доходы от внешнеэкономической деятельности, от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и пр.

Представление о том, как изменялась структура доходов государственного бюджета России, дает диаграмма на рис. 5.2.

Рис. 5.2.

* С 1 января 2010 г. вместо отмененного единого социального налога введены страховые взносы на обязательное социальное страхование. Источники: Финансы России, 2004: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3. М., 2004; Финансы России, 2008: Стат. сб. Росстата, табл. 2.3 и 2.4. М., 2008; gks.ru.

Напомним, что в макроэкономике в качестве источника доходов государственного бюджета рассматриваются налоги, для описания которых используется налоговая функция Т = Т а + tY, где Т а - автономные налоги, t - предельная налоговая ставка, 0 < t < 1. Как было показано в предыдущей главе, рост/сокращение автономных налогов вызывает падение/увеличение совокупных планируемых расходов (совокупного спроса) и сопровождается мультипликативными эффектами. Поэтому снижение или увеличение автономных налогов, снижение или увеличение налоговых ставок представляют собой инструменты воздействия правительства на совокупные расходы, когда возникает необходимость стимулировать или, напротив, сдерживать совокупный спрос и, соответственно, выпуск и занятость.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание