Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Демографические проблемы мира и пути их решения. Демографическая проблема и пути ее решения

Важность и значимость глобальной демографической проблемы в наши дни по существу признана всеми государствами, осознавшими, что быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны, отсталая экономика и неразвитая социальная сфера которых не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития; что распространение опасных заболеваний типа СПИДа, мощные очаги которого приходятся опять же на самые бедные страны, ведут к увеличению смертности; что неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные; что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее; что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения.

Осознанно, что решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере способствовало создание в 1969 году в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения (ЮН ФПА) и проведение под его эгидой трех Всемирных конференций по проблемам народонаселения. Фонд уже в начале своей деятельности разработал программу ООН в области народонаселения, охватившую более 100 стран и включающую около 1400 проектов. За прошедшие годы только финансовая помощь Фонда на осуществление национальных программ в области народонаселения превысила 100 млн. долларов в год, на международные программы в 1998 году было выделено 56.3 млн. долларов.

Особая роль принадлежит Фонду по организации и проведению Всемирных конференций народонаселению, состоявшихся в 1974 году в Бухаресте, в 1984 году в Мехико и в 1994 году в Каире, на которых были рассмотрены острые проблемы народонаселения, приняты важнейшие программные документы в этой области.

Важное отличие этих конференций от других научных и практических форумов состояло в том, что они проходили на высоком правительственном уровне в отличие от предыдущих конференций по проблемам народонаселения, на которых эксперты выступали только от своего собственного имени.

Одним из таких основных документов стал Всемирный план действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте в 1997 году на 20 лет.

В плане было подчеркнуто, что основой для действительного решения проблем народонаселения являются, прежде всего, социально-экономические преобразования. В1984 году в Мехико состоялась вторая Международная конференция по народонаселению, в которой участвовали правительства 147 стран против 136 стран, принявших участие на конференции в 1974 году. На ней были подведены итоги Всемирного плана действий за 10 лет в области народонаселения и принята Декларация по проблемам населения и развития, в которой была подтверждена важность принципов и целей принятого 10 лет назад Плана действий и сделаны рекомендации по дальнейшему его выполнению.

В 1994 году в Каире прошла третья Всемирная конференция по народонаселению и развитию, которой приняло участие уже 179 государств. Был принят итоговый документ конференции - 20-летняя Программа действий в области народонаселения и развития, состоящая из 16 глав, касающихся практически всех злободневных проблем в области народонаселения.

В программе было подчеркнуто, что все больше государств осознают необходимость расширения международного сотрудничества в вопросах народонаселения. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием.

В Программе содержится призыв к разработке политики и законов, обеспечивающих более эффективную поддержку семьи, которая является основной ячейкой общества, а также содействовать ее стабильности и учитывать многообразие ее форм. Рассматриваются вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения. Вопросы урбанизации и миграции. В частности, обращается внимание на проблемы «оттока населения» из сельских районов и предлагаются соответствующие решения этих и некоторых других проблем, связанных с переселением в города, с вынужденными перемещениями населения, обусловленных ухудшением окружающей среды, ростом вооруженных конфликтов.

В главе XI Программы, посвященной вопросам народонаселения, развития и образования, утверждается, что в «мире женщины составляют 75% неграмотных» и что на мировом сообществе лежит особая ответственность за обеспечение того, чтобы «все дети получали более качественное образование и чтобы они оканчивали начальную школу». В ней обращается внимание на то, что существует тесная и сложная взаимосвязь между образованием, возрастом вступления в брак, рождаемостью и смертностью.

В Программе рассматривается значение разработки и осуществления правительственных программ действий, направленных на решение проблем народонаселения и развития.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны - КНР задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка (за исключением некоторых автономных районов Тибета, Синьцзяня, Внутренней Монголии). Это было не легко, ведь в Китае любят детей, но правительство было неумолимо: семьи, в которых появлялся второй ребенок, подвергались штрафам, а то и выселялись в отдаленные автономные районы. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0% и стал ниже среднемирового.

По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия. Здесь был выдвинут лозунг: «Одна семья - два ребенка». Но индийцы не смогли преодолеть многовековую традицию многодетной семьи. По этому население Индии стремительно приближается к 1млрд., а к 2030 году обгонит Китай и по численности выйдет на первое место в мире.

Политику государственного ограничения рождаемости проводили Бангладеш, Индонезия, Иран, Пакистан, но в странах ислама, где престиж главы семейства определяется числом его сыновей, она еще более была обречена на неудачу, чем в Индии. А такие страны как Бирма, Бутан, Малайзия, Ирак, Ливия и Сингапур, решили сохранить существующий высокий рост населения и даже поощряют его. Наименьшую эффективность демографическая политика имела в странах Африки. Если в 1990 году их население составляло 9% мирового, то к 2020 году оно достигнет 20%.

Наиболее высокими темпами растет население Мозамбика (4,6% в год) и Афганистана (5,2% в год). На каждую здоровую женщину здесь приходится 8-10 детей.

В некоторых развитых странах (Франция, Германия, Дания, Бельгия, Венгрия) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

В России официальных заявлений по поводу целей демографической политики не делалось. Правительство Российской Федерации только наметило меры по изучению перспектив демографического развития, решения неотложных проблем населения. Проводится политика социальной защиты семей с детьми, действует система семейных пособий.

развитие

УДК 312 JEL: J1, J11, J2

DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.4.375.379

пути решения демографической проблемы современности

станислав Иванович Буслаев 1

1 ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» 125993, ГСП-3, г. Москва, Ленинградский просп., 49

1 Кандидат военных наук, старший преподаватель кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 21.10.2015

Одобрена: 29.11.2015

Аннотация. В данной статье рассмотрена одна из основных глобальных проблем современности - демографическая. Проанализированы история возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью ее решения, приведена статистика и основные тенденции глобальной миграции, рассмотрены основные районы эмиграции и иммиграции. Сделаны выводы о дальнейшем развитии ситуации, даны рекомендации о возможных способах решения проблемы беженцев.

ключевые слова: беженцы, демографическая проблема, вынужденная миграция, переселенцы, миграционный кризис, убежище.

2015. Т. 6. № 4. С. 375-379. й01:10.18184/2079-4665.2015.6.4.375.379

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Важнейшие проблемы народонаселения, которые угрожают крайне негативными последствиями: стремительный рост населения, или демографический взрыв, в развивающихся странах, и угроза депопуляции, или демографический кризис, в экономически развитых странах. К проблемам народонаселения следует отнести также неконтролируемую урбанизацию в развивающихся странах, кризис крупных городов в некоторых развитых странах, стихийную внутреннюю и внешнюю миграцию, которая осложняет, политические отношения между государствами.

Одной из форм демографической проблемы современности является миграция.

Мигрант - лицо, совершающее переселение, меняющее местожительство внутри страны или переезжающее из одной страны в другую, чаще всего из-за экономической, политической, национально правовой нестабильности.

Понятие беженец подразумевает всех лиц, которые покинули родную страну, в которой проживали на постоянной основе ввиду чрезвычайных обстоятельств и причин. Беженцы существенно ограничены в правах относительно других групп

мигрантов и их положение не предполагает интеграции в общество. Статус беженца предполагает, что при улучшении ситуации на Родине, человек вернется в страну.

Перемещение населения в результате войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий началось не сегодня и завершится не завтра - процесс поиска людьми безопасных условий для жизни в последние годы в ряде регионов планеты идет по нарастающей.

Миграционный кризис настоящего времени является крупнейшим со времен Второй мировой войны, что представляет серьезный вызов для мирового сообщества, считает генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. По всему миру к беженцам можно отнести около 60 млн. человек. XXI век обозначил резкий тренд на увеличение числа мигрантов (рис. 1).

Развязанные при помощи того же Запада - США и Евросоюза - вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, в Северной, Западной и Северо-Восточной Африке, способствуют притоку в европейские страны сотен тысяч беженцев.

В 2015 году в ЕС разразился кризис из-за наплыва беженцев. Беженцев, безусловно, жаль и 99% из них реально несчастные люди, спасающиеся от смерти. Это миллионы несчастных, бегущих в Европу.

Для современной Европы миграция из стран «третьего мира» уже несколько десятилетий является крайне актуальной проблемой.

Рис. 1. Перемещения в XXI веке, млн. человек

Именно страны Западной и Северной Европы являются целью беженцев: там они хотят остаться жить и работать и туда они будут стремиться до тех пор, пока ЕС будет их принимать. Не пускать их -значит обречь на страдания и смерть. Их можно понять. Впускать всех подряд - обречь самих себя на вымирание в перспективе. Но можно понять и рядовых европейцев, которым такое нашествие абсолютно чуждых в языковом, культурном, религиозном отношении людей совершенно не по душе. Что же происходит?

Согласно июньскому докладу Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев «Глобальные тенденции», опубликованному в Женеве, в 2014 г. из-за войн, экономических неурядиц и стихийных бедствий число вынужденных переселенцев в мире превысило 59 млн. (десять лет назад - 37,5 млн. человек), а это более чем на 8 млн. превышает показатель 2013 г. При этом в европейских странах рост достиг 51% и составил 6,7 млн. человек (ранее 4,4 млн. человек).

Сегодня Европа переживает самый острый со времен Второй мировой войны кризис из-за наплыва мигрантов из Африки, Азии и Ближнего Востока. Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев прогнозирует, что до конца 2016 г. в Европу переберутся не менее 850 тыс. человек.

В сентябре 2015 г. Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщило, что количество мигрантов, пересекших Средиземное море в поисках убежища в Европе, превысило 500 тыс. человек, почти 3 тыс. человек погибли или пропали без вести. Если говорить о ситуации, которая

сложилась в текущем году, то лишь по Средиземному морю в первом полугодии 2015 года в страны Европы прибыли почти 140 тыс. мигрантов, что на 83% больше прошлогоднего показателя.

По данным Евростата лишь во втором квартале текущего года заявление на получение убежища в европейских странах подали более 213 тыс. человек, что на 15% превышает значение первого квартала и на 85% больше значения 2014 г. за аналогичный период. Ожидается, что показатель третьего квартала будет еще выше, поскольку ежедневно границы европейских стран пересекают тысячи беженцев. Германия в основном «привлекает» сирийцев, афганцев и ко-соваров, Италия - нигерийцев, гамбийцев и пакистанцев, Франция - косовских сербов, жителей Конго, суданцев, Финляндия - сомалийцев, иракцев и албанцев, Великобритания -жителей Эритреи, Пакистана и Ирана.

В прошлом году возвращены в страны своего происхождения были только 126,8 тыс. беженцев, что является рекордно низким показателем за последние двадцать лет. Он указывает на отсутствие тенденции к нормализации ситуации в государствах-поставщиках беженцев.

За последние тридцать пять лет четверть стран мира в результате тех или иных политических событий становилась источниками мигрантов и беженцев. Двенадцать государств являются таковыми на протяжении более чем двух десятков лет фактически без перерыва (например, Афганистан, Ирак и Вьетнам, некоторые страны Южной и Центральной Африки). Это именно те страны, которым Штаты прописали ударную порцию демократии. Сирия вошла в их число в 2012 г., и быстро стала рекордсменом.

Согласно докладу «Глобальные тенденции 2014» Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, к концу 2014 года Сирийская Арабская Республика стала крупнейшим в мире источником беженцев, обогнав Афганистан, который занимал эту позицию более трех десятилетий (рис. 2).

Вместе с Сомали в качестве третьей по величине страной-источником, на эти три страны вместе приходится 7,6 млн. человек или более половины (53%) всех беженцев, находящихся в ведении УВКБ ООН, на конец 2014 года.

Рис. 2. Основные страны-источники беженцев (на конец 2014 года), млн. человек

Хотя Афганистан и Сомали были перечислены среди этой тройки уже ряд лет, Сирийская Арабская Республика не входила даже в топ-30 стран-источников всего три года назад. Этот поворот явно демонстрирует стремительное ухудшение ситуации в этой стране.

Включая 3,9 млн. беженцев в 107 странах, Сирийская Арабская Республика стала ведущей страной происхождения беженцев в 2014 г. С учетом 7,6 млн. лиц, перемещенных внутри страны, сирийцы стали крупнейшим перемещенным населением в мире. Сегодня, в среднем, почти один из каждых четырех сирийских беженцев, с вероятностью 95% находится в соседних странах. Последний раз такая высокая цифра беженцев наблюдалось в 2001 г., когда 3,8 млн. афганцев были зарегистрированы в качестве беженцев по всему миру. Германия приняла самое большое число сирийцев в 2014 году, примерно 41 000 человек.

Конфликт в Сирийской Арабской Республике заставил 1,55 мдн. человек, бежать за границу в 2014 г., главным образом в соседние страны. Турция (1,56 млн.), Ливан (1,15 млн.), Иордания (623,100), Ирак (234,200), и Египет (138,400) несут наибольшее бремя в принятии сирийских беженцев к концу 2014 года. Кроме того, Сирийцы подали около 175 000 индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища по всему миру в течение года, большинство из них в Европе.

Афганцы были второй по величине группой беженцев под действием мандата УВКБ ООН, с примерно 2,6 млн. человек в конце 2014 года. Как и в предыдущие годы, Пакистан и Исламская Республика Иран были основными странами, принимающими население, с 1,5 млн. и 950,000 беженцев, соответственно. Вместе, на эти две страны приходится 95 процентов всех афганских беженцев по всему миру. Кроме того,

Германия приняла 27,800 афганских беженцев. В Исламской Республики Иран, правительство вверх изменение числа афганских беженцев в том, что страна (из 814,000 до 950 000) был частично компенсировано в сочетании с добровольной репатриацией и переселенческими вылетами приблизительно 20 000 афганцев. Не продление 137 500 подтвержденийй регистрационной карты для афганских беженцев в Пакистане, продолжает сокращать размер этой группы.

Сомалийцы стали третьей по величине группой беженцев под действием мандата УВКБ ООН с 1,11 млн. человек на конец 2014 года, численность почти не изменилась с конца 2013 года (1,12 млн.). Масштабные поступления сотен тысяч Сомалийцев в Кению и Эфиопию, которые наблюдались в некоторые предыдущие годы значительно замедлились в 2014 г. Тем не менее, в общей сложности 35 900 сомалийцев добивались международного защиты в течение года, в частности в Йемене (17 600), Кении (11 500) и Эфиопии (6300). С примерно 666 000 беженцев в конце года, число суданских беженцев осталось относительно стабильным по отношению к началу года (648 900). Судан был, таким образом, четвертой по величине страной происхождения беженцев. В противоположность этому, вспышка насилия в Южном Судане, которая началась в декабре 2013 г., привела к резкому оттоку в соседние страны. Общее число Южносуданских беженцев выросло с 114 400 к 616 200 в промежуток всего 12 месяцев. Под конец года, те кто бежали в Южный Судан нашли убежище преимущественно в Эфиопии (251 800), Уганде (157 100), Судан (115 500), и Кении (89 200). В результате Южный Судан был пятой по величине страной происхождения беженцев во всем мире.

На конец 2014 г. с 516 800 лиц число беженцев из Демократической Республика Конго достигло небывало высоты.

В то время как оценки беженцев родом из Мьянма (седьмой по величине страной-источником) остались практически неизменным на уровне 479 000, число беженцев из Центральноафриканской Республики выросло, так как конфликт и насилие продолжается в их стране. Число беженцев увеличилось с 252 900 до 412 000 в течение отчетного периода, превращая Центральноафриканскую Республику в восьмую по величине страну происхождения беженцев.

Иракцы стали девятой по величине группой беженцев в 2014 г. с 369 900 лицами, главным образом в

МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 4. С. 375-379

Сирийской Арабской Республике (146 200), Германии (41 200), Исламской Республике Иран (32 000) и Иордании (29 300).

Эритрея занимала 10-е место среди основных стран-источников с 363 100 беженцами на конец отчетного периода.

Другими основными странами происхождения беженцев были Колумбия, Пакистан и Украина. Число Колумбийских беженцев (360 300) уменьшилось на 36 300 лиц по сравнению с началом года, в основном в результате пересмотра числа в Республике Венесуэла. В отличие от этого, как для Пакистана, так и для Украины данные увеличились резко. В Пакистане около 283 500 лиц бежали в Афганистан, так как в их стране в течение года разворачивался вооруженный конфликт; кроме того, бои в Восточной Украине не только переместили более чем 800 000 человек внутри страны, но и привели к 27 1200 лиц, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или временного убежища в Российской Федерации.

В 2014 году отмечается сдвиг в балансе как основных принимающих, так и в странах происхождения беженцев, спровоцированный сочетанием сирийского кризиса и масштабного перемещения в различных районах Африки. Турция стала крупнейшей страной, принимающей беженцев в 2014 году, заменив Пакистан, который занимал это место на протяжении более чем десятилетия.

Другими страны с большим населением беженцев являются Ливан (1,15 млн.), Иран (950 тыс.), Эфиопия (657 тыс.), Иордания (654 тыс.), Кения (551 тыс.) и Чад (453 тыс.).

Вместе, Турция, Пакистан, Ливан и Исламская Республика Иран приняли более 5,2 млн., или 36 процентов всех беженцев в мире (рис. 3).

По адресации запросов на предоставление убежища и получение статуса беженца лидирующую позицию в 2014-м году заняла Россия, что связано с вооруженным конфликтом в Восточной Украине. Но для России эти приезжающие люди не представляют собой цивилизационной угрозы, так как 99% из них являются носителями той же культуры и тех же традиций, имеют общие исторические корни. Абсолютно иная ситуация наблюдается сегодня в Европе, прибежище в которой стремятся получить люди абсолютно иной ментальности .

3. Основные страны, принимающие беженцев (на конец 2014 года), млн. человек

Как заявил в связи с публикацией доклада верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерреш, мир вступает в «новую эру», когда масштабы «глобального принудительного перемещения населения заслоняют все виденное прежде». Те, кто развязывают конфликты, все чаще остаются безнаказанными, тогда как международное сообщество демонстрирует «неспособность работать сообща, чтобы остановить войны», подчеркнул он. Европейские политические лидеры, конечно, понимают, что миграция провоцирует значительные внутриполитические риски, становится одним из ключевых факторов роста преступности, экономической нестабильности, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, ксенофобии, разрушения коренной идентичности и подрыва суверенитета.

Глобальный характер опасности столкновений религиозных идентичностей описал американский журналист Патрик Бьюкенен. Он спрогнозировал доминирование ко второй половине XXI века в странах ЕС исламо-арабо-африканской культуры, что связано в первую очередь с отвержением христианской морали населением европейского происхождения, численность которых составит абсолютное меньшинство.

Существует и опасность, что какая-то часть преступников и боевиков ИГИЛа проникает под видом беженцев в Европу. Европейский союз по-прежнему пытается придумать систематический способ как одновременно управлять беспрецедентным числом беженцев, протекающим через его границы и пытаться сдержать их приход. Но десятки тысяч сирийцев, иракцев, афганцев и другие продолжают наводнять Европу. Элементарные расчеты позволяют сделать вывод, что к концу 2015 года число вновь прибывших беженцев и уже

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 4, pp. 375-379

находящихся в Германии составит, как минимум, два миллиона человек. Проблема мигрантов и беженцев становится все острее и опаснее. Миграция - не просто проблема, которую нужно решать, но процесс, которым нужно грамотно управлять. Остановить же ее просто невозможно, таковы реалии современного открытого мира. Решение такой глобальной демографической проблемы сегодня возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества.

Международные организации обязаны искать пути решения вопросов, связанных с необходимостью размещения беженцев, их интеграции в местах нового проживания. Необходимо остановить гуманитарную катастрофу, покончить с терроризмом и параллельно начать политический процесс по урегулированию сирийского кризиса. И сирийскому обществу нужно объединиться для решения всех этих задач. Для решения проблемы необходимо восстановить государственность в тех странах, куда европейцы последние годы «несли демократию», уничтожить выращенных при пособничестве Запада террористов.

Оказать помощь в восстановлении экономики в разрушенных странах, решить социальные проблемы стран и благополучия населения - при всех гигантских финансовых затратах на реализацию этого решения, такой путь остается наиболее оптимальным.

Поэтому, не будут решены, прежде всего, социальные проблемы на Ближнем Востоке - поток беженцев не иссякнет.

Список литературы

1. Доклад «Глобальные тенденции 2014» Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев [Электронный ресурс]. URL: http://www. unhcr.org/556725e69.html (дата обращения: 10.11.2015).

2. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада: пер. с англ. А. Башкирова. М.: ООО «Издательство ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2003.

3. Каковы истинные причины сирийского кризиса [Электронный ресурс]. URL: http://www. pravda.ru/world/asia/middleeast/11-09-2015/1274296-kadri-0/ (дата обращения: 10.11.2015).

4. Хвыля-Олинтер Н. Миграционный нокаут Европе [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand. ru/analytics/migratsionnyj-nokaut-evrope (дата обращения: 10.11.2015).

5. Проблема беженцев: ООН бьет тревогу [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/spec/ refugee/ (дата обращения: 10.11.2015).

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research)

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

the ways of solving modern demographic problem

Stanislav Buslaev

This article discusses one of the major global challenges of our time - the demographic one. The paper analyzes the history of the problem of refugees and forced migrants for the purpose of its decision, cites statistics data and the main trends of global migration, the main regions of emigration and immigration. The paper makes conclusions on the further development of the situation, gives the recommendations on possible ways to solve the refugee problem.

Keywords: refugees, demographic problem, forced migration, migrants, migration crisis, asylum.

Correspondence: Buslaev Stanislav Ivanovich, Finance University under the Government of the Russian Federation (49, Leningradsky avenue, Moscow, 125993), [email protected]

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Демографическая проблема РФ – глобальная проблема человечества, связанная с убылью населения, при падении рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения и ниже уровня смертности.

Демографический кризис в РФ – глубокое нарушение воспроизводства населения РФ, угрожающее его существованию. Появление кризиса – начало 1990-х гг.

Причины:

    демоэкономические – снижение рождаемости и детности;

    социо-экономические – изменение общества, коренные экономические реформы, ухудшение среды обитания, снижение уровня жизни;

    социо-медицинские – резкое снижение качества жизни и здоровья населения, массовая наркомания и алкоголизм, повышение смертности;

    социально-этические – резкая деформация социальной структуры общества, деградация его институтов и общественной морали, массовая психологическая депрессия, кризис института семьи.

1. Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни в России: ♂57,7 лет и ♀71,2 года.

Сравни : США, Канада, Франция, ФРГ и др. развитые страны: ♂73-74 года и ♀79-80 лет; Япония: ♂75,9 и ♀81,6.

Разрыв продолжительности жизни ♂ и ♀ в РФ – 13 лет – чрезвычайный показатель.

2. Снижение рождаемости

2003 г. – рождаемость упала по сравнению с 2002 г. на 15% и достигла 9,0 родившихся на 1 000 чел.

3. Высокая смертность

2003 г. – смертность: 16,6 умерших на 1 000 чел. Сравни : США – 9,0.

4. Детская смертность

Показатель – 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до 1-го года на 1 000 родившихся живыми. Сравни : США – 5, Канада, Япония – 7, наиболее развитые страны Западной Европы – 6-8. В РФ младенческая смертность в 3 раза выше, чем в мире.

5. Рост числа абортов

Число абортов на 1 000 женщин детородного возраста в РФ – 83. Сравни : ФРГ – 5,1; Австрия – 7,7; Франция – 13,8; Венгрия – 35,6; Югославия – 38,6; Болгария – 67,2.

Примеры решения демографической проблемы в России:

2001 г. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. – констатируется плачевная демографическая ситуация в РФ, сформулированы цели и задачи демографической политики.

2007 г. – новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г .

Комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы:

    увеличение средней продолжительности жизни населения;

    подъём здравоохранения + улучшение медицинского обслуживания женщин страдающих бесплодием;

    укрепление института семьи, возрождение традиционных семейных ценностей;

    организация планирования семьи;

    пересмотр программы по половому воспитанию школьников;

    поддержка многодетности (ордена «Мать-героиня», «Материнская слава»);

    финансовая поддержка семьи (выплаты при рождении ребёнка, помощь на содержание ребёнка малообеспеченным семьям, закон о «материнском капитале» (387 640 руб. 30 коп. в 2012 г.));

    обеспечение жильём молодых семей с 2 и более детьми на льготных условиях;

    взвешенная миграционная политика, направленная на привлечения русскоязычного населения.

Решение проблем демографического развития в России и за рубежом

В соответствии с результатами статистико-математических расчетов и прогнозов, выскажем гипотезу, что повышение уровня производства ВВП, уровня жизни, основных показателей занятости населения и других экономических показателей способны вернуть демографическую ситуацию в России на ту стадию "демографического перехода", на которой он был прерван в начале 1990-х годов с началом экономического, социального и демографического кризисов. Таким образом, перспективные задачи распадаются на две группы. Первая группа задач актуальна в настоящее время и решается на стадии выхода России из демографического кризиса и возвращения на рельсы "демографического перехода". Вторая группа задач связана с отдаленной перспективой и началом движения России вслед за странами, наиболее далеко ушедшими по траектории "демографического перехода", особенно в части снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Разумеется, двигаясь за этими странами, Россия неизбежно будет сталкиваться с угрозами старения населения, балансирования рождаемости на сравнительно низком уровне, не обеспечивающем естественного воспроизводства, проблемами в сфере иммиграции.

Можно сделать вывод, что повышение рождаемости и снижение смертности до уровней, близких к наблюдавшимся в конце 1980-х годов, может произойти в результате роста ВВП и уровня жизни до соответствующих значений. Это означает, что основу демографической политики на ближайшие годы составляют рост производства, занятости, доходов населения, увеличение строительства жилья и его реальной доступности для населения. То есть демографическая политика в широком смысле - это вся экономическая политика. Тем не менее, это не означает, что государство вправе устраниться от проведения демографической политики в узком смысле - решения конкретных проблем воспроизводства населения методами, давно апробированными во Франции и других зарубежных странах и частично применявшимися в нашей стране до 1991 года.

В первую очередь необходимо усилить стимулирование рождаемости путем повышения семейных пособий в связи с рождением и воспитанием детей до уровней, сопоставимых с прожиточным минимумом (в расчете на каждого ребенка соответствующего возраста). Расходы, которые могут при этом быть возложены на государственный бюджет, несопоставимы с будущим ущербом от депопуляции, если меры против этой последней не будут безотлагательно приняты. Разумеется, необходимы также специальные программы развития здравоохранения, оздоровления условий труда, борьбы с бытовым травматизмом и другие меры по борьбе со смертностью.

Кроме того необходимо:

обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования;

доступность жилья для семей с детьми;

стимулирование рождаемости – предоставление материнского (семейного) капитала, гибкость форм…, запрет на пропаганду абортов, укрепление семьи, улучшение материальных условий жизни;

улучшение здоровья, особенно молодежи;

сокращение смертности (борьба с алкоголизмом, наркоманией);

повышение средней продолжительности жизни (борьба с массовыми заболеваниями, подъем благосостояния, улучшение здоровья);

стремиться к изменению нравственных ценностей, когда приоритетом семейной жизни становится потребность не водном ребенке, а в нескольких;

в любви к детям;

необходимо поднимать престижность многодетной семьи.

В дополнение к перечисленным мерам могут быть полезны усилия по формированию установок на самосохранительное поведение, здоровый образ жизни населения.

Стратегические цели миграционной политики исходят из приоритетов, которыми являются: сохранение демографического, трудового и оборонного потенциала, геополитическое равновесие, нормализация пропорций расселения, в первую очередь - заселение слабоосвоенных и приграничных территорий и др. Реализация эффективной политики в области регулирования миграции и населения, в частности, предполагает использование миграционного потенциала стран СНГ и Балтии в интересах демографического развития РФ, действенную защиту прав вынужденных переселенцев и беженцев на всей территории страны, содействие интеграции вынужденных мигрантов в российское общество.

Остается необходимым профилирование различных категорий иммигрантов в Россию и переход к дифференцированной полните привилегированного привлечения на территорию России соотечественников (репатриантов) из числа представителей коренных народов РФ и стран, находящихся с ней в интеграционных отношениях – в настоящее время это Белоруссия, - с соответствующим обеспечением их жильем, работой, всеми видами социальных пособий (по образцам Германии и Израиля), ограниченного допуска, на основе жестких критериев, всех прочих категорий иностранных граждан (безотносительно к их происхождению из стран СНГ и Балтии или иных стран). Среди критериев допуска последней категории мигрантов в Россию могут быть воссоединение семей, веские основания для получения статуса политического беженца, наличие капитала для инвестиций в российскую экономику, наличие дефицитных на российском рынке труда специальностей и квалификации (по образцу США и ряда других стран). Целесообразно также введение квот для последней категории иммигрантов и проведение жесткой политики депортации лиц, необоснованно (нелегально) находящихся на территории Российской Федерации. При проведении миграционной политики следует иметь в виду, что прием и достойное размещение желательных (привилегированных) категорий иммигрантов должны носить массовый характер и послужить как восполнению демографических потерь России (в частности, отрицательного естественного прироста), так и повышению качества ее рабочей силы в результате притока квалифицированных специалистов и лиц, имеющих достаточно высокий уровень образования.

В середине 1970-х гг. уровни рождаемости в "старом" и "новом" свете практически совпадали. Однонаправленными были и изменения институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. Острие молодежных волнений второй половины 1960-х гг. по обе стороны Атлантики было не в последнюю очередь направлено против неприемлемых для нового поколения форм такого контроля. Хотя "майская революция" 1968 г. в Париже закончилась, как тогда казалось, поражением молодежи, бунтовавшей против "системы", спустя всего несколько лет и в Европе, и в США началась существенная либерализация семейного и репродуктивного законодательства. Отчасти это произошло потому, что в термоядерную эру "демографическое соревнование" великих держав утратило военно-политическую актуальность, отчасти - в силу повсеместно начавшегося пересмотра функций государства.

Законодательные акты, легализующие аборт, были приняты: в Англии в 1967 г., Дании и США - в 1973 г., Швеции - в 1974 г., Франции - 1975-1979 гг., ФРГ - 1976 г. В Италии на референдумах 1974 и 1978 гг. большинство избирателей высказались против отмены законов, разрешивших разводы и легализовавших аборт. События складывались в столь согласованную картину триумфа либеральных ценностей, что впору было говорить о "конце истории" за десятилетие до того, как об этом (в более широком контексте) написал Ф. Фукуяма. Неожиданно эта картина начала распадаться. Сформировались три уровня рождаемости:

Наиболее высокий, близкий к уровню простого воспроизводства - в США;

Относительно низкий - западноевропейский;

Сверхнизкий - южноевропейский (наиболее ярко выражен в Италии).

Почти одновременно с расхождением тенденций рождаемости начали проявляться различия в тенденциях институционального контроля над сферой сексуальности и деторождения. По мере того, как отношение европейских политиков и общественности к абортам, внебрачным сожительствам и однополым бракам становилось все более либеральным, в США набирали силу консервативные тенденции.

"Первой ласточкой" стал отказ в 1984 г. администрации Р. Рейгана - непримиримого противника абортов - финансировать иностранные организации, способствующие их проведению. В 2003 г. Дж. Буш-младший подписал указ, запрещающий аборты на поздних сроках беременности, а год спустя - акт о защите нерожденных жертв насилия. В феврале 2004 г. он также выступил с предложением внести в Конституцию США поправку, исключающую возможность юридической регистрации однополых браков. Эти инициативы обосновывались соображениями морали и основополагающим значением христианских ценностей для американской нации.

Вообще, различия в отношении американцев и европейцев к религии все более увеличиваются. Так, недавние сравнительные исследования показали: в жизни 59% жителей США религия играет очень важную роль. Это намного больше, чем в Великобритании (33%), Италии (27%), Германии (21%), России (14%), Франции (11%). В американском: обществе усиливаются позиции противников абортов. Если в середине 1990-х гг., судя по опросам Института Геллапа, определяли свою позицию как pro - life (в защиту жизни, против абортов) 33% опрошенных американцев, a pro - choice (за свободу выбора, против запрета абортов) - 56%, то в 2000 г. эти показатели составили, соответственно, 45% и 47%. Инициированные республиканской администрацией изменения в репродуктивном законодательстве поддерживаются подавляющим большинством консервативно настроенных избирателей-христиан

На протяжении последних десятилетий среди населения США были по-прежнему широко распространены консервативные модели демографического поведения. Коэффициент суммарной рождаемости белых жительниц страны нелатиноамериканского происхождения составляет 1,9, что заметно выше, чем в подавляющем большинстве стран Европы. К 2002 г. 40,4% американок упомянутой категории в возрасте 40-44 лет, состоящих (или ранее состоявших) в браке, уже родили двоих детей, еще 20,1% - троих, а 8,7% - четверых и более детей. Экономически неактивны (то есть не работают и не ищут работу или не готовы приступить к ней) 45% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей. Можно, таким образом, говорить о широкой распространенности в США "консервативно-демографического" синдрома, включающего взаимосвязанные консервативные модели не только политического и электорального, но и демографического поведения.

Необходимо отметить и ряд других факторов, положительно влияющих на рождаемость в США. Это - быстрый рост заработной платы американских женщин, позволивший многим из них рожать детей "без оглядки" на не слишком надежных партнеров; бурный рост рынка услуг по уходу за детьми; достаточно щедрое субсидирование расходов родителей на оплату таких услуг из федеральных фондов. Кроме того, структурные изменения рынка труда повлекли за собой расширение числа рабочих мест с частичной занятостью (на них трудятся 32% работающих женщин в возрасте от 15 до 44 лет, имеющих детей). Наконец, следует упомянуть быстрый рост численности выходцев из Латинской Америки (в настоящий момент около 13% всех жителей США), для которых характерна несколько более высокая, чем для остального населения страны, рождаемость (значения суммарного коэффициента рождаемости составляли в 2000 г., соответственно, 3,1 и 2,1).

С начала 1980-х гг. стали расходиться и тенденции рождаемости в странах Западной Европы. Если в последних произошла стабилизация суммарного коэффициента рождаемости на уровне (в среднем по региону) 1,6-1,7 при быстром росте доли внебрачных рождений, то в Италии суммарный коэффициент рождаемости упал до небывало низких (около 1,2) отметок, тогда как доля внебрачных рождений росла гораздо медленнее.

Корни данного феномена лежат в характерных для Италии специфических отношениях между такими институтами, как государство, церковь, семья и брак. Крепость семейных уз и семейное предпринимательство издавна компенсировали в Италии слабость и неэффективность государства. Подобная организация общества резко усиливает зависимость индивида от семьи и накладывает на старших членов семьи особые обязанности перед младшими, ибо без родственной протекции найти достойное место в жизни весьма сложно.

В Италии брак по-прежнему имеет безусловный моральный приоритет перед внебрачным союзом. Отношение к институту брака остается достаточно серьезным - в возрастной группе 20-24 лет этот институт представляется устаревшим лишь 11,6% женщин и 15,3% мужчин. Кроме того, процедура развода все еще остается достаточно сложной. В результате люди не вступают в брак, потому что это слишком ответственно, и не создают внебрачного союза ввиду его предосудительности. Если в Северной и Западной Европе внебрачная рождаемость вносит значительный вклад в общее число рождений, то на юге Европы этого не происходит.

Низким оказывается и уровень брачной рождаемости. Итальянцам по-прежнему хотелось бы, чтобы в их семьях было двое-трое детей5. Однако нормы итальянского фамилизма (familismo), то есть семейственности, оказывают понижающее влияние на рождаемость, ибо требуют от родителей ревностной заботы об образовании и профессиональной карьере детей, а это - весьма дорогостоящие предприятия. Вдобавок рынок труда в Италии предлагает меньшие по сравнению с другими экономически развитыми странами возможности для гибкой занятости женщин. В результате молодые люди до последней возможности откладывают вступление в брак, что неблагоприятно сказывается на уровне брачной рождаемости. Поздней брачности способствуют также многовековые традиции совместного проживания родителей и Детей в ряде областей Италии, дороговизна арендуемого жилья, высокий, хотя и имеющий тенденцию к снижению, уровень молодежной безработицы. Многое из вышесказанного характерно и для Испании, где рождаемость также заметно ниже западноевропейской.

Смертность в странах с переходной экономикой: различия в глубине и сроках выхода из кризиса.

СССР и страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) с середины 1960-х гг. столкнулись со стагнацией или снижением продолжительности жизни. Трансформационный спад повсеместно ухудшил ситуацию. Доклад ООН в этой связи называет потери человеческих жизней, связанные со снижением продолжительности жизни мужчин молодого и среднего в возраста в ряде стран ЦВЕ (особенно в России), наиболее тяжелой "человеческой ценой" перехода от одной социально-экономической системы к другой. Тем не менее, величина такого снижения и последующая динамика показателей на востоке и западе рассматриваемого региона были различны.

Первыми вышли из спада продолжительности жизни Чехия и Словакия (в 1991 г.), Польша (в 1992 г.), Венгрия (в 1994 г.), вслед за ними - Румыния, Болгария и Молдавия (соответственно, в 1997, 1998 и 1999 гг.). В России, Белоруссии и Украине устойчивый рост продолжительности жизни не начался до настоящего времени.

Глубина кризиса продолжительности жизни в различных странах региона и сроки выхода из него определялись характером взаимодействия институтов различного типа и уровня:

правоохранительных и здравоохранительных институтов;

прав собственности;

постоянных способов мышления и действия, ставших привычкой и обычаем.

Быстрее и с меньшими потерями из кризиса - как социально-экономического, так и демографического - вышли страны, в которых:

характер социально-экономических преобразований соответствовал умонастроениям большинства населения;

институты охраны правопорядка и здравоохранения легче поддавались реформированию;

алкогольная субкультура оказывала меньшую роль на экономическую, политическую и повседневную жизнь;

уровень жизни до трансформационного спада был относительно высоким;

существовали благоприятные политические и экономические условия для иностранных инвестиций.

Совокупность всех людей, живущих на планете (человечество) или на определенной территории – материка, страны, республики , области, отдельного населенного пункта – называется населением. Разнообразные события, которые непрестанно совершаются с людьми, складывающиеся в определенные процессы, изучает специальная наука – демография.

Население постоянно находится в движении, количественном и качественном изменении, воспроизводится посредством смены поколений, а также за счет территориальных перемещений. Население Земли формирует демографическую ситуацию, т. е. состояние демографических процессов (роста и воспроизводства населения, изменение его состава, миграционной подвижности).

Быстрый рост мирового населения, большая часть которого приходится на развивающиеся страны с отсталой экономикой и неразвитой социальной сферой, которые не в состоянии обратить этот рост во благо своего развития, создает глобальную демографическую проблему, важность и значимость которой в настоящее время признаны всеми государствами , осознавшими, что связь между развитием народонаселения и природой более хрупкая, чем это казалось ранее, что рост вооруженных конфликтов и гонка вооружений, особенно в развивающихся странах, ведут к огромным материальным затратам, значительно ухудшая возможности для экономического и социального развития и тем самым для решения проблем народонаселения. Неконтролируемые миграция и урбанизация из положительных явлений превращаются в негативные. Решение всех этих проблем возможно лишь при совместных усилиях всего мирового сообщества. В значительной мере этому способствовало создание в 1969 г. в рамках ООН специального Фонда ООН для деятельности в области народонаселения и проведение под его эгидой Всемирных конференций по проблемам народонаселения.

Одним из основных документов фонда стал Всемирный план (программа) действий в области народонаселения, принятый в Бухаресте (1997 г.) на двадцать лет. В программе были рассмотрены вопросы рождаемости, смертности и темпы прироста населения, вопросы урбанизации и миграции.

Основой для действительного решения проблем народонаселения согласно плану являются прежде всего социально-экономические преобразования. В программе рассматриваются взаимосвязи между народонаселением, устойчивым экономическим ростом и устойчивым развитием, содержится призыв к разработке политики и законов , обеспечивающих более эффективную поддержку семьи , а также к содействию ее стабильности.

Многие государства стали регулировать рост населения. Правительство самой многолюдной страны – КНР – задалось целью ограничить рождаемость, запретив семьям иметь больше одного ребенка. В результате годовой прирост населения снизился с 2,8 до 1,0 % и стал ниже среднемирового. По китайскому пути решила последовать и многонаселенная Индия.

В некоторых развитых странах(Франция, Германия, Дания) проводится политика, направленная на повышение деторождаемости: семьям с двумя и более детьми выделяются хорошие пособия, предоставляются различные льготы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что такое капитализация вклада и капитализация процентов по вкладу?
Заявление на страхование осаго страхование
Зойкина квартира краткое содержание